Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Концепция Вызовов и Ответов развития А. Тойнби




 

Арнольд Тойнби (1889-1975, англ. историк и социолог) под влиянием Шпенглера попытался переосмыслить всё общественное развитие человечества (" Исследование истории ", 1934-1961).

Он показывает, что история человечества - совокупность отдельных несвязанных и связанных между собой цивилизаций (в каждой цепочке – не больше 3).

Каждая проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет, уступая место другой (генезис – рост – надлом – упадок).

Движущее начало цивилизации - " творческое меньшинство ", которое ведёт за собой "инертное большинство".

Специфика цивилизации определяется своеобразием "исторических вызовов" и ответов на них "меньшинства". «Культура развивается до тех пор, пока не прервется цепочка «Вызовов-и-Ответов».

Иногда "меньшинство" не в состоянии решить очередную социально-историческую проблему и навязывает свою власть силой, а не авторитетом, становясь господствующим меньшинством - наступает надлом, возникает классовая борьба, приводящая к гибели.

Анализируя преемственные цивилизации, Тойнби приходит к выводу, что средством связи выступает религия, оказываясь одной из самых серьёзных проблем человечества.

Развитие культуры осуществляется как серия Ответов, даваемых творчес­ким человеческим духом на те Вызовы, которые бросает ему при­рода, общество и внутренняя бесконечность самого человека. При этом всегда возможны различные варианты развития, ибо воз­можны разные Ответы на один и тот же Вызов.

Теория локальных цивилизаций – 21 цивилизация. До настоящего времени сохранились: Китайская, Индийская, Исламская, Русская, Западная

Теория «Ухода и Возврата» - уход – восстановление сил – Возврат (Конфуций, Будда).

Симптомом Надлома цивилизации является идолопоклонство. Надлом приводит к Распаду цивилизации

3 выхода из кризиса: Архаизм, Футуризм, Преобразование.

 

14.Сорокин о динамике культуры.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – выдающийся русский философ, социолог, культуролог. В соответствии со своими методологическими установками Сорокин представлял исторический процесс, как процесс развития культуры. Под человеческой культурой, Сорокин понимает все созданное людьми. Любое общество – это социокультурная система - представляет собой некое единство, включающее три аспекта:

- мир вещей (конкретных предметов);

- субъективный мир (человек);

- транссубъективный мир (набор духовных сущностей - идеи, мысли, трансцендентный комплекс).

Главным свойством всех этих культурных систем является тенденция их объединения в систему высших рангов. В результате развития этой тенденции образуются культурные сверхсистемы. Культурные сверхсистемы представляют собой единство, все составные части которого пронизаны одним принципом и выражают одну ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. «Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, существующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры…» Каждая культура индивидуальна. Она имеет собственный менталитет, свою систему истинности и познания, собственную философию и мировоззрение, тип религии и стандарты «святости», формы искусства, правила нравственности, свою экономику и политику, законы и наказания… На этой основе возникает особый, присущий именно данной культуре тип личности, обладающий специфическим менталитетом и поведением. Сорокин выделял три типа культуры.

1.Идеациональный тип. Ее главной ценностью, интегрирующей все сферы культуры, являются ценности религии. Стиль этой культуры символичен, искусство религиозно, героями могут быть боги, ангелы, святые и грешники. В ней мало внимания уделяется личности. К данному типу культуры относятся: Средневековая европейская культура, Культура Брахманской Индии, Буддийская культура, греческая культура с VIII по конец VI века до н.э.

2.Идеалистический культурный менталитет (смешанный). Сочетает в себе черты идеациональной и чувственной культуры в различных комбинациях и пропорциях и поэтому является внутренне противоречивым, трудно поддающимся логической интеграции. Человек не устремлен полностью в трансцендентность, но и не сосредоточен на сиюминутности. Искусство дает положительные примеры великих личностей, посвятивших себя воплощению идеала на земле. Мораль ориентируется на долге человека перед обществом. Церковь принимает участие в решении политических дел, выступая барьером для эгоизма и бессмысленной жестокости. К данному типу культуры относятся: западноевропейская культура XIII--XIV столетия; древнегреческая культура V-IV вв. до н. э.

3.Чувственная культура. Это новый принцип культуры – утилитарной, светской, «соответствующей этому миру». Чувственный менталитет считает реальностью то, что воспринимается «здесь и сейчас». Эта культура характеризуется стремлением освободиться от религии, морали и других ценностей идеациональной культуры. Ее ценности сконцентрированы вокруг повседневной жизни в реальном земном мире. Ее герои - фермеры, рабочие, домохозяйки и даже преступники и сумасшедшие. Формирование чувственной культуры начинается с XVI в. и достигло своего апогея к середине ХХ века. Современный тип культуры. Чувственная системакультуры обречена, доказывал П. Сорокин, поскольку она ведет к деградации человека и обесцениванию ценностей. Но из признания неизбежности гибели данного типа культуры совсем не следует, что приходит конец всей человеческой культуре. Это означает не гибель культуры, а необходимость трансформаций, которые есть удел и условие жизни всех великих культур. Сорокин верил, что культура не погибнет, пока жив человек. Признавая наличие глубокого кризиса, который в настоящее время переживает западная культура, П. Сорокин оценивал этот кризис не как «3акат Европы», а как необходимую фазу в становлении новой формирующейся цивилизации, объединяющей все человечество.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 887 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2332 - | 2041 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.