Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—пособы убеждающего воздействи€




¬ажным навыком, которым должен обладать хороший оратор и любой деловой человек €вл€етс€ искусство убеждени€. »зучением наиболее эффективных методов и приемов убеж≠дающего воздействи€ занимаетс€ особа€ область знаний Ч те≠ори€ аргументации (Ђнова€ риторикаї).

јргументаци€ Ц это приведение доводов с целью измене≠ни€ позиции или убеждени€ другой стороны (аудитории). √лавна€ задача аргументации Ч склонить адресата к прин€≠тию выдвинутого положени€. ѕоэтому аргументаци€ считаетс€ эффективной, только если убеждаемый восприн€л, пон€л и прин€л тезис аргументатора.

¬ажную роль в процессе убеждени€ играет логика. „тобы быть убедительным человек должен обладать высокой логической культурой:

Ј уметь мыслить пра≠вильно и логично,

Ј последовательно строить свое высказывание,

Ј делать обоснованные выводы,

Ј грамотно использовать весь арсенал логических средств: пон€тий, суждений, умозаклю≠чений, доказательств, опровержений и т. д.

 

—уществуют наиболее эффективные приемы убеждени€

Ёмпирические аргументы.

—лово эмпири€ (от греч. empeiria Ч опыт) означает: 1) человеческий опыт, воспри€тие внешнего мира посредством органов чувств; 2) наблюдение, осуществл€емое в обычных, естественных услови€х, в отличие от эксперимента. “.о., эмпири€ - это мир действительных фактов.

‘акты могут быть использованы в качестве пр€мого подтверждени€ выдвинутого положени€. — увеличением количества под≠тверждающих следствий их убеждающа€ сила возрастает.

ѕоскольку факты могут иметь случайный характер, необхо≠димо позаботитьс€ об их представительности и надежности.

‘акты €вл€ютс€ и действенным средством опровержени€ выдвигаемого положени€. ƒостаточно одного противоречащего факта, чтобы окончательно опровергнуть общее утверждение.

ќсобенно сложно обстоит дело с фактами в социальных и гуманитарных исследовани€х. ¬о многих социальных иссле≠дований часто в главу угла ставитс€ не поиск истины, а амбиции, меркантильные интересами, задачи политической борьбы и др. “.е. эти исследовани€ тенденциозны.   тому же общественна€ жизнь характеризуетс€ динамизмом, бесконечной вариативностью и многоаспектностью €влений. ѕоэтому в социальных исследовани€х можно собрать какие угодно факты.

¬от, к примеру, что писал о фактах, используемых в поли≠тических спорах, крупнейший политик и опытный полемист ¬.». Ћенин:

Ђ¬ области €влений общественных нет приема более распро≠страненного и более несосто€тельного, как выхватывание отдельных фактов, игра в примеры. <...> ѕодобрать примеры вообще Ч не стоит никакого труда, но и значени€ это не имеет никакого <...> ибо все дело в исторической конкретной обста≠новке отдельных случаев. <...> ‘актики, если они берутс€ вне целого, вне св€зи, если они отрывочны и произвольны, €вл€ютс€ именно только игрушкой... <...> необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность относ€щихс€ к рассмат≠риваемому вопросу фактов, без единого исключени€, ибо иначе неизбежно возникает подозрение в том, что факты выбраны или подобраны произвольної[1].

“.о. факт не €вл€етс€ неоспоримой категорией. ‘акты складываютс€ из того, что мы воспринимаем органами чувств (видим, слышим, ощущаем), из наших научных пред≠ставлений (то, что утверждают авторитетные ученые), убежде≠ний (религиозных, этических и др.), а порой и наших фантазий. Ћюди по-разному вид€т и слышат, ученым свойственно ошибатьс€, убеждени€ наши изменчивы, а уж фантазий хоть отбавл€й.

“аким образом, опыт не обладает абсолютным неопровержимым статусом, он может по-разному интерпретироватьс€ и даже пересматриватьс€. ƒаже вз€тые в совокупности факты не составл€ют совершенно незыб≠лемого фундамента дл€ опирающихс€ на них выводов. ‘акты значат многое, но далеко не все.

2. “еоре≠тические рассуждени€.

»з разных способов теоретической аргументации особо важное значение имеют:

Ј логическа€ аргу≠ментаци€ (выведение обосновываемого утверждени€ из других, ранее прин€тых утверждений),

Ј системна€ аргументаци€ (обос≠нование утверждени€ путем включени€ его в хорошо проверен≠ную систему утверждений или теорию),

Ј принципиальна€ прове≠р€емость и принципиальна€ опровержимостъ (демонстраци€ принципиальной возможности эмпирического подтверждени€ и эмпирического опровержени€ обосновываемого утверждени€),

Ј условие совместимости (показ того, что обосновываемое поло≠жение находитс€ в хорошем согласии с законами, принципами и теори€ми, относ€щимис€ к исследуемой области €влений),

Ј методологическа€ аргументаци€ (обоснование утверждени€ путем ссылки на тот надежный метод, с помощью которого оно получено).

—сылка на традиции.

“радиции Ц это социальное и культурное наследие, передающеес€ от поколени€ к поколению и сохран€ющеес€ в течение длительного времени. ¬ качестве традиций выступают определенные общественные установлени€, нормы поведени€, нравственные ценности, идеи, обычаи, манеры поведени€, стиль одежды, обр€ды и т.д.

ѕоскольку наша повседневна€ жизнь во многом опираетс€ на традицию, апелл€ци€ к ней €вл€етс€ действенным приемом убеждени€. ќсобенно значимым аргументом ссылка на тра≠дицию становитс€ в жестко регламентируемых социальных структурах (традиционное общество, арми€, церковь, государственна€ служба и др.), где роль традиций очень велика.

ќбращение к традиции стало обычным способом аргумен≠тации в морали и религии, поскольку объ€снить эти феномены рационально весьма проблематично.

“радиции можно разделит на две категории: предписыва≠ющие, Ђкак надо поступатьї, и предписывающие, Ђкак не надо поступатьї. Ќесоблюдение первых воспринимаетс€ обычно как невежество или легкомыслие, а игнорирование вторых обычно расцениваетс€ как вызов обществу и воспринимаетс€ весьма болезненно. ѕоэтому к Ђтабуї следует относитьс€ особенно внимательно.

—облюдение/несоблюдение традиций €вл€етс€ своеобраз≠ным индикатором дл€ разделени€ субъектов на своих и чужих, служит поводом дл€ настороженности, недовери€, а то и враж≠дебности.

ќсобым про€влением традиции считаютс€ пословицы и поговорки Ч проверенное временем, усто€вшеес€ народное мнение, замечание, ставшее традиционным. »спользование пословиц и поговорок, по существу, представл€ет собой ссылку на традицию.

—ледует подчеркнуть, что убеждающа€ сила ссылок на тра≠диции обусловливаетс€ тем, что говор€щий как бы предъ€вл€ет удостоверение о том, что Ђон свойї (принадлежит данному социуму) и, следовательно, заслуживает довери€, а аргумент его (традици€) неоспорим, поскольку проверен временем и об≠щепризнан.

—сылка на авторитет.

¬ широком смысле под авторитетом понимаетс€ обще≠признанное неформальное вли€ние какого-либо лица или организации в различных сферах жизни общества, основанное на знани€х, нравственных достоинствах, опыте. јвторитет выражаетс€ в способности лица или группы лиц (носителей авторитета) направить поступки или мысли другого человека (или людей), не прибега€ к принуждению.

—уществование авторитета св€зано с ограниченностью воз≠можностей человека рационально оценивать многие возникаю≠щие перед ним проблемы, что обусловлено сложностью самой действительности. ќтсюда необходимость прин€ти€ на веру утверждений носителей авторитета. ѕри этом предполагаетс€ способность носител€ авторитета в принципе обосновать свои требовани€ или положени€.

∆изнь общества опираетс€ на опыт прошлого и немыс≠лима без авторитетов. —вои авторитеты есть в каждой сфере де€тельности. ѕричем это не об€зательно крупные ученые, писатели, общественные де€тели. ƒл€ кого-то это может быть просто известна€ личность Ч спортсмен, артист, руководитель, коллега, друг, родственник и т.д.

¬ процессе общени€ следует учитывать особенности аргу≠ментации, опирающейс€ на авторитеты:

Ј ÷итата не обсуждаетс€, не анализируетс€, а лишь тол≠куетс€ и по€сн€етс€.

Ј ÷итирующий призывает не к размышлению, а к доверию и верности заветам наставника-авторитета.

Ј ѕараллельное упоминание о приверженности традици€м усиливает установку на доверие к авторитету.

Ј —обственные взгл€ды цитирующий представл€ет под видом добросовестного толковател€ авторитетных суждений.

Ј «аметим, что стремление приспособить, подвести свои взгл€ды под цитату зачастую оказываетс€ несосто€тельным, так как желаемое выдаетс€ за действительное.

Ј —сылка на авторитет не относитс€ к универсальным спо≠собам обосновани€, поскольку авторитет дл€ одних может не признаватьс€ другими.

Ј „тобы разрушить, поколебать авторитет, необходимо оп≠ровергнуть существующие представлени€ о нем. Ќапример, перечислить проблемы, не решенные авторитетом, указать на противоречи€ в его высказывани€х, суждени€х и т.п.

јргумент к вере.

¬ психологии вера Ц это особое состо€ние психики, заключающеес€ в безоговорочном прин€тии каких-либо сведений, текстов, €влений, событий или собственных представлений и умозаключений, которые могут выступать в дальнейшем основой Ђяї человека, определ€ть некоторые из его поступков, суждении, норм поведени€ и отношенийї.

Ќа психологической базе веры могут держатьс€ не только отдельные суждени€, но и целые научные концепции, теории. ”стойчивость веры и убеждений объ€сн€етс€ целым р€дом обсто€тельств. ¬о-первы х, т.к. существует тенденци€ каждого психического феномена прин€ть более опре≠деленную, отчетливую, завершенную форму. ¬о-вторых, в обществе обычно складываетс€ негативное отношение к люд€м, мен€ющим свои убеждени€. »х называют вероотступниками, ренегатами. ¬-третьих, обнаружение ошибочности своих убеждений, складывавшихс€ годами, наносит ущерб самолюбию личности, его достоинству, вызывает состо€≠ние подавленности, безысходности. ѕоэтому переубеждение оппонентов в том, что касаетс€ вопросов их веры, во многих случа€х весьма проблематично. ќно нередко, напротив, укрепл€ет их веру.

јргументы к вере очень эффективны в аудитории единовер≠цев, единомышленников, а также среди тех, кто предрасположен к ее прин€тию воспитанием или примером подвижников данной веры. Ќо могут иметь обратный эффект в аудитории людей с другой верой.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1154 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

2288 - | 2098 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.