Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теоретические истоки качественных методов




Качественную парадигму называют иногда гуманис­тической социологией, а также интерпретативной или понимающей — в соответствии с теоретическими кон­цепциями, лежащими в основе данного направления.

В отличие от структурализма, где социальные струк­туры представляются как довлеющие над индивидом, что и обеспечивает социальный порядок в обществе, здесь индивиды понимаются как агенты социального действия (Г. Зиммель, Дж. Мид, М. Вебер). Они не явля­ются продуктами или более того "жертвами" социально­го мира, но скорее думающими, чувствующими, действу­ющими субъектами, которые творчески участвуют в со­здании мира вокруг себя, придают свой смысл и значе­ние как собственному поведению, так и поведению дру­гих. Большие социальные системы при таком подходе рассматриваются как возникающие из сложного процесса взаимодействий, в котором общие "смыслы и значения" устанавливаются и, в определенной мере, разделяются все­ми участниками социального взаимодействия. Например, всем понятно, что означает одно слово "да!" произнесен­ное во время обряда бракосочетания. Оно символически структурирует все действия и имеет одинаковое смысло­вое значение для всех участников обряда.

Поэтому качественную социологию называют также субъективной социологией. 'Следуя традициям Макса Вебера, социолог-"качественник" выясняет, какие значе­ния придает субъект своему действию. Эти субъектив­ные значения интерпретируются исследователем и вы-сираиваются в определенной логической последователь­ности для конструирования типических моделей чело­веческого поведения.

Ее можно назвать также микросоциологией или "фрагментарной" социологией, ибо при таком подходе внимание концентрируется на микроанализе конкрет­ных взаимодействий (интеракций). Г. Зиммель [103] считал, что глобальные социальные теории в социологии невозможны, В своем анализе он опирался на "микро­основы" человеческого опыта, в первую очередь — его культурную составляющую, благодаря чему, по мнению Зиммеля, возможно, с одной стороны, понимание инди­видуального опыта реальной жизни, с другой -- виде­ние общества как целого мозаичного полотна, сотканно­го из множества "фрагментов" [365].

Качественную методологию часто называют интерпретапгивной или понимающей, так как здесь социолог рассматривает действия социальных агентов как мотиви­рованные, имеющие смысл и ориентированные на других. Эти действия подлежат анализу именно посредством про­никновения в те смыслы и значения, которые им прида­ют сами люди, то есть путем понимания и интерпретации социальных действий (М. Вебер, Г. Зиммель).

Символический интеракционизм (Дж. Мид [349], Ю.Хабермас [335], X. Блюмер [317]) привнес в каче­ственную социологию представление о языке, как клю­чевой основе для интерпретации смыслов социальных коммуникаций. Согласно этому подходу, интеракции в обществе обеспечиваются посредством языка, через об­мен жестами, символами. Человеческое действие не мо­жет быть понято только лишь на основе фиксации его внешних проявлений, для этого необходимо познание внутреннего символического смысла, воплощенного в языке, понятном участникам взаимодействия.

В феноменологической традиции эти идеи разви­ты вплоть до представления о том, что понять мотивы поведения человека можно лишь исходя из представле­ния о его биографической ситуации, по словам А. Шю-ца, его "жизненном мире" [362]. Люди субъективно кон­струируют социальную реальность, привнося в каждую социальную ситуацию свои мотивы и модели поведения (П. Бергер и Т. Лукман [20]) и, когда такие ситуации по­вторяются, применяют те же мотивы и модели поведе­ния, типизируя их. Так внутренний мир субъекта ста­новится достоянием других, типизируется и, в конечном счете, "институцианализируется" [20. С. 80—92].

 

Этнометодология опирается на исследование смыс­лов (значения) поведения путем эмпирического наблюде­ния за рутинной каждодневной практикой людей. Обыч­ные люди считаются здесь экспертами, более компетент­ными в своем каждодневном опыте, чем кто-либо из про­фессиональных социологов. И это используется как ис­точник познания повседневной практики отдельных со­циальных групп. Данный аспект анализа называют так­же фольклорной социологией (Г. Гарфинкель[326]).

Итак, с точки зрения методологии качественная или гуманистическая социология является по своей сути микросоциологией; исследователь концентрирует внимание на субъекте, агенте социального действия и обращается прежде всего к его личностному повседнев­ному опыту и взаимодействиям с другими, выражен­ным в словах, высказываниях, рассказах о собственной жизни. Анализируя интерактивную информацию (сло­ва, жесты, коммуникативные символы), социолог осмыс­ливает и интерпретирует особые формы локального социального существования людей; он обобщает свои наблюдения и переводит их на язык научных терминов для теоретической интерпретации скрытого социаль­ного смысла или механизмов функционирования данно­го аспекта социальной реальности.

Различия стратегий в качественной и количест­венной методологии.

Сказанное можно теперь суммировать в схеме, ко­торая дает представление о различиях двух подходов (схема 30)2.

2С небольшими изменениями мы используем здесь схему К. Пламера [356. С.6].

 

Качественная социология формируется сравнитель­но недавно3 и достаточно терпимо относится к разным исследовательским методам и стратегиям: их в настоя­щее время можно насчитать более 40 видов. Поэтому понятийный аппарат и процедуры исследования сфор­мулированы здесь нежестко.

3 Расцвет качественной социологии связывают с развитием Чи­кагской школы в 20-30-е гг. — такими именами, как У.Томас и Ф, Знанецкнй, Р. Парк, Е. Бургес, Э. Богардус, П. Япг, К. Шоу и др. Изве­стны их исследования по отклоняющемуся поведению и криминологии, этническим проблемам и урбанистике (проблемы городских окраин), а также теоретические работы по case study и историям жизни, исполь­зованию личных документов и автобиографий. Ими проводился также ряд экспериментов по сравнению возможностей качественных и коли­чественных методов. Впоследствии, под напором критики со стороны позитивистов и в связи с уходом со сцены представителей Чикагс­кой школы, эти исследования были забыты. Возродились они в начале 70-х гг. как ответ на социальную потребность в гуманизации науки.

 

Приводимые нами схемы, последовательность процедур научного поиска носят скорей характер "путеводителя", призванного помочь сориентироваться в особой исследовательской ситуации и выбрать свой вариант стратегии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 358 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2258 - | 1997 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.