Живя некоторое время в Коринфе, апостол Павел основал там Церковь, образовавшуюся отчасти из иудеев, а главным образом - из язычников. В Коринф апостол пишет уже из Ефеса. Он отвечает на определенные вопросы, связанные с нравственным поведением. Так, он отвечает на вопрос, как обращаться с грешащими людьми. Если они внешние (вне Церкви), то они судятся Богом. Если же внутри Церкви находятся упорствующие в своих грехах, то необходимо изгонять их. “Но я писал вам не сообщаться с тем, кто называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.” (1 Кор.V, 11).
Далее апостол пишет, что необходимо сохранять в нравственной чистоте и своё тело. Он пишет, что вступающий в связь с блудницей, становится одним телом с ним, то есть и сам становится блудником. Чтобы избегнуть блуда, каждому нужно иметь свою жену и каждой – своего мужа. Такое позволение даётся от Бога, по словам апостола. Вступая в брак, человек не грешит.
Если кто-то из вступающих в брак верующий, а другой – неверующий, то брак освящается верующим. Если же неверующий захочет развестись, то можно дать ему развод, так как верующий в таком случае не связан.
Апостол выступает против развода двух верующих. Но если кто и разведён, то тому, по словам святого Павла, лучше оставаться безбрачным. Апостол хотел бы, чтобы и женатые были, как неженатые. Он пишет, что женатый заботится о мирском, как угодить жене, и замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Неженатый же заботится о Боге, как угодить Ему, и незамужняя стремится угодить Богу, чтоб, “быть святою и телом, и духом”. (1 Кор. VII, 34). Таким образом, если брак не даёт человеку жить совершенно, то человеку лучше быть вне брака.
Апостол рассуждает, что если какая семья выдаёт замуж свою девицу – то в том нет греха. Но кто имеет твёрдое убеждение и не стесняем нуждой, то может сохранить девицу в девах. Как пишет апостол: “Выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а невыдающий поступает лучше”. (1 Кор.VII, 38).
Святой Павел упоминает также о том, что христиане не должны есть идоложертвенного (приносимого в жертву языческим богам). Нельзя причащаться кровью и плотью Христовой и участвовать одновременно в идольских собраниях.
Далее апостол пишет о важности любви. Пусть человек говорит языками или имеет дар пророчества, или раздаст всё имение своё, но не имеет любви, - то в том ему никакой пользы. Человек не может оправдаться просто делами, совершёнными без любви к Богу и к ближнему. Апостол подчёркивает, что только любовь ведёт к духовному спасению. Если совершающий дела думает только о себе и ищет славы у людей, то он не может называться христианином, как подчёркивается в толкованиях.
В последней главе послания апостол упоминает, что он пойдёт в Македонию, а затем в Коринф. Он хотел бы, чтобы до его прихода собрали средства в пользу бедных церквей. “В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду”. (1Кор.XVI,2).
Таким образом, бедные церкви поддерживались и материально, и духовно. Апостол заботился о жизни церквей, не давая власть в отчаяние наиболее бедным служителям Христа.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Во время написания этого послания апостол находился в Македонии. В послании он хотел подготовить Коринфян к своему приходу. Дело в том, что Коринфяне должны собрать средства для более бедных церквей, но видимо, кто-то из них усомнился, что собранные средства будут правильно использоваться.
Святой Павел напоминает, что все апостолы являют себя как
служители Божии в самых трудных обстоятельствах, в бедствиях и лишениях. “Под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдении, в постах,…в нелицемерной любви…” (2 Кор.VI, 6-7).
Апостол Павел понимает, что смущают верующих язычники. Он напоминает, что храм Божий несовместим с идолами, и рекомендует Коринфянам отделиться от язычников и не сообщаться с ними.
Апостол пишет о благодатности церквей Македонских. “Ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью, и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.” (2 Кор.VII, 2). Они стремятся к доброму по силам и сверх сил, как пишет апостол. Македонские церкви убедительно просили принять их сборы и не сомневались в Павле.
Апостол объясняет, в чём состоит распределение средств.
“Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность.” (2 Кор.VIII, 13-14). Таким образом, церкви и все христиане должны помогать друг другу, чтобы облегчить страдания.