Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Национальный и культурный подъем XIII- XV веков




1240- середина XIV в.- культурный спад, вызванный монголо-татарским нашествием. XIV-XVв. - рост национального самосознания и культуры. Центр общественно – политической жизни и культуры постепенно сместился на северо-восток, где с XIV в. – гегемония Москвы.

Просвещение – два пути:

1) Деревня - сказки, былины, с/х. приметы, знахарские рецепты.

2) Город - книги. Постепенная замена пергамента на бумагу, следовательно, книги дешевеют. Библиотеки. Коллективное чтение. Обучение с 7 лет (былина о Василии Буслаеве).

Стали его, Васильюшку, грамоте учить

Грамота ему в наук пошла

Посадили его, Васильюшку пером писать,

И письмо ему в наук пошло.

Математика не получила широкого распространения, т.к. цифровая система неудобна: буквы, нет 0, дроби передаются словами(1/6 - полтрети,1/12 - пол полтрети и т.д.).

(II-I в. до н.э.) «Книга Еноха» Земля + 7 небес.

1) Духи дождя и снега.

2) Тьма.

3) Отдых бога.

4) Солнце, Луна, звезды.

5) Падшие ангелы.

6) Духи, ведающие движением светил, сменой времен года и т.д.

7) Место постоянного пребывания Бога.

1412 г. «Странник с иными вещами». По этой точке зрения Земля подобна яичному желтку, а небо – скорлупе, т.е.- шарообразна.

«Хождение за три моря Афанасия Никитина» (1466- 1472 г.) – источник по географии, этнографии т.д.

Исихазм, возникший в Византии, на Руси не прижился.

Литература - волынская повесть сказание о Евпатии Коловрате, о Мамаевом побоище и т.д.

Сказание о Дракуле – воеводе (вероятный автор – дьяк Курицын) – идея централизации.

Зодчество - одноглавый храм башеннообразной конструкции.

«Слово о погибели русской земли» неизвестного автора повествует о самом начале исторической трагедии – монголо-татарского нашествия. Иноземное иго длилось более 2,5 веков. Началось все разорения Рязани Батыем в 1237 году. Русские князья были вынуждены совершать долгие и унизительные путешествия в орду. Первое предпринял Александр Невский в 1242 году, последнее Василий Косой в 1434г.

Огромные людские, культурные и моральные потери (например, Древняя Рязань была уничтожена вместе с жителями около 2 тысяч человек). Современная Рязань на другом Месте. Из известных по археологическим раскопкам из 74 городов XII – XIII в. 49 были разорены Батыем, в 14 из них жизнь так и не возобновилась. Следовательно, почти полное забвение сложной техники, исчезновение предметов из стекла, искусства перегородчатой эмали, запустение пашен, нарушение торговых путей, следовательно, обнищание экономическая и культурная изоляция Руси.

Но в отличие от завоевателей всех времен татары, убивая всех сопротивляющихся, не трогали покорившихся и не лезли в душу народа. Пока они были язычниками, их не волновала религия покоренных народов. Их интересовал только выход дани. Смена стереотипов поведения. Неприличные выражения.

Однако в тиши монастырских келий создаются произведения, призывающие на борьбу с врагом.

(В Орде принимают Ислам, идут процессы распада, следовательно, страшные набеги совершают «дикие» никому не подконтрольные орды.)

Когда А.С. Пушкин создавал образ летописца Пимена «добру и злу внимая равнодушно» он немного лукавил. Летопись никогда не была вне политики. Воюют княжества - воюют друг с другом в создании мерзопакостных образов враждебных князей летописцы, воспевая историю своего княжества и унижая вражеское. Летописец всегда представитель идеологии. Поэтому когда в 1377г. За два месяца монах Лаврентий переписал Повесть временных лет», он выразил общерусскую тенденцию т.к. уже произошло осознание себя как единого народа (общая территория, язык и главное - враг). Военная история неразрывно связана с духовной жизнью. К войне с татарами были готовы даже в рязанском княжестве (союзнике татар и враге Москвы). «Плач по рязанским князьям» погибшим во время нашествия. Монах Сафроний – «Задонщина». Не смотря на то, что многие княжества, не участвовали в Куликовской битве (новгородские бояре) – идеологически все были на стороне православных воинов.

Вот некоторые фрагменты из повести о разорении Рязани Батыем, созданной во времена Монголо-татарского ига в год 6745(1237) (древнерусские летописи велись от создания мира)… пришел на русскую землю безбожный царь Батый… и прислал послов в Рязань… к великому князю Юрию Ивановичу Рязанскому, требуя от него десятой доли во всем: во князьях, во всяких людях и в остальном…

…Лживый и немилосердный царь Батый дары принял и во лжи своей притворно обещал не ходить войной… и стал у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе просить… сказал князю Федору Юрьевичу «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей»… «Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь»…

Узнав о гибели мужа, княгиня вместе с ребенком бросается с превысокого терема. А его отец- Юрий Иванович плачет и молится. После чего выходит с дружиной из города и начинает сражение «один рязанец бился с тысячей, два с десятью тысячами…» «все равно умерли и единую чашу смертную испили. Ни один из них не повернул назад, но все вместе полегли мертвые. Сие все навел бог грех ради наших…» А когда Батый брал города «текла кровь христианская как река сильная». Рязань держалась пять дней.

А потом к пепелищу Рязани подошел Евпатий Коловрат … «некий из вельмож рязанских»…

Дело в том, что древние русские авторы во всем следовали канону, поэтому, несмотря на то, что персонажи не вымышленные, а исторические, они ведут себя в соответствии с заданными им образами.

Захватчик – всегда горд и самоуверен, позер и краснобай. Кстати, в «Войне и Мире» Л.Н. Толстого образ Наполеона полностью соответствует этому образу. Согласитесь, его трудно назвать даже «слегка порядочным человеком». Он – олицетворение гнева господня… он лжив и немилосерден.

А защитник – образ положительный, перед сражением всегда молится. Поэтому так и похожи друг на друга реальные исторические лица. Неважно, кто это – Юрий Иванович или Александр Невский…

В связи с идеологической подготовкой победы над монголо-татарскими завоевателями нам интересен образ Сергия Радонежского, благословившего Дмитрия Донского на борьбу с захватчиками.

Начиная с Сергия Радонежского, возрождается духовная жизнь Древней Руси. Он стоит у истоков нового подвижничества – подвижничества пустынножителей. Все известные нам монастыри Киевской Руси были городскими или пригородными в монгольское время. Но большинство святых эпохи уходят из городов в лесную пустошь. А пустынничество неизбежно связано с созерцательной молитвой и мистицизмом… Помимо своей воли, завещав пустыню своим более счастливым ученикам, он возвращается в монастырь. Он смирен и кроток. За решето гнилых корок Сергий нанимается к одному из монахов строить сени в келье. Крестьянину, смеявшемуся над ним «за худые ризы», он кланялся в ноги и посадил с собой за трапезу… Подобно древним русским святым, его преследуют темные силы. Но только с Сергием говорили «на языке огня и света». Ближайшие ученики видят, что когда игумен совершает литургию, кроме двух священников ему помогает «светоносный муж в блистательных ризах». На настойчивые вопросы учеников Сергий отвечает, что с ним служит ангел господень… Сергий первым из русских святых удостоился видения богоматери с двумя апостолами Петром и Иоанном, блистающих неизреченной светлостью… Пал ниц, не в силах терпеть нестерпимую зарю».

Возможно, на основании этого, мы можем говорить о каких – то элементах, родственных исихазму – ведь именно для исихазма характерно представление о нетленном Фаворском свете и божественных энергиях. Действительно, в XIV в. Греческое и славянское влияние на Русь было огромным…

Сергий благословляет русское воинство на брань с врагами христианства. На Куликовском поле оборона христианства чудесным образом сплетается с национальным делом освобождения Руси и возвышением Москвы.

Заветы Сергия – любовь к людям, непрерывное восхождение к нравственному совершенству путем мужественного самоотречения – стали характерными чертами русской культуры. И сам Сергий будет жить в ней «доколе жива земля Русская»…

XIV в. - расцвет монументальной живописи.

Феофан Грек (30-е гг. XIV в.- после 1405г.), приехавший на Русь в 70-е гг. XIV в.: широкие удары кисти, уверенно положенные блики, преобладание красно – коричневых и желтых оттенков. Характерные черты художественного видения Феофана невозможно понять вне исихазма. Его святые как бы постоянно ощущают рядом присутствие божества. Христос – Пантократор сурово взирает на верующих. Световые блики как бы освящают его произведение «нетворным», божественным светом.

И в тоже время он стремился подчеркнуть бесконечность расстояния, разделяющего бога и человека (что не укладывается в рамки исихастской доктрины).

К XV-XVI в.- появление русских высоких иконостасов.

С XVI в.- деревянная резьба, богато украшенные оклады (ризы) для икон.

В настоящее время – 5 рядов: местный (иконы, посвященные установленным церковью праздникам в воспоминаниях об основных событиях жизни Христа), пророческий (в центре Богоматерь с младенцем), праотеческий (в??? – Троица Новозаветная), венчает иконостас распятие.

Андрей Рублев (около 1360- около 1430) – просветленный мотив. Страшный суд- идея торжества справедливости, следовательно, надежда на всеобщее прощение. Это не кара, а торжество добра над злом.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 548 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2463 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.