Наше перестроечное время, с особой актуальностью поставившее задачи модернизации образования и воспитания, (СНОСКА: См. «Концепцию модернизации российского образования на период 2010 года» / Распоряжение Правительств;) Российской Федерации от 29 декабря 2001 года; Городская целевая программа «Модернизация московского образования (Столичное образование — 3)» от 20 ноября 2001 года) высветило и еще одну проблему, связанную с воспитательными проблемами создания и развития коллектива - это воспитание в личности учащихся таких качеств личности как коммуникативность и толерантность. Именно они в решении задач формирования, у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, деловых и предпринимательских качеств, способности к сотрудничеству и лидерству, умения разрешать конфликты и с достоинством выходить из сложных жизненных ситуаций имеют приоритетное значение.
Это стало насущным требованием времени по двум основным причинам. Во-первых, как отмечает исследователь этой проблемы П. Степанов (СНОСКА: Степанов П. Как воспитать толерантность? — «Народное образование», 200!, № 9. С. 91—92) «приходится констатировать, что среди молодежи достаточно широко распространились расистские, националистические, профашистские настроения, процветают различные формы дискриминации по групповому, возрастному, половому и другим признакам». Это итог. А начинается все с малого: неприятия другого человека (даже маленького к маленьким) -за «не такое, как мое отношение к книге, игрушке, еде, предметам быта, фильму, поступку, подарку, нравственным ценностям — доброте, справедливости, товариществу, дружбе, любви...
И во-вторых, нельзя назвать толерантным господствующее в нашем обществе отношение к детству: ребенок зависим от взрослых и материально и морально. «Мы не ценим ребенка за самобытность, просто не замечаем своеобразной детской субкультуры или считаем ее чем-то неразвившимся, несерьезным, каким-то суррогатом» (СНОСКА: Степанов П. Как воспитать толерантность? — «Народное образование», 2001, № 9. С. 91—92). Из-за этого обостряется проблема «отцов» и «детей», растет стена неприятия одних другими.
Острота проблемы и необходимость ее разрешения обусловила появление Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 — 2005 годы)» (СНОСКА: Журнал «Народное образование», 2002, № 1. С. 255-263).
В процессе школьного воспитания эту проблему решить можно в логике развития ученического коллектива, что позволяет целенаправленно влиять на развитие личности учащихся коммуникативности и толерантности.
Коммуникативность (от лат. соттшпсаЫНз — соединимый, сообщающийся) понимается как «совместимость (способность к совместной работе), способность к общению, общительность» (Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. М., 2001. Кн. 1. С, 716). А толерантность (от лат. ю1егаппа — терпение) имеет два важных для педагогов-практиков значения: 1) «способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды», 2) «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» (Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. М., 2001. Кн. 2. С. 1583).
Как видим, эти два понятия тесно между собой связаны и переплетены: толерантность человека позволяет ему легко вступать в коммуникативные связи с другими людьми, а этически грамотная позиция в общении делает человека толерантным.
Есть как бы два аспекта у этой проблемы воспитания. Во-первых, с позиций гуманной педагогики воспитатель принимает ребенка (детей, весь детский коллектив) таким, каков он есть — с его достоинствами и недостатками, его успехами и промахами, хорошими взглядами и поступками, с болезнями роста и ошибками. Принимает, понимает.., чтобы вести его развитие дальше, воздействуя позитивно и собственной личностью, и организованным взаимодействием со сверстниками в детском коллективе. Поэтому столь важными становятся такие способы воздействия педагога как обеспечение каждому достойного, удовлетворяющего его места в коллективе, подход с оптимистической гипотезой, диалектическое сочетание уважения и требовательности, оказание психолого-педагогической поддержки в решении насущных проблем каждого ребенка, любого детского коллектива, создания воспитывающих ситуаций, проецирующих позитивное развитие: от негативных качеств личности — к позитивным, от ошибочных взглядов и просчетов - к их преодолению, от асоциальной и антисоциальной позиции -к проявлениям позиции, оцениваемой в логике стремления к ИСТИНЕ, ДОБРУ, КРАСОТЕ.
А во-вторых, задача педагога, работающего с детским коллективом -внедрять в сознание и поведение детей идеи толерантности — терпимого отношения к мнениям, взглядам, оценкам, поступкам, образу жизни своих сверстников, соприкасающихся с ними взрослых людей — родителей, педагогов, случайно встретившихся людей. Идеями толерантности должна быть пронизана вся жизнедеятельность детей в школе и дома, в ближайшем бытовом окружении. Как же эти два аспекта могут быть реализованы в практике воспитания?
Это прежде всего забота о благожелательном психологическом климате в детском коллективе и о культуре отношений взрослых и детей: «каждый человек — наивысшая ценность, которую нужно бережно культивировать», «Не судите — да не судимы будете,», «Живите для улыбки друга», «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой»... Эти и многие другие принципы отношений проецируют проявления толерантности в отношениях.
Идея психолого-педагогической поддержки, осуществляемой детьми и взрослыми (помощь в учебе, «роскошь человеческого общения» в совместных делах — походах, «огоньках», дружеских чаепитиях и встречах, позитивное разрешение конфликтов со сверстниками и взрослыми, научение приемам самопознания и самовоспитания...).
Общая организация жизни и деятельности коллектива (во всех видах деятельности), мажорный стиль и тон способствуют налаживанию товарищеских и дружеских отношений меду детьми и взрослыми, развитию сотрудничества, 'взаимопомощи, сотворчества.
Могут быть использованы и специальные формы воспитательной работы с детьми: серия классных часов под рубрикой «Интересный человек рядом»; цикл уроков человековедения «Я и другие люди», «Человек среди людей», «Роскошь человеческого общения»; различные тематические классные часы, специально посвященные определенным нравственным качествам, связанным с развитием толерантности: альтруизм, великодушие, гуманность, доброта, милосердие, достоинство личности.., а также и развенчивающие негативные качества — недоброжелательность, жестокость, равнодушие, бестактность, злословие, высокомерие, критиканство и т.д.
Возможно использование специальных, интересных по форме и содержанию творческих занятий по воспитанию толерантности. (СНОСКА: Автор их П. Степанов — в ж. «Народное образование», 2001, № 9. С. 92-97; 2002, № I. С. 159-165) Темы их таковы: «Презентация субкультур», «Социальное «дно»: проблемы общественного отношения и государственной политики», «Этнос, нации, межнациональные отношения», «Слушается дело о кавказской войне», «Военный противник: проблема отношений».
Это и индивидуальная работа с детьми — трудными, одаренными, шалунами, изгоями, «классными шутами», юными воришками, грубиянами, дерзкими нарушителями школьного распорядка, любителями «псевдосвободы»...
Это и работа воспитателя с детьми (подростками) из неформальных объединений разного толка — фанатами, панками, хакерами, меломанами...
И еще. Видимо, есть специфика в проявлении толерантности, проявляемой в отношениях «воспитатель о воспитанник». Безусловно, мы должны принять как должное всю палитру нравственных отношений воспитанника — к музыке, поэзии, живописи, науке и учению, к образу жизни и поведения, к религии, к сверстникам и взрослым... Но ведь в практике воспитания мы встречаемся и с безнравственным, даже противоправными взглядами, точками зрения, поступками... Вот примеры.
§ Шестиклассник съезжает на перилах по школьной лестнице, размахивая ногами - ударяет первоклассницу, поднимающуюся навстречу, по лицу, разбивая в кровь нос и губу. На выговор подоспевшей учительницы отвечает: «Я — человек свободный. Как хочу так и веду себя. Пусть бы она посторонилась. А разбитый нос — это ее проблемы».
§ Подросток, замеченный в кражах, заявляет: «Воровал, ворую и буду воровать! Задача в том, чтобы научиться не попадаться. Ведь сейчас все воруют».
§ Две девочки, восстанавливая «справедливость», избили третью. Одноклассницы оказались на стороне избивавших: «Так Лизке и надо: она — сплетница».
§ В классе принято повальное списывание. Не дает списывать и сама не списывает одна Вера В. Естественно, она в классе стала изгоем.
§ А сколько прозвищ и кличек бытует в детской среде по поводу принадлежности сверстников к разным национальностям — не счесть!
Подобных примеров в школьной практике немало. Как быть в подобных ситуациях: Принимать? Терпеть? Проявлять толерантность?
Видимо, в воспитании ребенка (подростка логика принятия иная, чем в отношениях взрослых людей (со сформировавшейся твердой позицией в отношениях к окружающему миру). Педагог же в отношениях с воспитанником принимает его таким, какой он есть, временно, условно пытается понять, почему таким стал, а в последующих воздействиях старается повлиять с целью изменения отношений воспитанника в логике их позитивного развития. Лишь на этой основе развивается взаимопонимание, постепенное взаимопринятие и взаимодействие, что приводит, в конечном счете, к подлинной толерантности, т.е. безусловному принятию самобытной личности воспитанника. Самобытный во всем — темпераменте, характере, способностях, увлечениях, склонностях, убеждениях, поступках и т.д. Кроме безнравственного и противоправного в структуре личности.