Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


История Латинской Америки с древнейших времен до начала XX века. ЧАСТЬ I. Тема 5. Общественный строй колоний




РУДН

Сословно-классовая и этническая структура колониальных обществ: общее и особенное. Понятия "креол", "метис", "пардо" и др.

Положение индейского населения Испанской Америки. Королевские указы о статусе индейцев. Общины и редукции. Миссионерская деятельность католической церкви и монашеских орденов. Парагвайские индейцы под управлением Ордена Иисуса (1610-1767).

 

Негры-рабы в юридическом смысле образовывали сословие. Они везде были бесправными, хотя отношение к ним в разных колониях было неодинаковым. Так, английские и голландские колонии, имевшие более либеральное управление, отличались крайней жестокостью в обращении с неграми. Во французских, испанских и португальских колониях значительное ограничение произволу рабовладельцев чинила католическая церковь, по настоянию которой негров обязательно крестили и потому освобождали от работы по воскресеньям и религиозным праздникам. Кроме того, церковь неустанно добивалась от королевских властей и колониальных чиновников, чтобы были узаконены браки между рабами и чтоб запретить хозяевам продавать раздельно членов одной семьи. И королевская власть, обладавшая деспотическим, т.е. абсолютистским, характером, во многих вопросах уступала давлению церкви и вмешивалась в отношения хозяев со своей частной собственностью, регулируя их черными кодексами. Для французских колоний такой Черный кодекс появился уже в 1685 г. Он регламентировал поведение рабов, в том числе устанавливал наказания за соответствующие провинности, вплоть до смертной казни. В то же время он налагал множество обязательств и на хозяев, предписывая, чем и в каком количестве рабов следовало кормить, во что одевать, как с ними обращаться, как лечить и каким штрафам и иным наказаниям подобало подвергать хозяев за варварское и бесчеловечное обращение с рабами. В испанских колониях долгое время выходили указы, касавшиеся отдельных сторон взаимоотношений рабов и рабовладельцев. И только в 1789 г. появился королевский указ, который, как и упомянутый Черный кодекс, охватывал все стороны взаимоотношений рабов и рабовладельцев, жестко регламентируя условия труда, питания, обеспечения одеждой и медицинским обслуживанием рабов, организацию их быта, досуга, браков, семьи, а также наказания для хозяев, нарушавших закон.

В особое сословие в испанских колониях после принятия Новых законов в 1540-х годах превратилось индейское население. Оно обладало собственной материальной основой общинным землевладением, собственной общинной организацией с ее круговой порукой и органами управления, особой подушной податью и трудовой повинностью, особыми судами (протекториас де индьос). Хотя множество королевских указов беспрестанно напоминало, что индейцы суть такие же подданные короля, как и испанцы с метисами, в законодательном порядке они отождествлялись с несовершеннолетними. Любая тяжба креола или метиса против индейца, любой контракт с ним и т.п. совершались исключительно в присутствии особого судьи протектора индейцев. Преступления против индейцев карались строже тех, что совершались против испанцев. Кроме того, великое множество королевских декретов и подзаконных указов вице-королей защищали индейское сословие не только от произвола предпринимателей и местных властей, но даже от тесных контактов между этими последними и индейскими общинами и редукциями.

К сословию с особой подушной податью принадлежали также вольноотпущенные негры, мулаты и самбо, которые в Карибском бассейне назывались цветными, в Южной Америке пардос, а в Мексике кастас. Среди них встречались весьма состоятельные и образованные люди, которым, например, во французском Сан-Доминго принадлежало до 25% земельного фонда страны и 20% рабов. Но основная масса оседала в городах в качестве домашней прислуги, мелких ремесленников и торговцев, трудилась по найму в городах и в сельском хозяйстве, занималась земледелием в качестве арендаторов помещичьих земель либо на самовольно захваченных королевских землях.

Хотя европейцы устремлялись в Новый Свет ради быстрой наживы и крупные состояния действительно случалось сколотить как знатному дворянину Эрнану Кортесу, покорителю Мексики, так и неграмотному в прошлом свинопасу Франсиско Писарро, завоевателю Перу, большинство переселенцев и их белых потомков оставались все же бедняками. Вместе с группами смешанного населения, вольноотпущенными неграми и покидавшими общины индейцами они примыкали к социально и этнически пестрой массе свободного мелкого крестьянства и городских низов.

Верхнюю ступень общества занимали высшие чиновники колониального аппарата и церкви, владельцы золотых приисков и серебряных рудников, преуспевавшие торговцы, судовладельцы и промышленники, крупные землевладельцы. Поскольку недра принадлежали короне и только сдавались в аренду, самой надежной и престижной собственностью считалась недвижимость, в первую очередь земля.

Социальные различия в колониях усложнялись расовыми. Теоретически цвет кожи сам по себе не определял социального положения индивида, отчего в низших слоях общества встречались белые бедняки, а среди богатой верхушки индейцы, владевшие крупными латифундиями, или мулаты и даже вольноотпущенные негры, обладавшие плантациями и рабами. Однако белый цвет кожи имел решающее значение при занятии постов в колониальном аппарате, участии в органах местного самоуправления, ношении оружия и европейской одежды, доступе к образованию и т.п.

Среди белого населения только в британских и голландских владениях существовало формальное равенство между уроженцами колоний и метрополий. В остальных же владениях имелось немало трений между собственно европейцами и креолами, поскольку в органах управления на уровне вице-королевства, генерал-капитанства или губернаторства господствовали первые, в то время как за вторыми оставались органы местного самоуправления. Но те и другие ревностно отстаивали свои привилегии от притязаний со стороны цветных.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 382 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2215 - | 2158 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.