Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јдаптаци€ подготовленного материала дл€ устного изложени€

ќ—Ќќ¬џ ƒ≈Ћќ¬ќ… –»“ќ–» »

»скусство публичной речи. Ќавыки презентации.

 

–иторика в переводе с греческого Ц теори€ красноречи€. ƒелова€ риторика Ц прикладное направление общей риторики, ориентированна€ на обеспечение руководителей и специалистов правилами обращени€ со словом.

 расноречие Ц важнейший признак профессиональной пригодности современного руководител€.

 

”стные виды делового общени€ подраздел€ютс€ на монологические и диалогические.   монологическим относ€тс€:

  • приветственна€ речь;
  • информационна€ речь;
  • доклад (на заседании, собрании).
  • торгова€ речь (реклама);

∆анры, основанные на диалоге, Ц это:

  • разговор;
  • беседы;
  • интервью;
  • переговоры;
  • дискусси€;
  • совещание (собрание);
  • прессЦконференци€.

ѕисьменные виды делового общени€ Ц это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладна€ и объ€снительна€ записка, акт, за€вление, договор, устав, положение, инструкци€, решение, распор€жение, указание, приказ, доверенность и другие.

 

 

“рудно переоценить роль фигуры говор€щего дл€ успеха речи. ќт того, в какой степени довер€ют, симпатизируют оратору, в огромной мере зависит эффективность воздействи€. ќратор Ц это тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречи€.

—.‘.»ванова в работе "—пецифика публичной речи" вы€вила индивидуальные речевые типы:

–ационально Ц логический. ќраторы этого типа склонны к анализу €влений, к рассуждени€м и строгой аргументированности своих и чужих поступков. »х подготовка к любому высказыванию отличаетс€ последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Ётот выношенный план как бы "сидит у них внутри", и ораторы во врем€ выступлени€ не пользуютс€ им. »х часто заботит другое: как сделать свою речь более €ркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать аудиторию. "Ћогиками" чаще всего бывают сангвиники.

Ёмоционально Ц интуитивный. ѕредставители этого типа говор€т страстно, увлеченно, пересыпа€ свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и "свести концы с концами". ѕлан своих выступлений пишут не всегда, счита€, что он их сковывает. Ќаблюдаетс€ совпадение эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом.

‘илософский. ќраторы Ц "философы" более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без вс€кой видимой организации раскрывают какой-нибудь один вопрос, добираютс€ до корн€, и вдруг, как лучом света, озар€ют все найденной идеей. »х обща€ черта Ц стремление к исследованию, глубокому осмыслению €влений пр€мо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. „аще всего данную группу составл€ют люди флегматического темперамента.

Ћирический, или художественно Ц образный. √лубока€ эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, остра€ впечатлительность, проникновенность Ц черты, характерные дл€ типа. „аще всего в основе его Ц характер утонченный, меланхолический.

 

 оммуникационные эффекты

ƒл€ того, что бы деловой разговор состо€лс€ и состо€лс€ успешно, недостаточно знать только лексику, грамматику, стилистику и специфику деловой речи. Ќеобходимо пользоватьс€ своей речью так, чтобы заинтересовать собеседника, склонить на свою сторону. ƒл€ этого можно воспользоватьс€ коммуникационными эффектами (ораторский инструментарий).

 

Ёффект визуального имиджа рассчитан на впечатление от внешнего вида выступающего. »звестно, что он (вид) может вызвать симпатию или антипатию еще до того, как выступающий начал говорить. ѕривлекательный внешний вид, элегантна€ манера общени€, доброжелательный, открытый взгл€д Ц все это оказывает на людей положительное воздействие до начала выступлени€ оратора.

Ёффект первых фраз, как правило, закрепл€ет или корректирует первоначальное впечатление, которое производит выступающий. √лавным критерием эффекта первоначальных фраз €вл€етс€ заключенна€ в них привлекательна€ или интересна€ информаци€. ќна может быть известной, но поданной в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными примерами. ќчень важно при подготовке к выступлению определить основные социальные группы аудитории, настроени€ и ожидани€, особенности эмоционального склада слушателей. ѕоэтому надо располагать набором начальных фраз, ориентированных на социальные группы, преобладающие в аудитории.

Ёффект аргументации основан на логике выступлени€, котора€ придает ему обоснованность и убедительность. ≈сли логика Ц это внутренн€€ организаци€ речи, то внешней ее стороной €вл€етс€ теоретическа€ и практическа€ аргументаци€.   теоретической аргументации относ€тс€ научные положени€, концепции, к практической аргументации Ц конкретные факты, цифры, статистические данные.

Ёффект квантового выброса информации €вл€етс€ одним из действенных риторических приемов дл€ поддержани€ внимани€ аудитории. ќн основан на заранее продуманном размещении по всей речи новых мыслей и аргументов. “аким образом, выстпающий активизирует внимание слушателей, выбрасыва€ через определенные временные интервалы кванты свежей информации.

Ёффект интонации и паузы Ц весьма доступный и продуктивный по результату риторический инструмент. —пециалисты утверждают, что интонаци€ и паузы способствуют 10 Ц 15% - ному приращению информации. “акова особенность человеческого воспри€ти€. ѕридание слову или фразе определенной голосовой тональности, как правило, вызывает у слушающих людей определенные ассоциации. ¬ итоге происходит информативное приращение к тому, что говорит выступающий. ƒеликатным риторическим инструментарием €вл€етс€ пауза. ≈е применение эффективно, если выступающий уверен, что его слушатели активно включились в коммуникационный процесс, что их мышление, пам€ть и воображение интенсивно соучаствуют в нем. ¬от тогда дл€ самосто€тельного осмыслени€ слушател€ми получаемой информации, подключени€ к ней собственных знаний и полезна пауза.

Ёффект художественной выразительности св€зан с умением "воплощать" мысли в соответствующие слова, грамотно строить предложени€, соблюдать правила словоударений. Ћогика речи подсказывает, какие фразы достойны, зан€ть место в выступлении. ¬ него не может быть вставлена люба€ фраза, а лишь така€, котора€ не нарушает смысл изложени€, €сно и пон€тно доносит его суть.

Ёффект релаксации используетс€ оратором, чтобы помочь слушател€м. Ѕольшое значение имеет умение слушать. „ем сложнее выступление, тем большие усили€ приходитс€ прилагать слушател€м дл€ концентрации своего внимани€. ÷ель эффекта релаксации Ц сн€ть эмоциональную напр€женность. » здесь на помощь приходит юмор. Ѕлагодар€ юмору создаетс€ естественна€ пауза дл€ отдыха и по€вл€етс€ возможность дл€ восстановлени€ эмоциональной энергии.

¬ деловой риторике используют следующие принципы речевого воздействи€: доступность, ассоциативность (вызов сопереживаний и соразмышлений, который достигаетс€ обращением к эмоциональной и рациональной пам€ти слушателей), сенсорность (широкое использование цвета, света, звуков, рисунков и т.п.), экспрессивность (эиоциональна€ напр€жЄнность речи, выразительность мимики, жестов, позы и т.п.) интенсивность (темп подачи информации, степень подвижности выступающего).

ѕри подготовке к выступлению надо помнить, что оно Ц это шанс за€вить о себе, обратить на себ€ внимание, от успешности выступлени€ во многом зависит ¬аш авторитет, ролевой статус в организации, возможность дальнейшего роста.

—редства выразительности деловой речи:

1) ¬арьирование тональности выступлени€. ƒоклад не должен быть монотонным;

2) ¬ыделение главных мыслей с помощью коротких пауз, изменени€ темпа речи, высоты голоса и т.п. основные мысли лучше воспринимаютс€ при произношении в относительно медленным темпе, твердым и громким голосом, а вспомогательные суждени€ Ц в чуть ускоренном.

3) —тилистические формы:

а) постановка в ходе выступлени€ риторических вопросов, т.е. вопросов заранее предполагающих определенный ответ (в основном, да или нет);

б) использование формы диалога, что повышает роль слушателей, поднимает их заинтересованность в выступлении оратора.

в) призыв к действию;

г) включение образных сравнений, поговорок, метафор и т.п.

д) использование примеров (могут быть пр€мыми, т.е. св€занными с темой выступлени€, и косвенные Ц примеры-сравнени€ из литературных произведений, фильмов и т.п.

е) применение повторений, дл€ усилени€ эффекта главных идей выступлени€;

ж) демонстраци€ заинтересованности и убежденности, т.к. общее настроение выступающего зачастую передаетс€ аудитории.

 

ѕублична€ речь, устное выступление перед аудиторией €вл€етс€ неотъемлемой частью деловых коммуникаций. Ќеобходимость выступить публично, провести презентацию зачастую вызывает внутреннюю панику у многих людей Ц от студентов до опытных управленцев. ѕодобный страх перед обращением к аудитории приводит к тому, что вс€ презентаци€ сводитс€ к монотонному зачитыванию по бумажке заранее подготовленного текста. ¬ данном материале сделана попытка помочь улучшить качество выступлений на публике, в ней даны рекомендации по подготовке и проведению презентаций.

¬ажнейшей особенностью данного вида коммуникаций €вл€етс€ ваше физическое присутствие; отправитель сообщени€ и его получатель наход€тс€ р€дом. ¬ такой ситуации выступающий перед аудиторией чувствует себ€ достаточно у€звимым, но в действительности его положение само по себе дает значительную власть. ¬ случае, если бы ваш доклад распростран€лс€ только в письменном виде, его получатели могли бы:

- с легкостью начинать и прерывать процесс коммуникации, когда им заблагорассудитс€;

- перечитать по необходимости то, что не было пон€то с первого раза;

- перескакивать от начала к концу или просмотреть сообщение в заданном пор€дке.

явл€€сь же членом аудитории, каждый слушатель испытывает своеобразное "давление группы", подчин€€сь ходу заданного вами процесса, и по крайней мере будет пытатьс€ выслушать до конца.  онечно, этого давлени€ недостаточно, и вам необходимо завоевать, а затем поддерживать интерес аудитории на прот€жении всего выступлени€.

Ќаиболее общих составл€ющих успешной презентации всего две Ц это подготовка материала дл€ выступлени€ и подготовка себ€.

 

ѕрежде всего, необходимо ответить на несколько базисных вопросов, а именно:

-  акова цель моего выступлени€?

-  то мои слушатели Ц аудитори€?

- „то представл€ет собой основное содержание выступлени€?

-  аков организационный контекст выступлени€?

-  акие методы привлечени€ внимани€ аудитории будут использоватьс€?

¬ыдел€ютс€ обща€ и конкретна€ цель презентации/публичной речи.

ќбща€ цель определ€етс€ видом реакции, которую выступающий хочет вызвать у аудитории. ¬ качестве общих целей можно выделить следующие: информировать аудиторию о чем-либо, воодушевить ее, убедить, призвать к действию.

¬ зависимости от выбранной цели, презентацию будут отличать некоторые особенности:

“ак, информационна€ речь/презентаци€ должна:

Ј не содержать ничего спорного;

Ј вызывать любопытство аудитории;

Ј удовлетвор€ть запросы слушател€;

Ј быть актуальной дл€ аудитории.

¬ отличие от информационных, воодушевл€ющие речи/презентации более эмоциональны и содержат пр€мой призыв к чувствам.  ак и информационные, они в значительной мере развиты на основе примеров и фактических данных, однако материал должен быть подобран так, чтобы вызывать не только любознательность, но и обостр€ть в сознании значение традиций, личности, правил поведени€, веры и т.д.

—мысл убеждающей речи/презентации Ц логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. “ака€ речь не представл€ет собой непосредственного призыва к действию, но стремитьс€ определить образ мышлени€ и поведени€. ѕредмет речи Ц вопросы факта (что €вл€етс€ правдой, что нет) и вопросы поведени€ (как надо поступать и как нет). ƒл€ проведени€ эффективной убеждающей презентации есть несколько принципов:

Ј выбирайте действительно спорный вопрос;

Ј выбирайте содержательную дл€ слушателей тему;

Ј выбирайте разрешимый вопрос.

ѕризывающа€ к действию речь/презентаци€ направлена на призыв аудитории либо к осуществлению какого либо нового действи€ либо к прекращению старого. »меютс€ ввиду действи€ совершенно определенных, присутствующих на презентации слушателей.

ѕринципы эффективной призывающей к действию речи:

Ј необходимо, чтобы тема вызывала значительный интерес у аудитории, была дл€ нее актуальна;

Ј подумайте, не слишком ли инертна аудитори€ как такова€, способны ли слушатели к действию;

Ј преп€тствием может стать наличие среди слушателей сильной оппозиции, не раздел€ющей вашу точку зрени€.

 

 онкретна€ цель публичной речи зависит от ее содержани€. ≈сли обща€ цель определ€ет, какой реакции вы хотите добитьс€, то конкретна€ цель показывает, что слушатель должен узнать, почувствовать и сделать.

„то касаетс€ содержани€, здесь, безусловно, неограниченное количество вариантов, поэтому ограничимс€ несколькими общими рекомендаци€ми.

Ј необходимо хорошее знание предмета;

Ј следует продумать логическое структурирование содержани€;

Ј подберите соответствующие содержанию примеры, ссылки на авторитеты и т.д.

≈сли презентаци€ должна сопровождатьс€ письменным докладом, нужно позаботитьс€ о том, чтобы письменный и устный вариант не повтор€ли, а дополн€ли друг друга. «аранее решите, будет ли письменный доклад распростран€тьс€ до или после презентации и соответственно постройте проведение меропри€ти€. ≈сли ваш доклад аудитори€ уже читала, презентаци€ дает возможности дл€ обсуждени€ и сосредоточени€ на наиболее заинтересовавших слушателей вопросах. ≈сли же письменный доклад будет распростран€тьс€ после презентации, ее лучше использовать как введение аудитории в курс дела, тогда письменный вариант будет обеспечивать детальную поддержку сказанному.

јдаптаци€ подготовленного материала дл€ устного изложени€

”стна€ речь, в отличие от письменной, способна передать тончайшие оттенки мыслей и чувств, быть насыщенной эмоционально, тем самым усиливать воздействие на слушател€, создава€ эффект внушени€. ¬оздействие речи максимально тогда, когда она производит впечатление импровизации, свободного изложени€.

»мпровизаци€ Ц это бесценный прием дл€ неформальных ситуаций, он также необходим, например, при ответах на вопросы. ѕриродным талантом импровизации обладает один человек из тыс€чи, не более, и на самом деле за большинством очевидных импровизаций стоит серьезна€ подготовительна€ работа. “ака€ работа не сводитс€ к простому заучиванию наизусть подготовленного текста Ц в подобном случае речь будет звучать как неискренн€€ декламаци€.

јльтернативой чтени€ по бумажке и зазубривани€ текста €вл€етс€ его адаптаци€ с использованием оборотов разговорной речи. –азговорный €зык имеет свои корни не в литературе или газетах, а в речи обычных людей. ¬ своем докладе/презентации необходимо использовать такие речевые обороты, которые были бы уместны в обычной неофициальной беседе. Ќа печатной странице вы можете встретить массу вещей, которые вы просто не могли бы сказать в обыденной речи.

 

 

           
 
¬ процентном соотношении фактор вли€ни€ экспортных поставок топливо-энергетического комплекса на поступлени€ в бюджет –оссийской ‘едерации составл€ет 30%.
   
ѕочти одна треть доходов –оссийского бюджета зависит от экспорта нефти и газа.
   
 
 

 


¬ разговорной речи гораздо чаще звучат различные фразеологические обороты, устойчивые выражени€, делающие ее €рче и выразительнее.

           
 
ѕ€тнадцать миллионов долларов на новую программу дл€ малообеспеченных семей - значительна€ сумма, но это на несколько пор€дков меньше, чем, например, оборонные расходы.
   
... по сравнению с расходами на оборону это капл€ в море.
   
 
 

 


 роме того, в разговорной речи вы используете первое и второе лицо там, где более официальный письменный €зык требует использовани€ третьего лица.

 

           
 
«начительную озабоченность общественности вызывает экологическое состо€ние N-ской области, а также содержание меропри€тий экологических организаций, работающих в данном регионе.
   
я думаю, вас действительно волнует экологическа€ обстановка в вашем регионе, как и то, что конкретно делают местные экологические организации по ее улучшению.
   
 
 

 

 


≈ще одно жизненно важное правило Ц использование достаточно коротких предложений и простых слов.  онечно, во многих выступлени€х не обойтись без специальных терминов; однако не следует злоупотребл€ть сложными выражени€ми только дл€ того, чтобы выгл€деть большим экспертом.   этому можно добавить следующее:

Ј используйте активный залог глаголов чаще, чем пассивный, например: "нам нужна ваша помощь", а не "мы нуждаемс€ в вашей помощи"; "новое медицинское оборудование спасает люд€м жизни", а не "жизни людей спасаютс€ с помощью нового оборудовани€" и т.д.

Ј избегайте абстрактных существительных; они усыпл€юще действуют в малых дозах и губительны дл€ выступлени€ в больших;

Ј не используйте технические термины, если не уверены, что аудитори€ с ними знакома;

Ј искорен€йте жаргон и слова-паразиты.

 

 

ћожно сделать вывод, что овладение культурой деловой речи и общени€, выработка собственного стил€ служебных взаимоотношений, формирование имиджа об€зательны дл€ профессиональной пригодности современного руководител€.

 

 

—труктура презентации

 

„асть презентации ≈Є цели и задачи
¬—“”ѕЋ≈Ќ»≈     ¬Ќ»ћјЌ»≈ ѕривлекает внимание и концентрирует его на говор€щем
"ћќ—“"   »Ќ“≈–≈— обеспечивает переход от вступлени€ к основным иде€м
ќ—Ќќ¬Ќјя „ј—“№   ∆≈ЋјЌ»≈ увеличивает вовлеченность аудитории  
«ј Ћё„≈Ќ»≈   ƒ≈…—“¬»≈ суммирует сказанное и призывает аудиторию к прин€тию об€зательств
¬ќѕ–ќ—џ » ќ“¬≈“џ   ќЅЏ≈ƒ»Ќ≈Ќ»≈ говор€щего и аудитории в единое целое

 



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
—пособы убеждающего воздействи€ | 
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1836 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

2245 - | 2157 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.057 с.