Центральный вопрос, к которому обратился Бакли, состоит в том, что социология может заимствовать у теории систем. Во-первых, поскольку теория систем происходит от точных наук и поскольку она, по крайней мере в глазах своих приверженцев, применима во всех поведенческих и социальных науках, она предлагает для их объединения общий язык. Во-вторых, теория систем имеет многоуровневый характер и может одинаково применяться как к самым крупномасштабным, так и к самым маломасштабным, как к наиболее объективным, так и к наиболее субъективным аспектам социального мира. В-третьих, теория систем интересуется разнообразными отношениями многих аспектов социального
[216]
мира и таким образом противодействует выборочному анализу социального мира. Теория систем утверждает, что сложные отношения элементов нельзя вычленять из целостного контекста. Теоретики систем отвергают мысль о том, что общество в целом или другие крупномасштабные компоненты общества следует рассматривать как целостные социальные факты. Вместо этого акцент делается на отношениях или процессах на различных уровнях социальной системы. Бакли так описал этот подход:
Интересующий нас вид системы в целом можно описать как совокупность элементов или компонентов, которые прямо или косвенно образуют причинную сеть так, что в любой определенный период времени каждый компонент более или менее стабильно соотносится, по крайней мере, с несколькими другими (Buckley, 1967, р. 41)
Ричард Э. Бол предлагает четкую концепцию соотносительной ориентации теории систем, или того, что он называет общей теорией систем (ОТС):
ОТС начинается с процессуального понимания реальности как в основе своей состоящей из отношений между отношениями, как это иллюстрируется в используемой в современной физике концепции «тяготения». Термин «тяготение» в принципе не описывает объект. Нет такой «вещи» как тяготение. Это набор отношений. Считать эти отношения существующими объектами — значит впадать в овеществление... ОТС-подход требует, чтобы социологи развивали логику отношений и создавали концепции социальной реальности с точки зрения соотношений (Ball, 1987, р. 66)
В-четвертых, системный подходпозволяет рассматривать все аспекты социокультурных систем с точки зрения процесса, в особенности сети информации и коммуникации. В-пятых, что, возможно, самое важное, теории систем присущ целостный характер. В своем определении этого подхода Бакли рассматривал его как включающий интеграцию крупных объективных структур, систем символов, действия и взаимодействия и «сознания и самосознания». Бол также воспринял идею уровневой интеграции: «Индивид и общество рассматриваются равным образом: не как отдельные сущности, а как взаимообразующие области, связанные различными процессами "обратной связи"» (Ball, 1978, р. 68). Фактически, теория систем столь настроена на интеграцию, что Бакли критиковал склонность других социологов проводить между уровнями аналитическое различие:
Зачастую мы замечаем в социологии тенденцию настаивать на том, что называется «аналитическим разграничением» между «личностью» (предположительно с внутричерепным содержимым), символьными системами (культурой) и моделями социальных отношений (социальными системами), хотя реальное творчество сторонников таких различий показывает, что оно вводит в заблуждение либо зачастую непригодно на практике (Buckley, 1967, р. 101)
(Бакли был здесь отчасти несправедлив, поскольку в процессе собственной работы во многом использовал тот же подход. Для теоретиков систем, очевидно, приемлемо проводить аналитические разграничения постольку, поскольку их проводят, чтобы лучше исследовать взаимосвязи между различными аспектами
[217]
социальной жизни.) Наконец, сторонники систем склонны рассматривать социальный мир с точки зрения динамики, придавая первостепенное значение «социокультурным проявлениям и динамике в целом» (Buckley, 1967, р. 39).
Некоторые общие принципы
Бакли рассматривал отношения между социокультурными, механическими и органическими системами. Он сосредоточился на описании существенных различий между ними. В некоторых системах координат континуум движется от механических систем к органическим и к социокультурным системам. То есть он идет от наименьшей сложности элементов к наибольшей, от низшей их нестабильности к наивысшей и от самой низкой степени зависимости элементов от системы в целом к самой высокой ее степени.
При других измерениях системы различаются качественным образом, а не просто количественно. В механических системах взаимоотношения частей основаны на передаче энергии. В органических системах они больше базируются на обмене информацией, чем на энергии. В социокультурных системах эти взаимоотношения еще больше основываются на информационном обмене.
Эти три типа систем также различаются по степени открытости — закрытости, т. е. по степени взаимного обмена с элементами более обширного окружения. Более открытая система более способна к избирательной реакции на более обширное по набору и деталям нескончаемое разнообразие внешней среды. С этой точки зрения механические системы скорее замкнуты, органические системы более открыты, а социокультурные — наиболее открыты из рассматриваемых видов систем (как мы увидим, Луман не согласен с последним утверждением). Степень открытости системы связана с двумя важнейшими понятиями теории систем: энтропией, или тенденцией систем к неупорядоченности, и негантропией (отрицательной энтропией), или их тенденцией к выработке структур (Bailey, 1990). Замкнутые системы скорее имеют энтропийный характер, тогда как открытые — негантропийный. Социокультурные системы также имеют тенденцию к большему внутреннему конфликту, чем два других типа. Наконец, социокультурные системы могут иметь целенаправленный и целеустремленный характер, поскольку получают из внешней среды обратную связь, позволяющую продолжать движение к целям.
Обратная связь представляется существенным аспектом кибернетического подхода, применяемого теоретиками систем к социальной системе. Такой подход противоположен равновесному, характерному для многих социологов (например, Парсонса), претендовавших на исследования с точки зрения системного подхода. Использование обратной связи позволяет приверженцам кибернетического подхода в теории систем исследовать конфликт, рост, эволюцию и внезапные изменения. Открытость социальной системы внешней среде и влияние на систему внешних факторов — важные моменты для этих теоретиков систем.
На социальные системы также оказывают влияние разнообразные внутренние Процессы. Здесь важны два других понятия. Морфостаз относится к процессам, способствующим самосохранению системы, тогда как морфогенез обозначает
[218]
процессы, содействующие изменениям и росту сложности систем (более подробно об этих процессах см. обсуждение творчества Арчер в главе 11). Социальные системы порождают все более сложные «промежуточные системы», находящиеся между внешними силами и действием системы. Некоторые из этих промежуточных систем способствуют самоподдержанию системы, другие содействуют изменениям. Эти промежуточные системы» становятся все более независимыми, автономными и определяющими действия системы. Иначе говоря, благодаря этим промежуточным системам социальная система становится менее зависимой от внешней среды.
Эти сложные промежуточные системы выполняют в социальной системе разнообразные функции. Например, они позволяют системе временно приспосабливаться к внешним условиям. Они могут направить систему от враждебного к более подходящему окружению. Они могут позволить системе реорганизовать свои элементы, чтобы более эффективно взаимодействовать с внешней средой.