Жизнь древнего грека классического периода была немыслима без театральных представлений, родившихся из праздников, в честь бога Диониса, которые продолжались пять дней. В первый день проводились шествия и жертвоприношения. Четыре дня были посвящены состязаниям трагических (три дня) и комических (один день) поэтов. На суд зрителей представлялись три автора трагедий, выступавшие с тремя трагедиями и одной сатирической драмой, и пять комедиографов, выставлявших по одной пьесе. Перикл не случайно провел в Народном собрании закон о специальной денежной помощи неимущим в размере 2 обола («теорикон»), чтобы они могли посещать театр – школу гражданства, мужества и мудрости. Таким образом, театр в Греции имел дидактическое значение.
Рассвет древнегреческого театра была связана с именами Эсхила, Софокла и Еврипида. В своих трагедиях «Прометей Прикованный», «Орестея», «Семеро против Фив», «Персы» и др. Эсхил стремился осмыслить богов как ту нравственную силу, которая управляет миром по законам справедливости. Моральная ответственность за причиненное зло, проблема рока как силы, стоящей над обществом и возмездия – вот главные темы трагедий Эсхила. Он был автором 90 произведений, сохранилось 7. Эсхил 13 раз побеждал в состязаниях драматургов.
Софокл, как и Эсхил, верил, что боги покровительствуют афинскому государственному строю, но смысл божественного управления скрыт от смертных. В трагедиях «Эдип-царь», «Антигона», «Электра», «Аякс» и др. (всего 123 драматических произведения) в центре находится человек, который перестает быть звеном в цепи событий и впервые пытается избежать требований судьбы. Но человеческие возможности ограничены, герой Софокла не может знать, каково его будущее. Конфликт трагедий Софокла в драматичном противоборстве человека и неотвратимого рока судьбы. В божественных законах драматург видел проявление высшей справедливости. Софокл ввел третьего актера, что усилило драматическое напряжение в развитии действия; декорации; довел состав хора до 15 человек, сократив объем и роль хоровых партий. Софокл признавался лучшим трагиком 24 раза. Третий великий драматург – Еврипид появился в литературе в эпоху начавшегося кризиса греческого полиса, что сказалось на трактовке героя: впервые в античной литературе герой утрачивает цельность. У Еврипида страсть рассматривается как роковая сила, живущая в душе человека. Свою задачу драматург видел в том, чтобы понять мотивы поведения с точки зрения психологии человека. Боги в его трагедиях «Медея», «Ипполит», «Ифигения в Авлиде» и др. малосимпатичны, неразборчивы в средствах. Мир у Еврипида перестал быть разумным космосом, главным мотивом поведения человека стали не нравственные ценности, а личная страсть. Драматургу понадобилось ввести многочисленные психологические детали, чтобы зрители могли понять, почему человек поступает так, а не иначе. Еврепид не был так удачлив в выступлениях на состязаниях трагиков, как Эсхил и Софокл. При жизни он одержал всего четыре победы, а пятую ему присвоили посмертно.
В отличие от трагедий, которые писались по мифологическим сюжетам и призваны были пробуждать патриотические чувства, комедии зачастую создавались на злобу дня, выполняя не только развлекательную, но информационную функцию, знакомя всех граждан полиса с текущими событиями. «Отцом комедии» древние греки называли Аристофана. В его произведениях (всего их написано 40, но до нас дошло 11: «Всадники», «Мир», «Лисистрата», «Пчелы», «Осы», «Облака» и др.) царила игра фантазии, карнавальная атмосфера, способствующая тому, что актер не был связан рамками пьесы и часто говорил от самого себя. Герои комедии носили имена исторических лиц, но не имели сходства с ними. Это были карикатурные маски, которые должны быть легко узнаваемыми. Очень часто фривольные шутки соединялись с политической сатирой, осмеивались политическая борьба и демагогия, бытовые сцены и боги, война и мир, любовь и т.д. В связи с этим комедии разрешалось смотреть только мужчинам, в то время как трагедии смотрели семьями.
В развитии философии V в. до н.э. большую роль сыграли софисты – платные учителя мудрости. Они оказывали непосредственное влияние на формирование мировоззрения афинян. Они разработали новый предмет обучения, который был крайне необходим в демократических Афинах – риторику, умение убеждать, управлять настроениями толпы. У них учились не только красноречию, но и этике, и философии вообще. Известными софистами были Протагор, Горгий, Продик и др.
Воплощением эллинской мудрости в классический период был великий Сократ. Проблемы нравственного воспитания граждан стали основным предметом его философских размышлений. Он исходил из того, что каждый человек способен к добродетели, так как каждый может постичь мудрость. Сократ разработал метод диалога, который должен был вести человека к истине. Доводы разума по его замыслу, являлись высшим критерием оценки достигнутого. Сократ беседовал со всеми на разные темы, но суть была одна «борьба за истину, справедливость и нравственность, за должное в человеческих делах», но помогал тем, кто был внутренне готов к диалогу, душевно созрел, чтобы услышать, откликнуться на его мысль.
Одним из выдающихся мыслителей Греции был ученик Сократа Платон, основатель собственной философской школы в Афинах, в роще героя Академа – Академии. Подлинным бытием он объявляет «мир идей», который рождается в «мире вещей». «Идеи» («эйдосы») существуют реально, вечно, и неизменно, а мир чувственных вещей реален не более чем мир теней. Платон уделял большое внимание проблеме взаимоотношений общества и личности. Провозгласив примат мира идеальных сущностей над чувственным миром изменчивых, преходящих вещей, Платон утверждал, что в создании совершенного общества и в воспитании совершенного человека необходимо двигаться от универсального (общего) к индивидуальному (единичному), от идеального к реальному, от должного к сущему. Человек, постигший мир идей, не может быть духовно несовершенным.
Ученик Платона Аристотель отрицал самостоятельное существование общих «идей» и после смерти учителя покинул Академию, произнеся знаменитое «Друг мне Платон, но больший друг – истина». По мнению Аристотеля во всякой вещи (субстанции) есть две составляющие: материя и форма, а движение состоит из соотношения формы и материи. Форма – то начало, которое придает определенность бесформенной и мертвой материи. Аристотель сознавал, что человек может реализовать себя только в обществе. Конечной целью всех человеческих поступков он признавал счастье, которое состоит в осуществлении сути человека в соответствии с принципом формы.
Эллинистический период – новая ступень в развитии материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальной жизни народов Средиземноморья. Хронологические рамки этого периода – IV – II вв. до н.э. На рубеже V-IV вв. до н.э. греческий полис переживает кризис, связанный с распадом полисных связей, на которых держался полисный мир. Ослабленные в ходе многолетней войны со Спартой Афины пришли к олигархическому правлению «30 тиранов». Краху полисной системы, разложению и гибели демократии способствовали захват Греции Македонией. Начало эллинистической эпохе положили походы Александра Македонского на Восток (334-325 гг.) и завоевание им бывшей персидской державы. Огромная империя Александра вскоре после его гибели распалась на несколько царств: Птолемеев – в Египте, Селевкидов – в Сирии и Месопотамии, Антигонидов – в Македонии и Греции. Была создана новая форма социально-политической организации – эллинистическая монархия. Она соединила в себе элементы восточной деспотии – монархическую форму государственной власти, располагающую постоянной армией и централизованной администрацией и элементы полисного устройства в виде государств с приписанной к ним сельской территорией, сохранивших органы внутреннего самоуправления, но в значительной мере подчиненных царю. Полисы утратили политическую самостоятельность, но приобрели безопасность существования, большую социальную устойчивость и прочные экономические связи с другими частями государства.
Войны, политические перевороты порождали у человека страх, неуверенность в будущем, критическое отношение к традиционным политическим взглядам и морали. Вместе с тем, военные походы и мирные контакты с другими государствами расширили кругозор граждан полиса. Греческая культура, выйдя за пределы полиса, стала более открытой. Культурные центры располагались за пределами материковой Греции. Столицей эллинистического периода стала Александрия Египетская. Греки заново осмысляли мир и место в нем человека. Это привело к созданию новых философских систем, новых направлений в искусстве и литературе, новых политических и религиозных представлений.
Для эллинистической архитектуры характерно использование коринфского ордера или смешение элементов всех трех ордерных систем. Архитектура продолжала греческие традиции, но больше стали строить общественных сооружений. Восточное влияние проявлялось в пышности отделки зданий, тяге к сооружению крупных, монументальных ансамблей. Строились театры, гимнасии (школьные здания), булевтерии (здание городского совета), палестры (спортивные школы), стадионы, бани, библиотеки, и здания, которых не знала еще античная архитектура – дворцы правителей.
Эллинистический период координально меняет отношение к слову. Если ранее для грека наивысшей ценностью было слово устное, произнесенное на народном собрании или во время философского диспута, то теперь, под влиянием древневосточных традиций сакрализации текстов, на первое место по ценности выходит слово записанное. Создаются первые в античном мире библиотеки – хранилища текстов, крупнейшей из которых становится александрийская библиотека. Огромные закупки книг для библиотеки делал Деметрий Фалерский. Была выкуплена у наследников библиотека Аристотеля. Всего в библиотеке было 400000 свитков, а спустя 200 лет в середине I в. до н.э. – 700000. Должность библиотекаря занимали выдающиеся ученые и поэты: поэт Каллимах, который составил 120 книг каталога с указанием авторов, названий и содержания их произведений и 800 сочинений по истории, грамматике, поэзии; математик и географ Эратосфен, который ввел сам термин «география» и довольно точно определил длину земного меридиана, установив истинные размеры Земли и др. Здесь работали многие ученые древности: создавал свои труды Евклид - автор «начал» и «явлений»; Гиппарх, установивший точную длину солнечного года и вычисливший расстояние от Земли до Солнца и Луны, создавший тригонометрию; астроном Аристарх Самосский, доказавший вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца – его называют «Коперником античности»; Архимед – основоположник теоретической механики и многие другие. Значительный вклад в развитие медицины внесли Эрасистрат и Герофил, которые открыли нервную систему, выяснили значение пульса, сделали больной шаг вперед в изучении мозга и сердца. Другой специфической чертой эллинистического периода становится расцвет наук. Влияние восточных традиций вытесняет умозрительность, столь характерную для древнегреческой науки предшествующих периодов, заменяя ее практицизмом, тесной связью с техникой.
В эллинистической литературе на смену большим жанрам (эпическая поэма, комедия, трагедия) приходят малые: эпиграмма, элегия, сатира. Основным жанром эллинистической прозы стал роман, отличавшийся пристальным интересом к жизни обыкновенного человека. Ориентация на человека, далекого от героизма и патриотизма древнегреческого полиса, преданного своим узколичным интересам, способствовала появлению новоаттической комедии Менандра. В его комедиях «Третейский суд», «Человеконенавистник», «Отрезанная коса» и др. нет намеков на политические события, как у Аристофана. В основе развития действия лежит напряженная интрига, захватывающая всех героев, наделенных разного рода слабостями. Менандр стал создателем бытовой комедии, а также комедии нравов и интриги к которой восходит позднейшая европейская комедия характеров и положений.
В эллинистический период утрачивается оптимизм ранних философских систем, переосмысливается деление на эллинов и варваров, олицетворявшее культуру и некультуру, появляются философские школы стоиков, эпикурейцев и скептиков. Основателем стоицизма был Зенон, разработавший учение о всемирном государстве, в котором все равны: греки и варвары, богатые и бедные, мужчины и женщины. Его последователи представляли мир как разумное существо, имеющее два начала – пассивное и активное. Саморазвитие мира происходит циклически. В начале каждого цикла «творческий огонь», он же бог Логос, порождает четыре первоосновы: огонь, воду, воздух, землю. Душа человека - часть мировой души, а конечная цель человека – счастье, определяется как жизнь согласно природе, Логосу, Судьбе. Избежать Судьбы невозможно, она неизмеримо сильнее. «Судьбы ведут того, кто хочет, и тащат того, кто не хочет». Стоик понимает и любит свою Судьбу, какой бы она не выпала на его долю. Несчастья являются только поводом к совершенствованию в добродетели. Последователями Зенона были Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий – крупнейшие теоретики позднего стоицизма.
Основателем эпикуреизма был афинянин Эпикур, который основал философскую школу «Сад Эпикура». Он учил, что лишь «трезвое рассуждение» делает жизнь «сладкой». Жить в мире и быть счастливым можно, лишь отрешившись от него. Силой духа, с улыбкой мудрец должен преодолевать несовершенства мира. Спокойствие души («атараксия») и есть «высшее благо». Был широко известен эпикурейский девиз: «Проживи незаметно».
Основателями философского направления скептицизма были Пиррон, Аркесилай и Энезид. В эллинистическую эпоху существовало три школы скептицизма. Скептицизм в античной философии есть направление теории познания, когда сама возможность познания (истины) ставится под сомнение. Пиррон, выступая против возможности достоверного знания, говорил, что нельзя ничего утверждать, так как одни и те же вещи вызывают у различных живых существ разные ощущения. Он отрицал возможность познания мира и считал, что мудрость находится в руках богов. Скептики считали, что глубинная суть вещей нам не известна. То, что мы видим, это лишь «видимость» скрытого от нас мира. Они утверждали, что человек не может опереться ни на какие принципы и убеждения, ибо кто может поручиться за их правильность? И более того, человек не может даже с достоверностью знать, существуют ли боги? Скептицизм также стремился научить людей быть счастливыми. Достичь этого, как считали скептики, можно лишь отказавшись от всякого познания и убеждения. Воздержание же от любых суждений позволяет людям обладать двумя высшими ценностями в жизни: это невозмутимость (греч. – апатия) и безмятежность (греч. – атараксия).
Для философии в эпоху эллинизма были характерны эклектизм и этическая направленность. Эклектизм – стремление сочетать элементы различных школ, неспособность создать единую и последовательную систему. Первое место в философии занимают вопросы морали и натурфилософии, гносеологические проблемы отходят на второй план. Кризис полиса, падение его коллективной морали приводят к все большему развитию индивидуализма. Во всех учениях резко усиливается роль субъекта, который противопоставляет себя всему окружающему миру. Преобладающими настроениями эпохи становятся усталость, пессимизм, разочарование. Древнегреческая культура начинает клониться к закату.
Вопрос 4. Специфические черты древнегреческой античности
Сформировавшаяся в первом тысячелетии до нашей эры древнегреческая цивилизация обладала рядом специфических черт, уяснение которых имеет большое значение для понимания всей современной как европейской, так и российской социокультурной динамики. Чтобы лучше выявить эти характеристики, сопоставим их с особенностями древневосточных цивилизаций, которые формируются несколько раньше, а, по сути, являются амбивалентным феноменом для античности.
В отличие от древневосточных цивилизаций античность трудно назвать древнейшей, так как к моменту ее возникновения (к первому тысячелетию до н. э.), первые существовали уже не одно тысячелетие (более точные сведения о древневосточных цивилизациях смотри в предыдущей теме). Возникает древнегреческая цивилизация на месте ранее существовавшей, крито-микенской цивилизации, а создают ее пришлые племена. Память об этих событиях сохранились в древнегреческой мифологии преданиями о «золотом веке» героев. Причем, на территорию своего постоянного расселения – на Балканы и в Малую Азию, дорийцы приходят со знанием технологии обработки железа, то есть античная цивилизация развивается как цивилизация железного века.
Особенности географических параметров – скудная гористая местность – провоцируют развитие морской торговли и колонизацию, а также возникновение полисной политической организации. Экономика Древней Греции не требовала объединения значительных территорий, достаточно было небольших городков, окруженных сельскими поселениями. В этих городках оформлялись различные формы правления от демократического и олигархического до тиранического, то есть деспотически и теократически организованного государственного аппарата, столь характерного для древневосточных цивилизаций, в античной цивилизации не было. Не было и развитой бюрократии, большинство должностей в полисах были выборные, иногда выполнение чиновничьих функций даже не оплачивалось. Более того, греческое жречество было не столь многочисленным и далеко не столь влиятельным, как древневосточное. В отличие от могущественных египетских или вавилонских жрецов их древнегреческие «коллеги» были скорее храмовыми чиновниками, избираемыми на короткий срок гражданами полиса.
Основой античной экономики было рабство, называемое в литературе «классическим». В отличие от древневосточных рабов, которые в своем большинстве, находились в собственности у государства и использовались на государственных работах, греческие рабы находились в частной собственности и использовались во всех сферах греческого хозяйства.
Духовная культура античной цивилизации также отличается рядом специфических черт. Активная международная торговля порождает культурный космополитизм и открытость греческой культуры, склонность к диалогу, культурным заимствованиям и контактам. Развитие полисной культуры формирует права свободной личности и античный индивидуализм, которые находят яркое отражение в художественной культуре. В отличие от древневосточной литературы, где преобладали сакральные сочинения и исторические хроники, в античной литературе возникают новые жанры, выражающие чувства или судьбу конкретного человека: лирика, трагедия, авантюрный роман, биография. В искусстве ведется активный поиск законов прекрасного, открываются пропорции, законы перспективы, поиск красоты в простоте, соразмерности, динамике и мере.
В отличие от древневосточных цивилизаций, которые достаточно рано изобретают собственную письменность, античная цивилизация приспосабливает чужой алфавит к собственному языку, но алфавит этот более совершенный, буквенный, в отличие от иероглифических знаков Востока. Грамотность была обязательной для граждан греческих полисов, но приоритетным был не письменный текст, а устное слово. Развивается ораторское искусство, появляются диспуты и дискуссии как формы обучения. В античной цивилизации активно развиваются научные знания, но научные теории носят умозрительный характер, редко реализуемый на практике. Техника медленно развивается в древнегреческой античности, так как, по большому счету, в этом не было большой необходимости, все операции выполнялись рабами, труд которых не требовал облегчения. Лишь в заключительный период древнегреческой цивилизации – в период эллинизма, при соединении античных и восточных традиций, происходит подлинный расцвет науки.
Таким образом, анализ ряда характеристик античной цивилизации демонстрирует ее уникальный характер и доказывает вывод о том, что в древнем мире, фактически, было выработано две определяющие парадигмы социокультурной динамики – восточная и античная, последняя, по сути, стала определяющей для европейской цивилизации.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Кратко охарактеризуйте каждый из периодов античной Греции.
2. Назовите специфические черты полисной системы, раскройте круг прав и обязанностей граждан.
3. Что такое «агональный дух», каковы формы его проявления?
4. Какие ценности составляли основу полисной системы?
5. Почему лирическая поэзия появляется впервые в Древней Греции?
6. Назовите драматургов классического периода и охарактеризуйте их творчество.
7. В какой из периодов существования античной Греции происходит расцвет науки и техники, а также меняется отношение к записанному слову, к тексту? Чем вызваны эти изменения?
8. Назовите специфические черты античной цивилизации как социокультурного феномена.
Тема 6. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ
Вопросы:
1. Мировые религии, их характеристика и значение.
2. Буддизм.
3. Христианство.
4. Ислам.
Вопрос 1. Мировые религии, их характеристика и значение.
При подготовке вопроса рекомендуется использовать дополнительную литературу: Элиаде, М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 2. От Гаутамы Будды до триумфа Христа / М. Элиаде; пер. с фр. – М. – 2002. – 512 с. Т. 3. От Магомеда до Реформации / М. Элиаде; пер. с фр. – М. – 2002. – 352 с.
Религия (от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа) – система взглядов и убеждений, на которых строится мировоззрение и мироощущение, система верований и ритуалов, соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Это один из важных первоэлементов культуры, появление которого позволяет определить момент зарождения культуры (подробнее о первоэлементах культуры и времени их возникновения см. Тема № 2). Ранними формами религии были тотемизм, магия, анимизм, фетишизм, о которых, также, говорилось выше. В процессе дальнейшего развития общества формы верований постепенно меняются, на смену веры в духов природы и племенных богов приходят сложные, иерархически-организованные религии первых цивилизаций. В Теме № 3, при определении характеристик цивилизации, формирование сложного политеистического пантеона определено как одна из специфических черт. В научной литературе эта стадия развития религиозных верований называется народностно-национальными или региональными (локально ограниченными) религиями [46, C. 489]. Их признаками является политеизм (многобожие), формирование пантеона божеств, в котором находит свое отражение иерархическая социальная система,этнический характер, локализация в рамках нации и государства, функционализм богов (как правило, каждый бог имеет свою «зону ответственности» - покровительствует земледелию, искусству, материнству или войне), выделение жречества в самостоятельный социальный слой и появление сакрального строительства. С процессом централизации государственной власти в религиях постепенно выделяется главное божество, которое в некоторых случаях вытесняет другие божества полностью или частично (понижая их в ранг святых, ангелов, демонов и т.д.). К числу региональных религий относится: иудаизм, зороастризм, индуизм, джайнизм, сикхизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм и многие другие. В настоящем пособие были рассмотрены древнеегипетские и древнегреческие религиозные верования, которые также входят в число региональных религий.
По мере дальнейшего развития и усложнения религиозных воззрений, с переходом к монотеизму (единобожие), появляются мировые религии, к числу которых относятся буддизм, христианство и ислам. Это последняя, самая сложноорганизованная стадия существования религиозных верований. К числу их характеристик, как уже говорилось, относится монотеизм. Все три мировые религии формально основываются на принципах единобожия (как этот принцип реализуется в каждой из религий, будет рассмотрено ниже). Еще одним признаком мировых религий является огромное число последователей во всем мире. Но количественные показатели не являются в данном случае определяющими, намного важнее качественные характеристики, к числу которых, кроме монотеизма, относятся универсализм, гуманизм, утверждение свободы воли и совести как принципов индивидуализма. Все три мировые религии отстаивают принцип универсализма, утверждая равенство всех людей перед Богом, независимо от расы, сословия, национальности. Этот принцип предал мировым религиям меж- и над- этнический характер, позволил им выйти за пределы наций и государств. Человек как носитель образа Божия является абсолютной ценностью мировых религий, человеческая личность стоит выше природы и общества, а свобода личности является высшей мерой для оценки природного и общественного порядка, утверждая принцип гуманизма. Свобода воли, провозглашаемая мировыми религиями, стала фактором повседневной жизни, положив начало бурному росту культуры и цивилизации, а совесть и чувство греха как центральные вероисповедательные идеи, заложили основу для роста самосознания человека и стимулировали возникновение нового мировоззрения. Каким образом эти характеристики реализуются в каждой из мировых религий, рассмотрим ниже.
Вопрос 2. Буддизм
При подготовке вопроса рекомендуется использовать дополнительную литературу: Бешем, А. Цивилизация Древней Индии / А. Бешем; пер. с фр. – Екатеринбург: 2007. – 496 с.; Мень. А. В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. – Т. 3. У Врат Молчания: Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры / А. В. Мень. – М. – 1992. – 239 с.; Элиаде, М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 2. От Гаутамы Будды до триумфа Христа / М. Элиаде; пер. с фр. – М. – 2002. – 512 с.
Одной из древнейших мировых религий является буддизм, возникший в VI в. до н.э.в Северной Индии. Его основателем был Сиддхартха Гаутама (примерно 583–483 гг. до н. э.), сын правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала). Как считает большинство современных исследователей, это был реальный исторический деятель, жизнь которого со временем дополнилась массой легенд и преданий [3, С. 224; 29, C.103]. По одной из них даже его рождение имело особый миф (вспомните мифы о непорочном зачатии, Тема № 3). Мать будущего Будды увидела во сне, что ей в бок вошел белый слон, после чего она оказалась беременной и столь же чудесным образом, из бока, родила сына, который сразу стал отличаться необычайным умом и способностями. Живя во дворце, он знал только радости, но однажды, выехав за пределы дворца, он увидел покрытого язвами изможденного больного, убогого старика, похоронную процессию и аскета. Эти четыре встречи изменили его мировоззрение. Он узнал, что миром правит страдание, что существуют несчастья, болезни, смерть. В возрасте 29-30 лет (вскоре после того, как у него родился сын), не удовлетворенный жизнью, он покинул семью и начал странствовать, пытаясь найти путь преодоления страданий, которыми полна жизнь. После семи лет скитаний и аскезы, он познал четыре священные истины: страдания правят миром; их причина жизненные страсти и желания; уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану; существует путь, метод, посредством которого познавший истину может избавиться от страданий и достичь нирваны. Познав эти четыре священные истины, Гаутама постиг правильный жизненный путь, который отвергает крайности. Это открытие главного знания(дхармы) было как внезапное озарение, просветление, отсюда и новое имя принца: Будда, что означает «просветленный», буквально – «пробужденный».
Жизнь есть страдание, учил Будда. Рождение и старение, болезнь и смерть, разлука с любимым и союз с нелюбимым, недостигнутая цель и неудовлетворенное желание – все это страдание. Причина страданий в самом человеке. Оно происходит от жажды бытия, наслаждений, созидания, власти, вечной жизни и т.п. Ложное знание человека о мире и самом себе порождает тришну, т.е. «хватание», «цепляние» за реальный мир как нечто неизменное и вечное. Тришна порождает, в свою очередь, деяния человека (как пагубные, так и благотворные). Эти деяния формируют карму и сансару – круговорот рождений и смертей. Даже смерть не может избавить от страданий, так как душа возвращается в сансару. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суетности – вот путь к уничтожению страданий. Именно за этим путем лежит полное освобождение, нирвана (на санскрите буквально означает «угасание, затухание») – полное умиротворение и спокойствие, которые наступают после того, как удастся преодолеть все человеческие желания, страсти и страхи. Развивая свое учение, Будда разработал так называемый восьмеричный путь – метод постижения истины и приближения к нирване.
Содержание пути: 1. Праведная вера (следует поверить Будде, что мир полон скорби и страданий и что необходимо подавлять в себе страсти); 2. Истиная решимость (следует твердо определить свой путь, ограничить свои страсти и стремления); 3. Праведная речь (доброжелательная, искренняя, правдивая); 4. Праведные дела (следует избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и делать добрые дела); 5. Праведная жизнь (не причинять зла живому); 6. Праведная мысль (следует следить за своими мыслями, гнать все злое и настраиваться на доброе); 7. Праведные помыслы (необходимо уяснить, что все зло – от нашей плоти); 8. Истинное созерцание (следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения сосредоточиваться, созерцать, углубляться в поисках истины).