Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


О композиции и сюжетном ходе




Понятие «композиция» означает обусловленное содержанием, характером и назначением построение художественного произведения, которое во многом определяет его восприятие. Композиция - важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.

Но ведь мы имеем дело с особым видом художественного произведения - со сценарием концерта, В этом случае понятие «композиция», помимо сказанного, подразумевает не только простое установление порядка номеров (эпизодов), а еще такое их чередование, которое наиболее полно и образно выразит главную мысль концерта и в то же время обеспечит нарастание его тем-поритма и эмоционального воздействия на зрителя.

Поиск и нахождение композиции концерта - один из важнейших этапов в процессе создания театрализованного тематического концерта, в конкретизации его замысла, его решения.

А коль скоро сюжетный драматургический ход, как мы только что говорили, образно выражает логику развития действия, то для тог о чтобы выстроить композицию концерта, режиссер должен придумать такой сюжетный ход, который, точно и ярко выражая тему и идею концерт, позволит как бы нанизать все номера (эпизоды) на один стержень.

Поиск сюжетного драматургического хода - дело не такое легкое, как может показаться на первый взгляд. Приходится мысленно перебирать десятки подсказываемых фантазией ходов, каждый из них соотносить с замыслом, пока не найдется тот единственный, который позволит образно выявить идею, тему, сверхзадачу и содержание концерта, а также в определенной логике выстроить его сквозное действие.

Если мы обратимся к концерту, посвященному годовщине Победы, то в этом случае сюжетных ходов может быть великое множество. >го и «Эстафета славы», раскрывающая художественными средстннми тему преемственности воинских традиций. И как бы «Выпуск фронтовой газеты», в которой действенное повествование о войне и 11обеде ведется с использованием ее разделов и рубрик (по принципу «живой ппстм»). Такой сюжетный драматургический ход был применен, например, в гептра-лизованном концерте «Вечерняя Москва», который проходил на сцене Зеленого театра ЦПКиО им. Горького в Москве. В этом концерте все и его построение, и эпизоды - было связано с выпуском «сценического варианта» любимой москвичами газеты.

Это может быть «Песня», содержание и построение которой выражается соответствующими эпизодами. Скажем, «Священная война» А. Александрова на стихи В. Гусева или «День Победы» Д. Тухманова на стихи В. Харитонова. Слова этих песен от строфы к строфе несут в себе огромный драматургический заряд. Сюжетным ходом могут стать «Ожившие страницы» либо «Говорят свидетели», как цепь показаний, рассказ очевидцев событий. Причем свидетельствовать могут не только люди, но и предметы - «ожившие» памятники, стены, камни мостовой, газетные сообщения и т.п. С таким сюжетным драматургическим ходом в Ленинграде был поставлен театрализованный тематический концерт «Го-

ворят камни Ленинграда». Сюжетным ходом может стать «Поход по местам боевой славы», как путешествие по памятным, связанным с войной, местам города, села, области.

Вообще прием «путешествие», обозрение оДин из самых распространенных приемов, используемых как в театрализованных тематических концертах, так и в массовых представлениях. Можно «путешествовать» в прошлое, будущее и т.п.; на корабле, машине времени. Можно взять музыкальное произведение, вызывающее у зрителей определенную ассоциацию, связанную с каким-либо событием, выражающее его, либо сыгравшее какую-то роль в известном всем событии.

Нет нужды продолжать дальше перечисление возможных вариантов сюжетных драматургических ходов. Как и говорить о том, какую они играют роль в создании сценария и самого концерта.

Однако тот или другой сюжетный ход сам по себе останется мертвым, если фантазия режиссера (сценариста) не подскажет художественные образные пути его выражения - в построении действия каждого эпизода и всего концерта в целом.

Когда-то, теперь уже в прошлом веке, в годы, когда официально отмечались различные юбилейные даты, в театрализованном концерте, посвященном 60-летию комсомола Рязани, который назывался «Это наша с тобой биография» (это и было его сюжетным ходом), действие строилось не только по принципу раскрытия в каждом эпизоде какого-либо события из истории рязанского комсомола, но для зрителей, на их глазах, одновременно создавалась как бы летопись этих событий и дел. На порталах сцены над ступенями-площадками были укреплены два широких, подкрашенных под очень светлый мрамор, полотнища, которые по ходу концерта постепенно поднимались. В финале они целиком закрывали порталы. Во время действия, в начале, середине или конце эпизода на правые или левые ступени поднимался один из участников и писал углем дату события, о котором шла на сцене речь, и фамилии в нем участвующих. При этом не обязательно что-то произнося. Все зависело от характера развивающегося на сцене действия, от того, возникала или не возникала такая необходимость. Кстати, эти рождающиеся на глазах зрителей живые летописи дел и свершений молодых рязанцев стали главными опорными точками построения финальной мязансцены концерта.

Один "из эпизодов этого концерта посвящался войне; юношам и девушкам рязанщины, сражавшимся на фронтах Отечественной войны, и тем, кто не возвратился к родному порогу.

Вот как это было. - «..Темнота. Лучи прожекторов медленно скользят по замершим в последнем прощании юношам и девушкам (молодежный хор). В звуки войны (фонограмма): вплетается песня А. Новикова «Дороги». На экране-заднике появляются слова:





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1286 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2164 - | 2100 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.