Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура Московского царства (XIV—XVI1 вв.)




С закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный цикл в развитии русской культуры. Процесс становления русского культурного архетипа приходится на следующий период в исто­рии России. Он формируется в эпоху Московского царства в XIV— XVII веках. В развитии этих двух цивилизационных циклов есть различия и преемственность. С падением Киевской Руси не был использован путь включения в христианскую цивилизацию, при­общения к европейским ценностям. Происходит формирование московской субкультуры, в становлении которой большую роль сыграл геополитический фактор: срединное положение между ци­вилизациями Востока и Запада и непримыкание ни к одной из них, перемещение центра страны на северо-восток. На новой почве про­изошла задержка в развитии переселенцев из Киевской Руси. Под покровительством церкви вырабатывается национальное самосо­знание. В результате наложения православных ценностей на язы­ческую культуру формируется определенный тип человека.

С XII века началась активная миграция из Киевской Руси в междуречье Оки и Волги. Произошло смешение русских славян с народами финно-угорской группы (меря, мордва, мари), началось формирование русской народности — великороссов. Земли засе­лялись быстро, но в отличие от Киевской Руси здесь было мало го­родов. Переселенцы жили в другой географической среде, в лесах. Происходило становление иного образа жизни. Жизнеобеспеченность требовала больших физических усилий, тяжелого труда, на который они были обречены на столетия. Произошло изменение даже физического типа людей. Монголо-татарское иго задержало развитие страны. На земле Руси были разрушены города, села, ремесла, утрачена культура земледелия, сократилась числен­ность населения. Становление субцивилизации Московской Руси определялось ее сложной и противоречивой связью с Золотой Ор­дой. С одной стороны — неприязнью к завоевателям, с другой — Орда была метрополией.

В XIV—XV веках на северо-востоке Руси складывается цен­трализованное государство со столицей в Москве. Социально-поли­тическая система, формировавшаяся в Великорусском государстве, несла на себе черты сильнейшего восточного влияния, особенно с середины XIV века, когда Орда приняла ислам. Подобная «исламизация» некоторых сторон социальной культуры не способствовала смягчению деспотических начал русской жизни и системы государ­ственного управления. В то же время нельзя преувеличивать зна­чимость этого восточного компонента в политической и социальной культуре Московской Руси, особенно в сфере мировоззрения. Стра­на оставалась христианской, и драматические события истории вос­точно-христианской церкви оказали решающее влияние на форми­рование той системы ценностей и картины мира, которые были ха­рактерны для средневековой России. С падением Константинополя в 1454 году Русская православная церковь постепенно обретает са­мостоятельность и одновременно отдаляется от западного христи­анского мира. Русь осознает себя единственной защитницей хрис­тианства. Она принимает миссию спасения, возрождения и распро­странения по миру православия. Таким образом, Московская Русь осознает себя «Святой Русью», а Москва —«третьим Римом».

Развитию московоцентризма способствовал также внешний фактор — Великое княжество Литовское, где в XV веке многие рус­ские города получили статус самоуправления и пошли по пути раз­вития по общеевропейской модели. Культурный изоляционизм Москвы был направлен против Запада, в его основе — антагонизм между православием и католицизмом.

Если на Западе общество освобождается от влияния церкви, то в Москве наоборот, это влияние возрастает, оказывая большое воздействие на жизнь государства и повседневную жизнь людей. Общественным идеалом стало религиозное подвижничество во имя Христа, общества. Духовными символами Москвы стали святой Сергий Радонежский и князь Дмитрий Донской.

С 1547 года, с венчания Ивана IV на царство, Русь стала назы­ваться Россией. Официальное название страны — Российское госу­дарство, Россия. В 1480 году была ликвидирована зависимость Моск­вы от Золотой Орды. Но влияние культуры восточного типа на русские земли не ослабело. Иван IV не принял европейский тип светского госу­дарства. Его идеал — неограниченная монархия, где власть Санкцио­нирована церковью. Этой цели служила опричнина. Она была самым своеобразным в культурно-психологическом отношении событием истории Московской Руси. Опричнина — это уникальный в мировой практике, нетипичный для России «политический карнавал». Почти полтора века спустя, такого же типа «карнавал» (но с иными целями) затеет другой царь — молодой Петр I. Главная психологически-пове­денческая особенность подобных «карнавалов» видится в том, что оп­ричники, петровские «потешные»(а позже и пугачевские «генералы») вели себя как завоеватели в собственной стране, это была психология самозванцев, разыгрывающих карту своей формальной законности по отношению к существующим нормам и одновременно утверждаю­щих новую узаконенность своей власти, основанную на праве силы.

Политический «карнавал» и самозванство вылились в весь­ма специфичный для России инструмент узаконивания массового насилия. В результате опричнины проблема власти и государства решилась в пользу власти, ликвидировав экономически независи­мую власть собственника, который мог быть основой формирующе­гося в России гражданского общества. В Европе в XVI веке общест­во высказалось за ликвидацию церковной собственности. Забота церкви о душе, экономические дела — заботы светские. В России в XV веке дискуссии о церковной собственности вышли на более вы­сокий круг вопросов — о путях ее развития. Был подтвержден прин­цип единения церкви и государства.

К XVI веку сформировались особые, специфические чер­ты русского национального самосознания: 1) Соединение харак­терной для Востока духовности, сосредоточенной на высшем смысле сущего, выраженного в православии, со стремлением к свободе, демократии, характерной для Запада. 2) Коллективизм и слабо выраженное личностное сознание. 3) Приверженность к цен­ностям православия с его своеобразным миропониманием. 4) При­оритет государственных начал, интересов державы. Держава, об­ретенная в ходе борьбы за независимость, Считалась главным на­циональным достоянием, и ее интересы воспринимались как интересы лично каждого.

XVII век в истории культуры России был «бунташным», ког­да перемешалась старина и новизна. Разрушается средневековое мировоззрение, изменяется картина мира. Люди XVII века закат прошлой культуры переживали как личную и национальную тра­гедию. Это было время соперничества двух культур — барокко и «мужицкой». Старую обиходную культуру вытесняет новая под лозунгом «Чем мы прежде хвалились, того ныне стыдимся». На место 'религиозной, вертикальной концепции времени «вечность-времен­ность» приходит горизонтальная «прошлое-настоящее-будущее». В русской культуре появляется идея единства, быстротечности, бесконечности истории, переориентация с прошлого на будущее. В начале XVII века Борис Годунов проявлял интерес к просвещению, культуре, успехам западной цивилизации. Поощрялась торговля с Западом, для обучения за границу были посланы несколько дво­рянских «робят». Много внимания уделялось развитию городов. Они становились очагами культуры, в Москве отстраивался кремль. Но в городах России проживало лишь 2 % населения. Основная мас­са населения — крестьяне. Положение их оставалось без измене­ний, страна скатывалась к гражданской войне.

С 1613 года в России правит новая династия Романовых, ко­торая пробудет на престоле более 300 лет. С XVII века начинается процесс крушения авторитета государственной и церковной влас­тей. Документы того периода фиксируют «непочтительно» отноше­ние к царю, так называемое «отклоняющееся» поведение, как симп­том социальной активности масс. Россия нуждалась в реформировании, но это было невозможно без предваряющих изменений в ду­ховной сфере. К этим реформам приступил патриарх Никон. Цер­ковь преследовала цели:

устранение различий в богословской практике между грече­ской и русской церквями. Это позволяло восстановить связь с евро­пейским православным миром, привязать Россию к Европе духов­но и тем самым расширить возможности для влияния в христиан­ском мире;

введение единообразия в церковной службе по всей стране, так как на местах богослужение велось по-разному, наличествова­ли черты языческих культов»

Реформа Никона была умеренной, несравнимой с религиозной реформацией на Западе. Но даже эта попытка вызвала сопротивле­ние значительной части общества и церкви. Произошел раскол. С это­го времени общественный раскол как последствие реформы будет со­провождать всю историю России. Сторонники Никона выступили за обновление общества, противники — за сохранение в неизменном ви­де православной старины. И там и тут были люди различных слоев, социального положения. Вопрос о соотношении духовной и светской власти обсуждался на соборе 1666 года. Церковь пришла к выводу о необходимости раздела светской и духовной сфер деятельности. Рус­ская православная церковь сблизилась с православным миром. Из­менения в такой сложной сфере, как духовная, открывали дорогу де­ятельности Петра I — великому преобразователю России.

В период Московского царства идет процесс становления русского национального характера. Характер — это совокупность психологических особенностей человека, проявляющихся в его по­ведении, действиях. Это устойчивое начало в человеке. Его станов­ление очень длительно. На его формирование оказали влияние при­родные условия, определенные архетипы, лежащие в основе пове­дения человека. Во всей сложности русский характер был «открыт» в XVII веке. Писатели современники стали замечать и описывать его. Корни нового воззрения на человека — в отходе от богословской точки зрения на него, начавшемся с XVI века.

«Открытие» в XVII веке русского характера определило новое воззрение на человека, его роль в исторических событиях, в осознании собственной судьбы. Новый человек ощущал себя об­ладателем истины, творцом истории. Он создавал силлабичес­кую поэзию, портретную живопись, партерную музыку. Его тру­дом Россия преодолевала культурное одиночество, приобщалась к европейской цивилизации, становилась европейской державой. К концу века появляется новый пласт в системе ценностей — раз­вивается утилитаризм, прорываясь в массовое сознание. Конкре­тизируется представление о человеческом благе.

В период Московского царства набирает силу процесс об­мирщения, освобождения искусства от подчинения его церков­ным канонам. Со второй половины XIV века ослабляется влияние местных особенностей русской культуры. Раньше эта тенденция проявилась в московской исторической литературе, которая об­ретала общерусский характер и становилась носителем идеи единства и патриотизма («Сказание о Мамаевом побоище»). Побе­да на Куликовом поле подняла дух и самосознание русского наро­да. Возник ряд произведений, которые призывали к единению русских земель для освобождения от врага. Значительным памятни­ком этого периода стала «Задонщина», написанная Сафонием Рязанцем, воспевающая великую победу русского народа над та­тарами. В устном народном творчестве былины уступили место историческим повестям, в которых действовали конкретные ис­торические люди в конкретной обстановке («Песня о взятии Каза­ни»). С начала XV века на первый план выдвигается летописание Москвы. Каждая летопись — это своеобразная историческая эн­циклопедия, цельное произведение. Известна Троицкая летопись 1408 года, летописный свод митрополита Фотия, проводившего идею единого государства. В XVI веке создаются крупные лето­писные произведения. Это «Летописец начала царства», где опи­саны первые годы правления Ивана Грозного, «Степенная книга» — с описанием портретов и времени правления великих русских князей. Создание их было продиктовано заботой об укреплении Российского централизованного государства. Написание послед­них летописей относится к XVII веку. В них доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

С XIV века в связи с хозяйственным подъемом росла по­требность в записях. Началось использование бумаги вместо до­рогого пергамента. На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью, приходит по­луустав — более беглое и свободное письмо, а с XVI века — скоро­пись, близкая к современному письму.

Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов — сво­еобразной всемирной истории того времени. Первый русский хро­нограф был составлен в 1442 году сербом Пахомием Логофетом. Вы­дающимся памятником публицистики явилась переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Большое событие в культуре XVI века — появление русского книгопечатания. Его началом принято считать 1564 год, когда была издана первая датированная книга «Апостол». Издали ее Иван Федоров и Петр Мстиславец. За весь век было напечатано 20 книг. Но рукописная книга еще и через сто лет будет занимать ведущее место.

Шел процесс накопления теоретических и практических знаний. Строились крепостные сооружения, храмы, церкви, для которых требовались строгие математические расчеты. Были на­писаны первые пособия по математике, геометрии. Развивалась техника. Русские первые изобрели вышки-копры для бурения скважин при добыче соли. Выдающиеся гидротехнические сооружения были созданы в Соловецком монастыре. Система кана­лов соединяла десятки озер. Мельницы, молоты приводились в движение водой, каменная дамба с многочисленными мостами со­единяла острова.

Путешествия русских людей, открытия, присоединение земель привели к рождению картографии. Создаются первые карты русского государства. Развитие торговли, политических, культурных связей с иностранными государствами привели к не­обходимости составления первых кратких словарей иностран­ных слов — азбуковников.

После татарского нашествия более чем на полстолетия было прекращено каменное строительство, уничтожены кадры зодчих. Поэтому в XIV веке во многом приходилось начинать сначала. Стро­ительство сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Псков, Новгород) и во Владимирской земле (Москва,Тверь). В Новгороде в XIV веке формируется новый тип церкви. Лучшие па­мятники этого типа — церковь Федора Стратилата и Спаса на Иль­ине. Географическое положение Пскова обусловило значительное развитие оборонного зодчества. С XV века начинается процесс сли­яния местных архитектурных художественных школ в единую об­щерусскую, общемосковскую. С превращением Москвы в полити­ческую, религиозную столицу связано стремление поднять худо­жественный и технический уровень московского строительства. Искуснейшие русские мастера работали рядом с лучшими зодчими Европы. Новые кирпичные стены и башни Кремля, сооруженные в XV веке при помощи итальянских архитекторов, были не только прекрасными укреплениями, но и замечательными произведения­ми искусства. В XVI веке была сооружена вторая линия укрепле­ний Китай-города, затем под руководством Ф. Коня возведены бе­локаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Москве возвели Земляной город (со­временное Садовое кольцо). Кольца укреплений Москвы пересека­лись радиальными улицами — дорогами, начинавшимися от Крем­ля. Такая планировка была присуща древнерусским городам и но­сила название радиально-кольцевой. Наиболее опасные дороги прикрывали монастыри-крепости Новодевичий, Данилов, Андрон-ников. Каменные крепости были возведены и на окраинах государ­ства. С помощью итальянских мастеров завершается создание ан­самбля Московского Кремля. Было сооружено три собора: Успен­ский, Благовещенский и Архангельский. Завершила ансамбль Соборной площади Грановитая палата, бывшая тронным залом цар­ского дворца. Одним из выдающихся проявлений новой националь­ной архитектуры стало строительство шатровых храмов. В отли­чие от крестово-купольных, шатровые не имели внутри столбов и вся масса здания держалась только на фундаменте. Наиболее изве­стным памятником этого стиля является Покровский собор (Васи­лия Блаженного) 1555-1560 гг.

 

 

Особое развитие получает живопись. Ее расцвет приходится на XIV—XV века, начинается в Новгороде. Здесь работал пригла­шенный из Византии Феофан Грек. Он расписывал церковь Спаса на Ильине. Грек — гениальный колорист, свободно владеющий тех­никой письма и мастерством тональной живописи. Его образы отли­чали особая выразительность, динамика, душевность, порыв. Сов­местно с Андреем Рублевым он расписал иконостас Благовещен­ского собора в Москве. Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством гениального русского художника Андрея Рублева. Он работал на рубеже XIV—XV веков. Знамени­тая «Троица», ставшая одной из вершин мирового искусства, вопло­тила основные черты и принципы живописной манеры Рублева. Фи­лософская глубина, внутреннее достоинство и сила, гармоничное, мягкое сочетание чистых, неярких красок художника создают впе­чатление цельности и законченности его образов. Кисти А. Рублева принадлежат дошедшие до нас фресковые росписи Успенского со­бора во Владимире, Троицкого собора в Сергиевом Посаде. Круп­нейшим живописцем XVI века был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождест­венского собора под Вологдой, Архангельского собора в Кремле. Жи­вописи Дионисия присуща необычная яркость, изысканность, кото­рых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение пропор­ций тела, утонченность в отделке каждой детали иконы, фрески.

В XVII веке завершилась история средневековой русской культуры и зарождались элементы культуры нового времени. Для него был характерен процесс всестороннего «обмирщения». В лите­ратуре это проявилось в формировании демократического, светско­го направления; в архитектуре — в сближении облика культовых и гражданских построек; в науке — в росте интереса к обобщению практического опыта; в живописи — в разрушении иконографичес­ких канонов и появлении реалистических тенденций. Усложнение городской жизни, рост государственного аппарата, развитие меж­дународных связей предъявляло новые требования к образованию.. Уровень грамотности в XVII веке значительно вырос и в различных слоях составлял: среди помещиков — 65%, купцов — 96%, крестьян — 15 %. В середине XVII века создаются государственные, частные школы, где изучали иностранные языки, другие предметы. В 1687 году в Москве было открыто первое в России высшее учебное заве­дение — Славяно-греко-латинская академия для подготовки выс­шего духовенства и чиновников государственной службы. Ею руко­водили греки братья Лихуды, окончившие Падуанский универси­тет в Италии. Здесь учились представители различных сословий и национальностей. Появились рукописные учебники, самоучители, печатались книги по математике.

В практике XVII века широко использовались знания в обла­сти механики (в строительстве, на первых мануфактурах). Замет­ные изменения произошли в медицине. Продолжает развиваться народное целительство, закладываются основы государственной медицины. Открыты первые аптеки, больницы. Наметились пере­мены и в гуманитарном знании. Вырос слой потребителей и авторов исторических сочинений. В XVII веке старые формы исторических сочинений (летописи, хронографы) постепенно теряют значение и исчезают. Появляются новые виды сочинений, в которых даются более психологические характеристики правителей России, созда­ются более широкие картины исторического прошлого. Таков «Си­нопсис» И. Гизеля — первый учебник русской истории.

Об «обмирщении» культуры свидетельствует развитие об­щественной мысли. Господствующий класс осознает необходи­мость сильной власти в стране, и публицисты выдвигали, обос­новывали идеи абсолютизма. Впервые они прозвучали в произ­ведениях Ю. Крижанича и С. Полоцкого. Наиболее полно и ярко противоречия общественной жизни отразила литература. Она приобрела светский характер. Первые ростки его находились в устном народном творчестве — исторических песнях, послови­цах. Их начинают записывать. Традиционный средневековый жанр — жития переходит в новую форму, больше напоминаю­щую повесть. Новыми жанрами были мемуары и любовная лири­ка. В литературе XVII века появляется силлабическое стихосло­жение. Об изменении вкусов и интересов русских читателей сви­детельствует переводная литература с занимательным сюжетом — рыцарский роман, авантюрно-приключенческая повесть.

Под влиянием Запада в XVII веке возникают первые теат­ральные постановки. В 1672 году был организован придворный те­атр. В нем играли иностранные актеры, ставились пьесы на библей­ские сюжеты. Вначале на немецком языке, затем их переводили на русский и нанимали актеров из мещан. В1675 году на сцене русско­го театра впервые был поставлен балет. В русских городах и селах широкое распространение получил бродячий театр — театр скомо­рохов, Петрушки, хотя правительство и официальная церковь пре­следовали скоморошество.

Одна из особенностей культурной жизни России XVII века связана с сосредоточенностью основных художественных сил в Москве. Архитекторы, художники, ювелиры работали в Приказе каменных дел — «Оружейной палате» в Кремле. Это была своеоб­разная школа искусств и ремесел. Москва становилась непререка­емым авторитетом в области художественного творчества. Здесь трудились русские, иностранные художники, развертывалась де­ятельность самого значительного живописца XVII века Симона Ушакова. В его иконе «Спас нерукотворный» заметны новые, реа­листические элементы живописи: объемность, элементы прямой перспективы. Первым светским жанром, в котором начали рабо­тать художники, была парсуна (то есть портрет реального лица). За несколько десятилетий новый жанр прошел огромный путь — от полуиконных парсун до реалистических изображений. Плодотвор но развивается в этот период монументальная живопись. Для нее характерно расширение тематики, динамизм композиций. Наибо­лее отчетливо новшества в художественной культуре обнаружи­ваются в памятниках архитектуры. Возводятся гражданские со­оружения, терема, царские дворцы, трапезные. Общая черта этих зданий — богатое декоративное убранство.

Культовая архитектура XVII века перестала соблюдать каноны церковного строительства, становится более празднич­ной, живописной. В русской архитектуре в этот период появля­ются постройки, в которых можно различить черты нового стиля «барокко», господствующего в архитектуре Западной Европы. Это так называемое «нарышкинское барокко». Для него харак­терно сочетание белого и красного цветов в убранстве зданий, четкая этажность построек. Высшего расцвета достигает дере­вянное храмовое зодчество.

Таким образом, период XIV—XVH веков — это время скла­дывания великорусского этноса и его основных стереотипов в со­знании, самоопределения русской церкви, обретения ею своего места на культурной карте мира. В эти века окончательно форми­руется «слободской» тип русского города и маргинальный, полу­крестьянский тип культуры городских слоев населения. Все это наложило серьезный отпечаток на последующее развитие куль­туры России.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 502 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2212 - | 2047 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.032 с.