Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тоталитаризм и культура (30—50-е годы)




Долгое время в советском обществоведении господствовала точка зрения, согласно которой 30—40-е годы нашего века объявлялись годами массового трудового героизма в экономическом созидании и в социально-политической жизни общества. Много было сказано и написано о невиданных в истории масштабах развития народно­го образования. Здесь решающими стали два момента:

1)Постановление XVI съезда ВКП (б) «О введении всеоб­щего обязательного начального образования для всех детей в СССР» (1930 г.).

2)Выдвинутая И. Сталиным в тридцатые годы идея обновле­ния «экономических кадров» на всех уровнях, повлекшая за собой создание по всей стране промышленных академий и инженерных
вузов, а также введение условий, стимулирующих трудящихся к получению образования на вечерних и заочных отделениях вузов «без отрыва от производства».

Первые стройки пятилетки, коллективизация сельского хо­зяйства, стахановское движение, исторические завоевания совет­ской науки и техники воспринимались, переживались и отражались в общественном сознании в единстве рациональных и эмоциональ­ных его структур. Поэтому художественной культуре не могла не принадлежать исключительно важная роль в духовном развитии со­циалистического общества. Никогда в прошлом и нигде в мире у про­изведений искусства не было такой широкой, такой массовой, под­линно народной аудитории, как в нашей стране. Об этом красноречи­во свидетельствуют показатели посещаемости театров, концертных залов, художественных музеев и выставок, развитие киносети, книж­ное издательство и пользование библиотечными фондами.

Официальное искусство 30—40-х годов было приподнято-ут­верждающим, даже эйфорическим. Мажорный тип искусства, ко­торый рекомендовал Платон для своего идеального «Государства», воплотился в реальном советском тоталитарном обществе. Здесь же следует иметь в виду трагическую противоречивость, сложившую­ся в стране в довоенный период. В общественном сознании 30-х го­дов вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стала соединяться с «вождизмом». В широких слоях общества рас­пространилась социальная трусость, боязнь выбиться из общего ря­да. Сущность классового подхода к общественным явлениям была усилена культом личности Сталина. Принципы классовой борьбы нашли свое отражение и в художественной жизни страны.

В 1932 году, выполняя решение XVI съезда ВКП (б), в стране были распущены ряд творческих объединений — Пролеткульт, РАПП, ВОАПП. А в апреле 1934 года, открылся Первый всесоюз­ный съезд советских писателей. На съезде с докладом выступил се­кретарь ЦК по идеологии А. А. Жданов, изложивший большевист­ское видение художественной культуры в социалистическом об­ществе, В качестве «основного творческого метода» советской культуры был рекомендован «социалистический реализм». Новый метод предписывал художникам и содержание, и структурные принципы произведения, предполагая существование «нового ти­па сознания», которое появилось в результате утверждения марк­сизма-ленинизма. Социалистический реализм признавался раз на­всегда данным, единственно верным и наиболее совершенным твор­ческим методом. (Первый всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. — М., 1934. С. 2—14). Ждановское Опре­деление соцреализма опиралось на данное Сталиным — в угоду техническому мышлению эпохи — определение писателей как «ин­женеров человеческих душ». Тем самым художественной культу­ре, искусству придавался инструментальный характер, или отво­дилась роль инструмента формирования «нового человека».

Однако художественная практика 30—40-х годов оказалась значительно богаче рекомендуемых партийных установок. В пред­военный период заметно повышается роль исторического романа, проявляется глубокий интерес к истории отечества и к наиболее ярким историческим персонажам. Отсюда и целая серия серьез­нейших исторических произведений: «Кюхля» Ю.Тынянова, «Ра­дищев» О. Форш, «Емельян Пугачев» В. Шишкова, «Чингиз-хан» В. Яна, «Петр Первый» А. Толстого.

В эти же годы наступает расцвет советской детской литерату­ры. Ее большими достижениями стали стихи для детей В. Маяков­ского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, повести А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Каверина, сказки А. Толстого, Ю. Олеши.

Накануне войны в феврале 1937 года в Советском Союзе бы­ло широко отмечено 100-летие со дня смерти А. С. Пушкина, в мае 1938 года страна не менее торжественно встретила 750-летие со дня создания национальной святыни «Слово о полку Игореве», а в марте 1940 года в СССР была опубликована последняя часть рома­на М. Шолохова «Тихий Дон».

С первых дней Великой Отечественной войны советское ис­кусство целиком и полностью посвятило себя делу спасения Отече­ства. Деятели культуры сражались с оружием в руках на фронтах войны, работали во фронтовой печати и агитбригадах.

Необыкновенного звучания в этот период достигли совет­ская поэзия и песня. Подлинным гимном народной войны стала песня В. Лебедева-Кумача и А. Александрова «Священная вой­на». В форме клятвы, плача, проклятья, прямого призыва созда­валась военная лирика М. Исаковского, С. Щипачева, А. Твардов­ского, А. Ахматовой, А. Суркова, Н. Тихонова, О. Берггольц, Б. Па­стернака, К. Симонова.

В годы войны было создано одно из самых великих произве­дений XX века — Седьмая симфония Д. Шостаковича. В свое вре­мя Л. Бетховен любил повторять мысль о том, что музыка должна высекать огонь из мужественного человеческого сердца. Именно эти мысли были воплощены Д. Шостаковичем в своем самом значи­тельном сочинении. Д. Шостакович начал писать Седьмую симфо­нию спустя месяц после начала Великой Отечественной войны и продолжал свою работу в осажденном фашистами Ленинграде. Вместе с профессорами и студентами Ленинградской консервато­рии он выезжал на рытье окопов и как боец противопожарной ко­манды жил на казарменном положении в здании консерватории. На оригинале партитуры симфонии видны пометки композитора «ВТ»

— означающие «воздушная тревога». Когда она наступала, Д. Шос­такович прерывал работу над симфонией и шел сбрасывать зажи­гательные бомбы с крыши консерватории.

Первые три части симфонии были закончены к концу сен­тября 1941 года, когда Ленинград уже был окружен и подвергал­ся жестокому артиллерийскому обстрелу и воздушным бомбар­дировкам. Победный финал симфонии был завершен в декабре, когда фашистские орды стояли на подступах к Москве. «Моему родному городу Ленинграду, нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе посвящаю эту симфонию» — таким был эпи­граф к этому произведению.

В 1942 году симфония была исполнена в США и в других странах антифашистской коалиции. Музыкальное искусство все­го мира не знает другого такого сочинения, которое получило бы столь могучий общественный резонанс. «Мы защищаем свободу, честь и независимость нашей Родины. Мы деремся за свою куль­туру, за науку, за искусство, за все, что мы строили и создавали»,

— писал в те дни Д. Шостакович (Орлов Г. Д. Д. Шостакович. — М.-Л., 1966. С. 60-61).

В годы войны советская драматургия создала подлинные ше­девры театрального искусства. Речь идет о пьесах Л. Леонова «На­шествие», К. Симонова «Русские люди», А. Корнейчука «Фронт».

Исключительным успехом пользовались в военные годы кон­церты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского, ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством А. Александрова, русского народного хора им. М. Пятницкого, солистов К. Шульженко, Л. Руслановой, А. Рай-кина, Л. Утесова, И. Козловского, С. Лемешева и многих других.

В послевоенное время отечественная культура продолжала художественное освоение военной темы. На документальной осно­ве создаются роман А. Фадеева «Молодая гвардия» и «Повесть о на­стоящем человеке» Б. Полевого.

В советской гуманитарной науке этого периода начинают разрабатываться новые подходы к исследованию общественного сознания. Это связано с тем, что советский народ начинает знако­миться с культурой других стран и осуществлять духовные кон­такты со всеми континентами.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 507 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2191 - | 2111 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.