Родовое устройство, возникшее на средней ступени дикости и достигшее своего расцвета на низшей ступени варварства, представляет собой универсальную форму догосударственной организации человеческого общества. Оно широко распространено среди самых различных народов мира, и следы его мы легко вскрываем у народов, давно перешедших к государственной организации общества. Его основными особенностями были следующие.
Род есть чисто личный, а не территориальный союз. В то время как государство проводит разделение своих подданных по территориальному принципу и исходит из территориального размещения граждан, связь членов рода между собой основана на начале кровного родства, не имеющего ничего общего с их территориальным расселением. Гораздо более существенна другая черта родовой организации — отсутствие особого государственного аппарата для систематической реализации властных функций. Отсутствует публичная власть, обособляющаяся от общества и стоящая как бы над ним. Мы видим господство человеческих обычаев, авторитет, уважение, власть, которой пользовались старейшины рода, но нигде не замечаем особой группы людей, элиты, класса и др., которые выделяются, чтобы управлять другими.
При первобытно-общинном строе в пору его расцвета без солдат, жандармов и полицейских, сборщиков налогов, наместников,
префектов и судей, без тюрем, — все идет своим установленным порядком. Конфликты, споры и недоразумения между людьми разрешаются коллективом тех, кого они касаются, — родом или племенем, или отдельными родами между собою. Только как крайнее, редко применяемое средство грозит кровная месть. Смертная казнь представляет собой только ее цивилизованную форму со всеми положительными и отрицательными сторонами цивилизации.
Хотя общих дел существует гораздо больше, чем ранее, домашнее хозяйство ведется у ряда семейств сообща и мирно, земля является собственностью всего племени, только мелкие огороды предоставлены во временное пользование отдельным хозяйствам. Тем не менее у них и нет следа нашего широко разветвленного и сложного государственного аппарата. Участники решают, и в большинстве случаев вековой обычай все урегулировал. Бедных и нуждающихся не может быть — само хозяйство и род знают свои обязанности по отношению к престарелым, больным и изувеченным на войне. Все равны и свободны, не исключая женщин. Для рабов еще нет места; как правило, нет его и для порабощения чужих племен.
Старейшины рода избираются всем составом рода и являются как бы первыми среди равных. Их власть, не опирающаяся на специальный аппарат управления, часто носит моральный отеческий характер. Собрание членов рода может в любое время сместить старейшину рода. Дела рода обычно решаются общим собранием членов рода, причем все его члены могут свободно высказываться на собрании. Выборными являются также все органы племени, т.е. союза родов.
Анализ жизни североамериканских индейцев — ирокезов показывает, что у них как сахем, возглавляющий род (старшина для мирного времени), так и все остальные вожди были выборными. Они избирались свободным голосованием всех взрослых мужчин и женщин рода. Род по своему усмотрению мог и смещать сахема и вождей. Ирокезы называли сахема «советником народа», хорошо оттеняя этим особенности этой должности, исключающие всякое единовластие. Все наиболее важные дела рода решались советом рода, т.е. собранием всех взрослых членов рода, как мужчин, так и женщин. Роды объединяются у ирокезов во «фратрии» и племена. Три—четыре рода составляют фратрию, а две фратрии объединяются в племя.
Две фратрии у ирокезов составляли племя, т.е. союз нескольких родов, члены которых говорят на одном и том же диалекте. Высшая власть в племени принадлежала племенному совету. Он состоял из всех сахемов и вождей отдельных родов, но заседал публично в ок ружении всех членов племени, причем каждый член племени мог взять слово и высказать свое мнение. Решение, однако, выносилось только членами совета, причем для принятия решения требовалось единогласие.
У ирокезов наряду с племенной организацией мы находим образование и союза — конфедерации племен. Еще в XV в. пять ирокезских племен заключали друг с другом «вечный союз» на основе полного равенства этих племен между собой и с сохранением независимости каждого племени в его внутренних делах. Делами союза племен ведал союзный совет, состоявший из 50 сахемов. Единоличного главы конфедерация ирокезов не имела. Союз племен имел лишь две постоянные должности военных вождей. Власть военачальника была разделена между двумя лицами с равными полномочиями, так что один мог сдержать и «нейтрализовать» другого.
Такова общественная организация ирокезов. Нет особого аппарата управления и нет власти, обособившейся от остальной массы населения и опирающейся на этот аппарат. Заинтересованные члены рода сами решают все дела рода и племени. Авторитет старейшин и сила вековых обычаев помогают сохранению мира и устранению конфликтов и столкновений внутри племени и рода.
У древних греков родовые старейшины, архонты, избирались и смещались собранием рода. Во главе племени стоял совет старейшин. Наконец все важнейшие вопросы, касавшиеся племени, разрешались на народном собрании, в котором принимал участие каждый взрослый мужчина.
Функции военачальников выполнял племенной вождь — бази-левс. Он не обладал властью, какая свойственна монархам. Неправильно передавать греческое слово «базилевс» словом «царь» или «король», а «базилейя» — словом «царство». Должность базилевса была выборной, но фактически закреплялась наследственно в одной семье, так как обычно на нее избирался или утверждался советом сын умершего базилевса.
Аналогичные черты мы встречаем в родовом общественном устройстве древних римлян. Каждое племя имело свой совет старейшин, свое народное собрание и своего выборного вождя — рекса. Рекс был полководцем, а также жрецом, но не имел гражданских функций, которыми пытались его наделить некоторые историки государства и права.