Таким образом, основной идеей теории и методики воспитания является идея саморазвития ребенка (подростка): он есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо. Об этом писал еще один из основоположников отечественной педологии Л.С. Выготский: «Человек, в сущности, воспитывает себя сам... С научной точки зрения невозможно, чтобы один воспитывал другого». То есть педагог по собственному произволу не может сделать ребенка, ни хуже, ни лучше. Он может лишь создать условия, чтобы ребенок (подросток) сам захотел стать таким, каким хотелось бы педагогу. Об этом же в последние годы заговорили А.А. Бодалев, О.С. Газман, Л.И. Новикова, В.А. Караковский. Вот почему в формулировке цели воспитания необходимо еще добавить — в условиях личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности, в которой реально растущий человек может реализовать всю гамму своих потребностей и потенциальных возможностей, может сформулировать черты самоактуализирующейся личности.
Не менее важным условием успешности реализации цели представляется выработка общей стратегии воспитания. Она может быть сформулирована в идее о том, что САМОактуализирующаяся личность развивается, когда воспитательный процесс в школе отвечает двум основным условиям: 1) если воспитывающая деятельность будет инструментована как самодеятельность воспитанников; 2) если в ходе воспитательного процесса учащиеся включаются в процесс САМОпознания и САМОвоспи-тания.
Психологи выделяют два основных источника самовоспитания, реализуя которые воспитатель может стимулировать самоактуализацию личности школьника в воспитательном процессе:
J) внешние требования, переходящие во внутренний план и актуализирующие внутренние противоречия школьника;
2) внутренние требования личности к себе, обусловленные осознанием противоречий «Я реального» и «Я идеального», между целями растущего человека и возможностями их реализации, между осознанными недостатками и потребностью их искоренения. Блестящим примером этого являются дневники Л.Н. Толстого. Вот одна из записей: «Я дурен собой, неловок... скучен для других, нескромен, нетерпим (intolerant) и стыдлив как ребенок. Я почти невежда. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку и
то так мало. Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой. Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового. Я честен, то есть люблю добро, сделал привычку любить его; и когда отклоняюсь от него, бываю недоволен собою...; но есть вещи, которые я люблю больше добра, — славу» (СНОСКА: Толстой Л.Н. Дневники 1847—1894 гг. Соб.соч.: В 20 т. М., 1965. Т. 19).
Нередко самовоспитание бывает сопряжено с противостоянием.социально-бытовому окружению, с которым взаимодействует подросток. В позитивном случае это усиливает устойчивость его жизненной позиции: «Я, действительно, являюсь той белой вороной, о которой мы сегодня говорили, так как я не потребляю спиртных напитков и никогда не страдала от никотиновой зависимости в отличие от своих одноклассниц. Но от этого я не страдаю, у меня все равно есть друзья и в компании я себя чужой не чувствую» (Наталья К.).
Понятие цели диалектично. Постановка цели заведомо влечет за собой ее конкретизацию — определение стратегических и тактических задач воспитания. Стратегические задачи позволяют педагогу на основе анализа условий, в которых протекает учебно-воспитательный процесс, определить основные направления его деятельности, отобрать содержание и средства воспитания, наметить конкретную программу организации и развития ученического коллектива, «программу человеческой личности» применительно к каждому воспитаннику, выработать стратегию и тактику своего взаимодействия с малым педагогическим коллективом, с внешкольными учебно-воспитательными учреждениями, с родителями учащихся.