Лекции.Орг


Поиск:




Ощущения и восприятие как первичная основа познания и обучения




Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений и представляют собой процессы отражения отдельных свойств, признаков предметов и явлений окружающего мира, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Ощущения выступают как осознаваемый или субъективно представленный (присутствующий в психике субъекта) результат переработки центральной нервной системой значимых для человека раздражителей.

Ощущения выступают как первооснова для восприятия и познания разнообразных свойств окружающего мира. Благодаря ощущениям человеческое сознание обеспечивается прочной связью со всем многообразием и разносторонностью проявлений процессов окружающего мира. Через ощущения мы узнаем о таких свойствах предметов, как цвет, запах, вкус, гладкость, шероховатость и т.д. Ощущения позволяют судить и об изменениях, происходящих в нашем собственном теле, о движении и положений тела и его отдельных частей, о работе внутренних органов. Еше Б

XVII в. М.В.Ломоносов отмечал, что источником познания выступают показания органов чувств, проверяемые опытом.

Ощущения, их природа, законы формирования и изменения изучаются в специальной отрасли психологии, называемой психофизикой. Она возникла в начале второй половины XIX в., и ее название связано с тем, что главным вопросом, который ставится и решается в этой области знаний, является вопрос о зависимости ощущений от физических характеристик стимулов, воздействующих на органы чувств.

Природа ощущений связана с рефлекторной деятельностью анализаторов в ответ на действие раздражителей (М.И.Сеченов, И. П. Павлов) и представляется сложным нейрофизиологическим процессом превращения энергии внешнего раздражения в факт сознания.

Не останавливаясь на особенностях механизма функционирования и строения физиологического аппарата анализатора, необходимо отметить два обстоятельства. Во-первых, само название «анализатор» не вполне точное, так как он производит не только анализ, но и синтез раздражителей в ощущения и образы. Во-вторых, анализ и синтез могут происходить вне сознательного контроля этих процессов со стороны человека. Многие раздражители он воспринимает, перерабатывает, но не осознает.

Развитие ощущений есть результат совершенствования деятельности анализаторов в процессе эволюции под влиянием внешней среды. У человека тонкая дифференцировка в области ощущений связана с историческим развитием общества и с общением людей между собой. Так, последнее привело к возникновению сложных форм различения звуковых раздражителей, служащих звуками речи. Весьма важную роль в развитии ощущений играет трудовая деятельность человека. Процесс развития ощущений зависит от требований, которые предъявляются обучением, жизнью, трудом к работе органов чувств.

Классификация ощущений основывается на различиях в свойствах анализаторов. Уже древние греки выделяли пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная наука значительно Расширила представления о видах ощущений человека. В настоящее время насчитывается около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействие внешней и внутренней сРеды на рецепторы.

Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.

По физиологическому расположению рецепторов все анализато-РЫ можно разбить на три группы.

Первую составляют внешние анализаторы. Имея рецепторы, внесенные на поверхность тела (экстероцепторы), они воспри-

нимают внешние раздражители. На их базе формируются экстеро-рецептивные ощущения, к которым относят зрительные, слуховые, кожные (тактильные, или ощущения прикосновения и давления, температурные, вибрационные), вкусовые, обонятельные.

Вторая группа — внутренние анализаторы. Имея в качестве концевых аппаратов рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях (интероцепторы), они воспринимают изменения, происходящие внутри организма. Интероцептивные ощущения сигнализируют о состоянии организма (чувство голода, жажды и т. п.).

Промежуточное положение занимает третий — двигательный — анализатор. Его периферические окончания, расположенные в мышцах и связках (проприоцепторы), могут служить как для ощущения движения и положения органов тела, так и для определения свойств внешних предметов (например, при осязании предмета рукой). Проприорецептивные ощущения указывают на перемещения и положения тела и его частей в пространстве.

Общими для разных анализаторов являются болевые ощущения, сигнализирующие о разрушительной силе раздражителя.

По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют дистантную и контактную рецепции. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения — к контактной.

Не всякое раздражение вызывает ощущение. Чтобы ощущение возникло, раздражитель должен достичь определенной величины. Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Раздражители, которые не достигают ее, лежат под порогом ощущения. Так, мы не ощущаем отдельных пылинок и мелких частиц, опускающихся на кожу. Световые раздражители ниже определенной границы яркости не вызывают зрительных ощущений. Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств, или их способность реагировать на минимальные, самые слабые воздействия раздражителей. Чем слабее раздражители, способные вызвать ощущение, т.е. чем меньше величина абсолютного порога, тем выше способность органов чувств реагировать на эти воздействия, тем больше абсолютная чувствительность. Абсолютная чувствительность обратно пропорциональна абсолютному порогу ощущений.

Выделяется также относительный, или разностный, порог, отражающий минимальное изменение интенсивности раздражителя в виде возникновения изменения качества ощущения. Эта чувствительность к различению, как отмечает Б.Г.Ананьев, является источником сложного мыслительного процесса — сравнения. В развитии различительной чувствительности исключительная роль

принадлежит слову. Слово выделяет и закрепляет едва заметные различия в ощущениях, обращает внимание человека на качественно-количественную характеристику свойств отражаемого объекта и приводит к развитию наблюдательности. Поэтому совершенствование различительной чувствительности у детей неразрывно связано с развитием речи в процессе обучения. Представим краткую характеристику наиболее важных видов ощущений.

Зрительные ощущения. Аппаратом зрения является глаз — орган чувств со сложным анатомическим строением. Световые волны, отражаемые предметом, преломляются, проходя через хрусталик глаза, и фокусируются на сетчатке в виде изображения. Глаз относится к дистантным рецепторам. Возможность отражать пространство обеспечивают парность зрительного анализатора, изменение размеров изображения на сетчатке при удалении или приближении к предмету, а также движение (сведение и разведение) осей глаз.

Выделяются две большие группы зрительных ощущений: 1) ахроматические — отражают переход от белого к черному через массу оттенков серого цвета; 2) хроматические — отражают цветовую гамму с многочисленными оттенками и переходами цветов.

Отражение цвета значительно обогащает познавательные возможности человека. В цветовых ощущениях ярко выражен и эмоциональный тон: неслучайно говорят о теплом и холодном цвете. Показано, что черный цвет сигнализирует опасность, угнетает, что выражается в трудности ориентировки в темноте. Зеленый цвет — цвет растений — успокаивает как сигнал живого, пищи. Голубой цвет связан с открытым пространством. Он может успокаивать, радовать, но может вызывать и тревожность. Красный цвет вызывает возбуждение, чувство тревоги (цвет крови).

Влияние цвета на эмоциональное состояние человека учитывают при окраске учебных помещений. Цвет стен класса должен соответствовать требованиям психологии и технической эстетики, вызывать бодрое, приподнятое настроение у школьников. Эмоциональное воздействие цвета широко используется в искусстве: в живописи, цветном кино, почти в любом из видов художественных изделий. Поэтому перед школой стоит задача широко использовать цвет в процессе обучения.

Зрительный анализатор позволяет различать яркость цвета и этим способствует вычленению предмета из фона. Черное на белом или белое на черном очень хорошо заметно. Этот закон контраста лежит в основе различения плоскостных черно-белых изображений. Чем слабее освещен предмет и чем дальше расположен он от зрителя, тем большим должен быть контраст для безошибочного различения раздражителей. Закон контраста предъявляет определенные требования к схемам, плакатам, наглядным пособиям, выполненным как в ахроматическом, так и в хроматическом цвете (цветовой контраст).

Слуховые ощущения также относятся к дистантным. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества звука: силу (громкий —слабый), высоту (высокий —низкий), тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента), длительность (время звучания) и, кроме этого, темпоритмический узор последовательно воспринимаемых звуков.

Возможность различения звуков речи обеспечивается фонематическим слухом. Он формируется прижизненно в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Овладение иностранным языком предполагает выработку новой системы фонематического слуха. Способность к обучению иностранным языкам в значительной мере определяется развившимся фонематическим слухом. Фонематический слух заметно влияет и на безошибочность письменной речи, особенно в начальной школе.

Музыкальный слух в не меньшей мере социален, чем речевой. Возможность эстетического наслаждения музыкой заложена в том эмоциональном тоне, который связан со звуком. Хорошо известно, что отдельный звук может быть приятным или неприятным. Но между этим элементарным эмоциональным состоянием и способностью наслаждаться музыкальными произведениями лежат века развития музыкальной культуры человечества. Музыкальный слух ребенка воспитывается и формируется, как и речевой.

Третий вид звуковых ощущений — шумы (и шорохи) — менее социален и значим для человека. Шумы могут вызывать определенный эмоциональный настрой (шум дождя, вой ветра), иногда служат сигналом опасности (шипение змеи, шаги приближающегося врага). В школьной практике приходится сталкиваться с отрицательным влиянием шума: он мешает выделять в сознании полезные сигналы — слова, утомляет нервную систему. Неслучайно в больших городах объявлена борьба с шумом на улицах.

Вибрационные ощущения примыкают к слуховым. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют «контактным слухом». В жизни человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной. Познавательное значение вибрационной чувствительности возрастает в тех видах деятельности, где вибрации становятся сигналом неисправностей в работе машины. В жизни глухих и слепо-глухих вибрационная чувствительность компенсирует потерю слуха. На организм здорового человека непродолжительные вибрации оказывают тонизирующее действие, длительные и интенсивные — утомляют и способны вызвать болезненные явления.

Обонятельные ощущения также относятся к дистантным. Они отличаются уже не столь сильной развитостью и стойкостью, о чем свидетельствует отсутствие в языке специальных слов для их

обозначения; ощущения не абстрагированы от предмета, который их вызывает. Говорят: «запах сена», «запах гнилых яблок», «запах ландышей». Обонятельная чувствительность тесно связана с вкусовой, помогает распознавать качество пищи. Обоняние предупреждает об опасной для организма воздушной среде, позволяет различать в ряде случаев химический состав веществ.

Вкусовые ощущения контактные, возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Органом вкуса является язык. Особенность динамики вкусовых ощущений состоит в их тесной связи с потребностью организма в пище. При голодании вкусовая чувствительность повышается, при насыщении — понижается. Пища доставляет определенные эмоциональные переживания.

Кожные ощущения вызываются несколькими самостоятельными анализаторными системами: тактильной (ощущение прикосновения), температурной (ощущение холода и тепла), болевой. Все виды кожной чувствительности относятся к контактной чувствительности. Тактильная чувствительность неравномерно распределена по всему телу. Наибольшее скопление тактильных рецепторов на ладони, на кончиках пальцев и на губах.

Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-сустав-ной чувствительностью, образуют осязание — специфически человеческую, выработанную в труде систему познавательной деятельности руки. Благодаря осязанию рука может отражать форму, пространственное расположение предметов и в этом отношении, по меткому определению И. М. Сеченова, является чувством, параллельным зрению.

Статические ощущения, или гравитационная чувствительность, отражают положение нашего тела в пространстве. Соответствующие рецепторы расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли (качание на качелях, морская качка) приводят к головокружению (например, «морской болезни»).

Кинестетические ощущения — это ощущения движения и положения отдельных частей тела. Рецепторы кинестетических ощущений расположены в мышцах и сухожилиях. Раздражение в этих рецепторах возникает под влиянием растяжения и сокращения мышц. Большое количество двигательных рецепторов расположено в пальцах рук, языке и губах, так как этими органами необходимо осуществлять точные и тонкие рабочие и речевые движения. Кинестетические ощущения, идущие от речевого аппарата, И. П. Павлов называл «базальными компонентами речи», т. е. считал их лежащими в основе деятельности второй сигнальной системы. Деятельность двигательного анализатора позволяет человеку координировать и контролировать свои движения.

Развитие кинестетических ощущений является одной из важнейших задач обучения. Уроки труда, физкультуры, рисования,

черчения, чтения должны быть спланированы с учетом возможностей и перспектив развития двигательного анализатора детей. Не меньшее значение для овладения движениями имеет их эстетическая, выразительная сторона. Для ее воспитания необходимо упражняться в танцах, художественной гимнастике, фехтовании и других видах спорта, развивающих красоту и легкость движений.

Речевые кинестезии формируются в преддошкольном и дошкольном периодах; перед преподавателем всегда стоит задача — исправлять ошибочные речевые кинестезии учащихся при произнесении слова. Формирование правильного моторного образа слова повышает речевую культуру, улучшает грамотность письменной речи. Обучение иностранному языку требует выработки таких речевых кинестезии, которые не характерны для родного языка. С самого начала обучения задача педагога — следить за правильным произношением фонем, формировать звуки речи, соответствующие изучаемому иностранному языку.

Органические ощущения вызываются работой внутренних органов. Ощущения, возникающие от них, образуют органическое чувство (самочувствие) человека. Выделяют и отдельные органические ощущения, как, например, чувство голода, жажды, болевые ощущения. Возникновение органических ощущений сопровождается яркими переживаниями отрицательных эмоций, а снятие ощущений связано с положительным эмоциональным тоном.

К основным свойствам ощущений относятся: интенсивность, качество, локализованность, продолжительность, латентный период (время от момента действия раздражителя до возникновения ощущения). В ощущении слиты в единое целое знания и переживания. Отсюда — еще одна особенность ощущений — их эмоциональный тон.

Выделяются также следующие закономерности ощущений: адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.

Адаптация — приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой. Различают темновую и световую зрительную адаптацию.

Взаимодействие ощущений — это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой. Общая закономерность здесь такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные — понижают. Например, слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность, взаимное влияние отмечается между звуковыми и зрительными ощуше-

ниями. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией.

Поддерживая в классе температурный режим, чистоту воздуха, организуя дисциплину, преподаватель должен помнить не только о гигиенической и педагогической стороне этих мероприятий, но и о том влиянии, которое они оказывают на уровень чувствительности учащихся.

Контраст ощущений — это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст. Такой контраст хорошо прослеживается в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом — темнее. Зеленый предмет на красном фоне кажется более насыщенным. Широко известно явление последовательного контраста. После холодного — слабый тепловой.

Синестезия — возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Это выражается в устойчивых словосочетаниях: бархатный голос, темный звук, холодный цвет и т.д. Проявления синестезии индивидуальны. Есть люди с очень яркой способностью к синестезии и люди, у которых она почти не наблюдается.

Сенсорная организация личности как одна из существенных черт индивидуальности отражает уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. Отмечается зависимость развития чувствительности от социальных факторов: воспитания, профессии, среды и т. п. Формирование социально значимой личности может протекать на крайне ограниченной сенсорной основе, даже при потере двух ведущих дистантных рецепций — зрения и слуха. Тактильная, вибрационная и обонятельная чувствительности становятся в этих условиях ведущими в развитии личности. Пример слепоглухонемой О. И. Скороходовой — ученого-психолога — убедительное свидетельство того, каких высот творческой активности может достигнуть индивид, опираясь в своем развитии на неведущие (у других людей) модальности ощущений.

Различные виды чувствительности могут быть развиты в результате специально организованных упражнений. В этой связи Школа призвана решать важную проблему. С одной стороны, для всестороннего развития личности необходимо целенаправленное воспитание различных систем чувствительности каждого ученика. Этому способствуют многие предметы, важнейшее место среди Которых занимают пение, рисование, труд, физкультура. Через Развитие органов чувств происходит приобщение человека к эстетическим ценностям, развиваются дремлющие эстетические по-

требности личности. С другой стороны, перед школой возникает задача отбирать детей с выраженными задатками. С такими детьми необходима более глубокая работа, направленная на приобщение их к творческой деятельности, она может осуществляться в школьных кружках, а в дальнейшем — в специальных художественных школах, спортивных обществах и т.д.

Формирование системы чувствительности. Всестороннее развитие ощущений у детей связано с разнообразными видами деятельности: с рисованием и лепкой, в которых развиваются зрительные и двигательные ощущения, с занятиями музыкой, воспитывающей наиболее сложные и совершенные формы слуховых ощущений, спортом как средством развития проприоцептивной чувствительности, играющей важную роль в жизни человека, и т.д.

Условия обучения и формирования деятельности ребенка приводят к тому, что по мере взросления у него складывается система чувствительности с выделением ведущего анализатора. Например, установлено, что прижизненно складывающийся тип сенсорной ориентации в пространстве зависит от характера воспитания. Дети, которых стимулировали к самостоятельности в раннем детстве, ориентируются в пространстве на основе гравитационного чувства. Дети, которых лишали активности, чересчур опекали, ориентируются зрительно. Следует подчеркнуть, что различные типы пространственной ориентации оказывают влияние на чувственное познание в целом. Испытуемые, опирающиеся на гравитационную чувствительность, значительно лучше справляются с заданиями на выделение фигуры из фона, на выделение из контекста существенных элементов, но эти различия в сенсорной организации не влияют на общее умственное развитие, на решение математических задач, понимание словесных текстов.

Собранные факты показывают не только зависимость развития некоторых сторон интеллекта от сенсорной организации личности, но и влияние этого фактора на поведение. Индивид с ориентацией на гравитационное поле показывает большую независимость от окружающего, меньшую внушаемость.

Органические ощущения во взаимодействии с кинестезией и дистантной чувствительностью образуют ощущения схемы тела (соразмерности его частей), ощущения здоровья, силы, которые вызывают у ребенка бодрость, уверенность в себе, стимулируют активную деятельность. Болезненные ощущения, связанные с понижением тонуса жизнедеятельности, могут породить апатию, безразличие, озлобленность.

В подростковом возрасте особое значение обретает развитие половых ощущений. Этот период связан с появлением необычных ощущений и специфического восприятия лиц иного пола, с перестройкой отношений между мальчиками и девочками, что актуализирует вопрос о половом воспитании личности.

Процесс обучения во многом базируется на определенных системах чувствительности, оказывающих влияние на потребности и устойчивость интересов, познавательную деятельность и поведение, и в то же время формирует эти системы.

Условием развития ощущений во всех видах деятельности является наличие разнообразных раздражителей, воздействующих на органы чувств. Однако одного этого недостаточно. Развитие чувствительности будет продуктивным только тогда, когда от различения или неразличения предметов существенно зависит успешность деятельности ребенка, имеющей для него важное значение (А. Н.Леонтьев, А. В. Запорожец). В этих условиях даже такая относительно простая функция, как острота зрения, заметно развивается. Развитие органов чувств ребенка требует, чтобы различение тех или иных особенностей предметов было необходимым условием выполнения интересующей ребенка или в каком-либо ином отношении значимой для него деятельности. Только при такой организации деятельности ребенка осуществляется сенсорная культура, т. е. подлинное развитие ощущений ребенка.

Восприятие представляет собой познавательный процесс, в котором отражение предметов и явлений осуществляется в их неразрывной целостности, совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Однако кроме ощущений восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.

Процесс восприятия связан и с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).

В результате воздействия определенных предметов и явлений окружающего мира на наши органы чувств формируется предметность восприятия. Наглядный образ восприятия относится к определенному предмету внешнего мира. Это соотношение является основой ориентировочной функции поведения и деятельности. Полнота и точность восприятия зависят от общественной практики и опыта людей, накопленных знаний о признаках и свойствах предметов. В своей познавательной деятельности ребенок приобретает знания, уточняет их, расширяет, сверяет свои знания с геми, которые известны обществу.

Практика, являясь источником знаний человека, в то же время вносит свои поправки в приобретаемые знания. Так, на уроках Химии ученик приобретает знания о свойствах различных химических элементов: узнает об удельном весе каждого из них, о ва-

лентности, цвете, структуре, запахе и других свойствах. Все эти сведения об отдельных химических свойствах синтезируются в целостное знание и обусловливают целостное восприятие химического элемента в совокупности присущих ему свойств. Таким образом, восприятие характеризуется целостностью.

Воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее определенную структуру. Каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей. Так, при восприятии нового учебного материала школьник следит за содержанием речи учителя. Для осмысленного целостного восприятия материала ученику важно уловить соотношение между словами, фразами. Целостное восприятие ответа учащегося тоже возникает после того, как он выразил свои знания в речи. И объяснение учителя, и ответ ученика имеют определенное смысловое значение, которое не может быть присуще отдельным звукам или словам, составляющим их речь. Иногда в разговорной речи не произносятся все звуки слов, некоторые из них «проглатываются». И все же недосказанные фразы обобщаются и воспринимаются нами как законченная мысль.

Так на основе имеющегося опыта, знаний человек объединяет отдельные элементы в процессе восприятия в целостный образ, придает им определенную структурную оформленность.

Виды восприятия выделяются в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. На этой основе выделяется зрительное восприятие (отражение формы, величины, удаленности, направления, взаимного расположения объектов и рельефа пространства), слуховое восприятие (слушание рассказа, вокального или инструментального концерта), осязательное восприятие (отражение предмета, его основных частей путем ощупывания).

Наряду с важностью зрительного восприятия в обучении большую роль играет слуховое восприятие, которое складывается на основе двух систем кодирования звуков. Первая — реплико-мело-дическая, или музыкальная, производит анализ и переработку зву-ковысотных отношений. Вторая — фонематическая — отражает речевые сигналы. Обеспечение взаимодействия обеих систем играет значительную роль в освоении речи и обучении языку. В речевом развитии детей важным элементом выступает проговаривание-пропевание слов, а в младенческом возрасте необходимо максимально вербально общаться с ребенком для формирования готовности к звуковому восприятию.

Необходимо учитывать также значение тактильных восприятий. На основе взаимодействия кожных рецепторов отражаются некоторые геометрические тела, фигуры и даже цифры и буквы

(при помощи специально моделируемых поверхностей для ощупывания). На этом принципе построена, например, азбука Брай-ля для обучения слепоглухонемых: большой палец, подобно глазу «считывая» поверхность, останавливается на наиболее критических точках, кодирующих знаки-буквы.

Любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета или явления. Так, при слушании учителя ведущим является слуховой анализатор. Однако одновременно ученик видит учителя, следит за его работой на классной доске, пользуется дидактическим материалом, записывает выводы в тетради, рассматривает необходимые схемы в учебнике. В этом случае при ведущей роли слухового анализатора мобилизуется деятельность зрительного, двигательного, кожного, кинестезического и других анализаторов и психическая деятельность будет по преимуществу слуховым восприятием.

Сложные виды восприятия наблюдаются, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько различных анализаторов. Так, во время телевизионного урока или демонстрации учебных кинофильмов у школьников возникает зрительно-слуховое восприятие. При выполнении упражнений на уроках физкультуры часто возникают сложные двигательно-зрительные восприятия. Разучивание музыкальных этюдов предполагает формирование слухо-двигательных восприятий.

В сложных видах восприятия важнейшая роль принадлежит моторике. Например, при рассматривании предметов глаз совершает множество движений; при осязательном восприятии ведущими становятся движения рук.

Восприятие различается по видам и в зависимости от воспринимаемого объекта. Говорят о восприятии пространства, времени, движений, предмета.

Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обусловливающих целостность и предметность отражаемых явлений (П.К.Анохин, Н. А.Бернштейн). Вторая сигнальная система способствует осознанности и осмысленности отражаемых предметов и регулирует процесс формирования образов человеческого восприятия.

При восприятии лекции студент видит преподавателя, слышит его речь, записывает основное содержание лекции. Комплекс действующих раздражителей вызывает возбуждение в зрительных, слуховых, двигательных рецепторах. Возникшее возбуждение передается в мозговые корковые центры. В результате образуются сложные системы временных нервных связей, определяющие целостность восприятия. В этом случае в основе восприятия лежат

межанализаторные нервные связи, обусловливающие целостность отражательной деятельности.

Восприятие любого нового предмета в обучении совершается на основе уже имеющихся у ребенка опыта, знаний. Поэтому в процессе восприятия происходит оживление некоторых ранее выработанных временных связей. Вследствие этого образуются сложные интегративные нервные процессы, в которые входят возбуждение от действующих комплексных раздражителей и оживление временных нервных связей, выработанных в прошлом опыте.

Формирование восприятия происходит с участием моторного компонента сенсорной координации, который способствует вычленению объекта из окружающего фона. Так, зрительное восприятие связано со зрительно-моторной координацией, глаз в процессе зрения совершает своеобразные движения поиска объекта. Генетический подход к изучению роли моторных компонентов в восприятии убедительно показывает, что восприятие можно развивать. Системой перцептивных действий, составляющих восприятие, можно овладеть только в процессе целенаправленной практической деятельности.

Восприятие не пассивный процесс, оно характеризуется активностью и зависит от интересов, установок, потребностей личности. Эта особенность выражается свойством избирательности восприятия. Из огромного числа воздействий лишь некоторые мы выделяем с большой отчетливостью и осознанностью. Отношение человека к воспринимаемому определяет организацию и протекание процесса восприятия.

Деятельность восприятия организуется по определенным законам, многие из которых были установлены в области гештальт-психологии (М.Вертгеймер и др.), например, законы фигуры и фона, сходства и близости, вхождения без остатка, замкнутости и «хорошей линии» и др.

Некоторые работы И.М.Сеченова, исследования Б.М.Теплота, Б.Г.Ананьева показали, что первоначальной и общей возможностью восприятия является вьщеление контура предмета. И лишь после того, как удается выделить контур изображения из фона, начинается различение формы, пропорций, отдельных деталей предмета. Выделение предмета из общего фона составляет необходимое условие отчетливого восприятия.

Механизм восприятия описывается действием закона фигуры и фона. При проведении фронтального опроса учитель поочередно вызывает для ответа нескольких учеников. В каждый момент в восприятии учителя и учащихся наиболее отчетливо выступает ответ одного из опрашиваемых. Содержание и форма ответа, поведение вызванного ученика являются предметом (фигурой) восприятия-Деятельность остальных учащихся (их реакции, поднятие рук й т.д.) выступает как фон восприятия. Следующий вызванный уче"

ник, ранее входивший в фон восприятия, становится фигурой восприятия. В центре восприятия класса оказываются его знания, умение их передать.

Фигура и фон восприятия динамичны. Контрастность, необычность предметов позволяют быстро выделить их из фона. Делая выводы, учитель подчеркивает их значение выразительной интонацией. В учебниках наиболее важные места подчеркиваются или печатаются особым шрифтом. Оценки, выставленные красными чернилами, заметнее на фоне вычислений ученика. Разговоры отдельных учащихся моментально обнаруживаются при общей тишине в классе и плохо слышны, если на уроке стоит гул.

Обведение контуров воспринимаемого предмета также организует восприятие. Наглядное пособие, в котором предмет четко расчленен и отдельные его части подчеркнуты, способствует наилучшему восприятию. Для выделения предмета из фона имеют значение и те задачи, которые ставит перед собой человек. Только при правильно и четко поставленных задачах восприятие учащихся будет соответствовать целям урока.

Легче выделить предмет восприятия из фона, если предварительно ознакомиться с предметом. При организации учебного процесса на уроке могут встретиться также случаи, когда специальное выделение объекта из фона мешает продуктивной деятельности учащихся. Например, при выполнении школьниками самостоятельных лабораторных и контрольных работ излишними являются громкие замечания учителя, относящиеся лишь к отдельным ученикам.

Зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношения к жизни, установок, богатства знаний называется апперцепцией. Известно, что восприятие рисунка, мелодии, кинокартины у разных людей отличается своеобразием. Бывают случаи, когда человек воспринимает не то, что есть, а то, что ему хочется. Апперцепция — одно из важнейших свойств восприятия. Воспринимает не сам по себе глаз, не изолированное ухо слышит звук, не обособленный язык различает вкусовые качества. Все виды восприятия осуществляются конкретным, живым человеком. В восприятии всегда проявляются особенности действующего, познающего человека, обнаруживаются его Желания, интересы, чувства и определенное отношение к предмету восприятия.

Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает определенное отношение к ним. В педагогическом процессе учителю важно учитывать опыт и знания ученика, направленность его интересов, наличие или отсутствие установок на восприятие. Формирование системы знаний, обогащение опыта, воспитание интересов, убеждений, потребностей, навыков и привычек морального поведе-

ния будут способствовать более содержательному восприятию действительности.

Восприятие — это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Человек воспринимает предметы, имеющие для него определенное значение. В этой связи осмысленность и обобщенность выступают как важнейшие свойства восприятия.

Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становятся возможными целенаправленное их использование, практическая деятельность с ними. Осмысленность восприятия достигается пониманием сущности предметов, т.е. мыслительной деятельностью человека в процессе восприятия.

Воспринимая предмет, мы можем точно назвать его или сказать, что он нам напоминает. Так, при восприятии новых предметов ребенок стремится не только понять, что перед ним находится, но и относит предмет восприятия к определенной группе известных ему предметов. Отражение любого единичного случая как особого проявления общего представляет собой обобщенность восприятия. Определенная степень обобщенности есть в каждом акте восприятия.

Всякое явление в процессе восприятия осмысливается с точки зрения уже имеющихся знаний, накопленного опыта. Это дает возможность включить новое знание в систему ранее сформированных.

Степень обобщенности восприятия зависит от особенностей сформированных у ребенка понятий, т. е. от уровня и объема знаний.

Восприятие может сопровождаться словом. То, что воспринимается в обучении, может быть названо (вслух, про себя).

Таким образом, уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия обнаруживается единство чувственных и логических элементов, проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности личности.

В зависимости от степени целенаправленности деятельности личности восприятие разделяют на непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное).

Непроизвольное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, рядоположностью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность.

В произвольном восприятии человек ставит цель, прилагает определенные волевые усилия, чтобы лучше реализовать возникшее намерение, произвольно выбирает объекты восприятия. 1

восприятием будет, например, слушание доклада или просмотр тематической выставки книг.

В процессе познания окружающей действительности восприятие может переходить в наблюдение.

Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность. Наблюдение характеризуется большой активностью личности. Человек воспринимает не все из того, что бросилось в глаза, а вычленяет наиболее важное и интересное для него. Дифференцируя предметы, наблюдатель организует восприятие таким образом, чтобы эти предметы не ускользнули из поля его деятельности.

Систематический характер целенаправленного восприятия позволяет проследить явление в развитии, отметить его качественные, количественные, периодические изменения.

Наблюдение раскрывает внутреннюю активность личности. Оно тесно связано с особенностями ума, чувств и воли человека. Однако их соотношение в наблюдении будет различным в зависимости от целей наблюдения и качеств самого наблюдателя. Поэтому в одних случаях в наблюдении будет (по преимуществу) интеллектуальная выраженность, а в других — эмоциональная или волевая устремленность.

Наблюдение начинается с постановки задачи и может распадаться на ряд мелких, постепенно решаемых задач. Наблюдение предполагает предварительную подготовку наблюдателя, наличие у него определенных знаний, умений. Систематический характер наблюдений дает возможность рассматривать изучаемый объект в различных условиях, отмечать изменения, происходящие с ним в результате действия каких-либо причин. Например, планомерное, систематическое наблюдение учащихся за изменениями погоды позволяет постепенно отмечать и узнавать признаки наступления осени, зимы, весны.

Типы восприятия и наблюдения. При психологическом изучении особенностей восприятия людей, а также в человеческой практике выделяют следующие основные типы восприятия и наблюдения: синтетическое, аналитическое, аналитико-синтетическое и эмоциональное.

У людей с синтетическим типом восприятия проявляется явная склонность к обобщенному отражению явлений и к определению основного смысла происходящего. Они не придают значения Деталям и не любят вдаваться в них. Учитель с этим типом восприятия весьма кратко и обобщенно характеризует учащихся: «Дисциплинированный, исполнительный, добросовестный» или «Разболтанный, невоспитанный», не уделяя должного внимания анализу причин проступков. Сами поступки детей очень быстро перестают быть существенными для учителя. Прочным оказывается его °бщее мнение об ученике.

Люди аналитического типа в меньшей мере проявляют склонность к обобщенной характеристике явлений действительности. Они стремятся выделить и проанализировать прежде всего детали, частности, скрупулезно вникая во все обстоятельства, подробности. Преувеличенно внимательно относясь к деталям, такие люди нередко затрудняются понять основной смысл явлений. Учитель подобного типа восприятия, тщательно и подробно анализируя заслуги или проступки ученика, не замечает основных черт его личности.

У людей, обладающих аналитике-синтетическим типом восприятия и наблюдения, в равной мере обнаруживается стремление к пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению. Такие люди всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов — с их объяснением. Этот тип в жизни встречается чаще других. Восприятие и наблюдение людей такого склада наиболее благоприятны для деятельности.

Встречаются, наконец, люди, для которых характерно не столько выделение сущности явления и его частностей, сколько стремление прежде всего выразить свои переживания, вызванные этим явлением. Восприятия и наблюдения таких людей путанны, неорганизованны. Это люди эмоционального типа восприятия. У них обнаруживается повышенная эмоциональная возбудимость на самые разнообразные раздражители. Предметное отражение окружающей действительности они подменяют излишним вниманием к своим переживаниям.

В повседневной деятельности учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия учащихся. В процессе обучения и воспитания встает чрезвычайно важная задача — формировать у школьников умение наиболее объективно отражать окружающий мир.

Развитие наблюдательности в педагогическом процессе. Если ученик систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность. Наблюдательность — это умение подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности-Культивирование наблюдения как самостоятельной психической деятельности и как метода познания действительности является базой развития наблюдательности как свойства личности. Таким путем наблюдение из неустойчивого, дискретного (непостоянного) проявления (как психического состояния) переходит в одно й3 устойчивых, постоянных качеств личности, привычных для

ности. Наблюдательный человек видит больше, понимает глубже, так как улавливает малозаметные, но существенные признаки предметов, явлений, событий. Такой человек имеет возможность делать более правильные выводы, тоньше осмысливать происходящее.

Наблюдательность, ставшая свойством личности, перестраивает структуру и содержание психических процессов человека. Отточенная наблюдательность учителя способствует развитию его педагогического такта. Во время работы с детьми он улавливает такие едва заметные отклонения от обычного рабочего состояния класса или отдельных учащихся, которые другими присутствующими вообще не замечаются.

Наблюдательность нужна людям самых разных профессий. Она развивается в процессе постоянного, систематического совершенствования восприятия.

Развитие наблюдательности школьников — одно из необходимых условий овладения ими системой знаний и в то же время важная самостоятельная задача воспитательной работы учителя. К.Д.Ушинский отмечал, что учение должно упражнять способности наблюдения.

Такое средство обучения, как наглядность, имеет огромное значение для развития наблюдательности учащихся в учебной деятельности. Развивается наблюдательность также и в процессе разнообразных наблюдений школьников за явлениями природы, в юннатской работе, на занятиях кружков, во время летнего отдыха.

В процессе обучения и развития интересов школьников формируются индивидуальные особенности наблюдательности. Одни ученики обнаруживают более тонкую и полную наблюдательность в сфере искусства, другие — при изучении математики, третьи — истории и т.д. Возможны различия по глубине наблюдательности. Одних привлекают внешние особенности предметов, событий, другие стараются проникнуть в глубину познаваемых явлений. Развитие наблюдательности — необходимое условие всестороннего и гармонического формирования личности.

Дидактическое значение ощущений и восприятия. При построении обучения решающее значение имеет организация познавательного процесса ученика в логике его продвижения к освоению опыта культуры и цивилизации. Ощущения и восприятия, как уже отмечалось, выступают основой любого процесса познания, представляя его исходное звено. Педагогическое осознание этого факта становится отправным моментом формулирования первых дидактических концепций и практик. Начиная с XVII в., когда схоластика уступила место реализму с сенсуалистическим познани-ем, и на протяжении нескольких веков опора на реальные ощущения и разностороннее восприятие ребенка выступала, пожа-лУй, одним из главных и неизменных по сей день требований дидактики.

Дидактическое развитие этого требования воплотилось прежде всего в принципе наглядности обучения, получило свое практическое преломление в принципах доступности обучающих воздействий, связи обучения с жизнью, индивидуализации, системно-сти и систематичности обучения и др. В логике этого фундаментального требования разрабатываются также и ведущие методы обучения: перцептивные, репродуктивные, индуктивные и др.

Наиболее адекватно и полно дидактическое значение ощущений и восприятия раскрывается в принципе наглядности обучения. Эту идею выдвигали известные просветители М. Монтегю (1533—1592) и Ф.Бэкон (1561 — 1626), более конкретно ею занимались создатели дидактики как науки: В. Ратке (1571 — 1635), который использовал принцип наглядности в преподавании языков, и прежде всего Я.А.Коменский (1592—1670), который разработал этот принцип в «Великой дидактике» и применил в других своих произведениях.

Особое внимание Я. А. Коменского принципу наглядности объясняется всецелой приверженностью педагога сенсуалистической теории познания, согласно которой истинность и достоверность получаемых человеком знаний зависят прежде всего от показаний органов чувств.

На этой основе Я. А. Коменский формулирует свое знаменитое золотое правило обучения, которое напрямую апеллирует к чувственно воспринимаемому опыту. Рекомендованное Я. А. Комен-ским полисенсорное познание до сегодняшнего дня не реализовано так, как этого добивался выдающийся чешский педагог.

Таким образом, Я. А. Коменский уже в XVII в. предвосхитил необходимость охвата и включения в процесс обучения всего сенсорно-перцептивного потока проявления активности обучаемого.

Я. А. Коменский, а затем И. Г. Песталоцци противопоставляли наглядность схоластическому вербальному преподаванию. Ее использование должно было облегчить учащимся овладение любыми знаниями, как научными, так и практическими. Я. А. Коменский утверждал, что «людей надо учить разносторонне, не из книг черпать мудрость, а с неба, земли, с дубов и буков» [30, С. 161 ]. Он заботился также о том, чтобы учащиеся «наглядно» познавали «духовные и несуществующие предметы», например ангелов, души и т.п. То есть речь идет об использовании наглядности в познании как конкретных, так и абстрактных явлений и сущностей.

Примером блестящего образца методического воплощения и разработки принципа наглядности может служить книга Я.А.Коменского «Мир чувственных вещей в картинках», которая стала своеобразным прообразом первых букварей. Эта книга вводит сознание ребенка в мир взаимосвязанных явлений и процессов. Следуя библейской логике миросотворения и мироздания, книга Я. А. Коменского увлекает в захватывающее путешествие к постй-

жению необходимых, сложных и психологически важных для ребенка сторон действительности, формируя целостное и стройное видение окружающего мира. При этом наглядным методом раскрываются не только конкретные вещи и явления (птицы, рыбы, звери и т.д.), но и абстрактные нравственные понятия (душа, справедливость, добродетель и др.).

Развитие восприятий у школьников требует значительного внимания и руководства со стороны учителей и воспитателей. Особенно это относится к учащимся младших классов, которые из-за недостаточности жизненного опыта часто не могут выделить основное и существенное в наблюдаемых явлениях, затрудняются в их описании, пропускают важные детали, отвлекаясь на случайные и несущественные.

Задача преподавателя заключается в том, чтобы тщательно подготовить учащихся к восприятию изучаемых объектов, сообщить необходимые сведения об этих объектах, способные облегчить и направить восприятие учащихся в сторону выделения наиболее важных особенностей предметов. Демонстрация наглядных пособий (рисунков, схем, диаграмм и т.п.), проведение лабораторных работ и экскурсий только тогда достигают цели, когда учащиеся ясно сознают задачу наблюдений.

В процессе школьных занятий с целью развития восприятий необходимо сравнивать предметы, их отдельные стороны, указывать на сходство и различие между ними. Важнейшее значение имеют самостоятельные действия учащихся с предметами и участие в восприятии различных анализаторов (в частности, не только зрения и слуха, но и осязания).

Активные, целенаправленные действия с предметами, последовательность и систематичность в накоплении фактов, их тщательный анализ и обобщение — таковы основные требования дидактического развития ощущений и восприятия.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 703 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

741 - | 735 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.