Во‑первых, реформы в области труда и заработной платы предусматривали переход от административных методов регулирования труда к системе социального партнерства, от прямого государственного регулирования заработной платы к полной свободе предприятий и организаций в определении вида, системы оплаты труда, размеров тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат.
Во‑вторых, в условиях глубокого экономического спада производства и продолжающегося финансового кризиса стремление сдерживать инфляцию за счет сдерживания роста заработной платы привело к тому, что заработная плата перестала зависеть от количества труда и результатов деятельности и начала определяться уровнем инфляции и состоянием финансов. В результате заработная плата как цена рабочей силы перестала выполнять воспроизводственную, стимулирующую и регулирующую функции. Рабочая сила стала одним из самых дешевых товаров, несмотря на то что дешевый труд разоряет страну, тормозит технический прогресс, убивает стимулы к творческой и эффективной работе, порождает массовую бедность, разрушает нравственность и трудовую мораль, подрывает конкурентоспособность экономики.
В‑третьих, произошедшее в годы экономического кризиса значительное падение производства не сопровождалось соответствующим высвобождением работников.
В большинстве таких случаев руководители предприятий под определенным воздействием региональных органов власти не увольняли излишний персонал, а продолжали начислять (но не выплачивать) заработную плату.
В‑четвертых, в сфере трудовых отношений профсоюзный и административно‑партийный контроль прекратился, а присущее рыночным отношениям социальное партнерство на основе двусторонних и трехсторонних соглашений, которое призвано прийти им на смену, пока не оказывает достаточного влияния на уровень и дифференциацию заработной платы.
Такое развитие ситуации породило немало острых проблем в области труда. Важнейшая из них – общий низкий уровень оплаты труда. Низкая эффективность социальной политики во многом была связана с тем, что труд был самым дешевым товаром. Заработная плата составляет лишь 30–40 % денежных доходов. Доля оплаты труда в ВВП (без учета «скрытой оплаты труда», определяемой на основе экспертной оценки и отчислений в государственные внебюджетные фонды) снизилась с 44 % в 1990 г. до 21 % в 1999 г. В 2000–2002 гг. произошло ее дальнейшее падение до 20,7 %.
Хотя доля зарплаты в ВВП в Российской Федерации и увеличилась за последние годы до 49 %, но не достигает величины, сложившейся в разных странах. Основными причинами снижения уровня реальной заработной платы стали:
• снижение объема производства валового внутреннего продукта примерно в 2 раза;
• значительные размеры «скрытой» безработицы;
• ухудшение финансово‑экономического состояния предприятий и увеличение количества убыточных предприятий. По итогам 1998 г. их доля в процентах к общему количеству предприятий составила в промышленности 49,2, на транспорте ‑56,1, в строительстве – 39,6, в сельском хозяйстве – 83,1;
• недостаточное внимание к проблемам повышения уровня минимальных социальных гарантий (минимального размера оплаты труда, тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС), своевременной оплате государственных заказов при подготовке ежегодных федеральных законов о бюджете. Следствиями этих причин стали:
– низкий уровень минимальных гарантий в оплате труда. Во многом это связано с тем, что минимальная заработная плата выполняет несвойственную ей функцию технического норматива для определения размера социальных пособий, пенсий, стипендий и других социальных выплат, а также иных платежей и взносов. При этом повышение заработной платы требовало значительных средств для индексации всех этих социальных выплат. Наибольшее воздействие это оказывает на бюджетную сферу, в которой сохранено государственное регулирование оплаты труда;
– высокая дифференциация заработной платы. Предполагает сревнение заработной платы крайних 10 %‑ных групп работников. Так, на многих предприятиях чрезмерно выросла дифференциация в оплате труда руководящего персонала и остальных работников. Размер заработной платы руководителей нередко в 8‑10 раз и более превышает размер средней зарплаты на данном предприятии.
Резко увеличилась межотраслевая дифференциация. Разрыв максимального (газовая промышленность) и минимального (легкая промышленность) значений среднемесячной зарплаты достигает 8,6 раза.
Самый низкий уровень заработной платы во внебюджетных отраслях сложился в сельском хозяйстве.
Различия в уровнях зарплаты между отраслями и предприятиями вызваны в основном произошедшими изменениями в их положении на рынке товаров и услуг, неодинаковыми возможностями производить конкурентоспособную продукцию. В более выгодном положении в рыночной экономике оказались предприятия отраслей‑монополистов. В то же время в сельском хозяйстве, легкой, химической промышленности, машиностроении, где высока конкуренция импортной продукции, произошло значительное снижение объемов производства.
Также отмечалось увеличение разрыва в оплате труда работников бюджетной сферы и работников остальных отраслей экономики. Например, уровень средней заработной платы работников бюджетной сферы, основу которой составляют отрасли науки, здравоохранения, культуры и искусства, социальной защиты населения, составляет 50–60 % от уровня промышленности (табл. 3.2).
Таблица 3.2