Поворотным пунктом в истории Советской России стал переход к новой экономической политике, инициированной на X съезде РКП (б) в марте 1921 г. Это была антикризисная программа, сущность которой состояла в воссоздании многоукладной экономики и использовании организационно-технического опыта капиталистов при сохранении «командных высот» в руках большевистского правительства. Подними понимались политические и экономические рычаги воздействия: полновластие РКП(б), государственный сектор в промышленности, централизованная финансовая система и монополия внешней торговли.
Главной политической целью нэпа стала задача снятия социальной напряженности, укрепления социальной базы советской власти в форме союза рабочих и крестьян. Переход к нэпу законодательно был оформлен декретами ВЦИК и Совнаркома, решениями IX Всероссийского съезда Советов в декабре 1921 г.
Введение нэпа началось с сельского хозяйства путем замены продразверстки на продовольственный налог (продналог). Он не мог изменяться в течение года и был в 2 раза меньше разверстки. После выполнения государственных поставок разрешалась свободная торговля продуктами своего хозяйства. Допускались аренда земли и наем рабочей силы. Прекратилось насильственное насаждение коммун, что позволило укрепиться в деревне частному, мелкотоварному сектору.
В производстве и торговле частным лицам разрешалось открывать мелкие и брать в аренду средние предприятия. Был отменен декрет о всеобщей национализации. Крупному отечественному и иностранному капиталу предоставлялись концессии, право создания акционерных и совместных с государством предприятий. Так возник новый для экономики России государственно-капиталистический сектор. Отменялась строгая централизация в снабжении предприятий сырьем и распределении готовой продукции. Деятельность государственных предприятий нацеливалась на большую самостоятельность и хозрасчет.
Была введена новая система централизованного управления. Упразднялись все наркоматы и главки. Предприятия стали подчиняться Всесоюзному совету народного хозяйства (ВСНХ).
В финансовой сфере кроме единого Государственного банка появились частные и кооперативные банки, страховые общества. Взималась плата за пользование транспортом, системами связи и коммунальными услугами.
В 1922 г. была проведена денежная реформа, в оборот вводился советский червонец, который высоко ценился на мировом валютном рынке.
Некоторые изменения произошли в социальной политике. Прекратились трудовые мобилизации, вводилась денежная система оплаты труда.
За короткое время новая экономическая политика привела к значительным положительным результатам. Посевная площадь достигла довоенного уровня. Валовой сбор зерна на 20,7% превысил среднегодовой уровень предвоенной России. Даже за границу без всякого ущерба для населения ежегодно продавалось по 180 млн. пудов зерна.
С 1922 по 1926 г. прирост промышленного производства составлял ежегодно от 30 до 40% - рекордный результат в мире. В 1,5 раза выросла производительность труда. Начался выпуск новой техники. Было построено 200 электростанций. Резко поднялась мелкая и кустарная промышленность. Началась отмена карточной системы распределения продуктов питания.
Однако реализация нэпа происходила не без трудностей. Их возникновение объяснялось дисбалансом промышленности и сельского хозяйства, целенаправленной классовой ориентацией внутренней политики правительства, усилением противоречий между многообразием социальных интересов разных слоев общества.
Приоритет промышленности над сельским хозяйством выливался в перекачивание средств из деревни в город путем ценовой и налоговой политики. На промышленные товары сбытовые цены искусственно завышались, а на сырье и продукты закупочные цены занижались («ножницы» цен). Осенью 1923 г. разразился кризис сбыта промышленных товаров, которые население отказывалось покупать. В 1924 г. к нему добавился кризис цен, когда крестьяне отказались отдать хлеб государству по твердым ценам, решив продать его на рынке.
Для выхода из кризиса правительство приняло ряд административных мер. Были увеличены цены на промтовары, повышены налоги для предпринимателей, торговцев, зажиточных крестьян. Это означало начало свертывания нэпа. Свою неспособность преодолеть кризисные явления хозяйственными методами руководство партии объясняло деятельностью классовых врагов. Это послужило основанием для развертывания будущих репрессий в стране. Большевики все больше стали осознавать, что дальнейшее развитие нэпа носит в себе угрозу перерождения в буржуазное государство, а поэтому считали обязательным укрепление своей диктатуры.