По мнению многих ученых, война остается явлением, присущим людям. Хотя современные войны и вооруженные конфликты прикрыты маской риторики, войны вспыхивают из-за борьбы за политическую и экономическую власть. По американской статистике, к началу XXI в. человечество продолжало жить в условиях примерно 40 неурегулированных конфликтов, а активная борьба присуща 5-10 из них.
В течение второй половины XX в. человечество продолжало искать универсальный способ цивилизованного разрешения противоречий, возникающих между государствами, нациями, народностями, конфессиями, классами. В то же время международные отношения не раз ставились на, казалось бы, правовую основу, не единожды проводились "вечные и нерушимые границы" (Ялтинская и Потсдамская конференции, Хельсинкские соглашения и др.), давались твердые гарантии существования больших и малых государств, великие державы приходили к согласию о политическом устройстве мира. Однако каждая из этих попыток неизбежно кончалась вооруженными столкновениями, которые становились все масштабнее и страшнее.
Нестабильность внутриполитической обстановки в ряде государств (в том числе граничащих с Россией), обострившая противоречия территориального и национально-этнического характера, а также социально-политическая дифференциация в ряде государств СНГ, увеличение их энергосырьевой зависимости, углубляющиеся экономические противоречия могут привести к конфликтной ситуации в отдельных регионах. Поэтому вполне закономерно стремление как отечественных, так и зарубежных военных специалистов глубже вникнуть в сущность современных военных конфликтов различной интенсивности, форм и способов ведения военных действий.
Рассматривая специфику вооруженных конфликтов 1990-х гг.– начала XXI века необходимо остановиться на следующих принципиальных моментах:
1. - не выявилось обобщенного типа вооруженного конфликта. Конфликты по формам и принципам ведения боевых действий были весьма различными;
2. - значительная часть конфликтов имела асимметричный характер, то есть проис- ходила между противниками, стоящими на разных стадиях в техническом отношении, а также качественного состояния вооруженных сил;
3. - все конфликты развивались на относительно ограниченной территории в пре- делах одного театра военных действий, однако, с использованием сил и средств, размещенных за его пределами. Однако, локальные, по сути, конфликты сопровождались большой ожесточенностью и имели своим результатом в ряде случаев полное уничтожение государственной системы одного из участников конфликта;
4. - существенно увеличилась роль начального периода вооруженного конфликта или войны. Как показывает анализ исхода вооруженных конфликтов, именно захват инициативы на начальном этапе боевых действий предопределял исход;
5. - основная роль в начальный период войны, безусловно, отводилась дальнобой- ному высокоточному оружию, действующему совместно с авиацией. Однако в дальнейшем основная тяжесть ведения боевых действий ложилась на Сухопутные войска.
Главной особенностью конфликтов нового исторического периода оказалось то, что произошло перераспределение роли различных сфер в вооруженном противоборстве:
- ход и исход вооруженной борьбы в целом будет определяться главным образом противоборством в воздушно-космической сфере и на море, а сухопутные группировки закрепят достигнутый военный успех и непосредственно обеспечат достижение политиче- ских целей.
На этом фоне выявилось усиление взаимозависимости и взаимовлияния действий стратегического, оперативного и тактического уровней в вооруженной борьбе.
Фактически это говорит о том, что прежняя концепция обычных войн как ограниченных так и широкомасштабных претерпевает значительные изменения.
Даже локальные конфликты могут вестись на относительно больших площадях с самыми решительными целями. При этом, основные задачи будут решаться не в ходе столкновения передовых частей, а путем огневого поражения с предельных дальностей.
Говоря о факторе ядерного сдерживания, особенно применительно к сдерживанию угроз связанных с применением противником обычных вооружений, нужно учитывать и то, что оно в современных условиях может быть осуществлено эффективно только при наличии высоко оснащенных и боеготовых сил общего назначения. Только в этом случае угроза применения ядерного оружия в ответ на нападение с использованием обычных вооружений будет выглядеть убедительно.
На основании анализа наиболее общих черт конфликтов конца XX – начала XXI веков, можно сделать следующие принципиальные выводы относительно военно- политических особенностей вооруженной борьбы на современном этапе и в обозримой перспективе:
1. Вооруженные силы подтверждают свою центральную роль в осуществлении силовых операций. Реальная боевая роль полувоенных, военизированных формирований, ополчений, подразделений сил внутренней безопасности оказывается существенно мень- ше, чем предполагалось до начала вооруженных конфликтов.
2. Решающим моментом для достижения военно-политического успеха является за- хват стратегической инициативы в ходе вооруженного конфликта. Пассивное ведение боевых действий в расчете на «выдыхание» наступательного порыва противника приведет к утрате управляемости собственной группировки и впоследствии – к проигрышу кон- фликта.
3. Особенность вооруженной борьбы будущего будет состоять в том, что в ходе войны под ударами противника окажутся не только военные объекты и войска, но одновременно и экономика страны со всей ее инфраструктурой, гражданское население и территория. Несмотря на развитие точности средств поражения все исследованные вооруженные конфликты последнего времени были в той или иной степени гуманитарно «грязными» и повлекли за собой значительные жертвы среди мирного населения. В связи с этим возникает необходимость в высокоорганизованной и эффективной системе гражданской обороне страны.
4. Критерии военной победы в вооруженных конфликтах будут различными, однако, в целом, очевидно, что главное значение имеет решение политических задач в вооруженном конфликте, тогда как военно-политические и оперативно-тактические задачи носят преимущественно вспомогательный характер. Ни в одном из рассмотренных конфликтов победившая сторона не смогла нанести противнику запланированный ущерб. Но, тем не менее, смогла достичь политических целей конфликта.
5. Несмотря на повышение роли развернутых к моменту угрожаемого периода группировок сил и средств, значительную роль в исходе вооруженного конфликта будет играть наличие боеготового резерва и системы его отмобилизования и развертывания. Это даст возможность сохранять стратегический ресурс силового реагирования при любом развитии ситуации в ходе вооруженного конфликта.
6. Боевые действия будут характеризоваться сочетанием маневренных операций и позиционных действий. Разведывательно-диверсионные действия и партизанская война рассматриваются как часть «обычной» войны. Это подтверждает необходимость сбалансированного состава сил и средств вооруженных сил, а также комплексной боевой подготовки.
7. Ключевым условием победы практически во всех конфликтах стал подрыв морального духа войск и стимулирование брожений в офицерском корпусе. Существенную роль в вооруженных конфликтах конца XX – начала XXI века будет играть соотношение уровней морально-психологической устойчивости сторон и в особенности, – высшего командного состава. Это означает необходимость укрепления воинской дисциплины, законности, создания подлинно эффективной системы морально-психологической подготовки вооруженных сил от солдата до генерала, а также повышения эффективности деятельности органов военной контрразведки. Большое значение для исхода вооруженных конфликтов будет иметь наличие инструментов ведения информационной и пропагандистской работы среди войск и населения противника.
Стратегический характер современных войн определяется также возможностями участвующих в них государств, военно-политическими целями и поставленными стратегическими задачами по их достижению.
Еще наиболее характерными чертами будут: скрытность подготовки и внезапность развязывания агрессии; массированное применение высокоточного оружия, средств радиоэлектронной борьбы, а в перспективе и оружия на новых физических принципах; применение ранее не известных форм и способов ведения боевых действий; ведение вооруженной борьбы во всех сферах - на суше, в воздухе и на море при возрастающей роли средств воздушно-космического нападения; активная борьба за завоевание стратегической инициативы и превосходства в управлении; огневое поражение важнейших объектов и элементов инфраструктуры государства и группировок войск на всю глубину их построения; маневренные действия войск при широком использовании аэромобильных сил, десантов и войск специального назначения; постоянная угроза расширения масштабов конфликта. Все это выдвигает новые требования к структуре военной организации государства, в том числе и к системе медицинского обеспечения населения в военное время.
Характерным для современных войн является тот факт, что даже при участии в них крупных воинских контингентов на больших территориях война, как правило, не объявляется, военное положение в государствах, вовлеченных в конфликт, не вводится, полномасштабные мобилизационные мероприятия не проводятся. Иначе говоря, отсутствует четкий правовой рубеж между мирным и военным положением в стране, в которой по сути дела идет война.
Становится очевидной необходимость поддержания структур медицинской службы Гражданской обороны в высокой боевой и мобилизационной готовности. Даже в приграничном вооруженном конфликте, локальной войне не обойтись без проведения мероприятий ГО с частичной мобилизацией, особенно в регионах, где такая агрессия совершена, да и в других регионах с целью восполнения потерь личного состава, техники, материальных средств и т.д.
Характер современных войн (вооруженных конфликтов) определяется в основном их военно-политическими целями, средствами достижения этих целей и масштабами военных действий.
Для выявления характерных особенностей ведения военных действий в современных конфликтах необходимо определить их сущность и содержание, так как прежние определения, опирающиеся на классовую сущность войн, явно устарели. Военным конфликтом между двумя, несколькими государствами или их коалициями можно считать такое состояние военно-политических взаимоотношений между ними, когда стороны в ходе конфронтации, исчерпав все возможности решения конфликта мирными средствами, перешли к применению военной силы.
Анализ опыта прошедших вооружённых конфликтов показывает – большинство из них не имело открытого конфронтационного периода, т.е. попыток разрешения возникших противоречий мирным путём. Напротив, военные конфликты 50-90-х годов XX столетия в основном начинались внезапной агрессией одной из сторон. Так, развязывание военных действий против арабских стран израильские войска начинали внезапным нападением с применением самых коварных способов дезинформации не только жертв агрессии, но и всего мирового сообщества.
В военных конфликтах политическая ситуация наряду с другими факторами может приобрести первостепенное значение и оказать существенное влияние на цели, масштаб, формы и способы военных действий. Именно от политической ситуации будет зависеть степень участия в боевых действиях местного населения, руководящих (клановых) и религиозных структур.
Характерной чертой военных действий в конфликтах является то, что с их началом непосредственно связано дальнейшее развитие и масштабность возможной эскалации. Успешное отражение агрессии в начальном периоде может вынудить врага прекратить военные действия, тогда как его успех может вызвать расширение диапазона военных действий сторон и применяемых средств поражения. Поэтому в каждом регионе страны в мирное время должны иметься реальные силы и средства, способные в короткие сроки локализовать военный конфликт и не дать ему перерасти в крупномасштабную войну.
Российская Федерация поддерживает готовность к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности Российской Федерации, а также ее союзников в соответствии с международными договорами.
В соответствии с этим современная война (вооруженный конфликт) может быть:
а) по военно-политическим целям:
- справедливой (не противоречащей Уставу ООН, основополагающим нормам и принципам международного права, ведущейся в порядке самообороны стороной, подвергшейся агрессии);
- несправедливой (противоречащей Уставу ООН, основополагающим нормам и принципам международного права, подпадающей под определение агрессии и ведущейся стороной, предпринявшей вооруженное нападение);
б) по применяемым средствам:
- с применением ядерного и других видов оружия массового уничтожения;
- с применением только обычных средств поражения;
в) по масштабам:
- локальной;
- региональной;
- крупномасштабной.
Основные общие черты современной войны:
- влияние на все сферы жизнедеятельности человечества;
- коалиционный характер;
- широкое использование непрямых, неконтактных и других (в том числе нетрадиционных) форм испособов действий, дальнего огневого и электронного поражения;
- активное информационное противоборство, дезориентация общественного мнения в отдельных государствах и мирового сообщества в целом;
- стремление сторон к дезорганизации системы государственного и военного управления;
- применение новейших высокоэффективных (в том числе основанных на новых физических принципах) систем вооружения и военной техники;
- маневренные действия войск (сил) на разрозненных направлениях с широким применением аэромобильных сил, десантов и войск специального назначения;
- поражение войск (сил), объектов тыла, экономики, коммуникаций на всей территории каждой из противоборствующих сторон;
- проведение воздушных кампаний и операций;
- катастрофические последствия поражения (разрушения) предприятий энергетики (прежде всего атомной), химических и других опасных производств, инфраструктуры, коммуникаций, объектов жизнеобеспечения;
- высокая вероятность вовлечения в войну новых государств, эскалации вооруженной борьбы, расширения масштабов и спектра применяемых средств, включая оружие массового уничтожения;
- участие в войне наряду с регулярными нерегулярных вооруженных формирований.