друг Перикла, родился в Афинах и в совершенстве овладел искусством бронзового литья. Фидий отлил скульптурную группу из 13 фигур для Дельфийского храма Аполлона. Ему принадлежит и двенадцатиметровая статуя Афины Девы в Парфеноне. Статуя Афины Парфенос была выполнена из слоновой кости и золота. Такая техника называлась хризоэлефантинной.
Произведения. Большинство работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям. Тем не менее, слава его была колоссальной.
1. Статуя Зевса в Олимпии — одно из семи чудес Древнего Мира. Она достигали 13 метров в высоту. Зевс восседал на троне из кедрового дерева. В правой руке он держал богиню победы Нику, в левой - скипетр, на котором сидел орел. Его лицо, руки и полуобнаженное тело были сделаны из слоновой кости, глаза - из драгоценных камней, плащ и сандалии - из золота. Эту статую постигла жестокая участь - в V веке н.э. она была уничтожена христианским духовенством
2. «Афина Промахос» — прекрасное изображение богини Афины, замахивающейся копьем, на афинском Акрополе. Воздвигнута около 460 г. до н. э. в память побед над персами. Её высота достигала 60 футов и возвышалась над всеми окрестными зданиями, издалека сияя над городом. Литье из бронзы. Не сохранилась.
3. «Афина Парфенос» - 438 г. до н. э. Была установлена в афинском Парфеноне, внутри святилища и представляла собой богиню в полном вооружении. Наиболее полной копией считается т. н. «Афина Варвакион» (Афины), мрамор.
4. Скульптурное оформление Парфенона (фриз Парфенона, метопы, прочее) было выполнено под его руководством.
5. «Афина Лемния», — около 450 г. до н.э. Бронзовая статуя. Изображает богиню, опирающуюся на копье, её задумчивый взгляд обращён на шлем в руке. Название — от острова Лемнос, для жителей которого она была изготовлена. Известна по копиям.
6. «Афина Арея» в Платеях, около 470—450 г.г. до н. э. Из позолоченного дерева (одежда) и пентелийского мрамора (лицо, руки и ноги). Не сохранилась.
7. (Афина для города Пеллены в Ахайе).
8. «Раненая Амазонка», статуя, занявшая второе место на знаменитом конкурсе скульпторов для храма Артемиды Эфесской. Её копией считается «Амазонка Маттеи», Ватикан.
9. Афродита Урания (в Элизе).
10. «Медуза Ронданини» — римская копия головы Горгоны Медузы, находившейся на щите Афины Парфенос. Мюнхенская глиптотека.
Техника
Самые знаменитые работы Фидия — Зевс и Афина Парфенос были выполнены в хрисоэлефантинной технике — золото и слоновая кость.
Новаторство
Фидий — один из лучших представителей классического стиля, и о нём достаточно сказать, что он считается основоположником европейского искусства. Фидий и возглавляемая им аттическая школа скульптуры (2-я пололовина 5 века до н. э.) занимали ведущее место в искусстве высокой классики. Цицерон писал о Фидии так:
«Когда он создавал Афину и Зевса, перед ним не было земного оригинала, которым он мог воспользоваться. Но в его душе жил тот прообраз красоты, который и воплощён им в материи. Недаром говорят о Фидии, что он творил в порыве вдохновения, который возносит дух надо всем земным, в котором непосредственно виден божественный дух — этот небесный гость, по выражению Платона».
Оптика
Фидий владел знаниями о достижениях оптики. Сохранился рассказ о его соперничестве с Алкаменом: обоим были заказаны статуи Афины, которые предполагалось водрузить на высокие колонны. Фидий сделал свою статую в соответствии с высотой колонны — на земле она казалась безобразной и непропорциональной. Народ едва не побил его камнями. Когда же обе статуи воздвигли на высокие постаменты, правота Фидия стала очевидна, а Алкамен был осмеян.
Интересные факты
Золотое сечение получило в алгебре обозначение греческой буквой «φ» именно в честь Фидия, мастера, воплотившего его в своих работах.