Все этнополитические и религиозно-политические процессы на Юге России конфликтогенны. Причины конфликтов всегда сводятся к следующим: катализация этноцентрических или религоцентрических мотиваций и устремлений; наличие социально-политических проблем, канализация социального и политического недовольства в русло этнических противоречий; активность субъектов, обладающих достаточными ресурсами для борьбы за власть.
Дестабилизирующие политические процессы на южных рубежах страны включают в себя: а) дестабилизирующие этнополитические процессы; б) миграционные процессы; в) радикальные националистические политические процессы; г) сепаратистские политические процессы; д) религиозно-политические процессы; е) конфликтные политические процессы.
Факторы межэтнической дестабилизации связаны с тем, что экономическая система Юга России неоднородна, ее элементы складывались под влиянием самых разных этнокультурных, религиозных, ресурсных, природных факторов. Экономика Юга России организована на основе разделения центра и периферии. Это приводит к тому, что субъекты южного макрорегиона неоднородны по уровню социально-экономического развития.
Социально-политические факторы связаны с тем, что в республиках ни в имперский, ни в советский, ни в постсоветский периоды не произошло цивилизованного, системного, органичного слияния и взаимодействия традиционной (субэтнотерриториальные группы, клановость, местничество, религиозные ценности и т.п.) и современно-цивилизационной (право, государственно-политические институты демократии и т.д.) подсистем социально-политической системы.
Религиозные факторы связаны с тем, что религиозный компонент всегда оставался немаловажным фактором социального развития Юга России. Ислам во многом оставался основой, на которую «нанизывались» другие компоненты массового сознания.
Этнонациональные факторы связаны с тем, что в этнонациональнойполитике соседствуют две одинаково деструктивные контрнаправленные тенденции. Одна состоит в том, что в этнополитических целях идет «формирование» консолидации новых наций на основе иногда родственных по языку и культуре, а иногда и достаточно разнородных элементов. Сущность второй заключается в том, что у националистических движений отсутствует объединительная идеология (даже в зачаточной форме), помимо исламизма и сепаратизма.
Субэтнотерриториальный фактор характеризуется тем, что в ряде южных регионов политическая инфраструктура функционировала и функционирует особым образом: ключевую роль в ней играет местничество – регионализм, основанный на субэтнотерриториальных группах. До сих пор в политической жизни республик не искоренена полуфеодальная практика прокланового управления.
Способы минимизации:
Современная национально-государственная политика неэффективна. В перспективе она должна быть переориентировна на решение задачи формирования гражданской нации, объединяющей все этнические и религиозные общины, проживающие на территории РФ. В ее основу должен лечь принцип общегражданского согласия. Политическая стратегия национальной гражданской интеграции должна включать несколько этапов: 1) интеграция гражданской нации на основе принципов поликультурности, полиэтничности, толерантности; 2) отказ, с одной стороны (на государственном уровне) от этнофедерализма, на региональном уровне- от принципа национального самоопределения; 3) в долговременной перспективе – конструирование нового российского федерализма.
Правовое направление - усовершенствование правовой базы осуществления федеративных отношений должно быть ориентировано на решение следующих задач:
устранение противоречий между этническим и территориальным принципами построения Российской Федерации;
правовое гарантирование равенства всех российских народов во всех областях жизни, независимо от того, является ли этнос субъектообразующим в рамках федерации;
определение общих принципов разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации;
расширение понятия и полномочий национальных автономий;
определение общих принципов урегулирования межнациональных конфликтов;