Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬оображение и его роль в творческом становлении личности в процессе обучени€




¬ сложной структуре человеческой психики есть удивительное свойство Ч воображение, или фантази€. ≈сли при помощи воспри€ти€ и мышлени€ человек узнает о свойствах, св€з€х и отношени€х вещей, €влений, существующих реально, то в воображении отражаетс€ и то, что есть, но недоступно по каким-либо причинам, и то, что было, но свидетелем чего человек не мог быть, и то, чего нет, но что может быть. ¬ воображении находит отражение и то, что никогда не произойдет, никогда не сбудетс€. »наче говор€, в фантазии человек выходит за пределы реального мира

во времени и пространстве: он может соедин€ть и разъедин€ть неразложимое и несоединимое, перемещать вещи, событи€, процессы из насто€щего в будущее, в прошлое, из одного пространства в другое.

¬оображение Ч это психический процесс создани€ образов предметов, продуктов де€тельности, обсто€тельств путем приведени€ имеющихс€ у человека знаний в новое сочетание в услови€х неопределенности наличной проблемной ситуации.

¬оображение состоит в мысленном отходе за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, оживл€ет полученный ранее опыт и имеющуюс€ информацию в новом контексте познани€.

≈сли мышление отражает в основном объективную реальность, то воображение отражает субъективный мир человека, его видение этой реальности. ƒействие воображени€ актуализируетс€ в тех моментах, когда дл€ осуществлени€ мыслительных операций не хватает информации, оно позвол€ет как бы Ђперескочитьї этапы мыслительных действий, априори представить промежуточные и конечные результаты де€тельности.

¬оображение не может развернутьс€ на пустом месте. ƒл€ того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатлени€ и удержать их в пам€ти.

„ем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его впечатлени€, тем больше возможностей дл€ комбинации образов.

¬оображение возникло у человека в ходе трудовой де€тельности. ѕредвидеть результаты труда можно было, только Ђзабежав впередї тех дел, которые совершались в данный момент. –аботе мысли и познанию нет границ.

¬ повседневной де€тельности (работа, отдых, общение с другими людьми) перед человеком возникает масса задач. ƒл€ их решени€ не всегда есть необходимые знани€. ¬оображение восполн€ет этот пробел: оно комбинирует, создает новое сочетание имеющихс€ сведений и таким образом хот€ и временно, но восполн€ет пробел в знани€х.

ѕсихические процессы Ч мышление, воспри€тие, воображение Ч нередко определ€ют как Ђдинамические модели действительностиї. ƒанным термином подчеркиваетс€ тот факт, что познавательна€ сторона психики моделирует мир, наход€щийс€ вне нас, а также создает образы вещей, процессов, которых пока нет, но которые могут быть получены человеческим трудом. ¬оображение как раз и призвано создавать новую модель мира вещей, конечный результат де€тельности человека.

–азличают два вида воображени€ Ч воссоздающее и творческое.

¬оссоздающее воображение развертываетс€ на основе восприн€той знаковой системы: словесной, числовой, графической,

нотной и др. ¬оссоздава€, человек наполн€ет знаковую систему имеющимис€ в его распор€жении знани€ми. ярким примером может служить чтение художественной литературы, чертежа детали, агрегата, плана сооружени€.  ачество воссоздани€ того, что заложено в знаковой системе, зависит от р€да причин. ¬о-первых, от исходной информации, на основе которой развертываетс€ воссоздание. ¬о-вторых, от суммы и качества знаний человека. ќбширность знаний, сочетающа€с€ с их точностью, богатство жизненного опыта позвол€ют человеку извлекать из пам€ти нужную информацию и видеть за знаками сущность €влений. ¬-третьих, от наличи€ установки.

¬оссоздающее воображение имеет большое значение при усвоении учебного материала. Ќемыслимо изучать географию, не опира€сь на воссоздающее воображение. »стори€ оказываетс€ безликой схемой, если в процесс учени€ не включено воссоздание. ѕри этом используютс€ знани€, накопленные в предшествующей жизни. Ўкольник при изучении истории пользуетс€ небогатым запасом знаний и жизненного опыта, поэтому дл€ него бывает затруднительно, а порой и невозможно воссоздать историческую ситуацию в образах прошлого. ѕодчас он опираетс€ на представлени€ современности и переносит их в прошлое. ј это ошибка, искажение исторической перспективы, нарушение логики истории. «адача педагогического процесса Ч накапливать у учащихс€ €ркие образы в ходе изучени€ истории, географии и других учебных предметов, с тем чтобы, опира€сь на них, они могли воссоздавать соответствующие действительности картины, ситуации, событи€.

“ворческое воображение Ч создание нового, оригинального образа, идеи. “ворческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. ѕри этом элементы, Ђкирпичикиї, из которых строитс€ образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. ¬ новом сочетании элементов и возникает новый образ. –езультат творческого воображени€ может быть материализован, т.е. на его основе трудом человека создаетс€ вещь, предмет, но образ может остатьс€ на уровне идеального содержани€, поскольку его реализовать в практике невозможно.

ѕрин€то различать несколько приемов создани€ творческих образов. Ќаиболее простым €вл€етс€ агглютинаци€ (в переводе с греческого Ч склеивание). Ётот прием состоит в том, что берутс€ части двух или нескольких предметов, процессов и соедин€ютс€, Ђсклеиваютс€ї так, что получаетс€ образ нового предмета. Ётим приемом создавались мифические образы у древних народов (кентавр, сфинкс, грифон и т.п.)

ѕриемом создани€ творческих образов €вл€етс€ аналоги€. ≈е сущность состоит в том, что строитс€ образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. Ќа прин-

ципе аналогии возникла специальна€ область знани€ и инженерного дела Ч бионика, котора€ выдел€ет некоторые свойства живых организмов как биологических моделей и предлагает их дл€ создани€ механизмов. “ак были созданы многие ныне действующие приборы разного назначени€ (локатор Ч аналог с органами ориентации летучей мыши).

“ворческие образы создаютс€ при помощи акцентировани€ и преувеличени€ {преуменьшени€). ѕервое сводитс€ к тому, что в создаваемом образе кака€-либо часть, деталь выдел€етс€, особо подчеркиваетс€. “ак художник рисует карикатуру, дружеский шарж. ќн находит в лице, фигуре, облике человека неповторимые, присущие только ему особенности и усиливает их, вып€чивает, заостр€ет.

≈сли акцентирование Ч подчеркивание Ч относитс€ к части объекта, заострению, обнажению ее, то преувеличение (преуменьшение) распростран€етс€ на весь объект, на всю ситуацию.

Ќаиболее сложный прием творческого воображени€ Ч типизаци€. “ак, автор произведени€ должен в персонаже, ситуации выразить не единичное лицо или событие, а типичное, много раз повтор€ющеес€, наиболее распространенное. “ипизаци€ Ч сложный процесс разложени€ и соединени€, в результате чего выкристаллизовываетс€ зримый образ (человека, его дела, взаимоотношений с другими людьми).

“ипизаци€ как прием воображени€ близко примыкает к мышлению, и практически бывает трудно расчленить их в акте создани€ типического образа.

¬оображение €вл€етс€ существенной составной частью творческого процесса, про€вл€ющегос€ в различных сферах человеческой де€тельности. ¬ психологии прин€то выдел€ть непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное) воображение. ѕервое характеризуетс€ неучастием или незначительным включением в процесс создани€ образов целеполагани€ и волевого усили€.  райним случаем такого воображени€ считаетс€ сновидение. Ќепреднамеренным видом воображени€ €вл€ютс€ грезы.

ƒл€ произвольного воображени€ характерно наличие задачи на создание образа и волевое усилие при осуществлении этой задачи. ѕреднамеренным может быть как воссоздающее, так и творческое воображение. ¬олевое напр€жение при создании творческих образов не менее сильно, чем при воссоздании. ¬спомним ребенка, который, жела€ избежать порицани€ или наказани€ за проступок, начинает сочин€ть. ќн мучительно фантазирует, пыта€сь найти реабилитирующее его и приемлемое дл€ взрослых объ€снение. ќн порой искренне верит в созданную его воображением ситуацию, котора€ должна заменить подлинную, но непри€тную дл€ него.

ќсобое место в структуре воображени€ занимает мечта Ч образ желаемого будущего. ћечтает человек о том, что привлекает, что

доставл€ет радость, что удовлетвор€ет самые сокровенные желани€ и потребности. ќ непри€тном, безрадостном человек не мечтает. ¬ мечте может быть выражен смысл всей жизни. ќна может быть реальной и нереальной.

“ворчество Ч психологически сложный процесс. ќднако при всей его многогранности особое место в нем занимает воображение. ќно как бы центр, фокус, вокруг которого, образно говор€, тесн€тс€ другие психические процессы и свойства, которые обеспечивают его функционирование. ѕолет фантазии в творческом процессе обеспечиваетс€ знани€ми (добытыми мышлением), подкрепл€етс€ способност€ми и целеустремленностью, сопровождаетс€ эмоциональным тоном. » вс€ эта совокупность психической активности, где воображение выполн€ет главную роль, может привести к большим открыти€м, изобретени€м, созданию разнообразных ценностей во всех видах человеческой де€тельности.

“ворчество Ч это высший уровень познани€. ќно не может совершатьс€ без предварительного накоплени€ знаний. ќткрывать новое можно, только овладев всеми уже добытыми знани€ми в данной области.

»сследовани€ творчества свидетельствуют о том, что оно имеет общие принципы и этапы вне зависимости от вида де€тельности. ¬месте с тем этим не исключаютс€ закономерности и этапы, характерные дл€ творчества в пределах конкретного содержани€.

ѕеречислим этапы творческого процесса, вз€того в общем виде:

1-й этап. «арождение идеи, реализаци€ которой осуществл€етс€ в творческом акте.

2-й этап.  онцентраци€, Ђст€гиваниеї знаний, пр€мо и косвенно относ€щихс€ к данной проблеме, добывание недостающих сведений.

3-й этап. —ознательна€ и бессознательна€ работа над материалом, разложение и соединение, перебор вариантов, озарение.

4-й этап. ѕроверка и доработка.

”спешный процесс обучени€ во многом опираетс€ на воображение детей и способствует его развитию.  ак показывают исследовани€ ¬. ¬. ƒавьщова, воображение порождает потребность в учебной де€тельности у детей 6 Ч7-летнего возраста. »гра уже не удовлетвор€ет полностью познавательных стремлений ребенка, поскольку в ней преобладает предметное содержание, а достаточно жесткие правила ограничивают активность ребенка. ¬оображение заставл€ет обращатьс€ к познанию отдаленных объектов и предметов (другие страны, люди, жизнь в будущем и т.д.). »гра всегда статична по содержанию и не дает возможности развернутьс€ плану воображени€ ребенка. “ака€ возможность по€вл€етс€ в учебной де€тельности.

ѕри построении обучени€ необходимо учитывать р€д особенностей, обусловленных самой природой детского воображени€, за счет которого и происходит постижение новых знаний.

¬оображение Ч это всегда способность охватить целое раньше частностей. ѕоэтому в обучении необходимо раскрывать общие пон€ти€ €влени€ раньше его частных свойств и про€влений. Ќеобходимо предоставл€ть не сам ответ, а демонстрировать его генезис, подталкивать ребенка к поиску условий происхождени€ объектов. ƒидактически это выражаетс€ в раскрытии перед ребенком процесса происхождени€ €влений и объектов, в у€снении их смысла и взаимосв€зи с другими процессами. Ќапример, когда объ€сн€етс€ пон€тие Ђпаровозї, необходимо говорить о том, что такое движение и как возникли различные движущиес€ искусственные аппараты. “огда, как показывают исследовани€ ¬.¬.ƒавыдова, происходит овладение пон€тием. ќбъ€снение этого же пон€ти€ в логике индуктивного описани€ признаков и свойств (корпус, котел, колеса, труба и т.д.) не дает возможности овладеть пон€тием.

¬ этой св€зи основное дидактическое требование к обучению при опоре на воображение Ч не давать готовых знаний, поскольку готовое знание сужает воображение, притупл€ет его возможности и развитие.

Ёто важно еще и потому, что воображение лежит в основе рефлексии. »звестно, что рефлекси€ как способность рассмотреть основание своих мыслей, идей, повторно проследить их ход дл€ обосновани€ новых идей и мыслей разворачиваетс€ в плане воображени€.

¬месте с тем преобладание в школе (особенно в начальных классах) эмпирического обучени€, по мысли ¬.¬.ƒавыдова, приводит к тому, что снижаютс€ фантазийность детей, их творческие способности.

 ак показывают исследовани€, развитие воображени€ обеспечиваетс€ следующим р€дом дидактических условий:

Ч обучение теоретическим знани€м и проблематизаци€ обучени€;

Ч применение дедуктивной логики в построении содержани€ обучени€;

Ч использование диалогово-дискуссионных форм обучени€;

Ч внедрение в обучение предметов художественно-искусствоведческого цикла.

¬елика роль воображени€ в творческой де€тельности учител€.  азалось бы, воспитательна€ де€тельность учител€ построена на знании фактов поведени€ ученика, на их анализе и выводах дл€ педагогического воздействи€. ќднако это не так. ѕедагогическа€ де€тельность предполагает и строгое мышление, й воображение как основу антиципировани€ (предвосхищени€ будущего). ѕредвидеть близкое и отдаленное будущее своих действий, предвидеть действи€ и поведение ребенка в ответ на воспитательные действи€, прогнозировать и проектировать развитие учебной де€тельности и личности ребенка Ч едва ли не важнейша€ задача учите-

л€-воспитател€. ¬о всем этом на процесс воображени€ ложитс€ немала€ нагрузка.

—ложность антиципировани€ в учебно-воспитательном процессе заключаетс€ в том, что слишком многое обуславливает поведение и развитие школьника. ¬ поведении ребенка нет однозначности, т. е. одна и та же причина необ€зательно вызовет одни и те же дела и поступки. ќдин и тот же стимул может по-разному переработатьс€ в сознании школьника и выразитьс€ в поведении. Ёто зависит от степени понимани€, состо€ни€ в данный момент, отношени€ к учителю, вли€ни€ сверстников и т.д. ѕедагог должен быть готов к тому, чтобы предвидеть комплекс причин, обуславливающих сиюминутные реакции ученика, а также его поведение в ближайшем будущем.

ќтмеча€ необходимость воображени€ в учительском труде, вместе с тем следует предупредить об одной опасности. ќценка школьника должна строитьс€ на достоверных фактах поведени€. ” учител€-воспитател€ не должно быть сомнени€ в подлинности этих фактов. ≈сли же подлинность поведени€ школьника оцениваетс€ не на основе воспри€ти€, а на основе воображени€, то допускаетс€ серьезна€ ошибка. ¬ыдача предполагаемого, нафантазированного факта за реальное поведение и действие чревата самыми непри€тными и нежелательными последстви€ми как дл€ учащегос€, так и дл€ учител€. ќценка школьника и его дел, каждый поступок и проступок должны быть поставлены в логически св€занную цепочку. ¬ этой части учительский труд ничем не отличаетс€ от творческого труда ученого.

ќдухотворенность Ч одно из важнейших и ценнейших качеств личности педагога. ”чител€, который рассказывает учащимс€ давно известный ему материал, всегда подстерегает опасность соскользнуть во врем€ урока в плоскость обыденного, прозаического переживани€ фактов. ¬ этом одна из причин серых, сухих, неинтересных уроков. » учитель, и ученики вид€т во взаимном общении лишь скучную об€занность. Ётого не должно быть. Ћишь тот урок захватывает учащихс€, на котором учитель вместе с учениками как бы впервые открывает неизвестное им, но давно известное ему как нечто новое и дл€ него самого. ќдухотворенность в работе учител€ достигаетс€ не деланным воодушевлением. ќна есть результат, с одной стороны, все более глубокого познани€ предмета, а с другой Ч не менее вдумчивого изучени€ интеллектуальных запросов учеников.

Ћитература

1. јнаньев Ѕ. √. ¬оспитание внимани€ школьников. Ч 2-е изд. Ч ћ-, 1946.

2. јнаньев Ѕ.√. “еори€ ощущений. Ч Ћ., 1961.

3. јнаньев Ѕ. √., ¬еккер Ћ.ћ., Ћомов Ѕ. ‘., ярмоленко ј. ¬. ќс€зание в процессе познани€ и труда. Ч ћ., 1959.

4. јнаньев Ѕ. √. ѕсихологи€ чувственного познани€. Ч ћ., 1960.

5. јрнаудов ћ. ѕсихологи€ литературного творчества. Ч ћ., 1970.

6. јртамонов ». ƒ. »ллюзии зрени€. Ч ћ., 1969.

7. јткинсон –. „еловеческа€ пам€ть и процесс обучени€ / ѕод ред. ё.ћ.«абродина, Ѕ.‘.Ћомова. Ч ћ., 1979.

8. Ѕеркинблит ћ., ѕетровский ј. ‘антази€ и реальность. Ч ћ., 1968.

9. Ѕожович Ћ. ». Ћичность и ее формирование в детском возрасте. Ч ћ., 1968.

10. Ѕрунер ƒж. ѕсихологи€ познани€. Ч ћ., 1977.

11. Ѕрушлинский ј. ¬. ѕсихологи€ мышлени€ и кибернетика. Ч ћ., 1970.

12. ¬аллон ј. ќт действи€ к мысли: ѕер. с фр. Ч ћ., 1956.

13. ¬еккер ѕ.ћ. ¬оспри€тие и основы его моделировани€. Ч Ћ., 1964.

14. ¬енгер Ћ. ј. ¬оспри€тие и обучение. Ч ћ., 1969.

15. ¬ертгеймер ћ. ѕродуктивное мышление. Ч ћ., 1987.

16. ¬озрастна€ и педагогическа€ психологи€ / ѕод ред. ћ.¬.√амезо и др.-ћ., 1984.

17. ¬олков Ќ.Ќ. ¬оспри€тие предмета и рисунка. Ч ћ., 1950.

18. ¬ыготский Ћ. —. ћышление и речь // —обр. соч.: ¬ 6 т. Ч ћ., 1982. Ч “. 2.

19. ¬ыготский Ћ. —. ѕам€ть и ее развитие в детском возрасте // ’рестомати€ по общей психологии: ѕсихологи€ пам€ти. Ч ћ., 1979.

20. ¬ыготский Ћ. —. ѕроблемы развити€ психики // —обр. соч.: ¬ 6 т. Ч ћ., 1983.Ч “. 3.

21. √альперин ѕ. я.   проблеме внимани€ // ’рестомати€ по вниманию. Ч ћ., 1976.

22. ƒавыдов ¬. ¬. ¬иды обобщени€ в обучении. Ч ћ., 1972.

23. ƒавыдов ¬.¬. ѕроблемы развивающего обучени€. Ч ћ., 1986.

24. ƒобрынин Ќ. ‘. ѕроизвольное и непроизвольное внимание // ”ченые записки ћ√ѕ» им. ¬.».Ћенина. Ч ћ., 1958. Ч “. 81.

25. ƒудецкийј.я. “еоретические вопросы воображени€ и творчества. Ч —моленск, 1974.

26. ∆инкин ». ». ћеханизмы речи. Ч ћ., 1958.

27. «апорожец ј. ¬., ¬енгер Ћ. ј., «инченко ¬.ѕ., –узска€ ј. √. ¬оспри€тие и действие. Ч ћ., 1967.

28. «инченко ѕ. ». Ќепроизвольное запоминание. Ч ћ., 1961.

29. »сследовани€ мышлени€ в советской психологии / ѕод ред. ≈.¬. Ўо-роховой. Ч ћ., 1968.

30.  оменский я. ј. ¬елика€ дидактика // »збр. пед. соч. Ч ћ., 1955.

31.  оменский я. ј. ћир чувственных вещей в картинках. Ч ћ., 1957.

32.  равков —¬. ќчерк общей психофизиологии органов чувств. Ч ћ.; Ћ., 1946.

33. Ћеонтьев ј.ј. —лово в речевой де€тельности. Ч ћ., 1965.

34. Ћеонтьев ј. Ќ. ѕроблема возникновени€ ощущени€ // ѕроблемы развити€ психики. Ч 3-е изд. Ч ћ., 1972.

35. Ћеонтьев ј. Ќ. –азвитие высших форм запоминани€ // ’рестомати€ по общей психологии: ѕсихологи€ пам€ти. Ч ћ., 1979.

36. Ћобные доли и регул€ци€ психических процессов. Ч ћ., 1966.

37. Ћомов Ѕ. ‘., —урков ≈. Ќ. јнтиципаци€ в структуре де€тельности. Ч ћ., 1979.

38. Ћури€ ј. –. ћаленька€ книжка о большой пам€ти // ’рестомати€ по общей психологии: ѕсихологи€ пам€ти. Ч ћ., 1979.

39. ћатюшкин A.M. ѕроблемные ситуации в обучении. Ч ћ., 1972.

40. ћенчинска€ Ќ.ј. ѕроблемы учени€ и развити€ // ѕроблемы общей, возрастной и педагогической психологии. Ч ћ., 1978.

41. Ќатадзе –. √. ¬оображение как фактор поведени€. Ч “билиси, 1972.

42. ќконь ¬. ¬ведение в общую дидактику: ѕер. с польск. Ч ћ., 1990.

43. ѕиаже ∆. »збранные психологические труды. Ч ћ., 1969.

44. ѕономарев я. ј. ѕсихологи€ творчества и педагогика. Ч ћ., 1976.

45. ѕономарев я.ј. «нани€, мышление и умственное развитие. Ч ћ., 1967.

46. –убинштейн —.Ћ. ќ мышлении и пут€х его исследовани€. Ч ћ., 1958.

47. –убинштейн —.Ћ. ќсновы общей психологии: ¬ 2 т. Ч ћ., 1989.

48. –убинштейн —.Ћ. ѕроблемы психологии воспри€ти€ // »сследовани€ по психологии воспри€ти€. Ч ћ., 1948.

49. —амарин ё.ј. ќчерки психологии ума. Ч ћ., 1962.

50. —еченов ». ћ. ¬печатлени€ и действительность // »збранные философские и психологические произведени€. Ч ћ., 1947.

51. —короходова ќ. ».  ак € воспринимаю, представл€ю и понимаю окружающий мир. Ч ћ., 1972.

52. —мирнов ј.ј. ѕроблемы психологии пам€ти. Ч ћ., 1966.

53. —мирнов ј.ј. ѕроизвольное и непроизвольное запоминание // ’рестомати€ по общей психологии: ѕсихологи€ пам€ти. Ч ћ., 1979.

54. —околов ј. ». ¬нутренн€€ речь и мышление. Ч ћ., 1968.

55. —тепанов ј.ј. ќтражение в речи особенностей личности // ”ченые записки Ћ√ѕ» им. ј.».√ерцена. ЧЋ., 1964. Ч “. 254.

56. —трахов  Ѕ. ¬оспитание внимани€ школьников. Ч ћ., 1958.

57. ”шинский  .ƒ. –одное слово // —обр. соч. Ч ћ., 1949. Ч “. 6.

58. Ўеварев ѕ. ј. »сследовани€ в области воспри€тий // ѕсихологическа€ наука в ———–. Ч ћ., 1959. Ч “. 1.

59. ўукина √. ». јктиваци€ познавательной де€тельности учащихс€ в учебном процессе. Ч ћ., 1979.

60. Ёкспериментальные исследовани€ внимани€: ”ченые записки ћ√ѕ» им. ¬.».Ћенина. - ћ., 1970. -“. 381.

61. Ёсауловј. ‘. ѕсихологи€ решени€ задач. Ч ћ., 1972.

¬опросы и задани€

1.  акие психологические процессы выступают в качестве основных предпосылок обучени€?

2.  акова природа, механизм возникновени€ и феноменологи€ различных видов ощущени€?

3. ¬ чем состо€т основные свойства, закономерности и особенности организации ощущений в процессе познани€ и обучени€?

4.  аковы основные свойства и виды воспри€ти€?

5.  аковы особенности воспри€ти€ пространства и времени, движени€ и развити€ наблюдательности в педагогическом процессе?

6. ¬ чем состоит дидактическое значение ощущений и воспри€ти€?

7.  аковы особенности и виды внимани€ в процессе активного познани€ и обучени€?

8. „то относитс€ к основным свойствам внимани€ и способам его формировани€ в процессе обучени€?

9.  акова сущность и особенности процессов пам€ти в процессе познани€ и обучени€?

10. „то относитс€ к основным свойствам пам€ти и особенност€м представлений в познании и обучении?

11. ¬ чем состоит сущность мышлени€ в структуре высших познавательных процессов?

12.  аковы основные мыслительные операции, виды и свойства мышлени€?

13. ¬ чем состо€т особенности развити€ мышлени€ в процессе учебной де€тельности?

14.  акие особенности речи и €зыка лежат в основе познани€ и обучени€?

15.  аковы особенности воображени€ как высшей формы познавательной активности личности?

16.  акие виды и приемы воображени€ лежат в основе развити€ ученика и учител€?

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 444 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—туденческа€ общага - это место, где мен€ научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. ј майонез - это вообще десерт. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1451 - | 1419 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.051 с.