Эк.история стала самостоятельной наукой в 21 веке: возникла на стыке наук, имеет как исторические, так и эконом. методы познания, является развивающейся наукой. Относится к фундаментальным наукам, т.к. обеспечивает эк.теорию фактическим материалом для анализа, позволяет проверить достоверность положений эк.теории.
Функции эк.истории: аккумулирующая (собирает факты), пропедевтическая (знакомит с терминами), мировоззренческая, оценочная (выявление + и -), прогнозирующая, методологическая (подтверждает или опровергает гипотезы).
Предмет – хозяйственная жизнь людей во всем ее многообразии с древнейших времен и до наших дней. Объектом анализа являются: эк.системы, механизмы их функционирования, взаимодействие.
Метод – инструмент познания:
Традиционные: Исторический (сбор и сист-ция фактов), Системно-структурный (изучение внутр.структуры эк.систем), Историко-сравнительный (выявляет единичное, общее), Историко-типологический (выявляет однород.св-ва в разных эк.системах), Статистический.
Новейшие: Количественный, Соц. психологии, Соц. исследований.
Периодизация – установление хронологически последовательных этапов развития.
Формационный подход, К.Маркс. Критерий – вид собственности, способ произ-ва:
Первобытнообщинный – Рабовладельческий строй – Феодальный строй – Капиталистический строй (ч/с, индивид. труд) – Коммунистический строй.
Для стран Востока теория ОЭФ не подтвердилась (там выделяли циклич. развитие).
В эк. истории античных гос-в обнаружили капиталист. предприним-во.
Т.о. Теория не универсальна.
Цивилизационный подход (многофакторного развития). Представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов. Тойнби выдели до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:
* Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);
* Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.
* Третий этап – современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.