Динамика художественного сознания раскрывается как выражение единства личного «я» и реальности, понимаемой как совокупность объективных условий человеческой жизни и действующей парадигмы духовного бытия. В основе художественного сознания — представление о наиболее общих источниках существования и духовного формирования человека. Это — представление о Космосе и месте человека в нем и о земном мире со всеми его характеристиками и с точки зрения его значимости для человека. Где человек — все человеческое (общество, созидательная деятельность и т.п.), психологически, социально и культурно изменчивая сфера; Земля — природа, закономерности материального мира — все устойчивое, прочное, определяющее человека и его жизнь.
Художественное сознание — всегда означаемое и не имеет полного и исчерпывающего выражения в продуктах искусства. Неисчерпанность творческого замысла в любом художественном образе оставляет всегда открытым отношение художественный замысел — личность. Стремление сказать и не сказать одновременно — специфика художественного сознания.
Динамика художественного сознания — это движение по сложно сплетенным траекториям, выражающим основные виды зависимости человека и в то же время типы отношений, в которых осуществляется постижение этих зависимостей и освоение их как важного компонента человеческой жизни.
- Художественное сознание не просто выходит за пределы человеческой действительности в любом ее измерении (социальном, нравственном, психологическом, идеологическом…), но стремится выйти и за пределы, очерченные историей, за пределы материального бытия. Важнейшие явления художественного творчества открывают нам глубинное предназначение искусства — снять противоречие бытия и небытия, растворить в человеческом духе и сознании грань, разделяющую материальный и духовный способы существования, прошлое и будущее, реальное и возможное.
- В художественном сознании сопрягается действительное существование человека и его осуществление как деятельного субъекта Вечности, чье предназначение выходит за пределы истории — данного места, времени и социального сюжета, который сегодня разыгрывает история.
- Измерение человека в небытии (Вечности) — это измерение его духовной творческой силы, которая не может быть ограничена конкретными рамками социальной действительности. Осуществленная в искусстве, эта сила вливается во все практики жизни, сохраняется в информативном пространстве человеческого мира и не может не оказывать воздействия на объективные процессы развития человечества и мира в целом.
- Снятие противоречия бытия и небытия в искусстве — это есть форма бессмертия, о субстанциональном качестве которой мы судить не можем, но позволим себе предположить, что ежели вера в бессмертие души имеет под собой основание, то искусство — важнейший из факторов, приближающихся к переживанию этого феномена: в художественных творениях нет творца воочию, но присутствие Его читается убедительно. Бытие мира, как мы его себе представляем в данный момент времени в трактовке автора, в шедеврах дополняется глубоким переживанием (осмыслением) реальности иного измерения жизни — Вечности, в контексте которой способно существовать пока только художественное воображение.
22. Техника как феномен культуры. Философия технократизма в современнойцивилизации.
Техника как феномен культуры
Одним из сложнейших теоретических вопросов современной науки является вопрос о месте и роли техники в культуре, ее достижениях и проблемах. Отметим, что само понятие техники многогранно и многоаспектно. В данном случае под техникой мы понимаем систему материальных, инструментальных средств, с помощью которых человек воздействует на окружающий мир, преобразует его, создаёт, транслирует и воспроизводит культуру.
Истоки техники, как впрочем, и всей культуры, коренятся в человеческой природе, ее сильных и слабых сторонах. Будучи физически слабыми, по сравнению с другими представителями живого мира, наши далекие предки не только полагались на готовые природные ресурсы существования и защиты от внешней опасности, но и начали создавать их сами. Слабость породила искусственную силу. Природа одарила человека способностью создавать подобное, т.е. наградила его свободными руками, разумом, воображением, пониманием, инструментальным мышлением. Таким образом, борьба за выживание, безопасность, улучшение и облагораживание условий жизни, интеллектуальная способность к этому и уникальное строение тела привели к тому, что человек извлекал из природной среды вещество, придавал ему нужную форму и с его же помощью воздействовал на природу, преобразовывая ее, самого себя и создавая культуру.
Если природа сотворила человека мыслящим, разумным (Homo Sapiens), то техника сделала его преобразующим, деятельным – Homo Faber. Техника наряду с языком стала всеобщим инструментом культуротворчества, а со временем – важнейшим элементом культуры.
В своем развитии техника прошла большой и трудный путь. В течение многих тысячелетий (до XVIII в.) она была ручной, механической, являлась продолжением руки, человеческой силы и мысли. Преобразовательное воздействие подобной техники умеренное. Как созидательный, так и разрушительный потенциал строго ограничен. Такая техника доступна каждому физически здоровому человеку. Культуротворческий результат в процессе применения данной техники зависит не столько от неё самой, сколько от творческого воображения субъекта. Эта техника служила не более чем помощником созидателя и была полностью ему подчинена.
Появление полуавтоматической, машинной техники (парохода, паровоза, автомобиля, трактора, конвейера, самолёта) привело к тому, что продуктивность преобразовательного воздействия резко возросла. Подобная техника освободила человека от тяжелых затрат физической энергии. Ее созидательный и разрушительный потенциал весьма значителен. Благодаря ей человек сумел укротить вес, пространство, время, быстро преодолевать значительные расстояния, создавать широчайший ассортимент продуктов. В отличии от ручной, машинная техника требует основательной профессиональной подготовки, специальных знаний. Культуротворческий результат в процессе применения данной техники весьма значителен. Используя ее, человек радикально преобразовал природу и самого себя, стандартизировал свою деятельность. Он целиком включился в культурное пространство. Но сила техники творческий потенциал человека. К тому же она в силу своего несовершенства довольно часто выходила из-под контроля человека, создавая немало проблем8.
В XX в. появилась автоматическая техника, самостоятельно, по заданной человеком программе, выполняющая сложнейшие операции. Роль человека здесь сводится к разработке программ и управлению. С такой техникой работает ограниченный круг профессионалов высокого класса. Культуротворческий результат этой техники неисчерпаем. С ее помощью стали радикально изменяться все элементы культуры. Они получили не только новое звучание, но и новое содержание. В настоящее время эти три типа техники сосуществуют. Они включают в себя производственный, военный, исследовательский, бытовой и развлекательный компоненты.
Техника постоянно развивается, причем как по своим внутренним законам, так и под воздействием внешних факторов, общих тенденций развития культуры. Она в равной степени является как инструментом, так и продуктом развития культуры. Чаще она возникает как средство удовлетворения человеческих потребностей – материальных, социальных, духовных. Но, с другой стороны, она является продуктом деятельности в этих сферах. Она может быть результатом усовершенствования различного рода технологий и объектов. Техника, безусловно, стала неотъемлемой частью всей системы культуры. Ее никак не вырвешь и не выбросишь, ибо система рухнет. Резкое противопоставление техники и остальных элементов культуры так же нецелесообразно, научно неоправданно, да и, пожалуй, бессмысленно.
Философия технократизма в современной цивилизации
Наряду с всесторонним и объективным анализом проблем современной научно-технической революции имеют место односторонние толкования, превращение сегодняшней науки и техники не только в доминирующий, но чуть ли не в единственный фактор общественного прогресса. Теории, абсолютизирующие роль научно-технического фактора в развитии общества, получили название технократических. Они составляют целое направление в развитии современной социальной философии, получившее название технологического детерминизма.
Технократия – в общем значении господство техники. Одно из направлений общественной мысли, предписывающее технике определяющую роль в социальной жизни и утверждающее, что лишь индустриализация способна рациональным способом регулировать и совершенствовать жизнь общества и личности.
Технотронная теория З. Бжезинского
Бжезинский Збигнев– амер. социолог, политолог и государственный деятель. В осн. труде "Между двух веков". Роль Америки в технотронную эру Бжезинский констатирует, что человечество вступает в новый этап развития, определяемый не социальными революциями, а научно-техническим прогрессом. Этот качественный скачок происходит эволюционно с низшей стадии – аграрной – через промышленную в "технотронную эру", где решающая роль переходит к автоматам, компьютерам и кибернетическим системам, а главной и решающей силой становится наука. Это общество будет характеризоваться, по его мнению, не только качественно новым уровнем производства, но и новой психологией и новой культурой.
В мире останется главное противоречие между развитыми и неразвитыми странами, причем последним следует оказывать необходимую посильную помощь государствам, наиболее приблизившимся к "технотронной эре", ради создания единого мирового сообщества, навсегда избавленного от конфликтов и антагонизмов.
Технократическое движение сегодня
Технократические взгляды разделяют современные трансгуманисты, они пользуются популярностью у футурологов, хотя последние не всегда ссылаются на технократию, как таковую, в то же время приходя к выводам, практическим идентичным технократической концепции. Примером может служить работа польского философа-футоролога и писателя фантаста Станислава Лема «Сумма Технологии».
Предполагается, что опора на существующие природные ресурсы и технологические новшества обеспечит для человеческого общества устойчивое развитие. При этом либо игнорируются, либо сознательно отвергаются экономические законы товарного обмена, в том числе Закон стоимости. Таким образом, денежная система — это саморазрушающаяся система, поскольку она является ничем иным как финансовой пирамидой. Вслед за классиками технократии, критикуется система экономики, основанная на эквивалентном обмене на основе стоимости, утверждая, что планетарные запасы ресурсов и энергии используемые «с новой современной технологией и разумной эффективностью» могли бы удовлетворить потребности всего населения планеты в достаточной степени.