Исследование политического психолога должны быть направлены только на создание и осуществление адекватной политики, не имеющей целью морального, экономического, физического подавления оппонентов субъектов политики.
5.1.1. Правило взаимоуважения политического психолога и объекта политики. Высказывания политического психолога не должны содержать оскорбительных намерений, рекомендаций, оценок, комментариев.
5.1.2. Правило безопасности действий политического психолога для объекта политики. Исследования политического психолога и его рекомендации не должны составлять основу опасности ни для кого из участников политического процесса.
5.1.3. Правило предупреждения не адекватных действий субъекта политики относительно объекта политики. Субъект политики не должен требовать, а политический психолог не должен позволять использовать результаты своей работы для нанесения ущерба объекту политики.
Принцип компетентности политического психолога.
Политическим психологом является специалист, имеющий соответствующее его деятельности образование и квалификацию, а также опыт работы, подтвержденный государственными документами.
5.2.1. Правило обоснованности результатов деятельности политического психолога. Политический психолог должен обладать знаниями, умениями и навыками формулирования научных итогов своей деятельности.
5.2.2. Правило сотрудничества политического психолога и субъекта политики (депутата, лидера партии, государственного и общественного деятеля и т.д.. Политический психолог и субъект политики должны информировать друг друга по всем момента своего сотрудничества без скрытия действительных мотивов своей деятельности.
5.2.3. Правило профессионального поведения политического психолога относительно объекта политики (избирателя, демонстранта, бастующего и т.д.). Политический психолог должен обладать способностями и навыками общения взаимодействия с объектом политики.
Принцип беспристрастности политического психолога
Практикующий политический психолог не должен быть руководителем, соруководителем, активистом какой-либо политической организации, борющейся за власть.
5.3.1. Правило научности результатов деятельности политического психолога. Политический психолог в своих исследованиях или практических действиях может опираться только на научные знания, умения или навыки, за получение которых он получил соответствующий диплом.
5.3.2. Правило адекватности методов деятельности политическом психолога относительно объекта политики. Политический психолог не должен использовать незаконные или аморальные методы получения информации или воздействия на субъектов и объектов политики.
5.3.3. Правило взвешенности сведений, предаваемых политическим психологом гласности. Высказывания, рекомендации, действия политического психолога не должны содержать причин или оснований, создающих любую форму опасности для людей, вовлеченных в политику.
5.4. Принцип конфиденциальности деятельности
Политического психолога
Политический психолог ни в какой форме не должен разглашать полученных им конфиденциальных сведений о субъектах и объектах политики, и эти сведения могут быть приравнены к врачебной или государственной тайне.
5.4.1. Правило кодирования сведений психолого-политического характера. Все исследовательские материалы политического психолога должны содержать указания на исследуемого носителя психологических качеств в закодированной форме: любая произвольная комбинация чисел или букв число вместо имени и фамилии.
5.4.2. Правило контролируемого хранения сведений психолого-политического характера. Политический психолог хранит сведения психолого-политического характера о субъекте или объекте политики в месте и условиях, исключающих их не контролируемое использование.
5.4.3. Правила корректного использования сведений психолого-политического характера. Все сведения психологического характера, полученные политическим психологом, используются только лишь в тех целях, ради которых проводилось исследование.
При соблюдении настоящих принципов и правил деятельности политического психолога гарантируется профессиональное и личная безопасность субъектов и объектов политики, самого политического психолога, адекватной политики не наносится ущерба.
Проф. Юрьев А.И.
Санкт-Петербургский государственный университет
Факультет политологии
Кафедра российской политики
E-Mail: yuriev@robotek.ru
2. ВАЖНЕЙШИЙ ПРИНЦИП: СОПРЯЖЕНИЕ НАУКИ И ПРАКТИКИ
Принцип 1: сопряжение политики, политологии и психологии.
Сопряжение политики, политологии и психологии пока представляет довольно трудную задачу из-за разобщенности этих видов деятельности, каждый из которых пытается внутри себя кустарными методами сделать то, что профессионально делают смежные научно-практические дисциплины. Опыт совмещения основных знаний, формирующих политика 5-го поколения приобретался на практике сначала в психолого-политической переподготовке партийных кадров к глобальным изменениям в стране (1987 г., Дюны, СПб), потом первых Представителей Президента РФ перед их назначением (1991 г., Осиновая Роща, СПб), затем первых назначаемых Губернаторов РФ (там же), потом на подготовке кадрового резерва регионов России и т.д. В процессе этой работы удалось к психологам присоединить юристов, экономистов, философов и др.
Чтобы ясно понимать, чему, как и кого готовить, необходимо обладать теоретическим и методологическим обеспечением этого процесса. Самая трудная задача заключалась в сопряжении реальной политики, политологии и политической психологии, их взаимодействия и распределения между ними зон ответственности. В соответствии с рекомендациями Международной организации политической психологии (ISPP) было определено, что:
А) Политическая психология – наука, изучающая связь между политическими явлениями и психологическими феноменами, и направлена на объяснение политической ситуации, порожденной психическим состоянием политического человека и общества.
Политическая психология обнаруживается в процессе прямых эмпирических исследований политического человека, порождающего политическую ситуацию. Процесс исследования идет от психологии политического человека, как постоянной величины, к политическим изменениям, как переменной величине. Психология политического человека принимается как данность в ее реальном проявлении, а политика описывается как переменная величина, разрушаемая или поддерживаемая политическим человеком.
Цель политической психологии. Обнаружение закономерностей в связях между политическими явлениями и психологическими феноменами, которые проявляются в изменениях поведения человека в отношении политики.
Задачи политической психологии: получение данных о психолого-политических особенностях субъекта политики (политических лидеров и политических партий), объекта политики (избирателей, граждан, коллективов и др.), о психологических механизмах политической деятельности (интеллектуальной экспансии, правового регулирования, экономического принуждения и физического насилия).
Предмет политической психологии. Предметом исследования являются те психолого-политические особенности субъектов и объектов политики, которые определяют эффективность изучения власти, ее проектирования, формирования и применения. Кроме этого, рассматриваются все психологические инструменты, влияющие на состав, структуры, функционирование власти – психология жизненного пространства, психология массовидных явлений, место психологии политики в жизнеобеспечении общества.
Объект политической психологии. Объектом исследования является психология "политического человека", – т.е. человека, чьи качества определяются взаимодействием с властью и влиянием той политической среды, в которой он находится. Качества политического человека преображаются, когда он оказывается в различных политических средах. Под политической средой понимаются массовидные политические явления типа толпы, митинга, парламента, коллектива, армии, партии и т.д., в которых оказывается политический человек.
Теоретико-методическая основа политической психологии. Теоретико-методической основой являются разработки В. М. Бехтерева, изложенные в "Коллективной рефлексологии" и других его работах, междисциплинарный подход к изучению психики человека Б. Г. Ананьева, системные описания в психологии, предложенные В. А. Ганзеном, анализ психологии деятельности Г. В. Суходольского
Гипотезы политической психологии:
1.Политическая деятельность является профессиональной трудовой деятельностью, требующей специального образования и воспитания, обеспеченного теорией и методологией а) изучения, б) проектирования, г) эксплуатации власти.
2.Политическая деятельность является обязательной и незаменимой составной частью психологического жизнеобеспечения общества со своим предметом, средствами и содержанием труда.
3.Существом психологии политики является психология власти, имеющая психологический состав, структуру, функции и психологические законы существования и применения власти.
4.Человек по своей природе политичен в такой же степени, как социален, физиологичен или биологичен. Взаимодействуя с властью в различных политических средах, он изменяет свои специфические психолого-политические состояния.
5.Для человека характерна система психолого-политических состояний, посредством которых осуществляется достижение поставленных политических целей.
6.Существует система психологических качеств информации, используемых для влияния субъекта политики на объект политики в процессе политической деятельности.
7.Психолого-политические экспериментальные исследования позволяют оценивать меру политической стабильности общества.
Б) Психологические основы политологии, как науки, изучающей государство, партии и другие институты власти в обществе, воздействующие на него, заключаются в измерении психологической реакции политического человека и общества на эти воздействия.
Психологические основы политологии обнаруживаются в процессе прямых эмпирических исследований политического человека в конкретной политической ситуации. Процесс исследования идет от политики, как постоянной величины, к психологическим изменениям человека, как переменной величине. Политика принимается, как данность, в ее теоретическом или реальном проявлении, а измеряются психологические реакции на нее политического человека и общества, которые она порождает с точки зрения ее поддержки или сопротивления ей.
Цель психологических основ политологии. Измерение эмпирически установленной психологической реакции политического человека и общества на политику для корректировки ее конструкции и методов достижения искомого результата. Под измерением психологической реакции понимаются измерения психических состояний и свойств политического человека в связи с конкретными политическими акциями.
Задачи психологических основ политологии: установление закономерностейустойчивой зависимости психолого-политических особенностей субъекта политики (политических лидеров и политических партий), объекта политики (избирателей, граждан, коллективов и др.) от политических инструментов, которые применяются для интеллектуальной экспансии, правового регулирования, экономического принуждения, физического насилия.
Предмет психологических основ политологии. Предметом исследования являются психолого-политические особенности и состояния политического человека и общества, определяемые политикой и дающие возможность прогнозировать вероятность достижение запланированного результата.
Объект психологических основ политологии. Объектом исследования является субъекты и объекты политики, чьи психологические качества определяются политикой и политической средой, в которой он находится. Качества политического человека преображаются, когда он оказывается в различных политических средах: в толпе, на митинге, в парламенте, в коллективе, в семье, в армии и т.д.
Теоретико-методическая основа психологических основ политологии. Теоретико-методической основой являются разработки В. М. Бехтерева, изложенные в "Коллективной рефлексологии" и других его работах, междисциплинарный подход к изучению психики человека Б. Г. Ананьева, системные описания в психологии, предложенные В. А. Ганзеном, системные описания политической психологии А. И. Юрьева.
Рис. 1. Разведение политической психологии (1), психологических основ политологии (2), реальной политики и политологии (4), исследования политического человека и политического общества (3), как самостоятельных научных проектов на пересечении политологии (изучения), реальной политики (функционирования) и психологии (коррекции). (Юрьев, 2010)
Гипотезы психологических основ политологии:
1. Психологическая оценка состояния населения региона позволяет уверенно судить о вероятности достижения целей политики в этом регионе.
2. Математическое моделирование социальных и политических процессов позволяет модифицировать политику с целью достижения ее цели.
3. Эмпирические психологические исследования дают научный прогноз развития конкретных политических событий и общих политико-экономических тенденций.
4. Индивидуальное психологическое тестирование и консультирование политиков является обязательным условием эффективности их политики.
5. Знание о психологическом содержании смысла, целей, ценностей проводимой политики является обязательным условием успешной реализации политического проекта.
6. Воплощение конкретной политики возможно только в случае специальной психологической подготовки и организации привлеченных для этого кадров для минимизации нежелательных реакций на проводимую политику.
7. Теория и практика партийного строительства и политического управления базируется на психологических данных, полученных эмпирическим путем.
8. Политика, вызывающая массовидные явления при эскалации социального напряжения, может быть правильно скорректирована только на основе данных их психологического исследования.
Все эти годы преподаватели активно работали в реальной политике (консультантами, советниками, руководителями избирательных кампаний, депутатами и т.п.), а в 2009 году группа преподавателей кафедры политической психологии СПбГУ перешла на работу на факультет политологии СПбГУ, где в среде профессиональных политологов все эти годы изучает политологию в процессе реального научного и учебного процесса. Сейчас это дает основание считать, что преподавателям удалось овладеть знаниями и на позиции 3 (Рис.1), на пересечении реальной политики, политологии и психологии. С этой позиции осуществляется вся работа, которая представлена в следующих фрагментах.