Культура, как и любое явление, представляет собой определенное единство изменчивых и устойчивых сторон, отношений, диалектическое единство движения и покоя, статики и динамики, изменчивости и устойчивости.
Устойчивость культуры раскрывается в статичных процесса, связанных с существованием продуктов, результатов человеческого труда, деятельности, представленных в вещах, технических изделиях, картинах, знаках, нормах, символах, ритуалах и т.д. Все это формы «застывшего» труда, прошлого, «мертвого» труда и прошлых видов деятельности.
Динамичная, изменчивая сторона культуры связана с ее существованием как определенного процесса, корреляцией чего в обществе выступают различные формы, виды, способы деятельности человека, формы актуального труда, «живого» труда.
В природе, обществе, культуре существуют два вида процессов: быстрые, которые мы воспринимаем как изменения, как процессы, в которых момент устойчивости является исчезающей малой величиной. Второй вид процессов – «медленные», воспринимается человеком как результат, как вещь, как продукт, имеющий устойчивый, неизменный характер. Но на самом деле это также определенный вид изменений, но только происходящий во времени более медленно и незаметно для человека.
В поле внимания человека попадают, прежде всего, устойчивые процессы, представленные в виде вещей, норм, знаков, ритуалов, символов и т.д. Они как наиболее устойчивые, повторяющиеся явления, закрепляются в сознании и отражаются в содержании представлений о культуре. Как правило, первые определения культуры абсолютизировали эту сторону культуры, пытались ограничить ее рассмотрение «устойчивой» стороной. В тени оставался вопрос о том, как же появляется культура, тем более, развивается ли она. Для ответа на этот вопрос исследователям пришлось обратиться к категории «деятельности». И действительно, научные открытия, нормы морали, произведения искусства – все это создание ума и рук человека, их создал человек, а значит логичнее обратиться к исследованию деятельности, труда, поведения, общения человека. Но такое решение лишь на первый взгляд снимает проблему, потому что из практики известно, что не всякая деятельность, не всегда, не у всех народов признается «культурной». Таким образом, культура отражает и статичную, повторяющуюся сторону человеческого существования, и динамичную, изменчивую. Поэтому она должна рассматриваться как целостное явление, как общественное отношение людей, возникающее и по поводу продуктов, результатов человеческого труда, деятельности, и придающих самой этой деятельности «культурную» форму.
В наиболее общем виде, в индивидуальном процессе порождения и воспроизводства культура предстает, прежде всего, как деятельность человека, с помощью которой человек изменяет природу, создает продукты труда, формы общения и в ходе создания разнообразных продуктов труда, материальных и духовных, форм общения преобразует и себя, творит себя как культурного человека. Таким образом, культура есть единство трех компонентов: человек; его труд, деятельность в единстве содержания и социальной формы; продукт, результат труда.
В своей динамике, изменчивости культура постоянно переходит из формы предметности, которую образуют продукты, результаты человеческого труда и деятельности, в процессуальную форму, в форму деятельности, труда, поведения человека. Культура постоянно переходит из формы возможности благодаря действующему человеку, его труду, деятельности в действительность, образуя культурное бытие человека. Активным агентом, творцом и создателем культуры, т.е. ее субъектом, выступает человек. Именно в его труде, деятельности «опредмечивается» культура, приобретает предметную форму бытия. В ходе этого процесса, труда, деятельности сам человек изменяется. Человек становится «культурным», преобразованным человеком, а культура приобретает субъективную форму существования, превращаясь в умения, навыки, знания, способности, стремления, интересы, чувства, эмоции человека.