НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ИЛИ ИНЫХ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА, СОВЕРШЕННОЕ ЛИЦОМ, НА КОТОРОМ ЛЕЖАЛИ ОБЯЗАННОСТИ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ЭТИХ ПРАВИЛ, ЕСЛИ ЭТО ПОВЛЕКЛО ПО НЕОСТОРОЖНОСТИ ПРИЧИНЕНИЕ ТЯЖКОГО ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ ЧЕЛОВЕКА.
Комментарий к статье 143
1. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
ОБЪЕКТОМ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, предусмотренного ст. 143 УК, является право человека на безопасные условия труда. Поэтому потерпевшими в результате преступных нарушений правил охраны труда могут быть только лица, которым причинен вред в связи с их трудовой деятельностью. В тех случаях, когда в результате нарушения правил техники безопасности причинен вред здоровью (или причинена по неосторожности смерть) иных лиц, виновные в зависимости от характера преступных деяний должны нести ответственность за злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК) или за преступление против личности.
2. Нарушение правил охраны труда включает помимо правил техники безопасности, безопасного ведения работ также нарушение правил промышленной санитарии. Под правилами промышленной санитарии следует понимать правила (инструкции) по гигиене труда, предусматривающие меры по предотвращению воздействия на работающих вредных производственных факторов (токсичных веществ и материалов, шума, вибрации, ультразвука, инфракрасных, ультрафиолетовых, электромагнитных излучений, чрезмерно высокой или низкой температуры и др.).
Деяния, выразившиеся в нарушении правил техники безопасности горных, строительных работ, правил безопасности на взрывоопасных предприятиях, а также правил хранения, использования, учета, перевозки взрывчатых, радиоактивных веществ или пиротехнических изделий, образуют самостоятельные составы преступлений (ст. ст. 216, 217, 218, 225 УК) и квалифицируются по соответствующим статьям Особенной части УК независимо от того, причинен в результате этого преступления вред лицу в связи с его трудовой деятельностью или другим лицам, а также независимо от специальных признаков субъекта преступления.
3. СУБЪЕКТОМ этого преступления является лицо, обязанное соблюдать правила охраны труда. К ним относятся: лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда, а также руководители предприятий, организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам.
Лица, не обязанные обеспечивать безопасные условия и гигиену труда, но в процессе своей трудовой деятельности нарушившие эти правила, в случае причинения последствий, указанных в ч. ч. 1 и 2 ст. 143 УК, несут ответственность по ст. ст. 109, 118 УК.
4. Деяния, предусмотренные ст. 143 УК, совершаются по неосторожности.
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ (СТ.150 УК РФ).
ВОВЛЕЧЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПУТЕМ ОБЕЩАНИЙ, ОБМАНА, УГРОЗ ИЛИ ИНЫМ СПОСОБОМ, СОВЕРШЕННОЕ ЛИЦОМ, ДОСТИГШИМ ВОСЕМНАДЦАТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТ.
Комментарий к статье 150
1. Принцип, закрепленный в ст. 2 Конвенции о правах ребенка (1989 г.), гласит, что ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем в условиях свободы и достоинства. Условия формирования личности ребенка в решающей степени зависят от прочности брака и благополучия семьи, т.е. союза лиц, который основан на браке, родстве (или только родстве), усыновлении или принятии детей на воспитание и связан общностью жизни, интересов, взаимной заботой, а также взаимными правами и обязанностями. Поэтому вопрос об охране личности несовершеннолетнего органически связан с вопросом об охране семейных отношений, в том числе и уголовно-правовыми средствами.
2. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления образует состав преступления, если такое вовлечение осуществлялось путем обещаний, обмана, угроз или иным способом лицом, достигшим 18-летнего возраста.
3. ОБЪЕКТОМ преступления являются условия нормального развития и правильного нравственного воспитания несовершеннолетних.
4. ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА данного состава преступления выражается в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления, т.е. в действиях, направленных на возбуждение у несовершеннолетнего желания участвовать в совершении одного или нескольких преступлений. Эти действия виновного могут быть сопряжены с применением психического или физического воздействия (обещания, уговоры, обман, угрозы, уверения в безнаказанности, подкуп, возбуждение чувства мести, зависти и другие способы). Характер преступления, в совершение которого вовлекается несовершеннолетний, а также роль, на которую он готовится взрослым организатором (исполнитель, пособник и т.д.), для квалификации действий виновного по ст. 150 УК значения не имеют.
Данное преступление следует считать оконченным с момента действий, направленных на вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, независимо от того, совершил ли он какое-либо преступление (см. п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам несовершеннолетних").
В тех случаях, когда, несмотря на оказанное воздействие, взрослому не удалось вызвать желание несовершеннолетнего совершить преступление, действия виновного должны быть признаны покушением на совершение данного преступления.
Если несовершеннолетний совершил преступление, в которое он был вовлечен, виновный должен нести ответственность по совокупности ст. 150 УК и за подстрекательство к преступлению, в которое он вовлек несовершеннолетнего, а если он при этом сам участвовал в совершении этого преступления, - как соисполнитель этого преступления. При совершении преступления несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности в силу возраста (ст. 20 УК) или невменяемости (ст. 21 УК), лицо, вовлекшее несовершеннолетнего в совершение этого преступления, в силу ч. 2 ст. 33 УК несет ответственность за содеянное как исполнитель. Кроме того, его действия подлежат квалификации и по ст. 150 УК.
5. С СУБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ преступление, предусмотренное ст. 150 УК, характеризуется прямым умыслом. Не может быть привлечен к уголовной ответственности взрослый, если он не осознавал и не допускал, что своими действиями вовлекает несовершеннолетнего в совершение преступления (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г.).
6. СУБЪЕКТОМ данного преступления может быть только лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста.
7. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает уголовную ответственность за то же деяние, совершенное родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, что делает данное преступление более опасным. Квалифицирующий признак в данном случае относится к субъекту преступления (он специальный): виновный по отношению к вовлекаемому в совершение преступления несовершеннолетнего является не посторонним, а лицом, на котором лежит юридическая, установленная законодательством о семье или другими нормативными актами, обязанность по воспитанию подростка (родитель, педагог, усыновитель, опекун, воспитатель и т.д.), что и повышает общественную опасность деяния.
8. Другим КВАЛИФИЦИРУЮЩИМ ПРИЗНАКОМ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЗАКОН (ч. 3 комментируемой статьи) считает совершение деяния с применением насилия или с угрозой его применения. Субъектом этого вида преступления может быть как лицо постороннее по отношению к вовлекаемому в преступление подростку, так и его родители и воспитатели. Квалифицирующий признак относится к объективной стороне и налицо тогда, когда вовлечение в преступление несовершеннолетнего сопряжено с реальным насилием или угрозой его применения (побои, причинение телесных повреждений, угроза побоями или причинением телесных повреждений и т.д.). При этом реальное причинение тяжкого вреда здоровью следует квалифицировать по совокупности преступлений: по ч. 3 ст. 150 УК и ч. 1 ст. 111 УК.
9. Еще один квалифицированный состав рассматриваемого преступления предусмотрен ч. 4 ст. 150 УК, где установлена ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в преступную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. В данном случае подросток вовлекается в преступление, которое совершается группой без предварительного сговора (ч. 1 ст. 35 УК), по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК), организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК) или преступным сообществом (ч. 4 ст. 35 УК), или же в совершение преступления, которое относится к разряду тяжких или особо тяжких (ч. ч. 4 и 5 ст. 15 УК).
36. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЛОСТНОГО УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ СРЕДСТВ НА СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ ИЛИ НЕТРУДОСПОСОБНЫХ РОДИТЕЛЕЙ (СТ.157 УК РФ).
Объектом анализируемого преступления выступают интересы несовершеннолетних либо нетрудоспособных детей, достигших 18 лет. непосредственным объектом преступления, предусмотренного ч. I ст. 157 УК РФ, являются общественные отношения, направленные на обеспечение материальных условий существования несовершеннолетних, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, их родителями, а по ч. II ст. 157 УК РФ, как общественные отношения, направленные на обеспечение материальных условий существования нетрудоспособных родителей [10].
Наряду с интересами названной категории граждан страны, в качестве дополнительного объекта анализируемых преступлений справедливо будет обратить внимание на авторитет судебной власти, потому как виновные уклоняются от выполнения именно судебного решения, игнорируя тем самым его законную силу, демонстрируя пренебрежение не только семейными, но в целом и гражданскими обязанностями.
ЗЛОСТНОЕ УКЛОНЕНИЕ РОДИТЕЛЯ ОТ УПЛАТЫ ПО РЕШЕНИЮ СУДА СРЕДСТВ НА СОДЕРЖАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ, А РАВНО НЕТРУДОСПОСОБНЫХ ДЕТЕЙ, ДОСТИГШИХ ВОСЕМНАДЦАТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА.
Комментарий к статье 157
1. Комментируемая статья предусматривает ответственность за два преступления:
а) злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста (ч. 1 ст. 157 УК);
б) злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей (ч. 2 ст. 157 УК).
2. Под содержанием (это понятие является общим для обеих частей диспозиции комментируемой статьи) понимается материальное обеспечение одним лицом другого за собственный счет. Содержание родителем своих детей, а равно детьми своих родителей осуществляется, во-первых, в форме ведения с ним общего хозяйства и общего семейного бюджета; во-вторых, в форме регулярного предоставления определенных, необходимых для жизни материальных благ (денежных средств, продуктов питания, одежды и т.д.). Регулярные платежи денежных средств называются алиментированием, а сами средства - алиментами, которые уплачиваются в добровольном порядке либо взыскиваются через администрацию по месту его работы или получения пенсии, стипендии. Добровольный порядок уплаты алиментов не исключает права взыскателя в любое время обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании алиментов и тем самым закрепить в судебном порядке эту обязанность по содержанию.
3. Ответственность по ч. ч. 1 и 2 ст. 157 УК наступает за уклонение родителя от уплаты алиментов детям или за уклонение детей от уплаты средств на содержание нетрудоспособных родителей, присужденных по решению суда, т.е. когда установленные законодательством отношения по алиментированию родителем своих несовершеннолетних (а также совершеннолетних нетрудоспособных) детей или детьми своих нетрудоспособных родителей уже получили свое закрепление во вступившем в законную силу решении по гражданскому делу, и это решение злостно не выполняется.
4. ОБЪЕКТОМ преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК, являются материальные условия существования нетрудоспособных лиц, которые по отношению к виновному являются членами его семьи (сыном или дочерью).
5. Объектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 157 УК, являются материальные условия существования нетрудоспособных лиц, которые по отношению к виновному являются родителями.
6. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 157 УК, заключается в понятии "злостное уклонение от уплаты". В качестве конкретных действий, представляющих собой уклонение родителей от уплаты по решению суда средств на содержание детей и уклонение от уплаты средств на содержание родителей, можно указать следующее: а) прямой отказ от такой уплаты; б) сокрытие виновным своего действительного заработка; в) смена работы или места жительства с целью избежать удержаний по исполнительному листу; г) уклонение с той же целью от общественно полезного труда; д) иные действия, свидетельствующие об уклонении от уплаты. В качестве "иных действий, свидетельствующих об уклонении от уплаты алиментов" судебной практике известны: изменение своей фамилии и иных анкетных данных, подделка документов, удостоверяющих личность, сговор с должностным лицом бухгалтерии, от которого зависит удержание алиментов из заработка, оспаривание своего отцовства в судебном порядке, предъявление фиктивного иска о взыскании по первому исполнительному листу и т.д.
7. В характеристике субъективной стороны обоих анализируемых СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОСОБУЮ СМЫСЛОВУЮ НАГРУЗКУ НЕСЕТ ПОНЯТИЕ ЗЛОСТНОСТИ, с которого начинаются формулировка и название ст. 157 УК и диспозиция обеих содержащихся в ней норм. Понятие "злостный" характеризует психическое отношение субъекта к своим действиям. Злостные действия (поведение) всегда сознательны и целенаправлены на какой-то отрицательный (дурной) результат. Таким образом, речь идет о проявлении воли. Однако, если уклонение от уплаты алиментов или средств имело место в силу стечения чрезвычайных жизненных обстоятельств, например материальных затруднений, вызванных длительной болезнью, его нельзя признать злостным. В действиях такого лица отсутствуют признаки состава преступления, предусмотренного ст. 157 УК.
В судебной практике злостным уклонением, как правило, признаются: а) продолжительность деяния; б) уклонение от уплаты после официального предупреждения об уголовной ответственности; в) повторное совершение того же самого преступления и г) способ совершения преступления. Длительность уклонения от уплаты алиментов и уклонение, несмотря на соответствующее предупреждение, означает, что эти алименты или средства не выплачиваются без уважительных причин в течение свыше трех месяцев, несмотря на предупреждение органов суда и милиции об уголовной ответственности по ст. 157 УК.
Следует рассматривать как злостное и уклонение от уплаты алиментов родителя или детей, ранее судимых по ст. 157 УК. В данном случае злостность в преступном поведении проявляется в том, что применение уголовного наказания не изменило отношения виновного к обязанностям, возложенным на него законом и судебным решением, что свидетельствует о повышенной общественной опасности и требует применения более строгого наказания, нежели в первый раз.
8. Злостное уклонение родителя от уплаты алиментов (детей от содержания нетрудоспособных родителей) характеризуется прямым умыслом.
9. СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК, - лицо, являющееся родителем (отцом или матерью) несовершеннолетнего или нетрудоспособного лица, в чью пользу решением суда подлежат взысканию средства, независимо от того, обладает ли это лицо в настоящий момент родительскими правами или лишено их, а также усыновитель указанных лиц, независимо от того, отменено ли усыновление в настоящий момент (СУБЪЕКТ СПЕЦИАЛЬНЫЙ). Субъект преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 157 УК, - трудоспособное лицо, являющееся сыном или дочерью лица, в пользу которого решением суда подлежат взысканию средства, независимо от того, лишено ли данное лицо родительских прав, а также усыновленный (удочеренная).
10. На основании и в порядке, предусмотренных семейным законодательством, родитель может быть лишен родительских прав или у него может быть отобран ребенок без лишения таких прав с передачей его на попечение органов опеки и попечительства. Ни та ни другая мера не освобождает родителей от обязанностей по содержанию детей. Следовательно, родитель, лишенный родительских прав, и родитель, у которого ребенок отобран без лишения указанных прав, злостно уклоняющиеся от уплаты алиментов, не лишаются признаков субъекта преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК. Вопрос об уголовной ответственности указанных лиц должен решаться на общих основаниях. При отмене усыновления (удочерения) взаимные права и обязанности между усыновленным и усыновителем прекращаются, однако суд вправе обязать бывшего усыновителя выплачивать средства на содержание несовершеннолетнего.