Пещерную живопись я полюбила давно. В университете по курсу истории Древнего мира мною была подготовлена презентация на данную тему. И сейчас, на её основе, расскажу про начало открытия обществом нашего древнего культурного наследия.
Пещера Альтамира находится на севере Испании, в провинции Сантадер, в Кантабрии. Альтамира – это древнее название местности, в которой расположена пещера.
Пещера Альтамира находится на севере Испании
Всё началось с открытия. О пещере знали ещё с 1868 года. Но лишь в 1879 году там начались раскопки. И связаны они были с надеждой Марселино Санс де Саутолы, (он был помещиком, археологом-любителем и коллекционером древностей) найти в пещере следы древних людей.
А дальше, прямо сюжет из поучительной истории (как, например, в моём рассказе). Взрослые всегда заняты своими делами, скованы рамками, что не замечают уникальных вещей, находившихся совсем рядом. Взрослые не смотрят по сторонам и не смотрят на звёзды В данном случае – на потолок пещеры. Наскальные рисунки нашла его девятилетняя дочь, Мария. Многие, наверное, сылшали знаменитую фразу: «Папа, смотри, волы!»
Согласитесь, действительно, неожиданная находка. Потому и распространяться о ней Саутуола не стал сразу. Лишь год спустя, в 1880-ом, он выступил публично с заявлением, что рисунки являются художественным созданием палеолитического человека.
Это дерзкое заявление указывало на то, что мнение, сложившееся к 20-му веку, о жизни и о самом палеолитическом человеке, неверно. В адрес Саутуолы посыпались насмешки и обвинения в подделке рисунков. «У эпохи Саутуолы были два божества – прогресс и эволюция»*, на которые он посягнул.
«Атеисты-палеонтологи опасались, что признание у «троглодита», не умевшего готовить даже глиняные горшки, высоких художественных способностей будет свидетельствовать скорее о боговдохновенности человека и его способностей, нежели об их естественном постепенном происхождении».
Здесь следует учитывать, что прошло только 20 лет с ещё одного переломного события в науке: Дарвин выступил со своей теорией эволюции человека.
В 1881 году — «экспертиза» наскальных рисунков Альтамиры франц. палеонтологом Арле. Заключение «экспертизы»: рисунки подделка, их нарисовал знакомый художник Саутуолы.
Саутуолу поддержал лишь один влиятельный в научных кругах человек – Хуан Виланнова, археолог и профессор геологии. Он несколько раз выступал с докладами, что рисунки Альтамиры относятся к палеолитическому времени. Но в ответ лишь слышался смех… В конце концов, Виланнова, испугавшись за свою научную карьеру, отказался от своих слов! Вот такие дела…
Саутуола остался один. А в 1888 году он умер, так и не дождавшись признания своего открытия и выдвинутой гипотезы… Он не был специалистом в области археологии, вообще, в науке, но посягнул внести в неё изменения.
Первооткрыватель Альтамирской живописи Марселино Санс де Саутуола
Долгий путь признания.
1895 год — французским археологом Эмилем Ривьером найдена наскальная живопись в пещере Ла Мут, во Франции. Он, Ривьер, несколько лет назад отрицал рисунки Альтамиры, а тут такое – сам оказался в его положении. И ему тоже не поверили. На пещеру просто не обратили внимания.
Год — (спустя 22 года после объявления о находке Саутуолы) — под действием всё новых открытий пещерной живописи, Арле повторно посетил Альтамиру и признал подлинность рисунков. В том же году известный археолог Эмиль Картальякпубликует в журнале «Антропология» статью «Раскаяние скептика», в которой сожалеет о травле Саутуолы и замалчивании его открытия. Пещерная живопись признана делом рук палеолитического человека.
Открытие рисунков в Альтамире повлекло за собой планомерное и продолжительное исследование других пещер, открытие новых памятников палеолитической живописи.
Рисунки Альтамиры доказывали, что культура человека не пропорциональна его техническому развитию, и что древний человек имел творческое мышление.
С момента открытия палеолитической живописи прошло 132 года, с момента признания научным сообществом — 109 лет.
Насмешки и неверие в прошлом, наоборот – пещерную живопись эпохи палеолита всесторонне исследуют, ведутся поиски в других пещерах; уже открытые охраняют и сохраняют, многие из них признаны всемирным наследием ЮНЕСКО.
Учёные же пытаются осмыслить живопись древнего человека и понять, зачем в суровых условиях того времени, во тьме пещер, часто в труднодоступных местах наши предки создавали свои шедевры.
Процитирую учебник истории для 5 класса Ф.А.Михайловского: «Искусство возникло у «человека умелого». Но неужели он творил просто ради развлечения?»
Далее в том же учебнике идёт ответ на этот вопрос: для наших предков произведения искусства имели другой, «какой-то особый смысл» и, автор, связывает всю палеолитическую живопись с верованиями людей.
Одним словом, искусство той эпохи носило прежде всего утилитарный характер – таков вывод многих учёных, и, к сожалению, именно такая, односторонняя, картина вкладывается в умы детей через школьные учебники истории.
С другой стороны, есть люди, понимающие всю суть палеолитической живописи: искусство невозможно без творческого замысла, без высокого интеллектуально-духовного развития мастера – и это первооснова, источник.
Когда открыли рисунки Альтамиры, общество конца 19 века не было готово воспринять древнего человека в новом свете. Многое ли изменилось с тех пор? Не остался ли он и сегодня для большинства из нас «троглодитом»?