Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћухаммед и его учение. ќсновы идеологии раннего ислама.

ќбъединение јравии и создание общеарабского государства было √ обусловлено складыванием классового общества. ‘актором, ускоЧ1 рившим это объединение, €вилс€ ислам.

ƒревнее многобожие (политеизм) с его культами племенных и местных богов соотвествовало первобытнообщинному строю, при котором не было общепризнанной верховной власти. — развитием классовых отношений по€вились стремлени€ к политическому ^объединению и начали распростран€тьс€ различные монотеистические учени€, наиболее попул€рным из которых в доисламской | јравии был ханифизм. Ѕыли там известны, особенно в ёжной |јравии, и проникавшие извне монотеистические христианска€ и ^иудейска€ религии. ¬озникла необходимость в собственной [последовательно монотеистической религии.

»слам возник на арабской почве из соединени€ элементов t-иудейства, христианства, ханифизма и некоторых обр€довых | традиций староарабских домусульманских культов природы. HeЧ127

смотр€ на свой синкретизм, ислам представл€л собой принципиально новую религию, отражавшую потребности местного общества. ќснователь ислама ћухаммед считалс€ пророком, призванным передать волю јллаха люд€м. “аких пророков в истории человечества, по учению ислама, было шесть: јдам, Ќой, јвраам, ћоисей, »исус ’ристос и ћухаммед.

ѕосле переселени€ ћухаммеда и его сторонников в ћедину там сложилась мусульманска€ община, котора€ принципиально отличалась от родо-племенных объединений. „лены ее (кочевники, земледельцы, горожане) объедин€лись по признаку принадлежности к исламу, а их кровнородственные и иные св€зи имели второстепенное значение. —оздание такой организации способствовало начавшемус€ разложению родо-племенного стро€. »слам дал этому идеологическое обоснование, а мусульманска€ община стала организационной основой арабского государства.

ћухаммед, считавшийс€ пророком, Ђпосланцем богаї на земле, высказывал свои суждени€ как Ђоткровени€ї, полученные им от бога. –ечи его записывались учениками на пальмовых листь€х, камн€х, плоских кост€х и т. п., заучивались наизусть и затем декламировались речитативом, наподобие старой арабской фольклорной поэзии. ¬последствии, уже после смерти пророка, эти записи были отредактированы и составили св€щенную книгу мусульман Ч  оран.

ќсновой вероучени€ была иде€ единобожи€ и признани€ пророческой миссии ћухаммеда. ¬ерующим предписывалось совершать ежедневно п€тикратную молитву, платить очистительный налог Ч закат, в размере 1/40 доли дохода от всего недвижимого имущества, стад, торговых прибылей, ремесла и др. (формально считалось, что налог шел в пользу бедных, фактически же Ч в распор€жение государства); соблюдать пост в мес€це рамадане и совершить паломничество в ћекку, хот€ бы раз в жизни.

ћухаммед располагал как религиозной, так и светской властью. ѕоэтому дл€ начального ислама не существовало разницы между духовными лицами и мир€нами, между мусульманской общиной и государственной организацией, между религией и правом.  оран давал предписани€, касающиес€ различных областей жизни. Ќезыблемой и св€щенной объ€вл€лась частна€ собственность, детально было разработано право наследовани€, заключени€ браков и разводов, опекунства. —уществовали различные запрещени€ Ч пить вино, играть в азартные игры, есть свинину, заниматьс€ ростовщичеством, колдовством и т. п. ћусульманам предписывалось участвовать в Ђсв€щеннойї войне (джихад) с Ђневернымиї. Ёто предписание, родившеес€ в период войн ћедины и ћекки, стало позднее идеологическим обоснованием арабских завоеваний.

ћусульманска€ религи€ и новое мусульманское государство придавали большое значение собственности на землю. «акрепл€€ ее за представител€ми родо-племенной верхушки, государство вводило поземельный налог Ч ушр (1/ю часть урожа€). ќт этого налога первоначально не освобождалс€ никто, даже вновь складывавша€с€ мусульманска€ знать. ќднако неосвоенные и вновь завоеванные земли не подлежали разделу и должны были поступать во владение мусульманской общины. —кладывалась официальна€ догма ислама о государственной собственности на землю. Ќикто без ведома государства не имел права зан€ть эти земли. ћухаммед широко практиковал наделение своих приближенных земельными участками. ¬ладелец участка был об€зан платить государству налог, но он мог передать его по наследству, продать и т. д. ¬ арабском государстве уже на первом этапе его существовани€ сложилось четыре категории земель: 1) земли племен, наход€щиес€ в их общей собственности; 2 частнособственнические земли Ч мюльк; 3) земли государства; 4) земли, пожалованные государством мусульманской знати.

јрабские завоевани€ при первых халифах. ѕосле смерти ћухаммеда правители государства выбирались из его сподвижников и родственников, которые получали титул халифов (Ђзаместителейї пророка). “аких выборных правителей-халифов-было четыре: јбу Ѕекр (632Ч634), ќмар (634Ч644), ќсман (644- 656), јли (656Ч661).

ѕервым халифам пришлось подавл€ть вооруженным путем вспыхнувшие во многих районах јравии сепаратистские м€тежи, возглавл€вшиес€ лжепророками. Ёти восстани€ отражали социальные противоречи€ в арабском обществе между р€довыми членами племен и феодализирующей знатью. ¬осстани€ были подавлены, но острые социальные противоречи€ оставались. Ќаилучшим средством примирить массы арабов, особенно бедуинов, с новым государством и исламом была политика широких завоеваний, суливша€ новые земли к богатую военную добычу. ћеждународна€ обстановка благопри€тствовала арабским завоевани€м. ƒлительна€ война между ¬изантией и »раном (602- 628) истощила силы этих двух крупнейших держав того времени.

—обрав огромное войско, арабы сумели начать войну одновременно с »раном и ¬изантией.   640 г. они завоевали ѕалестину и —ирию, затем ≈гипет (640Ч642) и, продолжа€ наступление далее на запад по —еверной јфрике, к 649 г. дошли до  арфагена. ¬ 634Ч651 гг. был полностью подчинен »ран, некогда могуча€ —асанидска€ держава перестала существовать. ¬ результате неоднократных военных вторжений в середине VII в. в вассальную зависимость от арабов были поставлены јрмени€ и часть √рузии. «а  авказом арабские войска доходили до земель хазар.

ƒо начала VIII в. арабские завоеватели оставл€ли в покоренных странах местные пор€дки. ¬ халифате сохран€лась широка€ веротерпимость по отношению к христианам, иуде€м, зороастрий-÷ам. јрабы, еще только переходившие к классовому обществу, не могли сразу овладеть сравнительно сложным феодальным аппаратом управлени€ и на первых порах сравнительно умеренно эксплуатировали покоренное население бывших иранских и византийских владений. ѕоэтому местное население смотрело на арабов как на своих избавителей. »менно этим, а также сепаратистскими тенденци€ми владетельных феодалов »рана и недовольством восточных провинций экономической и религиозной политикой ¬изантии объ€сн€ютс€ быстрые успехи арабских завоеваний.

¬ ходе завоеваний значительна€ масса арабов переселилась на новые места. „асть из них переходила к оседлости, другие оставались кочевниками. ¬ р€де мест активно шла арабизаци€ местного населени€. “ак было, например, в »раке и —ирии, где еще до завоеваний жило много арабов и местное население говорило на €зыке семитской группы, близком к арабскому. —ложнее и медленнее шел подобный процесс в ≈гипте и —еверной јфрике. ¬ «акавказье, »ране и —редней јзии, напротив, поселившиес€ здесь арабы позже были ассимилированы местным населением и восприн€ли их культуру.

 ризис в халифате и гражданска€ война VII в. ќгромные завоевани€ и богата€ военна€ добыча способствовали еще большей имущественной дифференциации и росту социальных противоречий в арабском обществе. ќсобенно это стало ощущатьс€ при третьем халифе Ч ќсмане, который вместе со своим окружением, принадлежащим к мекканскому роду ќмей€дов, порвал с прежними военно-демократическими пор€дками и стал проводить политику в интересах арабской аристократии. ѕри ќсмане поощр€лись захваты земель и накопление богатств в руках знати. Ёто вызывало недовольство низов арабского общества. ¬ оппозицию к ќмей€дам встали также многие враждебные им феодальные семейства. Ќедовольные группировались вокруг јли, двоюродного брата и з€т€ ћухаммеда, женатого на его дочери ‘атиме. —торон-' ников јли стали называть шиитами (шиа Ч по-арабски группа, парти€). ѕервоначально шииты были лишь политической группировкой и только позднее превратились в особое религиозное течение в исламе. √лавное требование шиитов сводилось к тому, что титул халифа должен перейти к з€тю пророка јли и затем наследоватьс€ его потомками јлидами.   шиитам примкнули арабские кресть€не, бедуины, наде€вшиес€ на освобождение от феодального гнета по милости Ђсправедливого халифаї. ѕриверженцы јли были и в завоеванных област€х. ¬ 656 г. восставшими шиитами был убит халиф ќсман. „етвертым халифом по их требованию был избран јли. јристократическа€ верхушка, в том числе род ќмей€дов, отказалась признать јли. Ќачалась гражданска€ война (656Ч661). јли поддерживали низы арабского народа. ќднако сам он действовал очень нерешительно, и, разочаровавшись в своем вожде, часть его бывших сторонников покинула его. ќтошедша€ от јли группировка получила название хариджиты (Ђушедшиеї). ’ариджиты выступали за возвращение к Ђпервоначальному исламуї, под которым понимали строй социального равенства, общее владение землей, равный раздел военной добычи. ќни требовали, чтобы халиф выбиралс€ всеми мусульманами. ’ариджи-ты представл€ли демократическое течение в исламе. ¬последствии они тоже составили особую секту.

¬ середине VII в. оформилось три течени€ в исламе: сторонники официального Ђправоверногої ислама-сунниты, которых представл€ли ќмей€ды во главе с ћуавией, шииты и хариджиты. Ўиитские и хариджитские лозунги впоследствии были восприн€ты многими народными движени€ми.

¬ 661 г. јли был убит одним из хариджитов. јрабска€ знать —ирии и ≈гипта провозгласила халифом ћуавию. Ёто означало, что победу в гражданской войне одержала арабска€ феодальна€ знать. — этого времени и до 750 г. арабским государством управл€ли халифы из рода ќмей€дов. —толицей халифата стал ƒамаск.

’алифат ќмей€дов (661Ч750)

ѕри ќмей€дах центральной областью халифата стала —ири€. ¬ ней расселились те арабские племена, на которые опирались омей€дские халифы. —ири€ стала опорной базой дл€ возобновлени€ завоеваний, прерванных гражданской войной. ¬ конце VII- первом дес€тилетии VIII в. арабы прочно обосновались в —еверной јфрике. ¬ 711 г. они вторглись в »спанию и завоевали почти всю ее территорию.

¬ойска дамасских халифов совершали посто€нные вторжени€ в византийскую ћалую јзию. ќни доходили до Ѕосфора и ћраморного мор€, дважды блокировали  онстантинополь. ќднако закрепитьс€ в этом районе они не смогли.   первой четверти VIII в. арабо-византийска€ граница установилась по горам  иликийского “авра и верховь€м ≈вфрата.

¬ начале VIII в. были окончательно покорены јрмени€,  артли и јлбани€. √раница халифата проходила в этом районе по √лавному  авказскому хребту до города ƒербент. јрабские наместники этих двух районов совершали периодические набеги на земли хазар. ¬ —редней јзии в 705Ч715 гг. были завоеваны ’орезм и области за јмударьей (по-арабски ћавераннахр Ч Ђто, что за рекойї). «а обладание среднеазиатскими област€ми арабам пришлось вести борьбу с тюрками-кочевниками и  итаем, пытавшимис€ установить свою власть над этими районами. ѕобеда арабов над китайскими войсками в 751 г. закрепила позиции халифата в —редней јзии. ¬ 712 г. арабы вторглись в »ндию и завоевали —инд.

—оциально-экономические отношени€ в халифате. јфриканские и азиатские провинции ¬изантии, »ран, страны «акавказь€, —редн€€ јзи€ и »спани€ ко времени арабского завоевани€ находились на стадии раннего феодализма. Ўел процесс феодализации и у самих арабов. ¬ халифате утверждались феодальные отношени€, но сохран€лись еще патриархальный и рабовладельческий уклады, особенно среди арабов бедуинов и других скотоводческих племен.

¬ерховным собственником всех земель по-прежнему считалось государство, которое облагало население налогами и имело право надел€ть земельными участками отдельных лиц.

ќсновной формой земельной собственности при ќмей€дах оставалс€ мюльк Ч частновладельческие земли, соответствующие западноевропейскому аллоду. »ми владела арабска€ знать, а также многие прежние византийские, арм€нские, иранские феодалы, признавшие власть арабов и сохранившие свои владени€. «емли феодалов обрабатывались трудом зависимых кресть€н-издольщиков.

ќгромный фонд составл€ли земли, принадлежащие непосредственно халифу (земли савафи). Ёти земли также обрабатывались издольщиками, а весь доход шел в казну. Ќалоги собирали государственные чиновники. »з халифских земель производились пожаловани€ частным лицам Ч икта. ќни были наследственными, могли быть предметом купли, продажи. ”словием владени€ была уплата соответствующего налога в пользу государства.

¬ халифате существовала четко разработанна€ налогова€ система, котора€ складывалась из следующих видов обложени€: налог закат, который платили мусульмане с ремесла, торговли и скотоводства; подушна€ подать Ч джизь€, взимаема€ с немусульман; поземельный налог (мусульмане платили ушр, немусульмане Ч харадж).

—начала сумма обложени€ была ниже, чем в ¬изантии, »ране и других завоеванных странах. Ќалог был заранее фиксирован, что ставило пределы в эксплуатации покоренного населени€. ќднако при ќмей€дах были пересмотрены нормы налогообложени€, проведена перепись земель и налогоплательщиков.  ресть€нам запрещалось покидать свои земли. ѕри налогообложении стали учитывать не только площадь земли, но и выращиваемые культуры, близость к городу и т. п.

ѕоземельную подать харадж первоначально взимали только с немусульман либо натурой в виде доли урожа€, либо в деньгах по твердым ставкам с площади земли независимо от урожа€. ѕоземельное обложение мусульман было ниже. ѕосле 700 г. произошли изменени€ в практике поземельного обложени€. “еперь прин€тие ислама не освобождало земледельцев от уплаты харад-жа; земли, ранее обложенные хараджем, оставались хараджными навсегда независимо от того, владели ли ими немусульмане или мусульмане.

ћусульман-неарабов власти нередко об€зывали платить и джизью, что вызывало массовое возмущение и даже м€тежи.

ѕодобна€ практика отмен€лась, но через какой-то срок восстанавливалась снова. Ќалоговый гнет особенно усилилс€ при последних ќмей€дах.

ѕолитическое устройство. —истема государственного аппарата была унаследована арабо-мусульманскими завоевател€ми от са-санидского »рана и отчасти от ¬изантии. ƒо ќмей€дов главную роль в государственном аппарате играли чиновники неарабского происхождени€ Ч греки, персы. ќмей€ды стали брать на службу главным образом арабов. ¬се делопроизводство теперь велось на арабском €зыке. јрабский €зык стал международным €зыком дл€ всего огромного региона «ападной јзии, —еверной јфрики и арабской »спании.

ќмей€ды начали чеканить собственную монету. ƒл€ наилучшей организации управлени€ государством на всех главных дорогах создавались почтовые станции, налаживалась посто€нна€ почтова€ св€зь.

’алифы, как и прежде, обладали гражданской и духовной властью. ¬ласть халифа передавалась по наследству. ƒл€ управлени€ огромным государством были учреждены наместничества. »х главы Ч эмиры Ч осуществл€ли на местах военную, административную и фискальную власть. ќни имели двух заместителей:

один отвечал за финансы, другой Ч кади Ч был главным судьей и представителем духовной власти халифа. “аких наместничеств при ќмей€дах было п€ть. ѕроизошли изменени€ в системе комплектовани€ армии. Ќар€ду с племенными ополчени€ми были созданы военные округа. ¬ойска формировались из арабского населени€ городов, специально определенных дл€ этого. Ќаибольшими привилеги€ми пользовалась сирийска€ арми€.

¬ажным последствием арабского завоевани€ было распространение ислама на территории халифата. ¬ течение первых двух веков после хиджры завоеватели проводили политику веротерпимости, котора€ опиралась на зафиксированное в  оране отношение к иуде€м и христианам как к Ђлюд€м писани€ї, получившим Ђоткровениеї от пророков Ч ћоисе€ и »исуса, а также на экономическую и политическую целесообразность. «а немусульманским населением сохран€лось самоуправление в рамках их религиозных общин. »слам распростран€лс€ постепенно, но в ’ в. мусульмане уже стали составл€ть большинство населени€ халифата.

¬тора€ гражданска€ война и падение халифата ќмей€дов. ќмей€ды опирались лишь на ту часть арабской знати, котора€ была св€зана с —ирией и ≈гиптом. ¬ оппозиции к ним находились отстраненные от власти јлиды и јббасиды (потомки д€ди Ђпророкаї Ч јббаса) и многие сподвижники пророка в ћекке и ћедине. Ќедовольство про€вл€ли также неарабские феодалы и мусульмане-неарабы. ”силение налогового гнета в св€зи с огромными расходами на содержание армии и двора вызывало широкое недовольство народных масс. Ёто недовольство, как правило, выражалось в форме различных религиозных движений.

≈ще в 680 г., после смерти первого омей€дского халифа ћуа-вийи, шииты во главе с ’усейном, сыном јли и дочери пророка ‘атимы, подн€ли восстание, которое было жестоко подавлено. Ѕыло также несколько выступлений хариджитов. ¬о второй четверти VIII в. отдельные разрозненные восстани€ прокатились по всему халифату. ¬ 728Ч737 гг. восстали согдийцы в ћавераннах-ре, в 734Ч743 гг. Ч берберы в ћагрибе и »спании, в 740 г. Ч шииты в  уфе, в 744Ч747 гг. Ч хариджиты в ƒвуречье, «ападном »ране и ёжной јравии. ¬се эти восстани€ имели разный социальный состав участников и различную идеологическую оболочку.  ульминацией всех выступлений €вилось восстание в ’арасане, ^возглавл€емое бывшим рабом јбу ћуслимом, которое началось в;, 747 г. и вылилось в насто€щую гражданскую войну, охватившую ÷весь »ран и »рак. ќсновную массу восставших составл€ли иранские кресть€не, к которым присоединились иранские землевладельцы-дикхане, осевшие в ’арасане арабские племена, много | беглых рабов. —толь же пестрым был состав участников восстани€ »и в религиозном отношении: мусульмане различных толков Ч сунниты, шииты, хариджиты и немусульманское население. ¬ойска | ќмей€дов были разбиты восставшими. ¬ результате гражданской войны к власти пришла нова€ династи€ Ч јббасиды (потомки д€ди Ђпророкаї). ¬ 749 г. јббасид јбу-ль-јббас-ас-—аффах был провозглашен халифом. ”твердившись на престоле халифата, јббасиды расправились с восставшими. јбу ћуслим был казнен.

’алифат јббасидов (750Ч1258)

’алифы из рода јббасидов пришли к власти при поддержке иранской землевладельческой знати дикхан, которой они предоставили р€д важных постов в государстве. — этого времени прав€ща€ верхушка халифата приобрела полуиранский облик. —толи-цей-јббасидов стал новый город Ч Ѕагдад (762 г), построенный недалеко от бывшей сасанидской столицы  тесифона.

¬ отличие от ќмей€дов јббасиды не проводили активной завоевательной политики. Ѕолее того, при них были потер€ны некоторые территории, ранее входившие в состав халифата: »спани€, где утвердилась собственна€ династи€, созданна€ последним представителем ќмей€дов јбдар-–ахманом, и р€д областей ћагриба, но войны с ¬изантией продолжались почти непрерывно. Ќа рубеже VIII и IX вв. ¬изанти€ была даже вынуждена платить дань халифату. ѕродолжались военные действи€ на  авказе и в —редней јзии.

–азвитие феодальных отношений. ¬ халифате јббасидов получили дальнейшее развитие феодальные отношени€. ¬ерховна€ собственность на землю, как и раньше, принадлежала государству. ¬ то же врем€ сохран€лось частное (мюльк) и условное (икта) землевладение, часть земли была в собственности племен и общин. √осударственное землевладение было особенно широко распространено в тех област€х халифата, где имелись крупные оросительные системы, прежде всего в »раке и ≈гипте.  рупными землевладельцами были халиф и его родственники. ѕри јббасидах произошли изменени€ в формах пожалований земли. «емли икта ранее жаловались на услови€х уплаты налога государству. “еперь владелец икта должен был нести военную или гражданскую службу, за что получал право собирать в свою пользу государственные налоги с предоставленного ему икта.

¬ IX в. по€вилс€ новый вид феодального владени€ Ч вакф Ч земли, пожалованные государством или частным собственником различным мусульманским учреждени€м Ч мечет€м, школам, богадельн€м, больницам, отдельным духовным лицам. ¬акуфные земли не облагались государственными налогами. ѕоэтому многие земельные собственники начали жертвовать в вакф свои земли, чтобы избавитьс€ от уплаты налогов государству. ƒл€ себ€ и своих наследников они оговаривали право получать определенные отчислени€ от доходов с земли, передаваемой в вакф.

–ост вакуфного и условного (икта) землевладени€ привел к сокращению доходов казны. ѕосто€нно нужда€сь в средствах, халифы отдавали сбор налогов на откуп. Ёто привело к неограниченному грабежу налогоплательщиков откупщиками.

 ресть€не, сидевшие на государственных, частновладельческих или вакуфных земл€х, юридически считались свободными, но фактически были феодально зависимыми. ќднако в правление јббасидов оставалась еще и прослойка свободных кресть€н Ч собственников земли. ‘еодалы, особенно владельцы икта, часто незаконно захватывали земли кресть€н и присоедин€ли их к своим владени€м.

 ресть€нска€ община в р€де районов быстро разлагалась, превраща€сь в т€глую. “ак, в ≈гипте, —ирии, ѕалестине, ёжном »ране община стала чисто административным объединением кресть€н, отвечавшим перед государством за поступление налогов.

¬ VIIЧIX вв. в халифате все еще было много рабов, которых использовали не только в услужении, но и в производстве, главным образом, на оросительных работах, в садоводстве, в ремесле, на рудниках, в качестве пастухов и т. п. Ўироко была распространена работорговл€, множество рабов привозили из-за границ халифата, особенно из јфрики.

¬ странах халифата была значительно развита торговл€. „ерез его территорию проходили важнейшие караванные пути, соедин€вшие —редиземноморье с ƒальним ¬остоком. –азвивалась морска€ торговл€ с »ндией, »ндонезией,  итаем, поддерживались традиционные торговые св€зи с јфрикой. јрабы торговали также с хазарами, тюркскими кочевниками, –усью. ќгромное централизованное государство с единой системой управлени€, налогообложени€, таможенных тарифов обеспечивало безопасность дл€ перевозки товаров по своей территории.

¬ халифате было много крупных городов, в  оторых сосредоточивались ремесла и торговл€. Ќаиболее развито было текстильное производство, вырабатывались шелковые, льн€ные, хлопчатобумажные, шерст€ные ткани. ѕовсеместно славились иранские ковры. Ѕольшого мастерства достигло ювелирное ремесло. ѕроизводство писчей бумаги, известное в —амарканде уже в начале VIII в., к концу VIII в. существовало в Ѕагдаде, затем “риполи сирийском, а к концу IX в. в ≈гипте. ”величилась добыча золота, серебра, драгоценных и полудрагоценных камней. ќсобым спросом пользовалось оружие из знаменитой дамасской стали. ћногие города халифата насчитывали сотни тыс€ч жителей.  рупнейшим городом была столица государства Ѕагдад. √орода в халифате не имели самоуправлени€. ”правл€ли ими хакимы-чиновники, назначаемые центральной властью из представителей феодальной аристократии. Ѕольшинство ремесленников зависело от светских или духовных феодалов.   XI в. наметилось некоторое ослабление личной зависимости от феодалов. ”крепились корпорации ремесленников.

√осударственное устройство халифата јббасидов. ’алифат јббасидов представл€л централизованное государство с развитым бюрократическим аппаратом. ¬ерховным правителем был халиф, располагавший светской и духовной властью. ≈го главным помощником в светских делах был великий везир. «начение везиров возросло. ќни решали многие государственные дела, командовали войсками. ѕо духовным делам помощником халифата был главный кадий (судь€), в ведении которого находились также суд и просвещение. —удопроизводство в халифате вершилось на основе мусульманского религиозного права Ч шариата. Ќемусульманское население находилось под юрисдикцией своих религиозных глав Ч епископов, раввинов и т. п. ќтдельные области страны управл€лись наместниками-эмирами, власть которых стала наследственной.   IX в. в некоторых наместничествах сложились самосто€тельные эмирские династии.

јрми€ халифата состо€ла из нескольких категорий войск: ополчени€ арабских племен, наемников и так называемых гу-л€мов. √ул€мы были рабами из тюрков, слав€н, африканцев, которых с юношеского возраста воспитывали и соответствующим образом обучали вдали от родной среды, чтобы сделать из них безропотных преданных слуг халифа. ќднако очень скоро гул€мы превратились в силу, котора€ стала диктовать свою волю халифам.

Ќародные движени€ в халифате јббасидов. јббасиды пришли к власти, использовав победоносное народное восстание, но они не оправдали народных надежд. ¬ыступлени€ народных масс продолжались. ¬ 751 г. вспыхнуло восстание в Ѕухаре, в 755 г. Ч в районе Ќишапура и –ейа, в 776Ч778 гг. Ч грандиозное восстание под руководством ћуканны в ћавераннахре, в 778Ч779 гг. Ч в √ургане (юго-восточное побережье  аспийского мор€). ќсобенно грандиозной была кресть€нска€ война 815Ч837 гг. под предводительством Ѕабека, котора€ началась в ёжном јзербайджане и распространилась затем на «ападный »ран вплоть до »сфахана и  ермана. Ѕорьба шла под лозунгами секты хуррамитов, проповедовавшей социальное равенство, равное право всех людей на землю и другое имущество. »х идеалом была свободна€ сельска€ община с коллективным землевладением. ¬осставшие несколько раз одерживали победу над войсками халифата. Ћишь в 837 г., мобилизовав огромные военные силы и средства, а также использовав предательство примкнувших к восстанию феодалов, халифату удалось подавить это движение.

 рупным потр€сением дл€ страны было восстание зинджей. «инджи Ч чернокожие рабы, труд которых широко примен€лс€ в халифате. ¬осставшие в течение четырнадцати лет (869Ч883) удерживали в своих руках большой район ёжного »рана и ’узис-тана. ќни вз€ли приступом крупнейший город и порт Ѕасру.   восстанию рабов присоединились кресть€не и бедуины, на сторону восставших перешло наемное войско халифата, набранное из тюркских племен. ¬ 879 г. предводитель зинджей јли ибн-ћу-хаммед объ€вил себ€ халифом и стал чеканить монету со своим именем. —озданное рабами государство копировало халифат јбба-сидов. ¬ожди зинджей стали превращатьс€ в феодальных правителей. Ќе было даже отменено рабство. «начительна€ часть восставших начала отходить от восстани€. ¬оспользовавшись этим, правительственные войска разгромили зинджей. ¬осстание зинджей имело значительные последстви€ дл€ социальной истории халифата. √лавное из них Ч отмирание рабовладельческого уклада. «начительно сократилс€ импорт рабов из јфрики. Ќачина€ с IX-’ вв. землевладельцы предоставл€ли рабам земельные участки, превращали их в феодально зависимых кресть€н.

ƒругим крупным потр€сением дл€ халифата €вилось движение карматов. ¬ конце IX-’ в. оно охватило бедуинов, ремесленников и кресть€н —ирии, »рака, Ѕахрейна, …емена и ’орасана. ¬ начале ’ в. на Ѕахрейне карматам удалось даже создать свое государство, которое просуществовало более полутора столетий. ћногие области халифата, например —ири€, ≈гипет, платили им дань.

 арматы представл€ли собой одно из ответвлений шиитской секты исмаилитов. ќни выступали за социальное равенство всех людей (кроме рабов). ¬ своем государстве карматы попытались восстановить общинное рабство. Ќа Ѕахрейне было ликвидировано крупное землевладение и феодальна€ эксплуатаци€, но сохран€лось рабство как база благососто€ни€ всей общины.

√осударство карматов насчитывало около 30 тыс. негрит€нских и эфиопских рабов, которых они предоставл€ли земледельцам дл€ работы в поле и садах. Ќуждающимс€ земледельцам и ремесленникам выдавались ссуды из общественной казны, котора€ составл€лась из военной добычи.

 ак и государство зинджей, государство карматов со временем переродилось в обыкновенное феодальное государство.

 ресть€нские восстани€ не проходили бесследно. ќни расшатывали устои јббасидского государства, способствовали временному ограничению феодальной эксплуатации.

–аспад халифата јббасидов. ¬ течение IX Ч первой половине X в. јббасидский халифат распалс€ на отдельные эмираты. Ёто было обусловлено р€дом причин: различным уровнем экономического развити€ отдельных областей халифата, отличавшихс€ также по этническому составу населени€, культуре, €зыку, религии, степени исламизации; ростом крупной земельной собственности за счет государственного землевладени€, что привело к усилению сепаратизма крупных феодалов и созданию наследственных эмиратов; подъемом освободительной борьбы покоренных народов. Ѕывшие халифские наместники превращались в самосто€тельных правителей. “ак было с “ахиридами в ’орасане, —аманидами в ћавераннахре, “улунидами в ≈гипте, Ѕагратидами в јрмении. ѕервоначально они посылали часть собираемых ими налоговых сумм центральному правительству, а затем отказались и от этого. ¬ некоторых провинци€х власть захватили крупные местные феодалы. ¬озросла роль предводителей гул€мов, которые неоднократно устраивали дворцовые перевороты, свергали халифов и ставили новых по собственному усмотрению. Ќачина€ с 60-х гг. IX в. халифы стали марионетками в руках собственной гвардии.   началу ’ в. в руках јббасидов оставалс€ только јрабский »рак и «ападный »ран. ¬ 945 г. эти области были захвачены »ранской династией Ѕуидов. јббасидские халифы потер€ли политическую власть. «а ними сохран€лось лишь духовное руководство.

 ультура в странах халифата. ¬ VII-’ вв. дл€ всего огромного региона от ћавераннахра до »спании €зыком международного общени€ стал арабский €зык.

 ультуру этого региона условно называют арабской или мусульманской. ќднако следует иметь в виду, что в странах с неарабским населением, вошедших в состав халифата, продолжали развиватьс€ местные культуры, лишь вступавшие во взаимодействие с культурами других стран и народов, включенных в халифат. ѕомимо арабского элемента, арабо-мусульманска€ культура впитала в себ€ многое от культурного наследства персов, сирийцев (арамейев), коптов, иудеев, народов —редней јзии и др. ”своено и переработано было наследие эллинистическо-римской культуры.

Ќаибольший расцвет арабской культуры приходитс€ на VIII-XI вв. ¬ VIIIЧIX вв. были записаны многие произведени€ доислам-ской арабской устной поэзии. Ќа базе староарабской поэзии, а также  орана сложилс€ классический арабский €зык средневековь€. ѕоэзи€ VIIЧVIII вв. во многом продолжила старые традиции, сохран€€ свой жизнерадостный тон и воспева€ воинские подвиги, любовь, веселье, вино. ¬ прозе был попул€рен жанр любовно-приключенческих рассказов и анекдотов из быта разных слоев населени€. ¬ ’-XV вв. сложилс€ знаменитый сборник сказок Ђ“ыс€ча и одна ночьї, в который вошли переработанные и перенесенные в арабскую среду сюжеты персидских, индийских, греческих и иных сказок. Ќаиболее известны в это врем€ были поэт јбу Ќувас (756- 810), обличитель распущенности, царившей при дворе халифа ’а-руна ар-–ашида, јбу-ль-јтахи€ (конец VIII-начало IX в.), и великий сирийский поэт-философ јбу-ль-јла аль-ћаарри, живший во второй половине XI в., и др.

Ќачина€ с середины VIII в. было сделано много переводов с греческого и сирийского €зыков на арабский. ѕрежде всего, переводились труды по философии, математике, медицине, астрономии. ћногое было переведено также с персидского €зыка. „ерез персов арабы познакомились с достижени€ми индийцев в области математики и астрономии. ќт индийцев они заимствовали цифры, которые европейцы назвали арабскими.

јрхитектура в странах халифата развивалась на основе переработки арабами эллинистическо-римских и иранских художественных традиций. Ќаибольшей известностью пользуютс€ культовые и дворцовые здани€. Ёто мечеть јмра в ‘устате (VII в.), соборна€ мечеть в  уфе (VII в.), знаменитый храм Ђ упол скалыї в ƒамаске. ”же при ќмей€дах начали возводить купола и минареты. — ’ в. здани€ стали украшать арабесками Ч тончайшим растительным или геометрическим орнаментом с включением стилизованных надписей. »з-за враждебности ислама к изображению живых существ, €кобы ведущему к идолопоклонству, живопись в странах ислама не получила значительного развити€ и ограничивалась орнаментами. ¬ысоко ценилось искусство каллиграфии. — XII в. начало развиватьс€ искусство миниатюры.

÷ентрами науки были  уфа, Ѕасра, ’аррон, Ѕагдад. ¬ Ѕагдаде был создан Ђƒом наукиї, представл€ющий собой соединение своего рода академии, библиотеки, обсерватории с коллегией переводчиков.

Ѕольших успехов достигла медицина. Ќаиболее известными в этой области были: в —ирии семь€ Ѕахтишо, давша€ семь поколений знаменитых врачей, известный багдадский хирург IX-’ вв. јбу Ѕекр ћухаммед ар-–ази, а также знаменитый »бн —ина (јвиценна, 980Ч1037 гг.), прославившийс€ своими трудами Ђ нига исцелени€ї и Ђ анон врачебной наукиї, где были обобщены достижени€ медицины того времени.

ћатематика, географи€ и астрономи€ у арабов развивались на базе эллинистического и индийского наследи€.

¬ IX в. во многих городах халифата по€вились публичные библиотеки и обсерватории. ¬ ’ в. сложилс€ тип средней и высшей мусульманской школы-ћадраса (медресе).

¬ IX в. начала развиватьс€ светска€ историографи€.  рупнейшими ее представител€ми были историк арабских завоеваний ал-Ѕелазури (IX в.), историк Ѕагдада »бн јбу “ахар “ейфур (IX в.), авторы всеобщих историй ал-»акуби (IX в.), ат-“абари (IX в.), ал-ћасуди (X в.).

«начительных успехов достигла философи€, восприн€вша€ эллинистическое наследство, в частности идеи ѕлатона, јристотел€, неопифагорийцев. Ќаиболее известными философами €вл€лись ал- инди (IX в.), ал-‘араби (X в.), »бн —ина. Ѕлизкий к карматам философский кружок в Ѕасре (ЂЅрать€ чистотыї) составил энциклопедию философских научных достижений своего времени (конец IX в.). ћногие из философов и ученых были энциклопедистами. “ак, »бн —ина известен как философ, медик и поэт, ал-Ѕируни Ч филолог, историк, математик, астроном.

  XIЧXII вв. завершилась разработка ортодоксальной системы исламской теологии, по€вилс€ культ св€тых.

Ќа рубеже VIIЧVIII вв. сложилось аскетически-мистическое течение в исламе Ч суфизм. јскеты-суфии, иначе называемые факирами или дервишами, стали играть в исламском мире роль, подобную нищенствующим монахам в христианстве. —уфии осуждали богатство, призывали отказатьс€ от всех благ мира, провозглашали культ бедности и самоотречени€ дл€ спасени€ души и сли€ни€ с богом. ¬ этом учении отразилс€ протест социальных низов против феодального гнета, хот€ и в пассивной форме.

 



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
ќбразование арабо-мусульманского государства | ”тверждение феодальных отношений. √осударство √уптов
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 167 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬елико ли, мало ли дело, его надо делать. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2274 - | 1943 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.054 с.