Периоды античной культуры
Античность - это культура древней Греции и Рима с рубежа III-II тыс. до н. э. и до IV-V вв. н.э.
Развитие древнегреческой культуры:
- Крито-микенский период (III - II тыс. до н.э.)
- Так называемый «Гомеровский период» (X-VIII вв. до н.э.)
- Период архаики или архаический период (VII-VI вв. до н.э.)
- Классический период или период классики (V-IV вв. до н.э.)
- Эллинистический период или период эллинизма (конец IV-I вв. до н.э.)
Развитие древнеримской культуры:
- Период Республики - конец V - конец I вв. до н.э.
- Период Империи - конец I в. до н.э. - V в. н.э.
Крито-микенская культура
Эгейская культура сложилась и развилась в II-III тысячелетиях до н.э. и была создана племенами, обитавшими на острове Крит, на Пелопоннесе, на Западном побережье Малой Азии.
В 1871 г. немецкий археолог Генрих Шлиман раскопал на Гиссарлыкском холме еще догомеровские города, которые можно датировать III тысячелетием до н.э. и которые относятся к предыстории эгейской культуры.
Это о Крите и его былом писал римский поэт Вергилий в I в. до н. э .: Крит, великого Зевса остров, лежит среди моря, горы Идейские там, колыбель это нашего рода. Сто городов населяют великих богатые царства...
Эгейское искусство III-II тыс. до н. э.
Кносс и Кносский дворец
Город Кносс славился своими дворцами, построенными в период расцвета Минойской цивилизации. Самым знаменитым из них является Кносский дворец.
Сохранившиеся к настоящему времени остатки легендарного дворца в Кноссе относятся к периоду после 1500 года до нашей эры.
Интересно, что Кносский дворец не имел четко продуманной планировки, но естественным образом вписывался в окружающий пейзаж. Основой архитектурного комплекса Кносского дворца являлся прямоугольный двор, простиравшийся в направлении с севера на юг. Г лавные входы во дворец также находились на северном и южном торцах. К нему примыкали постройки, возведенные в разное время и на разных уровнях в Кноссе.
Планировка Кносского дворца, несмотря на ее хаотичность, обеспечивала прохладу в помещениях, что было очень важно для жаркого климата Крита.
Нижний ярус светового дворика
Этажи дворца в Кноссе соединялись посредством лестниц, которые пронизывали дворец снизу вверх и образовывали, по свидетельствам древних авторов, "изумительное хитросплетение человеческой деятельности". Уникально было и инженерное решение при организации канализации.
В Кносском дворце впервые в античном зодчестве были использованы монументальные колонны, которые устанавливались в большинстве залов постройки. Кроме мраморных, в дворце располагались и массивные деревянные колонны, служившие перекрытиями и имевшие оригинальную форму.
В восточной части дворца в Кноссе сохранился до наших дней световой колодец и примыкающий к нему колонный зал. Школа эгейского зодчества позже была перенята зодчеством греческой архаики. Найденные обуглившимися колонны Кносса ныне реконструированы в камне.
Фреска - настенная роспись по сырой штукатурке. Древний и прекрасный Кносский дворец поражает историей и необыкновенно красочной декоративностью, несущей в себе ощущение праздника и пышности. Фрески на стенах дворца - яркое тому подтверждение. Стихотворные строки Чандры называют их «фресками, тихо говорящими, с тусклыми красками и цветами, в голубизне веков парящими». Основным смыслом и содержанием настенных изображений была религиозно-мифологическая линия. Это послужило основой для выбора сюжетов при создании многочисленных фресок. Оригинал фрески «Собиратель крокусов»(«Собиратель шафрана) плохо сохранился и реконструирован буквально по кусочкам. Знаменитый сюжет - это живописная история, в которой человек, или обезьяна (есть несколько предположений), наклонившись над землей, усыпанной цветами шафрана или крокуса, собирает их. Фигура выполнена краской голубого и зеленого цвета, огромные белые цветы изображены на небольших горках, которые обозначены волнистыми контурами, фон картины усилен красным цветом. В этой фреске хорошо просматривается основная черта, характерная для критской художественной школы: «двойная перспектива». Таким же ярким примером перспективного решения является фреска, на которой изображен бык. Он занимает среднюю зону, между землей, которой не касается, и небом на дальнем плане. Горизонт отсутствует, что стирает границы между небом и землей. У зрителя возникает ощущение опрокинутой земли. Бык, священное животное древнего Крита, часто возникает в сюжетных линиях. Огромное могучее животное показано во всей мощи и непредсказуемости, о чем свидетельствует склоненная голова, демонстрирующая устрашающие рога. Фреска изображает игры с быком — любимое развлечение юношей и девушек древнего Крита. Смелой и уверенной рукой запечатлел художник стройные фигуры юношей. Один из них хватает за рога разъяренного быка, а в это время другой юноша прыгает через него. Эта опасная игра, связанная, по-видимому, с религиозными обрядами, требовала от ее участников ловкости и бесстрашия. Фигуры людей кажутся миниатюрными рядом с могучим телом быка. Выразительность рисунка и цветовое богатство росписи свидетельствуют о мастерстве художника. На южных пропилеях (ворота) Кносского дворца, в месте, где постоянно проходили люди, фрески рисуют многочисленную процессию, состоящую из юношей с ритонами, сосудами для воды. Их движения будто сливались с теми, кто входил во дворец. Изображенные на фреске люди, реально вливались в толпы живых критян. Это вызывало дополнительное чувство мощи и силы, взятой свыше. Юноши с ритонами. Изображения минойцев. Фреска из Кносского дворца Люди на фресках, так же, как и сам Кносский дворец - единая часть природы, ее естественное продолжение, без которого окружающий пейзаж просто не состоятелен. Такое органичное слияние могло быть достигнуто только настоящими мастерами-художниками, которых создало Эгейское искусство. Дельфины. Новодворцовый период (1500 г. до н.э.)Фреска с восточной стены "мегарона царицы" Кносского дворца. Критскую богиню могли олицетворять гора или же дерево. Гора и дерево связывались в умах людей не с конкретными горами и деревьями, а с универсальными, вселенскими символами. Археологи обнаружили золотые перстни-печати, на которых персонажи выдёргивают священное дерево из почвы или срывают его плоды. То и другое расценивалось в древности как смерть богини-дерева, наступавшая в определённые моменты календарного года. Это был очень важный праздник, приуроченный к середине лета: с этого момента силы солнца начинают убывать. | ||||
| На Крите в этот день правитель-жрец, считавшийся парой богини, выдёргивал из кадки священное дерево, которое росло в храме, С гибелью дерева прекращалась и жизнь самой богини: её ритуальную смерть изображала супруга правителя (жреца), Но закончив свой цикл бытия, она возрождалась: на некоторых перстнях богиня изображена миниатюрным, парящим в небесах видением. В одном случае она, со щитом и копьём, напоминает греческую богиню-воительницу Афину Палладу. В другом — появляется в небе, когда на цветущем лугу четыре женщины-жрицы совершают культовый танец. Жрицы кружились и вертелись в танце, обращаясь к небесам, благодаря чему наступала эпифания («богоявление»), и, более того, они воспроизводили нисхождение божества в мир людей. Цветы лилии на лужайке в росписи являются образом богини, но уже старым, отжившим своё на земле. | |||
Синяя птица. Фреска. XVI в. до н. э. |
В росписях так называемой виллы из Агиа Триады, близ дворца в Фесте, огромные стройные лилии величественно высятся на ухоженных газонах, явно принадлежащих дворцу. Эти белые лилии «мадонна» прекрасны и чисты, они как божество, они, собственно, и символизируют божество, но в скрытом, дочеловеческом облике. | Лилии в саду. Фреска. Около 1600 г. до н. э. Крит. |
Портрет Парижанки
Фреска «Парижанка» передает одухотворенный образ молодой жрицы. Археологи увидели в изображении кокетливую француженку, вот почему, название фрески так необычно для древней кносской красавицы. На ней открытое платье из тонкой прозрачной ткани. Ее голова с высокой модной прической показана, как это принято у критян, в профиль, схематично передан острый силуэт лица, а глаза нарисованы в фас. Приглушенные тона фрески — черные, оранжевые, зеленые и красные — обладают редкой живописностью и изяществом. Условная стилизация в изображении лица вызывает ассоциации с искусством Древнего Египта. Но в отличие от современных им росписей в египетских гробницах эпохи Нового царства, фрески Крита не знают традиционных канонических правил, повторяющихся поз и жестов. В них привлекает свобода и естественная непринужденность движений, что говорит о наблюдательности критского художника и его умении правдиво передать свои впечатления.
Дамы в голубом.
Расцвет критской живописи относится к XVI веку до н. э., но и в более поздний период появляются талантливые произведения.
Таков расписанный в технике фрески каменный саркофаг из Агиа-Триады, исполненный во второй половине XV века до н. э. На одной из его сторон — шествие с дарами в честь умершего. Справа видна украшенная узорами дверь гробницы и неподвижная фигура покойного, который незримо присутствует при церемонии жертвоприношения. Перед ним и сбоку — деревья и ступенчатый алтарь. К алтарю направляются трое юношей в звериных шкурах, несущие лодку и двух телят. Тела, окрашенные в красно-коричневый цвет, четко выделяются на светло-зеленом фоне. В противоположном направлении идут три женщины: одна играет на лире, другая несет коромысло с двумя вазами, а третья, одетая в звериную шкуру, выливает вино в сосуд, стоящий между ритуальными топорами, на которых сидит птица. Всю сцену обрамляет орнамент из стилизованных цветов. Фигуры образуют изысканный узор, который вплетается в общую яркую и радостную цветовую гамму росписи, построенную на созвучии голубых, оранжевых, темно-красных, белых, желтых и зеленоватых тонов.
Гомеровская Греция XI-VIII века до нашей эры.
Период с конца I тысячелетия до нашей эры по VIII век до нашей эры сегодня называют "гомеровским периодом", так как основным источником информации об этих временах являются сочинения Гомера, в частности, "Илиада" и "Одиссея".
Гомеровская Греция - это своего рода "темные века" в истории цивилизации, который длился около 400 лет и закончился с возникновением греческих полисов периода архаики. Умение обрабатывать железо привело к бурному развитию ремесел с конца VIII века до нашей эры.
В этот период перехода от родового строя к раннему рабовладельческому классовому обществу складываются греческая мифология и эпос. Греки были язычниками. Они поклонялись многим богам, во главе которых стоял Зевс, и наделяли их чертами, свойственными человеческой натуре. Уже в греческой религии было заложено то, что так характерно для искусства греков: мерой всего видеть человека, его совершенство, его красоту - антропоморфизм. В мифах греки выразили свое представление о мироздании, в мифы они вложили свое поэтическое образное восприятие мира. Мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву.
Греческая вазопись
По сравнению с греческой мифологией, расцвет которой нашел яркое воплощение в поэмах Гомера, изобразительное искусство и зодчество Древней Эллады в XI -VIII веках до н. э., в том числе греческая вазопись, делают лишь первые свои шаги. В гончарном ремесле (греческая вазопись), ясно чувствуется преимущество традиций с микенской керамикой стиля камарес. В XI-X веках до н. э. сделанные на гончарном круге простые и строгие сосуды стали расписывать линейно-геометрическими рисунками, среди которых преобладают концентрические круги, точки и волнообразные линии. Вероятно, такая керамика удовлетворяла непритязательные вкусы людей поры общинно-родового строя. Как полагают некоторые ученые, в геометрические узоры вкладывался скрытый, магический смысл, и сам орнамент в глазах человека той эпохи обретал особое символическое значение.