Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Школьный педагог как субъект воспитания. Искусство и мастерство педаго­га как раз и заключается в уме­нии сочетать сердечность и муд­рость




Искусство и мастерство педаго­га как раз и заключается в уме­нии сочетать сердечность и муд­рость.

В.А. Сухашинский

Есть некий час,

как сброшенная клажа,

Когда в себе гордыню укротим,

Час ученичества — он в жизни каждой

Торжественно неотвратим.

А/. Цветаева

СТАТУС ПЕДАГОГА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Говорят: учитель — это не профес­сия, педагогика — это не наука, это образ жизни. И действительно так. Ни в одной другой профессии нет тако­го единения жизненной и професси-


 


 


'Т'


 


58 _ Глава I. Воспитание как педагогическое явление

ональной позиции человека. Школьный педагог (учитель, классный руководитель, воспитатель, администратор раз­ного ранга и уровня...) -- центральная фигура воспита-тельного^процесса, субъект воспитания: он по статусу (!) является носителем ценностных ориентации культуры, он организатор воспитывающей деятельности (выдви­гает цель; определяет стратегические и тактические зада­чи воспитания, планирует воспитательную работу, отби­рает содержание, средства, методы и приемы, организа­ционные формы воспитания). Он — носитель ценностных отношений к миру — отношений, оцениваемых с пози­ций ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ. Он - непосред­ственный участник и организатор взаимодействия «учи­тель о ученик» в учебно-воспитательном процессе. Более того, он для своих воспитанников — своеобразный «про­водник» ценностного отношения к ЖИЗНИ (в самом высоком понимании этого слова)*.

Педагогическая деятельность многолика и многообраз­на; она может быть:

1) диагностическая (изучение, определение уровня вос­
питанности, внедрение результатов в практику);

2) ориентировочно-прогностическая (определение цели и
задач, планирование, прогнозирование результатов);

3) конструктивно-проектировочная (создание идеальной
модели, определение путей ее реализации);

4) организаторская (деятельность по созданию воспиты­
вающей среды и организации процесса воспитания);

5) информционно-объяснительная (передача знаний, уме­
ний и навыков, формирование отношения к ним, вы­
разительность собственной позции);

* О работе учителя написано немало книг. Вот некоторые из них. рас­крывающие, на наш взгляд, сущность учительства: Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М., 1989; Блага К., Шебек М- Я — твой ученик, ты — мой учитель. М., 1991; Зюзько М.В. Психологические консультации для начи­нающего учителя. М., 1995; Крупенин A-JJ-, Крохина И.М. Эффективный учи­тель Практическая" психология для педагоге. Ростов-на-Дону, 1995; Леон­тьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979; Лещинский В.М., Кудьпевич С.Б. Учимся управлять собой и детьми. Педагогический практикум. М., 1995; Львова Ю.П, Творческая лаборатория учителя. М., 1992; Митина Л.М. Учи­тель как личность и профессионал. М., 1994; Основы педагогического ма­стерства / Под ред. И.А. Зязюна. М., 1989; Учитель: Статьи. Документы. Пе­дагогический поиск, воспоминания. Страницы литературы. М., 1991.


1.4. Школьный педагог как субъект воспитания ____________ 59

6) коммуникативно-стимулирующая (реализуется через
общение в системе отношений к детям, работе, окру­
жающим жизненным явлениям);

7) аналитико-оценочная (ее цель — установление обрат­
ной связи и педагогическое стимулирование воспитан­
ников);

8) исследовательско-творческая (у нее есть как бы две сто­
роны: применение идей педагогической теории и ос­
мысление, развитие и внедрение в собственную прак­
тику НОВОГО, выходящего за рамки известного, из­
жившего себя, консервативного...).

Из этого перечня видно, что педагогическая деятель­ность — наиболее сложный, универсально-синтетический вид человеческой деятельности. Вот почему в обществе всегда было, есть и будет идеализированное отношение к личности Учителя и его миссии. А. Дистервег: «Самым важ­ным явлением в школе, самым поучительным предме­том, самым главным примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само во­площение принципа воспитания».

Когда говорят об интеллигентном человеке, то в пер­вую очередь называют врача (исцеляет тело) и учителя (взращивает и исцеляет душу). А к интеллигентности тре­бования высоки.

ПЕДАГОГ - ЭТО ИНТЕЛЛИГЕНТ

В этике интеллигентность (от лат. in-teligens — понимающий, мыслящий) определяется как «совокупность лич­ностных качеств индивида, отвечающих социальным ожи­даниям, предъявляемым передовой частью общества пре­имущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте -к людям, которые считаются носителями культуры -высокой нравственности»*.

В художественной форме это хорошо выразил В.М. Шук­шин: «Интеллигентный человек... Это так глубоко и се­рьезно, что стоило бы почаще думать именно об ответ­ственности за это слово. Начнем с того, что явление это -

См.: Российский энциклопедический словарь: В 2 т. М., 2001. Кн. 1.

С. 581.


 

Глава I. Воспитание как педагогическое явление

интеллигентный человек — редкое. Это"— неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда требуется -для созвучия — «подпеть» могучему басу сильного мира сего, горький разлад с самим собой из-за проклятого воп­роса «Что есть правда?», гордость... И — сострадание судь­бе народа. Неизбежное, мучительное. Если все это -- в одном человеке, — он интеллигент. Но это не все. Интел­лигент знает, что это — не самоцель»*.

Интеллигентность педагога — во всем: в его жизнен­ной, позиции, в каждой мелочи профессиональной дея­тельности, в отношении к людям, во внешнем облике, в открытости... Дети любят жизнерадостных, открытых, «светящихся» изнутри.., и не любят закрытых.

Я спрашиваю:

Зачем люди носят черные очки?

И отвечаю:

Они боятся показать другим

свои глаза.

Ольга Бабаченко, 14 лет

И совсем другое отношение ~ как в воспоминаниях A.M. Горького об А.П. Чехове: «Хороши у него бывали гла­за, когда он смеялся -- какие-то женские ласковые и не­жно мягкие. И смех его, почти беззвучный, был как-то особенно хогзош. Смеясь, он именно наслаждался смехом, ликовал; я не знаю, кто бы еще мог смеяться так — ска­жу — «духовно».

ПЕДАГОГИ И ДЕТИ: ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ

Наиглавнейшая задача избравшего стезю школьного педагога — научить­ся входить в это особое состояние: у спортсменов -- второе дыхание, у поэтов -- вдохнове­ние, у верующих православных — благодать, у музыкан­тов, танцоров — экстаз... У учителя — это вдохновенное состояние... Оно залог успеха.

Всем хорошо известно, что детям далеко не безраз­лично, кто у них — учитель. Они попросту делят своих учителей на «хороших» и «плохих», интуитивно ощущая

* Из книги «Монолог на лестнице — Культура чувств». М., 1968. С. 114-115.


1.4. Школьный педагог как субъект воспитания_____ 61

продуктивность этих взаимоотношений, специфику жиз­ненной и педагогической позиции.

П.П. Блонский, отвечая на вопрос, чем хороший учи­тель отличается от плохого, если знание предмета и ме­тодики его преподавания у обоих примерно одинаково, говорил, что для хорошего учителя все ученики разные, одинаковых нет, а для плохого учителя все ученики оди­наковы. «Чтобы воспитать учителя, нужно научить его ви­деть индивидуальные особенности учеников, замечать, чем каждый из них отличается от всех остальных».

Я. Корчак категоричен: «Хороший учитель отличается от плохого количеством сделанных ошибок и причинен­ного детям вреда».

Как это ни грустно, в условиях массового учебно-вос­питательного процесса учитель, не видящий и не ценя­щий индивидуальность своих воспитанников, ошибочно впадает в состояние борьбы со злом, пытаясь «укрощать дикую резвость ребенка», втискивать его в некие «рамки приличия», заказанные обществом и интерпретирован­ные им самим как более удобные для «управления вос­питательным процессом», для «формирования определен­ных (?!) качеств личности».

И тогда детям бывает плохо в школе, они утрачивают желаемую позицию «ученика», «благодарного воспитанни­ка», а педагоги — позицию эффективного воспитателя.

«...У нас была очень злая преподавательница, никто ее не любил, все дети боялись ее, если ребенок в чем-то провинился, она так сильно кричала, что, когда я при­ходила в школу, я старалась сидеть тихо-тихо, чтобы она меня не заметила» (Наташа 3., студентка).

Из размышлений первоклассника: «В первые две неде­ли в школе я чувствовал себя как муха, которую убили, но не добили. Потом это прошло».

Мнение о девяти годах, проведенных в школе: «Жили, честно говоря, как пауки в банке, хотя есть очень хоро­шие, добрые, мудрые учителя».

Десятиклассница: «Каждое утро просыпаюсь с мыслью: не могу переступить порог школы -- чувствую себя не­комфортно».

Исходя из непреложной истины, что педагогическая категория «отношение (суть и цель воспитания) по свое-


 

Глава I. Воспитание как педагогическое явление

му характеру избирательная, нельзя забывать, что воспи­танник сам выбирает принимать или отторгать воспита­тельные воздействия конкретных школьных педагогов или школы как воспитательной системы в целом. Поэтому столь ценна оценка, в том числе и позитивная, детьми школьных педагогов:

«Мне очень нравится учиться в школе. У нас добрая учительница. Я хочу, чтобы А.С. была моей мамой» (Таня Л., 3 класс).

Из дневника выпускницы Лены Б.: «Мне очень нра­вится новая воспитательница Н.Ф. В последнее время я часто удивляюсь тому, что есть еще взрослые люди, спо­собные понять ребенка или молодое поколение... Уже в 10-м классе я поняла, как много она мне дала. Она на­учила меня не бояться проблем, делать правильные вы­воды и различать хороших и плохих людей... Н.Ф. стала мне настоящей советчицей в трудных ситуациях».

«Это была строгая (в хорошем.смысле слова) шкода, с повышенными требованиями; к укладу жизни, к уро­кам, к системе ценностей. О многих (почти обо всех) учи­телях в этой школе хочется говорить и говорить. Они ос­тавили неизгладимый след в моей жизни, научили ду­мать, философствовать, говорить...» (Константин П.).

СЛАГАЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Успешность либо неспешность воз­действий в процессе воспитания оп­ределяется степенью педагогического мастерства воспитателя, которое проявляется в высоком уровне развития знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств личнос­ти, обеспечивающих успех.

Раскрывая сущность школьного педагога как субъекта воспитания необходимо вести речь о слагаемых педагоги­ческого мастерства. В педагогике принято рассматривать три основных элемента его. Первый — знания: прежде всего своего предмета и смежных с ним дисциплин (тезаурус учителя должен быть значительно выше тезауруса учащих­ся, что особенно актуально в специализированных шко­лах); широкая общая эрудиция (школьники любят общать­ся с интересными педагогами, в своих знаниях выходя­щими за пределы преподаваемого предмета), в области


1.4. Школьный педагог как субъект воспитания

своего и ученических «хобби», то есть творческого заня­тия, котороё-то и порождает состояние одухотвореннос­ти, вдохновения. «Горю стремлением внушать всем лю­дям разумные и бодрящие мысли» (К.Э. Циолковский).

Подобный подход к уровню знаний школьного педа­гога рождает и творческий подход к методическим осно­вам обучения и воспитания: «Посредственный препода­ватель излагает, хороший — объясняет, выдающийся -показывает, великий — вдохновляет»*.

Второй элемент педагогического мастерства — это про­фессионально-педагогические знания, умения и навыки: развитое педагогическое мышление, позволяющее дать педагогическую оценку любым явлениям жизни, спрое­цировать и -осуществить наиболее эффективные педаго­гические способности (дидактические, организаторские, коммуникативные, речевые, перцептивные, авторитар­ные, распределительные и т.д.); овладение педагогичес­кой технологией организации воспитательного процесса и педагогической техникой воздействия на учащихся, навыки изучения учащихся и классного коллектива; со­здание «педагогической копилки» (картотеки форм вос­питательной работы, методической литературы, содержа­тельного материала, интересного и оригинального опыта воспитания школьников, авторские концепции и т.д.), развитие «искусства любить детей».

Так, Ш.А. Амонашвили**, обобщая опыт коллег-учи­телей и собственный педагогический опыт, сформули­ровал «основные установки учителя гуманного педаго­гического процесса». Он вывел своеобразные «Законы учителя»: любить ребенка, понимать ребенка, воспол­няться оптимизмом к ребенку. Руководящие принципы учителя: очеловечивания среды вокруг ребенка, уваже­ния личности ребенка, терпения в становлении ребенка. Заповеди учителя: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного под­хода к ребенку. Опоры в ребенке: стремление к разви­тию, к взрослению, к свободе. Личностные качества учи-

* Из кн.: Ирхин Ю.В. «Психология успеха». М., 1993. С. 9. ** Амонашвияи Ш.А. Размышления о гуманной педагогике, М., 1996. С. 476-477.


 



Глава f. Воспитание как педагогическое явление


1.4. Школьный педагог как субъект воспитания



 


теля: доброта, откровенность и искренность, предан­ность».

. Мастерски и тонко охарактеризовала специфику ме­тодического мастерства М.О. Кнебель в своей книге «По­эзия педагогики»: «Как же происходит таинственное пре­вращение «чужой» группы людей в «своих», «родных», «любимых»? Экзюпери сказал об этом поразительно вер­но... о силе приручения. И об ответе за тех, кого мы при­ручаем. Педагогика и есть приручение. И ответственность за это приручение.

Приручая, ты привязываешь к себе и привязываешься сам. «Неприрученные» ученики остаются чужими, и тебе не удается вложить в их души самое существенное и до­рогое для тебя».

И наконец, третьим элементом педагогического мас­терства являются личностные качества школьного педа­гога. Основные группы их: качества, связанные с личной жизненной и педагогической позицией; отношение к жиз­ни, к людям вообще, к детям, к коллегам, к своей работе, к ценностям культуры; принципиальная и выразительная нравственная позиция (критерий ее — добро); эстетичес­кая выразительность (лицо, прическа, физиогномическая маска, одежда, интерьер дома и в классе, осанка, мане­ры поведения), при этом важно, что 'люблю в поэзии, музыке, живописи, архитектуре, театре.., как отстаивать свою позицию. К личностным качествам относится ис­поведование педагогом здорового образа жизни, т.е. по­стоянное усовершенствование и развитие триединства «тело + душа + разум»; владение темпераментом и по­стоянное, систематическое развитие своего характера, т.е. активное самоусовершенствование: «Воспитание представ­ляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было» (Л.Н. Толстой). Причем речь дол­жна идти о собственной программе самопознания и само­воспитания, в которой очень важно обратить внимание на развитие педагогического мышления, речевой культу­ры, умения ходить, реагировать на трудные ситуации, кокетство (умение нравиться детям и заинтересовать со­бой...), выразительность, проявление великодушия, пе­дагогическое счастье...


Интересен прием, описанный психотерапевтом В. Ле-ви — новая педагогическая категория: «Свечение — при­ем, заимствованный из «психотехники гениев коммуни­кабельности. Известно: «его лицо осветилось улыбкой», «весь светится», «лучистые глаза», «солнечные натуры».

Учитель должен уметь включать «внутренний свет». Вы можете излучать тепло. Внушайте себе, что внутри у вас горит очаг, свеча, костер, печка, солнце, звезда (образ любой, слова не имеют значение) -- горит и сияет не­кий источник тепла и света. Вы сами этот источник... Вспоминайте чаще состояние интереса, дружеского рас­положения, симпатии, радости и любви к кому-то... И включайте их чаше. Наступит момент, когда эти состоя­ния будут приходить к вам сами... легко, естественно, не­принужденно... Заранее, навстречу, опережая события... Уверенно, свободно и просто...

Если хотите успеха, запомните: I) свечение должно быть рефлексом на человека.., на жизнь... Оно не долж­но гаснуть даже в полном одиночестве; 2} каким бы ни был жанр или исход того или иного общения (взаимопо­нимание, конфликт, даже драка), рефлекс Свечения не должен вас покидать или вызывать сомнение...; 3) не за--ботьтесь о результате... Не давайте в долг, а дарите. Вы окажетесь богачом общения»*.

СПОСОБНОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ

Существенной характеристикой педа­гогического мастерства воспитателя считается способность к творчеству. Эрих Фромм так определяем творчество (креативность): «это способность удивляться и познавать, умение нахо­дить решения в нестандартных ситуациях, это нацелен­ность на открытие нового и способность к глубокому осоз­нанию своего опыта». Современная психология считает, что к числу творческих умений педагога-вое питателя сле­дует отнести такие:

1) анализировать проблемные ситуации (разрешение
противоречий);

2) формулировать гипотезы;

3) ставить цель (близкие и более дальние цели);

* Леей В. Исповедь гипнотизера. Кн. 2. Кот в мешке. М, 1994. С. 271—273.


3. Заказ № 1233.



Глава I. Воспитание как педагогическое явление


1.4. Школьный педагог как субъект воспитания



 


4) корректно ставить задачу;

5) самостоятельно сделать обобщающие выводы, вы­
делить главное в прочитанном;

6) установить на основе частных способов общие спо­
собы решения задач;

7) самостоятельно конструировать объект из известных
элементов на основе общих ориентирующих указаний;

8) видеть и находить нестандартные способы решения
задач;

9) решать нестандартные задачи, алгоритмы решения
которых не изучались;

 

10) ставить задачу, решение которой предполагает ис­
пользование нестандартных способов и приемов;

11) видеть и формулировать проблему (поставить не­
стандартный вопрос);

12) оценить, подходит ли то, что известно в общем
виде, к имеющимся условиям;

13) формулировать задачу и цель;

14) быстро отыскивать нужную информацию;

15) видеть конкретные ситуации;

16) анализировать.и решать конкретные ситуации;

17) не придерживаться однажды избранной позиции на
проблему;

18) решать задачи, в которых нет ни конечной цели,
ни путей ее достижения;

19) владеть полярной обратимостью точек зрения на
предмет и явление;

20) выделить задачу из фона;

21) осуществлять разумное перспективное планирова­
ние;

22) принимать решение;

23) прогнозировать и предвидеть.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ И НОВАТОРСТВО

С особой актуальностью в современ­ной педагогической теории и школь­ной практике стоит вопрос о соот­ношении педагогического консерва­тизма и новаторства, работы начинающего учителя по образцу и его творчества. Предоставленная школьным пе­дагогам в современной школе возможность выбирать кон­цепции воспитания, авторские методики, право на экс-


перимент и опытную работу... породили как позитивные, так и негативные процессы в творчестве учителей. Оста­новимся здесь на некоторых идеях, подтвержденных тео­ретически.и практически. Они могут стать ориентиром в соотношении названных педагогических явлений.

1. Консерватизм (в хорошем смысле слова), традици­
онность, передовой опыт... в современной школе созда­
ют ту первооснову, на которой зиждется педагогическое
творчество, Как, впрочем, и всякое другое: «Не бойся со­
вершенства: тебе никогда не достичь его... Перво-напер­
во научись писать и рисовать, как старые мастера. Потом
ты можешь писать так, как ты хочешь» {Сальвадор Дали).

2. Есть и другая крайность — своеобразная «зашорен-
ность» отдельных педагогов, их стремление сохранить
старую систему, которая «работала», но... в других ус­
ловиях. В условиях гуманистического воспитания это яв­
ление пагубно как для педагогов, так и для воспитан­
ников. «Одним из самых обычных и ведущих к самым
большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все
так делают» (Л.Н. Толстой). «Те, кто надел на глаза шоры,
должны помнить, что в комплект входят еще узда и кнут»
(С. Ленц).

3. Педагогическое творчество в практике школы дол­
жно быть построено на глубокой научной основе. Об этом
писал еще Леонардо да Винчи: «Увлекающиеся практи­
кой без науки — словно кормчий, ступающий на корабль
без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плы­
вет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хоро­
шей теории, коей вождь и врата — перспектива, и без нее
ничего хорошего не делается...» К сожалению, в школь­
ной практике есть педагоги, кичащиеся своим творчес­
ким подходом, а на самом деле работающие на уровне
ремесленничества.

4. Критерием истинности авторских методик, новых
концепций и технологий воспитания является сама прак­
тика, ее результативность. В противном случае вводимое
и отстаиваемое (иногда до конфликтных отношений с
администрацией школы и коллегами) новшество не имеет
смысла: «Когда нововведение слишком трудно установить,
это служит доказательством, что в нем нет необходимос­
ти» (Л. Вовенарг).


 



 


 


68_____________ Глава 1. Воспитание как педагогическое явление

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ: КАКОВ ВЫХОД?

5. Школьные педагоги, работающие творчески, нео­
быкновенные люди. А.Е.Браун (американский менеджер)
так описал их: «...они проявляют любознательность и по­
стоянно допытываются «почему?», «а что если?»; прояв­
ляют гибкость и открытость к восприятию новой инфор­
мации (никогда не отклоняют идею на том основании,
что «это мы уже пробовали — не получается»); способны
увидеть проблему там, где другие ее не видят, и отчетли­
во ее сформулировать; проявляют высокую чувствитель­
ность к нуждам и потребностям, замечая их раньше, чем
другие люди; способны связывать и объединять различ­
ную информацию самым неожиданным образом; неор­
тодоксальны и настроены против авторитарности, смело
ставят под сомнение привычные и общепринятые пред-
ставления; проявляют умственную «непоседливость»,
сильную мотивацию и эмоциональную вовлеченность в
то, чем занимаются; более склонны решать проблемы, а
не осваивать новые факты и явления; ориентированы на
достижение цели, а не на применение той или иной ме­
тодики... Творческие личности — нонконформисты, они
насмешливы и мало уважают авторитеты их, как прави­
ло, не волнуют соображение престижа и мнение окружа­
ющих, они не разделяют общепринятых точек зрения.
Поэтому могут доставлять немало беспокойства руково-.
дителями»*.

6. Особенностью творчества в современной педагоги­
ческой практике является то, что оно, как правило, но­
сит ярко выраженный коллективный характер. Для реа­
лизации новых концепций и технологий, идеи авторских
школ и программ, поисковой экспериментальной рабо­
ты нужен коллектив единомышленников, в котором, по
данным психолога Н.П. Аникеевой, наиболее популярны­
ми оказались позиции: «интеллектуала», «душевного че­
ловека», «оптимиста», «организатора», «делового человека».
Нетрудно догадаться, что один человек не в состоянии
охватить все позиции. И еще: объектом опытно-экспери­
ментальной работы является процесс воспитания (а зна­
чит -- ребенок, дети) -- требуется четкость и слажен­
ность общей работы, чтобы «не навредить».


 

1.4. Школьный педагог как субъект воспитания

И еще. Особого внимания требует ана­лиз сущности педагогических ошибок и способов выхода из них при рас­смотрении проблем школьного педа­гога как субъекта воспитания. Конечно, они индивиду­альны; конечно, не у всех проявляются. Это так. Но есть и общие. К примеру, возможно разное видение одних и тех же проблем учителями и учащимися. Так, 73% учителей утверждают, что у них есть контакт с учениками, и толь­ко 18% учеников отмечают то же самое. У них разные пред­ставления о контакте. Ученики мечтают об эмоциональ­ном тепле и психологической близости с учителями. А учителя имеют в виду «нормальные» отношения для учеб­но-воспитательного процесса. Поданным психолога М.В. Зязько 82% начинающих учителей в качестве основной проблемы отмечают проблему дисциплины, причем по­чти все считают, что виноваты дети, что учитель — стра­дающее лицо.

М.В. Зязько выделяет четыре типа ошибок и в соот­ветствии с ними четыре типа учителей*:

1. «Любящий тиран». Осуществляет дисциплину посред­
ством обиды и создания у класса чувства вины («Я вас
так люблю, а вы...»; «Я от души хотел, а вы...»; «Вы сво­
им отношение доводите меня до отчаяния»; «Я прямо рас­
цветаю, ели вы...»). Такой учитель становится «мамочкой»,
«отцом». Сковывает любую инициативу учащихся созда­
нием у них постоянного страха оказаться виноватыми в
страданиях (иногда любимого, иногда презираемого) учи­
теля, любящего их. У учителя нет прямого выражения не­
довольства поведением учеников, лишь демострируется
то обида, то любовь. И класс в ответ тоже старается де­
монстрировать, но, конечно, не успевает. Возникают хаос,
неразбериха, теряется понимание и дисциплина.

2. «Потакатель». «Беззаботное, снисходительное по­
творство». Такой учитель уверен, что чем мягче и снисхо­
дительнее он относится к ученикам, тем он лучше выг­
лядит в их глазах, тем быстрее добро откликается на доб­
ро, т.е. ученики становятся лучше. Но... Очень часто ученики



В кн.: Воробьев А. Тренинг интеллекта. М-, 1989. С. 116— 117.


* Зязько М.В. Психологические консультации для начинающего учи­теля. М., 1995. С. 30-32.



Глава I. Воспитание как педагогическое явление


1.4. Школьный педагог как субъект воспитания



 


расценивают снисходительность и покладистость учителя как признак бесхарактерности и слабости. Противоречи­вое сочетание недостатка контроля и теплого отношения создает у учеников неразрешимое противоречие; каждый начинает методом проб и ошибок выяснять истинное «чет­кое» отношение. В классе возникает неразбериха. Необхо­димо с самого начала утвердить те правила и нормы, ко­торые необходимо соблюдать ученикам.

3. «Стекло. Холодное равнодушие». Такие начинающие
учителя стремятся избегать дружеских контактов с уче­
никами. Этот тип поведения может быть реакцией на про­
фессиональные трудности. Дети очень хорошо чувствуют
эмоциональное отвержение, холодность. Одни (живые и
общительные) начинают отвлекаться, становятся неусид­
чивыми, начинают ловко пользоваться безнаказанностью,
наглеют и «садятся на шею». Другие начинают добивать­
ся внимания учителя любой ценой. А так как нет четких
правил, то они вступают в споры и борьбу по любому
поводу. В классе хаос. Учитель еле-еле поддерживает фор­
мальную видимость учебно-воспитательного процесса.

4. «Холодный деспот». Он без особого труда поддержи­
вает дисциплину, так как ученики быстро понимают, что
с ним лучше не связываться. В классе страх, напряжение,
обида. На уроках тревожная атмосфера. Ученики чувству­
ют себя дискомфортно. Еше хуже, когда учитель в подоб­
ных условиях раздает много угроз, которые нередко не
решается выполнять. Взрывы в таких условиях неминуе­
мы. Жертвами может быть как учитель, так и ученики.

В реальной жизненной практике нередко встречаются сочетания разных типов. Возможны и другие варианты. Главное, чтобы школьный педагог сумел их осознать и планомерно работал над их искоренением.

Вопросы для самопроверки и размышления

1. Определите сущность понятий: «учитель», «педагог», «пре­
подаватель», «воспитатель», «классный руководитель»., Что
у них общее и различное?

2. Интеллигентность как стержневая черта личности воспита­
теля. Как она определяет успешность (не/успешность) его
деятельности?


 

3. Попробуйте доказать теоретически и привести факты, под­
тверждающие или опровергающие мысль М.А. Светлова:
«Только дурно воспитанный человек стремится всегда иг­
рать роль воспитателя».

4. Прокомментируйте понятие «педагогическое мастерство» и
слагаемые его с позиций: современной педагогической на-

• уки, собственного жизненного опыта в качестве ученика (воспитанника), с точки зрения известной вам практики (коллег или вашей собственной). ч

5. Попробуйте в нескольких фразах — методических правилах
сформулировать ваше «педагогическое кредо». В чем его ори­
гинальность?

6. Ошибки педагога и связанные с ними четыре типа учите­
лей, описанных М.В. Зязько: в какой мере они исчерпыва­
ют типологию учителей-«неудачников». Может быть есть еще

. и другие, с вашей точки зрения?

Рекомендуемая литература

Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М,, 1989.

Белухин Д.Л. Учитель: от любви до ненависти. М., 1994.

Блага К., Шебен М. Я — твой ученик, ты — мой учитель. М., 1991.

Бардовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. М., 2001. С. 144—145, 151-157, 158-161.

Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000. Тема 10. Педагог: личность и профессия.

Григорьева А.И. Педагог как профессиональный воспитатель. Тула, 1999.

Гузеев В., Лизинскиы В. Учитель в зеркале психологии. М., 1993.

Зюзько М.В. Психологические консультации для начинаю­щего учителя. М., 1995.

Коротов В.М. Педагогическое мастерство // Кн. Введение в педагогику. М., 1999.

Крылова Н.Б. Новые пенности образования: тезаурус для учи­телей и школьных психологов. М., 1995.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.. 1979.

Лещинский В.М., Кудьневич С.В. Учимся управлять собой и детьми. М., 1995.

Львова Ю.П. Творческая лаборатория учителя. М., 1992.

Матвеев В.Ф. Педагогика сотрудничества. М., 1999.

Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.

Педагогические настрои. Индивидуальный стиль деятельно­сти учителя. В кн.: Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М., 2003.



Глава I. Воспитание как педагогическое явление


1.5. Педагогическая наука и практика воспитания



 


Стефановская Т.А. Педагог — организатор и руководитель педагогического процесса // Кн. Педагогика: наука и искусст­во. М, 1998.

Тубельский А.Н. Формирование демократического поведения у школьников и учителей. М., 2001.

.Учитель. Статьи, документы, педагогический поиск, вос­поминания. Старицы литературы. М., 1991.

Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. М., 1997.

1.5. Педагогическая наука и практика воспитания в современной школе

Великие, возьмите в подмастерья. Я соглашусь таить в себе годами Свои нетерпеливые слова, Чтобы увидеть жадными глазами Таинственную сущность мастерства.

Учительница В. Творогова

ПЕДАГОГИКА: НАУКА ИЛИ ИСКУССТВО?

Издавна, как только появились пер­вые трактаты о воспитании, в кото­рых предпринималась попытка осмыс­лить педагогический опыт, и по мере развития педагогической науки, ведутся неразрешимые споры: педагогика -- наука или искусство? Что важнее для педагога-практика -- освоение науки или осмысле­ние собственного опыта? К.Д- Ушинский доказал: педа­гогика — и наука, и искусство. Она — наука, так как имеет свой предмет изучения (воспитание человека), свои спе­цифические методы исследования, свои законы и зако­номерности, содержание, методику и свои технологии. Она — искусство, так как идет от души человека (педа­гога и воспитанника), многое в ней построено на эмо­циях, на интуиции.

О пользе взаимодействия науки и практики в разви­тии педагогического мастерства воспитания размышлял Я. Корчак: «Благодаря теории я знаю, а благодаря прак­тике — я чувствую. Теория обогащает интеллект, практи­ка расцвечивает чувство, тренирует волю. «Я знаю» не зна­чит «действую сообразно тому, что я знаю». Чужие взгля­ды незнакомых людей должны преломиться в моем живом «я». Из теоретических посылок я исхожу не без разбора. Отклоняю — забываю — обхожу — усиливаю — прене-


брегаю. В результате я, сознательно или бессознательно, получаю собственную теорию, которая управляет поступ­ками. И это много, если что-нибудь, частица теории, во мне приживется, сохраниг право на существование, в какой-то мере повлияет, отчасти воздействует. Отрекаюсь по многу раз от теории, а от себя редко.

Практика — это мое прошлое, моя жизнь, сумма объ­ективных переживаний, память былых неудач, разочаро­ваний, поражений, побед и триумфов, отрицательных и положительных эмоций. Практика недоверчиво проверя­ет ошибку. Быть может, у него, быть может, там, быть может, в его условиях так выходило, а у меня, в моей работе всегда по-другому. Рутина или поиск?»

С особой уверенностью можно сказать, что веянием нашего времени, основанием для прогрессивного разви­тия школы в современных условиях стали две параллель­но идущие тенденции: педагоги-практики, испытывая потребность научного осмысления своего опыта и повы­шения его продуктивности, обратились к педагогической, теории. С другой стороны, ученые-педагоги стали искать более тесное взаимодействие с практикой обучения и вос­питания, вплоть до собственной практической педагоги­ческой деятельности. Это позволяет повысить и эффек­тивность научно-педагогических исследований, и качество и продуктивность учебно-воспитательного процесса.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

В современной педагогической практи­ке выделяют такие функции: гности­ческую (функция познания), конст­руктивную (функция организации), коммуникативную (функция общения), диагностическую (функция изуче­ния), корректирующую (функция изменения, исправле­ния) и контрольно-оценочную.

Каждый субъект педагогической деятельности выпол­няет эги функции в зависимости от своего статуса, про­фессионально-педагогической позиции в определенном виде деятельности. В зависимости от цели и задач в совре­менной школьной практике выделяются такие основные виды педагогической деятельности:

О практическая деятельность по обучению и воспитанию человека (разных возрастов);


 


 


 



Глава I. Воспитание как педагогическое явление


1.5. Педагогическая наука и практика воспитания



 


О управленческая деятельность руководителей учебно-воспитательных учреждений;

О методическая деятельность специалистов и специаль­ных учреждений (институтов усовершенствования учи­телей, учреждений повышения квалификации педаго­гических кадров, институтов последипломного обра­зования...) по осмыслению достижений педагогической науки и практики и внедрению их в учебно-воспита­тельный и управленческий процесс;

О научно-исследовательская деятельность ученых-педаго­гов и специальных педагогических научно-исследова­тельских институтов;

О деятельность высших педагогических учебных заведе­ний (институтов, университетов, академий), в функ­ции которых входит как развитие педагогической на­уки, так и подготовка профессионально-педагогичес­ких кадров различного уровня (учителей, воспитателей, директоров и завучей учебно-воспитательных учреж­дений, научных работников и т.д.).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА

Предметом педагогики как науки яв­ляется учебно-воспитательный про­цесс как особая функция общества. Следует отметить, что педагогическая теория развивалась и развивается в настоящее время особенно трудно по срав­нению с другими науками, ибо предметом ее исследова­ния является человек. Это подметил еще М. Монтень: «С наибольшими и наиважнейшими трудностями человечес­кое познание встречается именно в том разделе науки, который толкует о воспитании и обучении».

Прекрасно охарактеризовал педагогическую науку П.П. Блонский: «...педагогика — не простая техника вос­питания, но она и не чисто индивидуальное творчество, она — система логически обоснованных идей о воспита­нии. Иными словами, педагогика есть теоретическая на­ука. Педагог, кроме таланта и личного опыта, должен иметь и теоретическое педагогическое образование. И тех­ника, и талант, и теоретический анализ являются оди­наково необходимыми для воспитателя, но в то время, как техника приобретается лишь посредством личного опыта, а талант врожден, только -теоретическое рассмот-


рение основных идей педагогического искусства может быть передано в виде предварительной теоретической под­готовки. Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде системы известных идей может существовать педа­гогика как наука»*.

ГРАНИ ВЗАИМО­ДЕЙСТВИЯ НАУКИ И ПРАКТИКИ

Современная педагогическая наука представляет собой совокупность зна­ний, которые положены, в основу опи­сания, анализа, организации, проек­тирования и прогнозирования путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, поиска наиболее эф­фективных воспитательных систем для развития и само­актуализации человека.

В настоящее время важным представляется происходя­щий процесс сближения, укрепления взаимодействия, даже, можно сказать, сращивания педагогической науки и педагогического опыта, что является мощным факто­ром повышения их эффективности. Свое выражение в практике воспитания это взаимодействие находит в та­ких педагогических явлениях, которые имеют место в со­временной практике воспитания:

1. Педагог-практик (учитель, воспитатель, классный ру­
ководитель, директор, завуч...) становится педагогом-
исследователем.

2. Школа, любое учебно-воспитательное учреждение (в
том числе и в системе дополнительного образования)
работают над исследованием научно-методической про­
блемы, особо значимой для них, и нередко становятся
экспериментальной площадкой специального учебно-на­
учного или научно-исследовательского учреждения.

3. Растет число педагогов-новаторов, которые, осмысли­
вая собственную практическую педагогическую дея­
тельность, осваивая достижения современной науки в
воспитании, находят пути, новые средства и методы,
современные технологии для повышения эффективно­
сти учебно-воспитательного процесса. Новаторские идеи

* Кн. Блонский П.П. Курс педагогики. (Введение в воспитание ребен­ка.) 2-е изд. М., 1918.


 


 



 



Глава I. Воспитание как педагогическое явление


1.5. Педагогическая наука и практика воспитания



 


распространяются в массовую педагогическую практику через обмен опытом, через систему повышения ква­лификации, через широкое освещение педагогических инноваций в педагогической периодике и специаль­ной литературе...

4. Создаются и успешно внедряются в практику воспи­
тания современные авторские концепции, технологии,
функционируют авторские школы, представляющие
собой инновационные воспитательные системы, в ко­
торых работают творческие педагоги-единомышленни­
ки
и наиболее продуктивно достигаются современные
цели и задачи воспитания подрастающего поколения.

5. В Москве создан и успешно функционирует институт
педагогических инноваций
Российской академии обра­
зования, который концентрирует, обобщает и внедряет
в практику воспитания оригинальные авторские кон­
цепции и технологии. Институт связан с исследовате­
лями многих стран мира, укрепляя вхождение нашей
страны в мировое образовательное пространство. Инсти­
тут издает серию сборников по философии образова­
ния и проблемам личностно-ориентированного обра­
зования и воспитания в России и за рубежом, испод­
воль создавая ценную профессиональную библиотеку
под названием «Новые ценности образования».

6. В стране издается множество специальных профессио­
нально-педагогических журналов,
которые освещают
современное состояние педагогической науки и обоб­
щают передовой педагогический опыт. Назовем здесь
основные из них, которые помогают практику стать
педагогом-маете ром: «Педагогика», «Психология», «На­
родное образование», «Развитие личности», «Воспи­
тание школьников», «Школьные технологии», «Семья
и школа», «Российское образование», «Вестник обра­
зования», «Начальная школа», «Сельская школа», «Ве­
черняя средняя школа», «Частная школа», «Открытая
школа», «Детское творчество», «Домашнее воспита­
ние», «Школа здоровья», «Внешкольник», «Дополни­
тельное образование», «Вожатый века», «Престижное
воспитание», «Преподаватель», «Няня», «Наш ребе­
нок», различные методические журналы («Литература
в школе», «Математика в школе» и т.д. по всем учеб-


ным предметам). Издаются специальные газеты («Учи­тельская газета», «Первое сентября», «Моя семья» и другие). В изобилии выходит специальная литература по теории и методике воспитания.

7. Веянием времени является возрастание потребности педагогов-практиков в самоусовершенствовании и са­моактуализации, включения в процесс педагогическо­го творчества. Причем это касается как профессиональ­но-педагогического, так и личностного роста: и в плане разностороннего гармоничного развития личности, и в плане повышения профессионального мастерства, и в плане научного роста (неуклонно растет количество кандидатов и докторов наук из числа школьных педа­гогов).

ИННОВАЦИИ XX СТОЛЕТИЯ

Мыслящий, творчески работающий воспитатель неизбежно становится пе­дагогом-исследователем: он — в по­стоянном поиске повышения эффективности, результа­тивности своей деятельности. Благодаря этому в педаго­гической теории и практике в 1970—1980-х годах появи­лось понятие «новаторство» (от лат. novatio — обновление, изменение... что-либо новое, только что вошедшее в оби­ход, новшество*). В качестве синонима употребляется тер­мин «инновация» (нововведение, новшество).

Инновационные процессы в воспитании берут свое начало от так называемых «новых школ» конца XIX — начала XX столетия и развиваются на протяжении всего XX века. Для примера назовем некоторые из них.

«Свободные школьные.общины» (Германия: Г. Литц, П. Ге-хееб) -- это школы-интернаты, организация жизни ко­торых строилась на принципах свободного развития ре­бенка и сотрудничестве граждан небольшого общества.

Школа «свободного воспитания» (Лейпциг, Л.Н. Тол­стой в Ясной Поляне) была построена на основе деви­за «исходя из ребенка», ориентации обучения и воспи­тания в ней на интерес и развитие ребенка в процессе свободного, беспрограммного общения со взрослым (пе­дагогом).

* Российский энциклопедический словарь. М., 200!. Кн. 2. С. 1058.


78_________ Глава I. Воспитание как педагогическое явление

«Трудовая школа» (в разных странах Европы, в Рос­сии — колония М. Горького и коммуна Ф.Э. Дзержинско­го под руководством А.С. Макаренко, Республика «Бод­рая жизнь» С.Т. Шацкого) ориентировала детей на труд как ценность, давала профессиональную подготовку и общее культурное развитие, опираясь на самостоятель­ность детей и организацию самоуправления.

«Школа для жизни, через жизнь» (Бельгия — автор ее О. Декроли) — обучение и воспитание в тесной связи с природой, опора на деятельность и свободу ребенка, тес­ный контакт с семьей и обществом.

«Школа делания» (США — Д. Дьюи) обучение и вос­питание с опорой на основные импульсы роста ребенка: социальный (стремление общаться), конструктивный (стремление к движению в игре), исследовательский (тяга к узнаванию и пониманию), экспериментальный (стрем­ление к самовыражению).

«Вальдорфская школа» (Германия -- П. Штайнер) -всестороннее развитие личности ребенка посредством ин­тенсивной духовной деятельности, обучение и воспита­ние осуществлялись одним учителем с учетом индивиду­альных достижений каждого ученика, главное -- поиск новых форм эмоционально-эстетического образования и воспитания, пробуждение воображения и фантазии.

«Открытые школы» (впервые появились в Великобри­тании в начале 1970-х годов) -- утверждали индивиду­альный характер обучения без обязательных учебных пла­нов, программ, расписания и контроля, с гибкой систе­мой обучения и воспитания, основная форма обучения -способ открытий, цель — облегчение процессов пости­жения ребенком окружающего мира и самовыражение. Такие школы рассматривались как культурно-просвети­тельные центры округа. Варианты их различны: «Город как школа» (Берлин, Санкт-Петербург), «снежные» и «мор­ские классы» во Франции (знакомство с природой в пу­тешествиях), «школа без стен» (использование помеще­ния предприятий, научных лабораторий, театров, музе­ев, магазинов, кафе и т.д.).

«Дом свободного ребенка» (М. Монтессори -- центры существуют до сих пор во многих странах мира, в том числе и в России). Основные идеи; общечеловеческие и


 

 

1.5. Педагогическая наука и практика воспитания

религиозные ценности как основа нравственного воспи­тания, приспособление воспитания к внутренним импуль­сам детской природы, создание благоприятной среды на основе единения семьи и школы, воспитание средства­ми искусства и природы, «открытые» двери и свобода, чувственное восприятие и игра — основы обучения...

ГУМАНИСТИЧЕС­КАЯ ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

На основе прогрессивных идей в со­временных условиях активно разраба­тывается в теории и реализуется в практике гуманистическая теория*,

которая рассматривает ребенка (и взрослого) как уни­кального индивида, целостную личность, стремящуюся к полному самоосуществлению (самореализации). Сторон­ники гуманистической теории выдвинули следующие по­ложения.

1. Люди — свободно действующие субъекты, способные
предопределять свое личностное становление и разви­
тие. Они испытывают влияние на поведение не только
со стороны биологически обусловленных побуждений,
неосознаваемых мыслей и эмоций или различных со-

, бытии в окружающей их среде. У людей есть собствен­ные мотивы, побудительные стимулы к развитию их неповторимого внутреннего мира, к его полной реа­лизации.

2. Люди -- мыслящие существа и активно «планируют»
свое личностное становление и развитие. Мышление
позволяет им выбрать те формы поведения, которые
им более желательны.

3. Никакого «среднего типа» (усредненной модели) сре­
ди людей не существует — каждая личность уникальна.

4. Главным предметом изучения развития человека (на­
ряду с депрессиями, аномалиями развития, болезня­
ми) должны стать такие положительные качества, как
здоровье, доброта, нормальное развитие, совершен­
ство.

Сторонников гуманистической теории интересуют преж­де всего следующие вопросы: кем способен стать чело-

* Педагогика: Учебное пособие для студентов / Под ред. О.А. Абдулли-ной: В 2 ч. М., 1994. Ч. I. С 25.


 

80_____________ Глава I. Воспитание как_педагогическое явление

век? Как могут люди полностью реализовать свой потен­циал? Они подходят к человеку как к целостной системе и делают акцент на развитии положительного в челове­ке, на уникальности каждой личности. Непревзойденны­ми примерами концепций гуманистической теории под­хода к ребенку и воспитанию можно считать Я. Корчака, В.А. Сухомлинского и Ш.А. Амонашвили, современных педагогов-новаторов.

ПРОГРЕССИВНЫЕ ИДЕИ ПЕДАГОГОВ-НОВАТОРОВ

Прогрессивные идеи всегда проника­ли в умы и практику творческих пе­дагогов. Вот почему в 1970—1980-х годах в нашей стране появились пе­дагоги, которые в своей личной практике пытались раз­решить противоречия, возникшие в рамках единой сис­темы обучения и воспитания. Они создали свои, альтер­нативные системы, в которых решались насущные про­блемы теории и методики воспитания. Их стали называть педагогами-новаторами, их идеи быстро распространились на практику массовой школы, нередко встречая сопро­тивление сторонников командно-административной си­стемы воспитания. Назовем для примера некоторые идеи и их авторов: коммунарская методика И.П. Иванова, по­строенная на основе коллективной творческой деятель­ности и детском самоуправлении; лечебная педагогика А.А. Дубровского; развитие творческой индивидуальнос­ти, потенциальных возможностей личности на уроках творчества и во внеурочных занятиях в творческой ком­нате И.П. Волкова; преподавание литературы как челове­коведения (т.е. воспитание через приобщение к художе­ственной литературе) Е.Н. Ильина; уроки истории как уроки жизни Т.И. Гончаровой; школы-комплексы для раз­ностороннего гармоничного развития и воспитания де­тей М.П. Щетинина; «школа радости» В.А. Сухомлинско­го и его идея духовного развития; модель современной гуманистической воспитательной системы В.А. Караков-ского; идея развития и воспитания детей через игру (С.А. Шмаков, Б.П. Никитин), «Школа диалога культур» B.C. Бибдера и др.

Позже результатом объединения учителей-новаторов как единомышленников явилась выработка основных по-


..5. Педагогическая наука и практика воспитания

ложений «педагогики сотрудничества», которая положе­на в основу гуманистических преобразований, происхо­дящих в современной школе, в теории и методике вос­питания.

1. Отношение с учениками — на основе сотрудничества.

2. Учение без принуждения.

3. Идея трудной цели.

4. Идея опоры.

5. Опорные сигналы В.Ф. Шаталова.

6. Оценка работ (а не отметка; позитивная - предпоч­
тительнее).

7. Идея свободного выбора (дела и ответственности).

8. Идея опережения.

9. Идея крупных блоков.

10. Идея соответствующей формы.
П. Идея самоанализа.

12. Интеллектуальной фон класса (цели, ценности).

13. Коллективное творческое воспитание (КТД И.П. Ива­
нова).

14. Коллективный производительный труд.

15. Творческое самоуправление (не управление без взрос­
лых, а в союзе со взрослыми).

16. Сотрудничество с родителями.

17. Личностный подход (вместо индивидуального).

18. Сотрудничество учителей.

Своеобразным девизом педагогов, исповедующих «пе­дагогику сотрудничества» являются слова: «Будем обнов­лять свои методы, будем обновлять свои отношения с детьми, будем обновляться сами, будем сотрудничать с детьми и между собой».

ШКОЛА КАК ЭКСПЕ­РИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА

В последние два десятилетия сформи­ровалось новое явление, характерное для развития теории и практики вос­питательных учреждений как «экспе­риментальных площадок» научно-исследовательских учреж­дений и педагогических вузов.

Программно-целевой подход предполагает целенаправ­ленное повышение эффективности и качества воспита­тельного процесса в школе с помощью специальных про­грамм. Так, в гимназии № 1504 разработаны и успешно


 
______________ Глава I. Воспитание как_педагогическое явление

реализуются такие целевые программы, как «Культура», «Лидеры нового тысячелетия», «Здоровье», Качество», и подпрограммы: «Дополнительное образование», «Наш Пушкин», «Я — москвич», «Цивилизация» и др.

Интересен опыт экспериментальной (теоретической и практической) работы многопрофильного творческого объединения детей и взрослых в системе воспитательной работы с детьми по месту жительства — социально-педа­гогического комплекса «Лужники» в г. Москве. -

АВТОРСКИЕ ШКОЛЫ

Постепенно «экспериментальная пло­щадка», как правило, вырабатывает свою собственную авторскую концеп­цию воспитания и становится авторской школой передо­вого педагогического опыта.

Авторская школа* -- учебно-воспитательное учрежде­ние, работающее по собственной оригинальной програм­ме, отличной от программ массовых учреждений; Сам тер­мин возник недавно, в 1980-е годы, однако в разных стра­нах было немало школ и детских учреждений по имени их создателей: от Витторино де Фельтре и Я.А. Коменс-кого до С. Френе и В.А. Сухомлинского и наших совре­менников — В.А. Караковского, А.Н. Тубельского, А.А. Дуб­ровского и др.

Во главе такой школы (или любого другого детского воспитательного учреждения) стоит яркий лидер, твор­ческий педагог с группой единомышленников, разделя­ющих его педагогическую концепцию, которая отлича­ется целостностью, непротиворечивостью и оригиналь­ностью (в современной педагогике — «школа как воспи­тательная система»), В авторских, инновационных школах культивируется особый тип педагога-исследователя, ибо коллективы этих школ пытаются своими силами решить проблемы и противоречия образовательно-воспитатель­ной системы.

Немаловажен вопрос о состоятельности той или иной авторской школы, о которой правомерно говорить лишь тогда, когда имеются явные, устойчивые, положителъ-

* Определение дано на основе книги: Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Осно-пы педагогики. М., 2000. С. 565—566.


 

 

1.5. Педагогическая наука и практика воспитания

ные результаты ее деятельности (для оценки необходим полный цикл обучения и хотя бы один-два выпуска). Це­ликом опыт авторских школ, как правило, непереносим в иные условия. Однако может быть перенесена «идея опы­та» (К.Д. Ушинский), либо отдельные методики и техно­логии, которые могут обогатить практическую деятель­ность и разработку концепции массовой школы. Напри­мер, достоянием многих школ стали такие авторские идеи педагогов-новаторов, как: идея «личностно-ориентирован­ной коллективной творческой деятельности как основы воспитания» (И.П. Иванов, С.Д. Поляков), идея «подхода к человеку с оптимистической гипотезой» (А.С, Макарен­ко), идеи воспитательной технологии «самосовершенство­вания школьника» (Г.К. Селевко), идея «гуманно-лично­стной педагогической технологии» («Школа жизни Ш.А. Амонашвили»), идея «преподавания литературы как искусства и нравственно-эстетического курса» (Е.Н. Иль­ин), идея «школы адаптирующей педагогики» (Н.П. Ка­пустин, К.А. Ямбург, Б.А. Бройде), Идея воспитания на 'основе «диалога культур» (B.C. Библер, Н.Б. Крылова), идея «агрошколы» (А.А. Католиков) ti многие другие.

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬ­НО-ПЕДАГОГИЧЕС­КОГО МАСТЕРСТВА

Даже из этого беглого, поверхност­ного обзора ясно, что в настоящее время инновационное движение пере­ходит в качественно новую стадию: оно становится массовым, повышая эффективность образования и воспитания в стране. Вот почему проблема повышения профессионально-педагогичес­кого мастерства сегодня одна из актуальных проблем.

Еще Б. Пастернак писал: «Не только музыке надо быть сверхмузыкой, чтобы что-то значить, но и все на свете должно превосходить себя, чтобы быть собою».

Практика показывает, что «мастерство высшего пило­тажа» педагога-воспитателя обеспечивается двумя основ­ными направлениями в динамике самоусовершенствова­ния: 1) личностным ростом; 2) профессионально-педа­гогическим ростом.

Специфика личностного и профессионально-педагоги­ческого роста учителя-воспитателя заключается в том, что он происходит — прямо или опосредованно — на глазах


1.5. Педагогическая наука и практика воспитания

 
____________ Глава I. Воспитание как педагогическое явление

детей и вместе с детьми: позитивные изменения в лич­ности воспитателя неизменно влекут за собой позитив­ные изменения в детях, и наоборот. Вот как об. этом раз­мышляет выдающийся театральный педагог МО. Кнебель в своей книге «Поэзия педагогики»: «Молодежь чутка и молниеносно ощущает, когда педагог начинает отста­вать. Иной раз не хочется идти на какой-нибудь спектакль, но сразу же стрелой пронзает мысль: «Обязательно надо идти, студенты увидят спектакль, а ты нет!» И идешь -и в театр, и на выставки, и на концерты, читаешь все, что выходит нового...

Иначе педагог, порой незаметно для себя, сдает свои педагогические рубежи. Я не раз наблюдала эту трагичес­кую для человека ситуацию...»

Всякий неординарный, творческий педагог «начина­ется очень рано, но не только с внешнего желания под­ражать «самой лучшей в мире учительнице», а с того, что составляет суть педагогической работы: обращенность на других, желание и потребность организовывать себя и других. Передавать другим что-то хорошее (имеется в виду духовное), терпимость, умение прощать, склонность к педагогическому анализу происходящего вокруг, желание изменить к лучшему, умение самозабвенно общаться с малышами, рано возникшая потребность самоусовершен­ствования...

При обучении в педагогическом учебном заведении -это высокая удовлетворенность процессом обучения и са­мообразования, искреннее желание делать больше, чем положено программой. В собственной практике профес­сионально-педагогической деятельности -- это целена­правленное «шагание» по своеобразным «ступеням мас­терства». Их можно выделить четыре:

1) освоение лучших образцов, их творческий анализ;

2) усовершенствование образца, внесение коррективов в
него;

 

3) создание собственных технологий, их проверка, изоб­
ретение новых форм педагогической деятельности (но­
ваторство);

4) вовлечение единомышленников, создание собственной
концепции и методики воспитания, утверждение сво­
его стиля работы.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ И ТВОРЧЕСКИЙ РОСТ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

В творческом, высокого уровня педа­гогическом коллективе это происхо­дит очень легко, ибо личностному и профессиональному расту молодых педагогов способствует вся система жизни и деятельности. Так, в гимназии № 1504 г. Москвы (директор НА. Ша-

рай) сложилась система развития профессионального мас­терства, основными формами которого являются такие:

О самообразование по предложенной или самостоятель­но выбранной программе с последующим самоотчетом;

О инструктивно-методические консилиумы, семинары, консультации, педагогические советы, проблемные конференции;

О обмен опытом;

О защита воспитательных проектов;

О деловые игры, тренинги;

О работа годичных формирований по проблемам воспитания;

О участие в инновационной деятельности;

О творческие мастерские;

О исследовательская научная и научно-методическая работа;

О курсы переподготовки и повышения квалификации при различных институтах, методических центрах, научных структурах;

О деятельностные и проектные практикумы на уровне со­участия, стажерства, организации;

О активная практическая деятельность в качестве руко­водителя какого-либо объединения, направления под руководством опытных педагогов-практиков, предста­вителей науки;

О закрепление консультантов и наставников;

О школа для новичков.

ПРИОБЩЕНИЕ ПРАКТИКОВ К НАУКЕ

Очень важным в личностном и профес­сионально-педагогическом росте пред­ставляется приобщение учителя-воспи­тателя к педагогической науке. Имен­но не столько желание уйти в науку, сколько постоянно и систематически к ней приобщаться. Что это значит? Это зна­чит: читать психолого-педагогическую и методическую ли­тературу, посещать творческие семинары и лектории, об-


 

.5. Педагогическая наука и практика воспитания

В перечень вопросов можно добавить и собственные, которые входят в программу самоусовершенствования.

86_________ Глава I. Воспитание как_педагогическое явление

щаться с учеными-педагогами и коллегами, грамотно ис­пользовать диагностические методики, приемы анализа и самоанализа, педагогическую рефлексию. Опыт показывает, как утверждают ученые-педагоги Б.З. Вульфов и В.Д. Ива­нов*, что с осмыслением первых, даже небольших, но соб­ственных исследований (анкет, социометрии, тестов даже в масштабах одного класса) начинается внимание к науке, возникает потребность в общении с ней, а затем более глу­бокий, устойчивый интерес. Таков один из самых надеж­ных путей осуществления и личностного, и профессиональ­ного роста: самокритичного осознания времени, развития навыков самоорганизации. Открывается как бы второе ды­хание, в привычных буднях школы появляются яркие тона, высвечивается то, что раньше не замечалось, но что ока­зывается плодотворным.

Значимым профессиональным качеством воспитателя является умение проводить педагогическую рефлексию (в последнее время даже появился термин «рефлексивная педагогика»)-. Рефлексия, по мнению Б.З. Вульфова**, — это «состояние внутренних сомнений, обсуждение с са­мим собой возникающих в жизни (в собственном педа­гогическом опыте) вопросов, трудностей, поиск вари­антов ответов на происходящее или ожидаемое, внутрен­няя работа соотнесения себя, возможностей своего «Я» с тем, что требуют жизненные обстоятельства, сложив­шаяся психолого-педагогическая ситуация».

Примером может служить схема самоанализа вожато­го МДЦ «Артек» в ходе педагогической практики:

как аналитик собственной деятельности как подчиненный

как организатор деятельности детей

как организатор общения / детей

как коллега ------- как выраженная,/ индивидуальность как новатор

— как методист

как мастер профессиональ­но-педагогической деятель­ности

как творец

* Вульфов Б.З.. Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000. С. 499. ** Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Там же. С. 437—462.


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1085 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2255 - | 2025 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.