Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Материалы к теме: 2. Понятие этничности




2.1. Отечественные концепции этничности: «теория этноса» и «теория пассионарности»

С небольшими изменениями текст взят из работы: Кудрин А.В. Социальные проблемы гармонизации межэтнических отношений в "сложносоставных" субъектах Российской Федерации. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - Пермь, 1999. - 252 с. (С. 14-33)

Глава 1. Межэтнические отношения и социальное управление: вопросы теории и методологии

Исследовательский интерес к разнообразию человеческих обществ и культур возник давно. Поэтому к категории "зачатков" социологического и этнографического знания иногда относят отдельные сочинения древних и средневековых авторов. Однако историю современных представлений об обществе, государстве и народе все же принято начинать с более позднего времени — эпохи Великих географических открытий, Реформации и первых европейских революций. На этом этапе преобладали описательный и умозрительный подходы1. Попытки же регулярных прикладных и аналитических исследований феномена этничности и всего, что с ним связано, стали предприниматься только с XIX века. Их появление было вызвано несколькими причинами: во-первых, процессом образования национальных государств и сопутствовавшим ему кризисом "старых" европейских империй (Оттоманской, Австро-Венгерской, в меньшей степени Российской); во-вторых, колониальной экспансией отдельных западноевропейских стран, США, Японии, России в Старом и Новом свете. Изыскания велись параллельно в рамках нескольких дисциплин: демографии, истории, права, социологии, физической антропологии, филологии, философии, этнографии и др.

Начиная приблизительно с 1830-х годов из-за так называемого "национального вопроса" проблемы, которые сегодня принято именовать этническими, приобрели и политическое звучание. Наиболее выраженным оно стало в период между Первой и Второй мировыми войнами. В то время одной из главных тем дебатов было самоопределение "молодых" наций. И если в Центральной и Восточной Европе "национальный вопрос" решался победителями в духе "доктрины Вильсона", то в Советской России, а потом и в СССР, большевики пошли по пути создания исключительно своеобразной социалистической федерации, состоящей из этно-территориальных образований, скрепленных обручами пролетарского интернационализма и диктатуры коммунистической партии. Указанный факт оказал колоссальное влияние на дальнейшее развитие отечественной науки, специфику бытовавших в ней концепций и понятийного аппарата. Именно с этого времени стало появляться все больше различий между советской и западными традициями изучения этничности.

До середины 1950-х годов советские этнографы были отстранены от разработки теорий этничности, и эта проблема являлась прерогативой идеологов и рассматривалась почти исключительно в рамках так называемой "русской марксистской теории нации". Если в 1920 — начале 1930-х годов в отечественной литературе еще шли споры о понятиях (например, необходимость разобраться в том, что такое нация и национальность, с одной стороны, и народ и народность с другой, отмечал Н.К. Шаповалов2, о двух типах исторических общностей людей: племени и нации рассуждал С.Н. Быковский3), то уже к концу 1930-х годов утвердилось представление о нации как исторической общности людей, существующей в рамках постфеодальных социально-экономических формаций. "Классическим" стало известное сталинское определение4. Вопрос о других видах исторических общностей людей был "решен" позднее — в 1950-е годы5.

После Второй мировой войны в СССР усилился интерес к развивающимся странам. Убедительность пропаганды советского образа жизни должна была основываться на демонстрации успехов "первого в мире социалистического государства", в том числе и в решении "национального вопроса". Поэтому в этнографии гораздо больше внимания стало уделяться современной культуре и быту народов СССР, для сбора фактов начали использоваться методы только что реанимированной эмпирической социологии, появились новые возможности для теоретических разработок. Следствием этих изменений стало появление в первой половине 1970-х годов советской "теории этноса".





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 411 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2467 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.