В неолите представителями этого кроманьонского типа на Востоке Украины были носители днепро-донецкой культуры. Они близки с представителями мезолита Северной Европы (Эртебёлле).
Носители этого культурного комплекса говорили на праиндоевропейском языке.
***
Произошёл акт вторжения финно-угров восточного происхождения на территории заселённые европеоидами. Днепро-донецкую культуру сложили европеоиды, после чего к ним примешались финно-угорские племена.
Исследователи считают, что появление первой керамики в Финляндии связано с культурным импульсом, идущим от ранненеолитических культур, находящихся в области Днепра (днепро-донецкая и другие), через Валдай и Карельский перешеек, а также южную Карелию.
- Днепро-Донецкая культура включена в восточно-финскую группу керамики (КУЛЬТУРА СПЕРРИНГС. 4 200 – 3 300 гг. до н. э. Карелия, Финляндия, протофинны), которая характеризуется как гребенчатая. Узор на сосудах напоминал следы оставляемые зубцами гребенки, поэтому и получил такое название. Хронологически за древней гребенчатой керамикой следует ранняя гребенчатая керамика (4 200 - 3 300 гг. до н. э.).
- Финно-Угорская ветвь обособилась от уральской языковой семьи 4 – 3 тыс. до н. э.(КУЛЬТУРА ЯМОЧНО-ГРЕБЕНЧАТОЙ КЕРАМИКИ. 4 200 - 2 000 до н. э. протофинны. лапаноиды. уральцы). Прафинно-угорский язык существовал приблизительно до 2 100 г. до н. э., будучи распространённым на территории Урала и Западного Приуралья и, возможно, в некоторых соседних районах (гипотезы о центрально - азиатской, волгоокской и прибалтийской прародинах финно-угров опровергаются современными данными).
«В 4 – 3-м тыс. до н. э. расселение финно-пермцев в западном направлении (вплоть до Балтийского моря) сопровождалось постепенным обособлением прибалтийско-финских, мордовских, марийских и пермских языков, образовавших самостоятельные группы.
Создателями петроглифов в Карелии были представители культуры ямочно-гребенчатой керамики.
С культурой ямочно-гребенчатой керамики распространился антропологический тип, несущий в себе черты «смягченной монголоидности». В антропологической литературе он получил название лапоноидного. С точки зрения антропологов, «есть все основания считать, что происхождение антропологических черт носителей культур ямочно-гребенчатой керамики связано с восточными территориями России». В частности, мужской и женский черепа из погребений 19 и 20 (Сахтыш II), принадлежащие к ямочно-гребенчатой культуре и датируемые кон. 4-го – нач. 3-го тыс. до н. э. имеют выраженный монголоидный облик – «строение мозгового отдела черепа, горизонтальная профилировка лица и морфологические особенности носа у двух сахтышских черепов, несомненно, подтверждают их принадлежность монголоидной расе. Ближайшие аналоги этих находок, как показал факторный анализ, выявляются в Восточной Сибири».
В западной части финно-угорского мира значительная роль в этногенетических процессах принадлежала племенам культуры ямочно-гребенчатой керамики. Население данной культуры считает древнейшей основой финноязычных народов - протофиннами. Поселения этой культуры всегда сопровождаются захоронениями представителей уральской расы, в фенотипе которой обнаруживают монголоидные элементы.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЛИК
Произошёл акт вторжения финно-угров восточного происхождения на территории заселённые европеоидами. Днепро-донецкую культуру сложили европеоиды, после чего к ним примешались финно-угорские племена. Сказанное подтверждают и данные из могильника Ясиноватка, который (как и Васильевка II) является наиболее древним среди других могильников днепро-донецкой культуры. Причём, содержащиеся в нём погребения неодновременны и разделены периодом в 500 лет (период А и В).
Исследуя данные из Ясиноватки, И. Д. Потехина у черепов из более древних погребений выделила два разных антропологических типа. Важным представляется то обстоятельство, что различие в антропологических типах связано с половой принадлежностью погребенных: Мужские черепа - европеоидные - обладают очень крупным продольным диаметром (198,5 мм), выраженной долихокранией (70,5), широким (147,5 мм) и резко профилированным в горизонтальном сечении лицом. Анализ краниологических материалов показывает, что черты первого – местного – компонента, который прослеживается в антропологическом составе днепро-донецких племен, преобладали на севере ареала днепро-донецкой общности – в Средней Надднепрянщине и, возможно, на Волыни, в бассейнах Припяти и Немана и на верхнем Днепре. Эти регионы Украины и Беларуси охватывают ареалы киевско-черкасской, волынской, неманской культур и припятско-полесский вариант днепро-донецкой общности. По своим керамическим комплексам, орудиям труда и традиционным формам ведения хозяйства – охота и рыболовство, – они находят аналоги с хронологически близкими памятниками Южной и Юго-восточной Польши, известными под названием "культура дольково-гжебековой керамики".
Уральские (финно-угры). Т. И. Алексеева предлагает появление брахикранного компонента у днепро-донецких племён связать с контактом этих племён с популяциями культуры ямочно-гребенчатой керамики. На то же указывает и археолог В.И. Неприна, утверждая, что «о культурном смыкании раннего этапа неолита ямочно-гребенчатой керамики с ранней днепро-донецкой культурой имеется значительное количество археологических фактов».
В ареале висло-днепровского блока культур гребенчато-накольчатой керамики сосредоточены очень архаичные славянские гидронимы, отдельные из которых являются производными еще от индоевропейской праосновы. Самыми архаичными, по выводам известного русского лингвиста О. Н. Трубачева, локализуются в Надднестрянщине (Сопот, Мочац, Стебник и тому подобное), на Волыни (Стир, Стубло, Жерев но др.) и Средней Надднепрянщине (Трубиж, Говтва, Супой и тому подобное). Достаточно большая группа древнеславянских гидронимов исследована в Поросси (Тупча, Гобежа, Росава, Гончища) и на Ирпени (Ирпинь, Стрекоза). Значительное количество автохтонных славянских гидронимов (Вижва, Вилия, Иква, Клязьма, Небель, Припять, Утора) зафиксировано в междуречье Западного Буга и Случи – притоки Горини.
Женские черепа – монголоидные – характеризуются небольшим продольным диаметром (176,5 мм), выраженной мезокранией (мезокефалия, среднеголовость, мезоцефалия) и узким лбом. Ближайшие аналогии к черепам ранних финно-угров обнаруживаются в могильнике Фофаново в Прибайкалье (6-е тыс. до н. э.).
Антропологически контакт европеоидов с пришлыми монголоидами связывается уже с начальным периодом существования днепро-донецкой культуры, который соотносится с концом 5-го – началом 4-го тыс. до н. э.
Опосредованным свидетельством сложной этнокультурной ситуации, которая сложилась в Нижнем Поднепровье после появления здесь новых племен, являются многочисленные повреждения, обнаруженные на скелетах похороненных в могильниках днепро-донецкой общности. Так, на черепе № 16 из Василивки ІІ сохранился след от удара копья или стрелы; на черепе № 18 – округлая вмятина от удара тупым предметом; на черепе № 64 из Ясинуватки – пролом овальной формы, который стал причиной смерти.
- В Надпорожье (СУРСКО-ДНЕПРОВСКАЯ КУЛЬТУРА. 5700 - 4 350 лет до н. э. АРАТТА. КАМЕННАЯ МОГИЛА. Протошумеры/Яфетиды/средиземноморцы) – основном районе распространения сурской культуры – между периодом ее существования и появлением первых памятников среднестоговской культуры заметен определенный хронологический разрыв, который характеризуется безраздельным господством здесь памятников среднего этапа днепро-донецкой культуры.
На материалах Надпорожья отмечается целый ряд фактов, которые подтверждают сосуществование днепро-донецкой и сурской культуры на определенном отрезке времени. Так, например, в нижнем слое Вовчка выявлено совместное залегание сурской и ранней днепро-донецкой керамики. О сосуществовании днепро-донецкой и сурской керамики свидетельствует не только совместное залегание обломков посуды, но и общие черты ее орнаментации... Таким образом, памятники сурской культуры непосредственно сосуществовали с поселениями первого периода днепро-донецкого типа. Их носители, очевидно, еще некоторое время проживали в Надпорожье и на раннем этапе второго периода (II а) днепро-донецкой культуры.
Поселения
Жилища наземные, выявлены остатки кострищ.
Хозяйство - рыболовство, охота, собирательство, разведение домашних животных (бык, свинья), земледелие (отпечатки зерен ячменя на керамике).
«На поселениях днепро-донецкой культуры из Собачек и Среднего Стога выявлен даже домашний конь».
КЕРАМИКА
К раннему периоду относятся остродонные горшки с растительной примесью в тесте. Поверхность покрыта гребенчатым или линейным штампом. Гребенка формирует горизонтальные ряды, елочные композиции, пунктиры. Венчики прямые или плавно сужаются: некоторые гофрированы, что указывает на принадлежность к развитому этапу этой культуры.
Кремневые орудия - микролиты, топоры.
Средний период - расцвет культуры. Горшок приобретает профилированную форму - перегиб в верхней или средней части сосуда, выделяется венчик, появляется плоское дно; в тесте примесь песка; накольчатый орнамент покрывает всю поверхность сосуда (иногда и дно). Бытуют кремневые топоры, ножи, наконечники стрел и копий, сланцевые тесла, топоры, «челноки».
ПОГРЕБЕНИЯ
Появляются большие могильники (Дереивский - 161 погребение, Никольский - 83), не имеющие внешних признаков. Захоронения - коллективные (от 2 до 13 в одной могильной яме). Погребенные лежали в вытянутом положении на спине, засыпанные красной охрой; погребальный инвентарь составляют пронизки из камня, кости и раковин, пластины из клыков кабана, подвески из зубов оленя; в Никольском могильнике - медные изделия: кольцо, пронизки, золотая пластинчатая подвеска, топоры, ножи, наконечники копий, булавы (Нижневолжская культура, Культура боевых топоров, Ямная культура, Катакомбная культура.); керамика в могильниках отсутствует.
- В Поднепровье, в области распространения днепро-донецкой культуры, на ряде памятников есть и материалы среднедонской культуры.
На среднем этапе происходит расселение носителей культуры на север, запад и восток.
Ок. 3 500 г. до н. э. - разделения родов Ария и Кисека от последнего пошли прагерманцы. Сие разделение произошло после решения вече.
Часть населения Днепро-Донецкой культуры направляется в сторону Крыма 3 500 г. до н.э.
Поздний период характеризуют остродонные и плоскодонные горшки с прямыми или отогнутыми венчиками, изредка - мисочки, орнамент - оттиски гребенки, ямки, «жемчужины» в верхней части сосуда, вертикальные расчесы на венчиках; некоторые находки керамики свидетельствуют о контактах с трипольскими племенами. В инвентаре отмечены кремневые ножи, скребки, наконечники копий, каменные тесла. Поднепровье и Волынь начали заселять трипольские племена.
- На одной территории долго сосуществовали носители двух неродственных культурных традиций: позднекроманьонских носителей днепро-донецкой культуры и потомков первых местных скотоводов – носителей среднестоговской и нижнемихайловской (3 000 - 2 600 лет до н.э.) культур. Причем такое сосуществование очевидно не похоже на сосуществование завоевателей и покоренного ими населения. Скорее это выглядит как ставший традицией союз, который со временем привел к формированию двуединого народа.
Носители Днепро-донецкой культуры в Надпорожье, Приазовье и на Северском Донце были вытеснены, а частично и ассимилированы племенами энеолитической культуры Средний Стог (Культура Шнуровой керамики), возникшей ок. 3 500 г. до н.э.
Днепро-Донецкая культура эволюционировала в среднестоговскую культуру.
Иеневская культура.
Средневолжская культура. Самарская культура.
Хвалынская культура.
Днепро-донецкая культура.
Среднедонская, Нижнедонская культуры.
Среднестоговская культура.
Дне́про-доне́цкая культу́рная о́бщность — восточноевропейская субнеолитическая археологическая культура V—III тыс. до н. э., переходная к земледелию. Название предложено В. Н. Даниленко в 1956 году и позже принято Д. Я. Телегиным и другими археологами[1].
Экономика и образ жизни
Основное занятие носителей культуры — охота и рыболовство[2]. Хотя на стоянках встречаются кости собак, свиней и крупного рогатого скота, кости диких животных преобладают[3]. Поселения состояли из землянок. Погребения в виде ингумации, чаще не в индивидуальных, а в братских могилах, которые использовались многократно. Останки посыпали охрой.
Днепро-донецкая керамика сходна с посудой западных субнеолитических культур: Эртебёлле, Свифтербантской и культур французского субнеолита – и отличается от кухонной утвари культуры линейно-ленточной керамики[4], распространившейся в ту эпоху по центральной Европе с Балканским неолитом..
Генетические связи
Сходна с соседними культурами, населявшими бассейны Днепра (Трипольская культура) и Волги, в частности, с Самарской культурой (в среднем Поволжье). Известный специалист в области первобытной археологии Восточной Европы Д. Я. Телегин считал, что источником культуры был мезолит юга Белоруссии[5], то есть достаточно вероятна связь с предшествующей Буго-Днестровской культурой. Культура занимала ареал от Вислы до Днепра, но сторонники курганной гипотезы, распространяя его и на родственные культуры, доводят до Волги и Урала и считают, что носители этого культурного комплекса говорили на праиндоевропейском языке[6]. Днепро-донецкая культура была изначальным очагом для культуры ямочно-гребенчатой керамики, которая распространилась на север, двигаясь через Валдай на территорию Финляндии[7].
Днепро-донецкая культура эволюционировала в среднестоговскую культуру.
Антропологический облик
Представители днепро-донецкой культуры были ярко выраженными кроманьонцами[8], что существенно отличало их от средиземноморского облика представителей балканского неолита[9], но сближало их с представителями мезолита Северной Европы (Эртебёлле).
Согласно современным генетическим реконструкциям, среди населения Днепро-донецкой кльтуры, вероятнее всего, преобладали носители патрилинейной гаплогруппы R1a1a, связывающей их с Причерноморско-Каспийской степью, а также присутствовали носители группы I2, указывающей на родственную связь с Балканами. Впрочем, обе эти гаплогруппы, вполне вероятно, были характерны для этой территории ещё с мезолита или даже верхнего палеолита[10].