Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Формационный подход в типологии государств




Формационный подход к типологии государств был воспринят в научном мире довольно неоднозначно: некоторые ученые стали его игнорировать, но были и такие, кто пытался его усовершенство­вать, поправить, а то и по-своему развить. Так, известный государст-вовед Еллинек в свое время сделал попытку усовершенствовать формационный подход, пользуясь понятием типа государства в сво­ем «Общем учении о государстве». Он отмечал: «Элементы понятия государства... получают различное выражение в различной культур­ной среде... Несмотря на постоянное развитие и преобразование, можно, однако, установить некоторые прочные признаки, придаю­щие определенному государству или группе государств на всем про­тяжении их истории черты определенного типа»1. Историческими типами он считал древневосточное государство, греческое государ­ство, римское, средневековое и «современное». Таким образом, ра­бовладельческое государство у него распадается на три типа, вслед­ствие чего отметается то существенное общее, что имеется у всех рабовладельческих государств, — организованное господство рабо­владельцев над рабами. «Современное» государство охватывает за­падноевропейские государства, начиная с образования абсолютиз­ма, т.е. в один и тот же тип включаются такие разнородные по своей сущности государства, как абсолютная монархия и конститу­ционное буржуазное государство.

Либерализм. этатизм

Много говориться о либеральной правовой идеологии. Либера­лизм исходит из основополагающей ценности индивидуальной сво­боды, понимая ее как свободу от какого бы то ни было вмешатель­ства в самоопределение поступков человека.

Несистематизированное ценностное восприятие правовой дей­ствительности в виде правовых чувств, эмоций и переживаний на­зывается правовой психологией. На иррациональном уровне право­вой психологии происходит ценностная легитимация права, которая впоследствии может получить идеологическое оправдание и обос­нование. Повседневная правовая жизнь воспринимается прежде все­го на уровне правовой психологии.

Конечно, эту точку зрения на структуру правосознания можно признать за исходную. Она больше «преломляется» и учитывает се­годняшние условия бытия, характер рыночных отношений. Однако определения правовой идеологии и правовой психологии как важ­нейших частей правосознания все же нуждаются в уточнениях.

Правовая идеология охватывает весь слой правотворчества и пра­воприменения, содержит идеи, концепции, оценку перспектив раз­вития права, цели и задачи принятия тех или иных нормативных правовых актов, основные правовые принципы, конкретное содер­жание правового воздействия в демократическом обществе. Право­вая наука создает теоретические концепции, которые отражают за­кономерности развития правовой системы: является базой для правовой политики и идеологии; содержит методологию изучения государства и права; формулирует предложения о путях совершен­ствования правового регулирования.

Правовая психология выражает психологическое отношение к праву и правовым институтам. Она включает следующие элемен­ты: общественный интерес, мотивы деятельности определенных со­циальных групп, богатых, бедных, мужчин, женщин, вытекающие из их места в структуре общества; психологический уклад, т.е. при­вычки, традиции, убеждения, свойственные социальным группам; представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада; чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущее социальным группам; способы фор­мирования представлений (настроений, чувств, эмоций) — влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.

Правовая психология включает значительную область бессозна­тельного — целый мир психических явлений и процессов, обуслов­ленных фактами действительности, во влиянии которых индивид не отдает себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в ге­незис правовых представлений, участвует в формировании как пра­вомерного (стереотипы, привычки, автоматизмы и т.д.) так и не­правомерного поведения. Бессознательное может проявляться как интуиция, аффект.

Этатизм (от франц. Etat - государство) - направление общественной мысли, рассматривающее государство как высший результат, цель социального развития.

39. Индусское право составляет вторую систему религиозно-традиционной семьи и относится к древнейшим в мире. Это не право Индии, а право общины, которая в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении, исповеду­ет индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей, помимо принятия на веру определенных религиозных догм, к опре­деленному миропониманию.

Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на категории, каждая из которых

имеет свою систему прав и обязанностей и даже морали. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано соци­альной касте, к которой он принадлежит. В качестве регулятора по­ведения допускается обычай. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере преобладает ре­лигиозная доктрина. Наиболее строгим наказанием считается отлу­чение от той или иной группы. В случае, если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по со­вести, справедливости.

Правительству разрешается законодательствовать. Судебные пре­цеденты и законодательство не считаются источниками права. Даже когда имеется закон, судья не должен применять его ригористически (по всей строгости). Ему предоставлено широкое усмотрение, чтобы всеми возможными способами примирить справедливость и власть.

В период колониальной зависимости индусское право претерпело существенные изменения. В области права собственности и обяза­тельственного права традиционные нормы были заменены нормами общего права. Сложилось нечто вроде англо-индусского права, т.е. индусское право сохранило свое регулирующее значение, правда, с определенными ограничениями.

Конституция 1950 г. отвергла систему каст и запретила дискри­минацию по мотивам кастовой принадлежности. В индусском праве произошла своего рода революция. Однако новый основной закон применяется только к индусам, а не ко всем гражданам Индии.

40.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 540 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.