Под личностью понимают социальные качества, приобретенные индивидом в процессе социализации.
В социологии выделяется несколько подходов к изучению личности:
1. Диалектико-материалистический
2. Антропологический
3. Нормативный
4. Социологический
5. Персоналистический
6. Теория «зеркального Я»
7. Биолого-генетический.
Диалектико-материалистический подход: к концу 20-х годов ХХ века практически сформировалась данная концепция. Она оставалась доминирующей в СССР до конца 80-х гг. Согласно этой концепции развитие личности – диалектический процесс, он обусловлен 4-мя факторами: биологией индивида, его социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием. Биологическое и социальное рассматривалось в пользу последнего, т.е. то, что дано природой, не является фатальной детерминантой. Биологическое – потенциальная возможность, которая реализуется в способностях при содействии 3-х основных факторов. Акцент делался на социальном, пренебрежение к биологическому привело к гонению на педагогику. В 30-е гг. она была объявлена лженаукой.
Антропологический подход: в нем личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого. Личность уподобляется понятию индивида. Классический антропологический подход нашел отражение в работах Фейербаха. Он рассматривает человека как продукт природы, игнорируя социальный контекст в развитии личности. В настоящее время в чистом виде практически не встречается. На позиции абсолютного антропологизма стоит классический бихевиоризм. Он отождествляет понятие индивид, личность, человек. Он игнорирует определяющую роль социальной среды в развитии личности.
Нормативный подход: в нем личность определяется набором положительных качеств, признаков. Следовательно, личность характеризуется такими положительными качествами как высокая сознательность, ответственность, соц. Активность, нравственность.
Социологический подход: личность рассматривается прежде всего как объект и продукт соц. отношений. Личность – конкретное выражение сущности человека, реализация в нем системы социальных черт и качеств данного общества.
Персоналистический подход: в определенной мере он выступает в качестве противовеса антропологическому и социологическому подходам. Личность рассматривается как абсолютно самостоятельная и индивидуально неповторимая целостность. Наиболее полное выражение этого подхода проявилось в экзистенциализме. Согласно данной концепции сущность личности рассматривается в ее абсолютной духовной самостоятельности и уникальности. Окружающая человека среда, т.е. природа и соц. отношения, мешают ей уйти в неповторимый внутренний мир. В современном индустриальном обществе, в мире вещей человек теряет свою индивидуальность, растворяет свое «Я» в массе. Крупными представителями экзистенциализма являются Хайдегер, Сартр.
Теория «зеркального Я»: ее автором является американский социолог, основоположник теории «малых групп» Кули. Он считает признаком истинно социального существа способность выделить себя из группы и осознать свое Я. Обязательным условием этого является общение с другими людьми.
Биолого-генетический подход: предполагает, что поведение человека заложено в биопрограмме, примитивный детерминизм. При таком подходе игнорируется роль соц. среды, культуры в становлении человека как соц. существа. Вместе с тем исследования социобиологов и этнологов выделяют такие поведенческие стереотипы, которые ранее были достоянием человеческого существа, а именно, склонности к межличностному общению, особенности сексуального поведения мужчины и женщины, агрессивность и др. Учет биологических и генетических качеств не означает отрицания роли соц. среды.
За последнее время многие исследователи при изучении личности делают попытки совместить несколько подходов, тем самым пытаются избежать односторонности.
Человек с самого начала взаимодействует с соц. средой, с обществом. Процесс этого взаимодействия характеризуется понятием социализация.
Социализация – процесс освоения человеком окружающей соц. среды и превращение его в личность, т.е. соц. качество.
В ходе социализации реализуются заложенные в человеке природные задатки. Общество при этом создает условия для саморазвития личности. Процесс социализации проходит ряд этапов. В современной литературе в качестве основного критерия социализации бралась трудовая деятельность, в соответствии с этим выделяли 3 основных этапа социализации: дотрудовой; трудовой; послетрудовой (связанный с выходом на пенсию). Однако эти этапы не учитывали особенности первой и последней стадий. Третий этап не учитывал процесс ресоциализации, т.е. освоения человеком новых ролей.
В западной литературе выделяют 2 этапа социализации: первичная (от рождения до формирования зрелой личности); вторичная или ресоциализации. Под последним этапом понимается своеобразная перестройка личности в период ее соц. зрелости.
Социализация происходит под влиянием соц. окружения условий и соц. институтов. К соц. институтам социализации относят семью (родителей), школу (в широком плане), СМИ, формальные и неформальные организации.
Социализация личности
Понятием «социализация» обозначают процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей общества, являющихся неотъемлемым условием его включения в социально-культурную среду. Данный процесс идет на протяжении всей жизни человека. Процесс социализации обеспечивает непрерывное производство и воспроизводство общественной жизни. В результате социализации происходит активное вовлечение индивида в деятельность различных социальных групп.
Социология разделяет две стадии социализации личности:
· адаптация, когда ребенок воспринимает окружающий его мир таким, каков он есть. Об адаптации можно говорить и в том случае, когда взрослые резко меняют условия жизни — место работы, жительства и др.;
· интериоризация сводится к усвоению социокультурных норм и ценностей, когда они становятся собственными убеждениями личности.
В результате социализации происходит: приобретение индивидом социального «Я»; он становится личностью с характерными для нее ценностями, убеждениями и т.д.;
трансляция культуры от одного поколения к другому. Таким образом, личность представляет собой результат сложного взаимодействия наследственных и социальных факторов. Неотъемлемый элемент социализации — усвоение ролей.
Социальная роль — это модель поведения, обусловленная местом личности в системе общественных или межличностных отношений.
Принятие индивидом той или иной социальной роли обычно зависит: от ожиданий окружающих по отношению к личности; статуса личности.
Некоторые социологи (Р. Минтон, Р. Дарендорф) закономерно определяют личность как продукт ролевых предписаний. Реализация личностью социальной роли обусловлена целым рядом факторов: способностями, интеллектом, особенностями строения тела, способствующими или затрудняющими выполнение ролей; тем, как определяет роль конкретной личности принявшая ее социальная группа; структурой группы, степенью ее упорядоченности; степенью идентификации индивида с группой.
В социологии с понятием социальной роли личности тесно связано понятие «социальный статус» — место или позиция личности в системе социальных отношений, определяющей роли личности. Социальный статус имеет функциональную и оценочную составляющие, которые показывают, с одной стороны, что личность может делать и что она делает, а с другой — каким образом ее действия оцениваются социальной группой и обществом в целом.
Социализация не ограничивается рамками семьи, она пролегает и через другие малые группы и социальные институты: сверстники, школа, армия, вуз и др.
Особенности социализации личности определяются характером групп, в которые она включена. Включение в группу немыслимо вне формирования определенной системы потребностей и интересов, закрепляющих принятые в данной группе способы восприятия, мышления, реагирования в типических ситуациях.
Таким образом, социализацию личности можно свести к усвоению ценностно-нормативных установок.
Этот механизм включает: деятельность (игровую, учебную, профессиональную); общение (взаимодействие с окружающими людьми); развитие самосознания.
В результате функционирования данного механизма происходит формирование индивидуальности, социальная самоидентификация личности, т.е. личность начинает осмысливать свою социальную принадлежность, социальные роли, формирует самооценку.
Основными агентами социализации являются семья, ровесники, школа и др. группы.
Социальный контроль
Социальный контроль - способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе правового) регулирования. Стабилизирующая функция системы социального контроля заключается в воспроизводстве господствующего типа общественных отношений, социальных (групповых, классовых, государственных) структур. Направленность и содержание социального контроля зависят от исторически обусловленных социально-экономических, политических, идеологических, моральных и иных социологически-культурных характеристик данной социальной системы.
Социальный контроль - элемент более общей системы регулирующих воздействий на поведение индивидов со стороны общества. Отличительной чертой этой формы воздействия являются упорядоченность, формализованность, категоричность требований, предъявляемых индивиду, их нормативность, обеспеченность санкциями (как формального, так и неформального порядка). Система социального контроля использует социальные нормы, которые находят отражение в идеологии, философско-этических воззрениях, художественном творчестве.
Социальное (групповое) действие, выступая в системе социального контроля в виде реакции па индивидуальное поведение, выполняет функцию социального стимула (позитивного или негативного), предопределяющего характер последующих индивидуальных действий, в силу чего они становятся реакцией на социальные действия. Индивидуумы (индивидуальное действие) и социальная группа (социальное действие) - таковы исходные элементы системы социального контроля. К ним относятся также те промежуточные переменные социально-психологического характера, которые, будучи структурными элементами субъектов (индивида и социального образования), непосредственно влияют на характер и направленность их действий. К их числу относятся:
а) самосознание и самооценка субъекта (как индивида, так и социальной группы);
б) восприятие и оценка субъектом социальной ситуации
(социальная перцепция), присущие как индивиду, так и социальной группе.
Социальный контроль может либо усиливать возникающие в обществе отклонения, либо смягчать их, приводить в норму.