Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


История развития русской философии




 

До середины 17 века русская философская мысль развивалась внутри богословия, поэтому правомерно говорить лишь об элементах философии, присутствовавших в богословских и литературно-художественных сочинениях. Принятие восточного христианства Русью не сопровождалось усвоением сочинений античных философов, как это было на западе. Так как этому препятствовала слабость традиции отвлеченного мышления на Руси, в русской культуре преобладали образные, художественные элементы.

Ситуация изменилась в Петровскую эпоху. Это было связано с секуляризацией[1] культуры. Философская мысль освобождалась от богословской догматики. На первом этапе самостоятельного развития русской философии (вторая половина 18 – первая четверть 19 вв.) происходит активное восприятие концепций и систем западных мыслителей (Платона, Аристотеля, Декарта, Лейбница, просветителей). Под влиянием идеологии французских просветителей были созданы оригинальные социально-политические утопии М. Щербатовым, Н. Новиковым, А. Радищевым.

В начале 19 в. на русскую философию начинает оказывать воздействие немецкая классическая философия, в силу того, что в учебных заведениях работают приглашенные из Германии профессора.

Со второй четверти 19 в. русская философия начинает поиски своих собственных, оригинальных подходов к главным для нее философским проблемам: сущность человеческого бытия, соотношение веры и разума в человеке, смысл и цели истории.

Русская философия выступала против характерных черт философской традиции Запада.

Основные принципы классической западно-европейской философии Критика западно-европейских принципов в русской философии
В структуре мироздания находился Абсолют (Бог), который в материалистической философии выступал в качестве природной закономерности, а в идеализме – как рациональное начало, высший Разум, обеспечивающий целесообразность всего происходящего в природе и человеческой истории. Отвергалось представление о рациональности мира и истории.
Главной человеческой способностью являлся разум, рассудок. Но в своем существовании человек являлся иерархически вторичным, обладавшим только относительной свободой, и всецело зависимым от пребывающего абсолютно свободным Бога. Отвергался приоритет рационального начала, рассудка в человеке; в человеке объединяются волевая, чувственная, рассудочная и интуитивная способности под контролем веры. Критиковалось представление об удаленности человека от Бога: в своей внутренней цельности каждый человек мистически связан с Богом, находится в нерасторжимом единстве с божественным бытием, а значит, обладает свободой, приближающейся к абсолютной свободе Бога.
Сама философияпонималась как система высшего рационального знания о мире, человеке и Абсолюте. Предпринимались попытки построить философию как точную науку, использующую однозначные и рационально проверяемые методы. Философия – не наука, а способ обретения подлинного смысла жизни через размышление о Боге, человеке, добре и зле, о самом себе, своих поступках и мыслях.

Мировое значение русская философия приобрела к концу 19 века, благодаря творчеству Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и В. С. Соловьева. Идеи этих философов и проникновение кантианства на русскую почву оказало влияние на формирование выдающихся мыслителей нового поколения, ярких представителей влиятельных философских течений: экзистенциализма, персонализма, неогегельянства, интуитивизма (Н. Бердяев, Л. Шестов, С. Франк, И. Ильин, Л. Карсавин, Н. Лосский). В 20 веке А. Лосев и М. Бахтин внесли огромный вклад в развитие философии культуры и герменевтики.

Естественное развитие русской философии было прервано в 1917 г. После высылки в 1922 г. в Германию известных философов религиозного направления, в России уже не было условий для свободного развития философской мысли. Хотя в советскую эпоху работали выдающиеся философы А. Лосев, М. Бахтин, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили – традиция, определявшая значительны достижения русской философии, была прервана. В настоящее время происходит возвращение к этой традиции.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 668 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2474 - | 2394 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.