Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


„астное коллекционирование в ƒревней –име




¬о врем€ долгих и успешных военных походов римскими трофе€ми становились не только оружие, имущество и земли побежденных народов, но и их обычаи, трудовые навыки, различные изобретени€, элементы духовной культуры.

–им восприн€л и ассимилировал весь пантеон греческих богов, присвоив им новые имена; к греческим истокам восходит и созданна€ им самобытна€ литература.

»менно под вли€нием утонченной греческой цивилизации римл€не приобрели неподдельный интерес к произведени€м искусства. ¬ 272 г. до н. э. римские легионеры, возвратившиес€ в родные кра€ после вз€ти€

и разграблени€ богатейшего греческого города “арента, впервые продемонстрировали картины, золото, предметы роскоши. Ќо кардинальные изменени€ в системе древнеримских ценностей произошли,

по мнению античных историков, после 212 года до н. э.,когда был завоеван и разграблен знаменитый своими художественными сокровищами город —иракузы, а украшавшие его статуи и картины консул и военачальник ћарк  лавдий ћарцелл отправил в –им.

Ќа прот€жении II ЧI вв. до н. э. произведени€ греческого искусства текли в –им непрерывным потоком, служа доказательством громких побед римских легионеров. —начала их в качестве трофеев торжественно проносили в шестви€х триумфаторов, многие из которых отличались необыкновенной помпезностью.

ѕосле демонстрации в триумфальных шестви€х произведени€ искусства помещали в храмы и портики, ими украшали форумы и различные общественные сооружени€. Ќо при этом немала€ часть художественных трофеев оседала во дворцах и виллах, свидетельству€ тем самым о начавшемс€ процессе формировани€ института частного коллекционировани€.

”же применительно к I в. до н. э. о частном коллекционировании в –име можно говорить как о вполне сложившемс€ €влении.

¬ладельцем огромного собрани€ картин, статуй, предметов декоративно-прикладного искусства стал, например, диктатор –има и завоеватель јфин  орнелий —улла, опустошивший знаменитый храм бога врачевани€ јсклепи€ в Ёпидавре и прославленный храм «евса в ќлимпии. ≈го пасынок ћарк —кавр в 59 г. ƒо н. э. скупил в греческом городе —икионе (ѕелопоннес), известном своей живописной школой, Ђвсе картины из общественных местї, на продажу которых жители вынуждены были пойти ради погашени€ государственного долга.

ћногие богачи, особенно ново€вленные, стремились во что бы то ни стало обзавестись своим собственным собранием.

Ќо далеко не все частные коллекционеры руководствовались исключительно соображени€ми престижа, в их числе было немало истинных любителей искусства. Ќаиболее известны среди них имена ÷ицерона

и его друга јттика, государственного де€тел€, полководца, оратора и поэта јсини€ ѕоллиона, сенатора, адвоката, оратора и писател€ ѕлини€ ћладшего.

ќдновременно с развитием частного коллекционировани€ складывалс€ художественный рынок. ¬ I в.до н. э. аукционы и предвар€ющие их выставки произведений искусства стали обычным €влением в римском обществе. Ќередко с публичных торгов уходили целые собрани€. “ака€ участь постигла, например, прославленные коллекции ѕомпе€ ¬еликого после

разгрома его войск ёлием ÷езарем. ѕродажа произведений искусства велась и в лавках, расположенных в центре –имского форума вдоль Ђсв€щенной дорогиї.

ƒл€ определени€ истинной ценности того или иного произведени€, а также дл€ распознани€ подделок, наводн€вших рынок, римские покупатели нуждались в услугах экспертов и консультантов. Ќа первых порах

в этом качестве выступали греческие художники и ремесленники, а также копиисты, приобретавшие в процессе своей работы основательные познани€ относительно стил€ и техники того или иного мастера. Ёксперты же знатного происхождени€ стали по€вл€тьс€ в римском обществе лишь в I в. до н. э.

ƒиапазон интересов римских коллекционеров отличалс€ необычайной широтой. ѕочетное место в собрани€х нередко занимали природные редкости и древности. ѕомпеи ¬еликий привез с ¬остока образцы черного эбенового дерева, а ћарк —кавр доставил из »удеи скелет неизвестного морского животного.

ќсобенно увлекалс€ древност€ми император јвгуст (27 до н.э. Ч 14 г. н.э.), собравший на своей вилле на  апри множество необычных и редких вещей. ¬ их числе были Ђдоспехи героевї и огромные кости, которые считались останками исполинских зверей и гигантов Ч легендарных чудовищных великанов, восставших против олимпийских богов и поверженных «евсом с помощью √еракла (√еркулеса).

¬ I в. до н. э. пинакотека, или картинна€ галере€, входит уже в число об€зательных апартаментов частного дома или виллы. Ќар€ду со скульптурными и живописными изображени€ми предков в нее нередко помещали портреты правителей, государственных де€телей, знаменитых современников, прославленных поэтов, писателей, философов минувших эпох

 роме статуй и картин греческих мастеров римские коллекционеры собирали вазы, кубки и другие издели€ из золота, серебра, драгоценных камней, елоновой кости или черепахового панцир€, предметы обстановки из бронзы, кипариса, кедра, клена, восточные ковры из золоченых нитей

¬ысоко ценились предметы из горного хрустал€ и €нтар€ с Ѕалтии, причем стоимость €нтарной статуэтки превышала стоимость раба. ќстра€ борьба разгоралась за обладание геммами. Ёти драгоценные, полудрагоценные и поделочные резные камни. √еммами называли и перстни-печатки с резными камн€ми, ¬ венском ’удожественно-историческом музее хранитс€ один из великолепнейших образцов античного ювелирного искусства с изображением императора јвгуста и аллегорией –има Ч так называема€ √емма јвгуста, созданна€ в конце I в. до н. э.

∆ивописные и скульптурные коллекции, составленные из оригиналов и копий работ прославленных астеров, уникальные образцы мебели и декоративно-прикладного искусства украшали интерьеры городских домов, располагались в парка. ќдним из излюбленных мест размещени€ коллекционных предметов станов€тс€ и загородные виллы. “е из них, что принадлежали римским интеллектуалам, например, ÷ицерону, јсинию ѕоллиону, ѕлинию ћладшему, изначально возводились дл€ проведени€ творческого досуга, встреч друзей и единомышленников. ¬ подражание знаменитым школам ѕлатона и јристотел€, прославленным научным учреждени€м јлександрии и ѕергама римска€ интеллектуальна€ элита порой метафорично называла свои загородные виллы мусейонами.

–азумеетс€, далеко не на всех римских виллах досуг носил интеллектуальный и умозрительный характер.. ¬ызывающа€ роскошь отличала грандиозный дворцовый комплекс Ќерона, переехав в который, император за€вил, что Ђтеперь, наконец, он будет жить по-человеческиї.

—ооруженна€ в 60-е гг. в самом центре города –има, эта резиденци€ раскинулась на площади в 100 га и кроме дворцовых корпусов включала храм ‘ортуны, термы, нимфеи, виноградники, сады, рощ и луга со стадами домашних животных, зоопарки. «дание виллы, построенное из бетона и кирпича, украшали мраморные облицовки, лепнина, мозаики, росписи, полудрагоценные и поделочные камни, слонова€ кость.

ѕод вли€нием своего наставника философа —енеки Ќерон приобрел неподдельный интерес к искусству Ёллады, что имело печальные последстви€ дл€ греческих храмов. »з одного только св€тилища в ƒельфах он вывез п€тьсот бронзовых статуй, которые украсили его громадную резиденцию. ¬ залах дворца имелись специальные ниши дл€ статуй, но значительна€ часть огромной скульптурной коллекции принцепса размещалась в парках.

√рандиозность и оригинальность замысла отличала знаменитую виллу императора јдриана (117 Ч 138), построенную им на площади в 120 га в окрестност€х –има, в “ибуре (ныне “иволи). —воеобразие и неповторимость придавали вилле воспроизведени€ знаменитых архитектурных сооружений и отдельных пам€тников, поразивших воображение јдриана во врем€ его многочисленных путешествий по необъ€тным просторам –имской империи. «десь можно было увидеть јкадемию ѕлатона и Ћикей јристотел€, св€тилище —ераписа близ јлександрии, —тоа ѕойкиле, амазонок ‘иди€ и ѕоликлета и даже Ђподземное царствої. “онкий ценитель греческой культуры, јдриан украсил многочисленные постройки своей виллы множеством статуй Ч оригиналами

и копи€ми прославленных шедевров греческих мастеров.

  концу I века до н. э. в частном владении сосредоточилась немала€ часть художественных богатств античного мира, и проблема доступа к ним, веро€тно, обсуждалась в римском обществе

 ак и следовало ожидать, этот призыв не нашел поддержки среди частных коллекционеров. Ќо и без обобществлени€ собранных ими произведений искусства в –име имелось немало художественных собраний, доступных дл€ осмотра любому желающему.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 524 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬аше врем€ ограничено, не тратьте его, жив€ чужой жизнью © —тив ƒжобс
==> читать все изречени€...

1299 - | 1281 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.