Два основных критерия к выделению закономерностей психического развития ребенка в онтогенезе. Первый критерий - признание или отрицание специфики закономерностей развития человека в онтогенезе по сравнению с животными. Если специфика отрицается - это натурализм (биологизации) развития, универсальность законов развития для человека и для животных. В культурно-историческом подходе специфику психического развития человека признают и связывают с усвоением социокультурного опыта, как особого вида родовой наследственности человека наряду с органической наследственностью. Второй критерий - признание активности развивающегося субъекта. Теории, игнорирующие или отрицающие значение активности человека в развитии, получили название факторного подхода, когда развитие определяется действием двух факторов: наследственности и среды. Альтернативой факторному подходу являются деятельностные подходы, когда активность рассматривается как основная причина развития. Это культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), а также конструктивистский подход (Ж. Пиаже).
Основа факторного подхода была заложена в противостоянии двух философских школ - нативизма и эмпиризма. Нативизм (Р. Декарт, И. Кант): развитие человека определяется его наследственностью. Философское обоснование этого подхода было дано Декартом - теория врожденных идей. Нативизм - теории преформизма, рекапитуляции и созревания. Эмпиризм (Д. Локк, Д. Гартли) представлен двумя научными школами - ассоцианизмом и бихевиоризмом, ведущий фактор — среда. Нативизм и эмпиризм - однофакторные теории. Двухфакторные теории во внимание принимают оба фактора - и наследственность, и среду. К ним относятся теория конвергенции двух факторов (В. Штерн)- взаимодействие и взаимное дополнение наследственности и среды и теории, представляющие отношение факторов как конфронтацию и антагонизм (3. Фрейд, теория Ж. Пиаже раннего периода) - вытеснение (подавление) наследственности социальным фактором среды.
Два типа жизни и развития. Первый — инстинктивно-биологический, характерный для животных, предполагает биологический тип онтологического развития. Второй — социально-исторический, основанный на трудовой, продуктивной деятельности, определяет социальный тип развития в онтогенезе. Социально-исторический тип жизни определен предметно-производительной совокупной общественной деятельностью, где материальный и духовный труд является источником условий человеческого существования. Человек сам производит условия своего существования, а не потребляет готовые природные средства. В этом отличие человеческой жизнедеятельности, где идет опредмечивание человеческих способностей в продуктах труда. У человека, в отличие от животных, существует два вида наследования: генетический и социальный и три вида опыта: 1) видовой, врожденный, генетически запрограммированный; 2) индивидуальный, приобретаемый прижизненно в результате научения; 3) культурный, социально-исторический, по сути, родовой опыт человечества, кристаллизующий наши видовые способности. Специфика развития ребенка - в том, что оно осуществляется в форме присвоения социально-исторического культурного опыта. Развитие - это процесс воспроизведения индивидом исторически сформировавшихся, закрепленных в культуре человеческих способностей, способов деятельности и поведения - процесс распредмечивания. Процесс опредмечивания - распредмечивания А. Н. Леонтьев выделяет как базовый для развития видовых способностей человека. Присвоение культурного опыта осуществляется в активной предметной деятельности ребенка, направленной на распредмечивание и развитие человеческих способностей в общении и сотрудничестве со взрослым. Важнейшими характеристиками нового, присущего человеку типа развития являются: 1. особая форма развития как присвоение социокультурного опыта; 2. развитие как преодоление, а не по типу адаптации, характерному для животных. Д. Б. Эльконин: беспомощность ребенка, отсутствие врожденных форм поведения и способностей делают адаптацию невозможной, поскольку адаптировать- нечего. Задача развития способностей требует выхода за пределы собственных возможностей и телесной оболочки на просторы социальной практики и опыта — к самосозиданию в сотрудничестве, т. е. к преодолению самого себя. Основной парадокс развития человека: от максимальной беспомощности к могуществу. Беспомощность в начале жизни открывает неограниченные возможности развития через потенциал присвоения и преодоления. Есть три индивидуальных варианта развития: выученная беспомощность (отказ от действия в любой проблемной ситуации), адаптация в форме конформизма (принятие ситуации такой, какая она есть), творчество как преодоление и созидание.
Наследственность - необходимое, но недостаточное условие психического развития. Необходимость органической наследственности для психического развития человека доказывается: 1) опытами по воспитанию высших приматов с целью формирования у них человеческих способностей; 2) случаями нарушения психического развития при повреждении наследственности. Возможности коррекции и компенсации дефектов не безграничны. Наследственность - недостаточное условие, даже при сохранной наследственности в условиях социальной депривации - нарушения в психическом развитии ребенка (дети-Маугли, детдомовцы).
А. Н. Леонтьев: деятельность - движущая сила развития, поскольку именно в деятельности впервые возникает структура, которая, пройдя путь интериоризации, станет психической функцией. Деятельность - осмысленная и предметная, т. е. связанная с системой социальной практики, значений, способов действий. Ведущая деятельность - человек в любом возрасте реализует не один, а несколько видов деятельности, но каждый возраст характеризуется определенным ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, ведущим типом деятельности, зависящим от места ребенка в системе социальных отношений и отражающим его достижения в развитии. С другой стороны, ведущая деятельность предписывается обществом, которое культивирует определенные виды деятельности для каждой возрастной стадии. ВД определяет отношение ребенка к миру и его социальное бытие. 3 основных признака ВД: новообразования психических процессов (познавательной сферы); новообразования личности; возникновение и развитие новых видов деятельности, одна из которых впоследствии становится ведущей. ВД дает жизнь новым видам деятельности. Механизм формирования новых видов деятельности — сдвиг мотива на цель.
Д. Б. Эльконин развил понятие ВД, добавив еще два признака: 1. ВД задает тип отношений и форму общения со взрослыми и сверстниками. В младшем школьном возрасте ВД - учеба. Отношения ребенка и взрослого: «ты учишь - я учусь». При переходе в среднюю школу меняется общение: ребенок спорит, апеллирует к собственному мнению, к мнению товарищей. Это уже интимно-личностное общение Изменение общения отражает изменение ВД. 2. ВД связывает ребенка с теми элементами социальной среды, которые являются источником развития и задают ту идеальную форму, которая содержит образец будущего новообразования. Хотя среда - источник развития, но само социальное окружение ребенка длительное время принципиально не изменяется. Меняется чувствительность или сенситивность ребенка к разным элементам среды. ВД определяет сферу чувствительности и связывает ребенка с элементами среды, являющимися источниками развития. Поэтому при относительно постоянной среде развитие приводит к формированию различных новообразований на разных возрастных стадиях. Меняется ВД - меняется чувствительность к различным составляющим среды. Деятельность определяет, что в среде важно, а что второстепенно, на что ребенок ориентируется и с чем он взаимодействует.
Социальная среда - источник развития, в ней содержатся все материальные и духовные ценности, которыми субъект должен овладеть. Социальная среда включает предметную среду и среду социальных отношений. Ранее теории психического развития рассматривали их раздельно, центрируясь либо на отношении «ребенок — предметный мир» (теория Пиаже) и, соответственно, изучении развития интеллекта, либо на отношении «ребенок — взрослый (другой человек)» и, соответственно, на развитии личности (3. Фрейд, Э. Эриксон). Эльконин считал, что предметная среда и среда социальных отношений взаимосвязаны. Сущностной стороной предмета является его социальная функция, а социальные отношения складываются в контексте предметной деятельности. Просто на разных возрастных стадиях у ребенка преобладает либо ориентация на сферу социальных отношений, либо на сферу предметных отношений. Отсюда две группы деятельности: 1. ребенок преимущественно ориентируется в предметной области, что обусловливает развитие познавательной операционно-технической сферы; 2. в социальных и межличностных отношениях, что обусловливает преимущественное развитие аффективно-потребностной сферы личности. По Д. Б. Эльконину есть чередование типов ВД как неравномерности и гетерохронности развития личностной и познавательной сфер.