3. Эмпиризм.
4. Герменевтика.
5. Деизм.
18. Под основными вопросами философии обычно имеются в виду те вопросы, от решения которых прежде всего зависит реализация философией своих функций. Такими важнейшими вопросами, находящимися между собой в системной связи в современном философском знании, являются, исключите лишнее.
- Основной субстанциональный вопрос (каковы первичные, фундаментальные основы этого мира).
- Основной гносеологический вопрос (познаваем ли окружающий нас мир).
- Основной смысложизненный вопрос (каков истинный мир человеческих ценностей и смысл жизни человека).
- Основной методологический вопрос (каковы основные принципы подхода к научному исследованию мира в целом, а также отдельных его сфер, процессов, явлений).
- Основной антропологический вопрос (причины возникновения, эволюции человеческих рас).
19. Направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII века – Франсуа Вольтер, Жан-Жак Руссо) признавали наличие Бога, который, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей.
- Дуализм.
- Деизм.
- Политеизм.
- Монотеизм.
- Объективный идеализм.
20. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют противоречия, которые человеком не будут разгаданы никогда. Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Иммануил Кант выделил четыре, исключите лишнее.
- Ограниченность пространства.
- Простое и сложное.
- Познаваемость мира.
- Свобода и причинность.
- Наличие Бога.
Список рекомендуемой литературы
1.Антология мировой философии. В 4-х томах., М.: Мысль, 1969-1972г.
2.Барулин В.С. Социальная философия. М., 2000г.
3.Бердяев Н.О. О рабстве и свободе человека. М., 2006г.
4.Бердяев Н.О. Царство Духа и Царство Кесаря. М., 2005г.
5.Бруно Дж. О бесконечности Вселенной и Мирах. Самара, 2007г.
Лекция №3.
Тема: Философия в Античной культуре
План:
1.Социокультурный контекст формирования и развития Древнегреческой философии. 2.Генезис философии. 3.Влияние греческой мифологии. 4.Самоопределение философии и отмежевание от мифа. 5.Эпистемологический поворот философских поисков. 6.Постановка этико-политических вопросов. 7.Роль софистов и Сократа в дальнейшем развитии древнегреческой философии. 8.Парменид: у истоков формирования философского доказательства. 9.Фундаментальный характер постановки Платоном проблемы знания и компетентности. 10.Философия Платона как форма поиска установления приоритета Разума над Природой и Обществом. 11.Философия Аристотеля как энциклопедия античной культуры. 12.Ангажированность и значимость проблемы знания для достижения разумной жизни. 13.Проблематизация путей получения знания и компетентности. 14.Формирование этической компетентности и её роль в получении знаний о разумных действиях. 15.Логика как органон взвешенного мышления. 16.Цивилизованный человек как форма раскрытия человеческой природы. 17.Жизнь в обществе как условие творческой реализации возможностей Разума. 18.«Полития» как разумная жизнь в обществе – цель человеческого сообщества. 19.Философские поиски обеспечения личного счастья. 20.Эпикуреизм как философия личного благополучия. 21.Рационализация путей достижения гедонизма. 22.Стоицизм как философия достижения личного счастья. 23.Киники или философия поиска естественного образа жизни. 24.Римский стоицизм как духовный путь напряжённого поиска между аскезой и политическим долгом. 25.Идея естественного права как основа установления всеобщего правопорядка. 26.Влияние концепции стоицизма на организацию римской государственной и правовой жизни. 27.Влияние античной философии на формирование рационального отношения человека к миру, на стратегию рационального господства человека над природой и социальным миром. 28.Влияние мировоззренческих ориентиров античной философии на формирование культурного и социально-политического активизма человека.
Текст лекции
1.Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием "античная философия".)
Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.
• демократический – VII -V вв. до н. э.
• классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.
• эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.
• римский - I в. до н. э. - V в. н. э.
2.К досократическому периоду относится деятельность так называемых философов - "досократиков":
• милетской школы - "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена)
• Гераклита Эфесского
• элейской школы
• атомистов (Демокрита, Левкиппа)
• некоторых иных философов
Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.
Классический (сократический) период - время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса).
К данному этапу относятся:
• философско-просветительская деятельность софистов
• философия Сократа
• зарождение "сократических" школ
• философия Платона
• философия Аристотеля
Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже "досократиков":
• меньше уделяли внимания поиску первоначала
• допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса
• выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон - автор учения о "чистых идеях", предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир)
• положили начало спору между материализмом и идеализмом
• проявили интерес к проблеме человека, общества, государства
• от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному
• внесли вклад в развитие логики
• вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ)
Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:
• распространение антиобщественной философии киников
• зарождение стоического направления философии
• деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.
• философия Эпикура и пр.
Отличительные черты эллинистической философии:
• кризис античных моральных и философских ценностей
• снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним
• отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам
• поиск физической и духовной опоры в самом себе
• стремление к отрешению от действительности
• преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур)
• признание высшим благом - счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур)
Наиболее известными философами римского периода являлись:
• Сенека
• Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.)
• Тит Лукреций Кар
• поздние стоики
• ранние христиане
Для философии римского периода было характерно:
• взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древнегреческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой)
• фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну - античную философию
• влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.)
• близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором)
• небольшое внимание к проблемам окружающей природы
• повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства
• расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека)
• расцвет стоической философии, сторонники" которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости)
• преобладание идеализма над материализмом
• все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов
• повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни
• рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей
• постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию
3.В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности:
• материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров)
• древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом
• стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира)
• на поздних этапах - смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека)
• допускалось существование богов
• древнегреческие боги были частью природы и близки людям
• человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы
• были заложены два направления в философии - идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период - материалистическое, в классический - имели одинаковое влияние, в эллинистический - материалистическое, в римский - идеалистическое.
1.Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII - У вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.
К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:
• милетская школа
• школа пифагорейцев
• школа Гераклита Эфесского
• элейская школа
• атомисты
Характерными чертами досократических философских школ являлись:
• ярко выраженный космоцентризм
• повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы
• поиск первоначала, породившего все сущее
• гилозоизм (одушевление неживой природы)
• доктринерский (недискуссионный) характер философских учений
2.Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета - крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии.
Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Философы милетской школы:
• выступали с материалистических позиций
• занимались не только философией, но и другими науками - точными и естественными
• пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа "физиков")
• искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир
Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:
• первоначалом всего сущего считал воду ("архэ")
• представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде
• считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом - одушевлял все сущее)
• допускал наличие множества богов
• считал центром вселенной Землю
• точно определил продолжительность года - 365 дней
• сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).
Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:
• первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится
• вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы
• первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина)
Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра:
• первопричиной всего сущего считал воздух
• выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.)
• проводил параллели между душой человека ("психэ") и воздухом ("пневмой") - "душой космоса"
• отождествлял божества с силами природы и небесными светилами
3.Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):
• первоначалом всего сущего считал огонь
• вывел закон единства и борьбы противоположностей - ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита)
• считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды")
• был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории
• признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим)
• всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос - Мировой Разум
• выступал за материальность человеческой и мировой души
• был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности
• движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему"
4.Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI - начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика:
• первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа)
• выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием)
• считали единицу мельчайшей частицей всего
• пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное - нечетное, светлое - темное, прямое - кривое, правое - левое, мужское - женское и др.).
5.Элеаты - представители элейской философской школы, существовавшей в VI - V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.
Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.
Элеаты:
• изучали проблемы познания
• жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое
• были сторонниками монизма - выводили всю множественность явлений из единого первоначала
• считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма)
6.Атомисты - материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) "строительным материалом", "первокирпичиком" всего сущего считали микроскопические частицы - "атомы".
Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" - противоположность "линии Платона" - идеалистическому направлению).
В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:
• весь материальный мир состоит из атомов
• атом - мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего
• атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни)
• атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.)
• между атомами существует пространство, заполненное пустотой
• атомы находятся в вечном движении
• существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира
• атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания
1.Софисты - философская школа в Древней Греции, существовавшая в V - первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" - мудрецы, учителя мудрости).
Среди софистов выделяются группы так называемых:
• старших софистов (V в. до н. э.) - Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий
• младших софистов - Ликофрон, Алкидамант, Трассимах. Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности
2. Для софистов характерно:
• критическое отношение к окружающей действительности
• стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли
• неприятие основ старой, традиционной цивилизации
• отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании
• стремление доказать условность государства и права, их несовершенство
• восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики
• субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека
3.Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов - логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.
Примером данного умозаключения является "рогатый" софизм:
"То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь".
Данный результат достигается не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а в результате некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.
4.Несмотря на то, что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они:
• критически взглянули на окружающую действительность
• распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались древнегреческими просветителями)
5.Видным представителем старших софистов являлся Протагор (V в. до н. э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют".
Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:
• вне человеческого сознания ничего не существует
• нет ничего раз и навсегда данного
• что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности
• если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности
• вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека ("То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким")
• окружающий мир относителен
• объективное (истинное) познание недостижимо
• существует только мир мнения
Одному из современников Протагора приписывается создание произведения "Двоякие речи", которое также подводит к мысли об относительности бытия и познания ("Болезнь есть зло для больных, но благо для врачей"; "Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков и гробовщиков") и учит молодого человека достигать победы в споре при любой ситуации.
Оригинально и революционно для того времени и отношение Протагора к богам: "О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию — и вопрос темен, и людская жизнь коротка".
6.Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 - 399 гг. до н. э.).
Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.
Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.
Философ был сторонником этического реализма, согласно которому.
• любое знание есть добро
• любое зло, порок совершается от незнания
Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом - цикутой.
Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:
• способствовал распространению знаний, просвещению граждан
• искал ответы на извечные проблемы человечества - добра и зла, любви, чести и т. д.
• открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании
• ввел диалогический метод нахождения истины - путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов
• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ".
7."Сократические школы" - философские учения, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу "сократических школ" относятся:
• Академия Платона
• школа киников
• киренская школа
• мегарская школа
• элидо-эритрийская школа
Академия Платона - религиозно-философская школа, созданная Платоном в 385 г. до н. э., имевшая целью исследование философских проблем, почитание богов и муз и просуществовавшая до VI в. н. э. (около 1000 лет).
Киники - философская школа, которая обосновывала идею свободы вне общества (асоциальной свободы). Ее представители проверяли свои философские изыскания на себе. Киники вели паразитический, бродяжнический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, концентрировали внимание на человеческих пороках.
Наиболее известными представителями киников являлись Антисфен, Диоген Синопский (прозванный Платоном "Сократ, сошедший с ума").
Киренская школа основана в IV в. до н. э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Представители данной школы (киренаики):
• выступали против изучения природы
• высшим благом считали наслаждение
• соответственно целью жизни видели наслаждение, счастье воспринимали как совокупность наслаждения, богатство - как средство для достижения наслаждения
Мегарская школа основана учеником Сократа Евклидом из Мегары в IV в. до н. э. Представители - Евбулид, Диодор Крон.
Мегарцы считали, что существует абстрактное высшее благо, которое не поддается точному описанию, - Бог, разум, жизненная энергия. Противоположности высшего блага (абсолютного зла) не существует.
Помимо философских теоретических изысканий мегарцы вели активную практическую деятельность (фактически занимались софистикой) и получили прозвище "спорщики".
Представители мегарской школы (Евбулид) стали авторами известных апорий, то есть парадоксов (не путать с софизмами), - "Куча" и "Лысый", с помощью которых пытались понять диалектику перехода количества в качество.
Апория "Куча": "Если на землю бросить зерно и к нему добавлять по одному зерну, то с какого момента на этом месте возникнет куча? Может ли совокупность зерен превратиться в кучу после добавления одного зерна?"
Апория "Лысый": "Если из головы человека выпадает по одному волосу, то с какого момента он становится лысым? Можно ли установить конкретный волос, после выпадения которого человек становится лысым? Можно ли установить грань, разделяющую "еще не лысого" и "уже лысого"?"
1.Киники - одна из философских школ Древней Греции сократического периода.
Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.
Главная цель кинического учения - не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни - вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) - и проверка данного образа жизни на себе.
2.Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:
• возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества)
• добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество
• отсутствие постоянного места жительства, скитания
• паразитический образ жизни, попрошайничество
• предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене
• восхваление физической и духовной бедности
• крайний аскетизм
• замкнутость
• критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических
• непризнание авторитетов
• воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни
• неготовность к спору, стремление подавить собеседника
• отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам
• концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах
• радикализм, парадоксальность, скандальность. Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений
В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.
3.Диоген Синопский (точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н. э., современник Александра Македонского) - наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Диогена - "кинос", "собака", что на греческом языке созвучно слову "киник"). В действительности название - от слова "Киносарг" - холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками.
Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным поведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей:
• жил в бочке
• заявил царю Александру Македонскому: "Отойди и не загораживай мне солнце!"
• выдвинул лозунг: "Без общины, без дома, без отечества" (который стал его собственным жизненным и философским кредо, а также его последователей)
• вывел понятие "гражданин мира" (космополит)
• отвергал брак
• жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни
• не признавал никаких законов, кроме закона природы
• гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством