Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Государство и церковь. Правовое регулирование их взаимоотношений




История знает теократиче­ ские и светские государства, воинственно-атеистические и конфес­ сионально-плюралистические, соответственно и разные политиче­ ские системы.

Многообразие конкретно-исторических религиозно-духовных состояний общества позволяет в рамках теории государства сфор­мулировать лишь несколько общих, но важных выводов, необходи­мых для понимания взаимодействия государства и церкви в рамках политической системы.

Как правило, политические системы большинства обществ особенно на современном этапе, исключили формально церковь из своего состава, произошло отделение государства от церкви. Этот принцип закреплялся конституционно, государство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь, имея перед собой благо родную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а весьма часто и возрождения общества, не вмешивалась в государ­ственную жизнь, в политику. В_таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести, вероисповедальной свободы, секуляри­зации политики и автономии-религии.Однако так происходило лишь в нормально функционирую­щих либерально-демократических политических системах.

Втоталитарно-распределительных политических системах формальные покрывала невмешательства скрывали фактическое вмешательство государства в дела церкви, попытки контроля за священнослужителями, гонения на них, репрессии. Taкие политические системы пытались использовать церковь для своих целей. Воинственно-атеистические системы, в свою очередь, пытались применить и применяли открытое принуждение для насильственного разрушения религиозных систем, изменения духовной, бытовой, обрядовой жизни общества.

А в обществах, где господствовали некоторые религиозные системы, например ислам напротив религиозные организации оказ ывали и оказывают воздействие на функционировании государственных институтов, задают и определяют социальные цели и смыслы общественной, политической жизни, выступают фактически важным институтом политической системы.

В этих обществах взаимоотношения государства и религиоз­ных образований весьма противоречивы: от полного подчинения государственных институтов религиозным правилам и требованиям до периодических острых конфликтов государства и так называемых фундаменталистски настроенных членов общества.

В целом, конечно же, церковь во многих обществах, как пра­вило, - это все же практически и фактически важный элемент поли­ тической системы общества, хотя в либерально-демократических системах такое положение открыто не признается, а конституционно даже отвергается. (Например, ч.2 ст. 14 Конституции Российской Федерации гласит: «Религиозные объединения отделены от госу­дарства и равны перед законом». Статья 1 Билля о правах США гласит: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относяще­гося к установлению религии или запрещающего свободное испове­дание оной...».) Вместе с тем и в таких системах отдельные полити­ческие контакты между государством и церковью в конкретно-исторической обстановке являются весьма интенсивными и значимыми.

В период распада первобытно-общинного общества и возникновения государства присходит разделение социальных норм на религию и правовую мораль. Огромное влияние религия оказала на рабовладельческое общество. Все древние народы дают божественное объяснение и обоснование святым законам. Переход к феодальной эпохе был связан с четким оформлением мировых религий. Развивается каноническое право, все прочнее утверждаются нормы шариата.

В России эпизодические попытки православной церкви усилить свое влияние на государство вначале особого успеха не имели. Создание государственной системы управления церковью существенно ограничивало свободу православной церкви. В дореволюционной России реформой начала XVIII в. была установлена гос. церковность в лице православия. Будучи частью гос. аппарата церковь пользовалась особыми привилегиями: владела недвижимостью, получала субсидии. С приходом Сов.власти церковь отделилась от государства, упразднились все формы союза церкви и государства.

В настоящее время в России конституцией каждому гражданину гарантируется свобода вероисповедования, включая право не исповедовать никакой.

Закон «О свободе вероисповедования» реализует право на реализацию убеждений, религиозные объединения и религиозную деятельность. Религиозные объединения определяются как добровольные объединения совершеннолетних граждан, образованные в целях совместного осуществления прав граждан на свободу вероисповедования.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 818 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2241 - | 2105 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.