Есть исторические деятели, о которых все знают. К их числу относится Иван Грозный. Кто не знает, что он создал опричнину, жестокий и кровавый террор против своих подданных. Кто не знает, что в припадке дикого гнева он убил собственного сына? При нем были присоединены Казань и Астрахань, началось завоевание Сибири, борьба за выход России к морям. При нем была освоена типография Ивана Федорова и напечатаны первые русские книги. Многие знают, что у него было много жен…
Но кто знает, что Грозный писал стихи на немецком языке? Что он сочинял музыку и дирижировал хором? Много ли известно, что под его руководством и при его участии была заново переписана история России с древнейших времен и создана многотомная всемирная история?
Для чего это надо знать? Многие сегодняшние проблемы пришли в нашу страну из прошлого. Например, крепостничество было создано при Иване Грозном… Разве не встречаемся мы сегодня с пережитками имперского сознания - неуважением к свободолюбивым чаяньям малых народов, попыткам всем руководить из центра? Корни этого уходят в XVI век, во времена холопства и верноподдничества, обожествлением верховной власти? Разве не сталкиваемся с непониманием преимущества демократических методов решения насущных вопросов жизни общества над авторитарными, диктаторскими?
А ведь именно Иван Грозный был основоположником и идеологом единодержавия, страстно боролся против парламентаризма, доказывая, что единовластие - единственная форма власти, обеспечивающая защиту интересов всех подданных без различия классов. Именно эту идею он настойчиво утверждал своим пером как публицист, именно эту идею он воплощал в жизнь с помощью кровавого террора поражавшего современников. Так закончились начавшиеся в начале правления Ивана IV реформы… В течение своего правления Иван Грозный проводил в жизнь основной принцип «равноправия»: «Все равны перед деспотом -равны нулю.»
Кому не знакомы с детства строки Пушкинской сказки о Золотом петушке?
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга глядь,
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь, лихие гости
Идут от моря…
Обстановка, кстати, совсем не сказочная. Такова была жизнь молодого русского государства, сложившегося к началу XVI века вокруг Москвы. Поэтому и ездили вдоль бескрайней окраинной полосы сторожевые заставы. Стояли на «годовании» (посменно по году) в опорных пунктах полки первой очереди.
(Д. н. Аль. Истории из истории с.75-77,c.90-91.)
Врага необходимо было обнаружить на бескрайних «татарских» равнинах. Существовали дороги, называвшиеся императорскими, крымского хана, великого хана и пр. На равнинах здесь и там были рассеяны по нескольку дубов, удаленных на 8,10,40 верст друг от друга. Под большинством из них стояло по 2 часовых. Один караулил на вершине, другой пас оседланных коней. Если караульный видел клубы пыли, он слезал с дерева, вскакивал на лошадь и скакал ко второму дереву, крича и делая знаки, что он видел людей. Его замечают и, засекая направление пыли, посылают нижнего скакать дальше. Итак, из рук в руки до первой крепости, хотя во многих случаях это табун диких лошадей. Но если тот кто остался является и подтверждает это сообщение, то часовые рассеиваются и отходят вглубь и идя по следу войска выясняют его приблизительную численность по следу в траве(которая высотой больше лошади, так как ее специально поджигают каждую весну, чтобы не было корма для татарских лошадей).Численность татар распознавали по глубине протоптанной или колеи или по количеству пыли… И тогда потаенными тропинками скачут в крепость с более подробными сведениями…(Ж. Маржерет Состояние Российской империи и Великого княжества Московии. Россия XV-XVII веков глазами иностранцев с.252-253)
Таких людей называли «вестовщиками», они по заранее разработанным маршрутам передавали вести. Полученные сообщения незамедлительно рассматривались царем и Боярской Думой. Интересно, что разрядная книга за 100 лет зафиксировала всего один случай, когда Дума признала ошибочным сообщение пограничной службы. В 1570 году поступило сообщение о готовящемся наступлении крымского хана. К несчастью ошиблась не разведка, а поверившая ей Боярская Дума. В том году именно с названного направления начался знаменитый набег на Давлет-Гирея. Он закончился сожжением Москвы…(Аль.с.92)
Татары славились своим умением наносить неожиданно. Они не брали с собой поклажи, а добычу составляли только пленники. У каждого из них было подменные лошади, на которых они могли перепрыгивать на ходу (рысь). Из оружия- лук, стрелы и сабля. Прекрасно стреляли на скаку. Более походили на привидения, чем на людей…(с.253п.XV-XVI века.)
Разрядная книга, дает лаконичное, но яркое описание этого события… И крымский хан посады на Москве зажег, и от того огня грех ради наших, оба города выгорели, не осталось ни единой храмины, а горело всего 3 часа… дворян многу и народу бесчисленно… затхнулся от пожарного зною… И прииде государь к Москве. И видя ту великую беду, излил многие слезы, и повеле град прятити (восстанавливать) и мертвых людей…»
Как тут не вспомнить о золотом петушке.
«Ждут, бывало с юга…» - дьяки разрядного приказа записывают: «Крымский хан, царевичи и мурзы идут на русские украинцы».
«Ан с востока лезет рать…» «Казанские и астраханские немцы подошли под Орешек».
Ливонцы, польские паны – и так изо дня в день из года в год. (Аль.с91).
Из Официальной разрядной книги мы узнаем, как награждались войны и военачальники. Сначала присланный от царя боярин говорил: «Государь царь и великий князь велел вам поклониться и велел вас о здравии спросить.» Затем следовали награды: монеты различного достоинства: «золотой притугальский» (Португальский), «золотой корабельный» (с изображением кораблика), «золотой московский» и др. Награда, зависела не от конкретных боевых действий, а по положению данного лица «по человеку смотря». Воеводам за победу давали «по шубе да по кубку» именно такая шуба называлась с царского плеча. Другим – шубы, ценой в 100, 60, 50, 35, 20 и 15 рублей, серебряные кубки, ковши, чарки. Так, предку автора сказки о золотом петушке «Григорию Григорьевичу сыну Сулейме Пушкину – шуба 20 рублев да чарка 2 гривенки, да ему ж 5 рублев за рану.
Запись в разрядной книге… (аль. с. 93)
В Казанской истории, написанной в честь взятия войсками Ивана 4 Казани, читаем: «Воеводы же московские, где убо ощутившие варвар, и на кого украину пришедших и тако там, собравшихся, прогоняху их и как мышей давяху и побиваху. Тобо есть от века… дело варварское и ремесло – кормиться войною».
В песнях о взятии Казани Иван Грозный – герой, в других – ирод…
Песня 16 века про царя Ивана Васильевича и купца.
Неправда ли, так и хочется подставить здесь имя лермонтовского героя купца Степана Калашникова? И надо сказать, что это искушение как оказывается, отнюдь не беспочвенно. Хотя в повести, о которой идет речь, стоит другое имя купца – Харитон Белоумен.
Летом 1958г. Отделом рукописи Государственной публичной библиотеки была приобретена рукопись – обрывок какого-то сборника, конца 17 века – всего несколько листиков, обтрепанных, перепутанных, сшитых веревкой. Рукопись была завернута в лит бумаги, на котором карандашом была сделана надпись: из города Пустозерского была привезена 1923. 16л».
Там, не имеющее начало древнерусское повествование об Иване Грозном и купце Харитоне Белоулине, до того не известном. Сочетание реальности и вымысла. Иван 4 – лицо историческое, а вот купец Харитон – вымышленное автором. До этого момента древнерусская литература не знала вымышленных героев. Все герои и антигерои – реальны (Кончак, Мамай и так далее). И вдруг выясняется, что ряд героических персонажей русской литературы типизировавших образы борцов за справедливость и за правду берет начало еще в 16 веке и открывается никому не ведомым именем купца Харитона. Содержание повести относится к событиям хорошо известным. В 1570- 1574гг. И IV казнил заговорщиков июльским утром 1570г. Было выведено на казнь 300 «знатных мужей», казнено было 116-120. Остальные отпущены. Вот отражение этого в повести: «в лето 7082г. … на пожаре среди Москвы уготовлено 300 плах, а в них 300 топоров и 300 палачей стояху и у плах онех. Егда же бысть 3 часть дни, Царь и великий князь Иван Васильевич выехав на площадь в черном платье и на черном кони с сотники и стрельцы и повелел палачам имати по человеку из бояр и из окольничих и из стольников и из гостей… казьнити. Взяма же осьмого именем Харитона Белоулина и не могла на плаху склонити, бе бо велик возрастом и силен вильми… и т. д.
Пожар в столице устроил Давлет Гирей, что позволяет точно идентифицировать время казни. «Сотники и стрельцы, а не опричники, однако одеяния царя опричная (черная) и скручивают Харитона «псари» т.е. опричники – «песья голова», приточенная к седлу у них символизировала то, что они преданы царю как собаки. Факт помилования совпадает, но иное число казненных (120 против 7). Насколько потрясли казни новгородцев современников, что в литературе появился первый известный нам вымышленный персонаж.
Русская культура 17 века.
Завершается история древнерусской культуры, пронизанной церковным мировоззрением, и зарождались элементы культуры нового времени, для которой характерен процесс всеобщего ”…”, возрастание государственной регламентации общественной жизни. Раскол церкви и т.д. В литературе формируется светское направление в архитектуре – сближение культовых и гражданских … в живописи – разрушение монографических канонов и появление реалистических тенденций.
Уровень грамотности повышается: помещики - в 65 %, купцы – 96%, посадские люди – примерно 40 %, крестьяне -15%, стрельцы, пушкари, казаки – 1%. Грамоте чаще всего обучали в семье =>пособия по домашнему обучению. Телесные наказания (розга, … ребёр). Буквари – включали статьи по вероучению, педагогике, словари.
Азбуковники – словари иностранных слов со сведениями о правописании, падежах, склонениях и т.д., философские понятия, сведения об античных писателях и философах, географические материалы, сведения об отечественной истории, =>, скорее энциклопедии.
1687 г.- Славяно-греко-латинская академия для подготовки высших чиновников, учились все сословия от сыновей конюха до родственников патриарха и … древнейших княжеских родов. Русские, украинцы, белорусы, татары, молдаване, грузины, греки.
Середина 17 века – церковный раскол (Никон …Аввакум)
“Житие протопопа Аввакума, им самим написанное ” в литературе два направления:
1)жанр жития
2) бытовая повесть
Персонажи ее - купцы и небогатые дворяне – авантюристы, подрывающие нравственные устои прошлого. Новые идеалы ещё не определены.
3) демократическая сатира (“Повесть о Шемякином суде”)
4)рифмованная поэзия (под влиянием Польши, ранее не было)
5)драматургия (1672 г. – придворный театр Алексея Михайловича)
Зодчество: деревянное
а) клетские храмы
б) шатровые
в) ярусные
г) многоглавые (Кижи)
Каменное строительство: 90-е гг. “Московский барокко”: ярусность, центричность, симметрия и равновесие масс.
Живопись: Строгановская школа – усиленное эстетическое начало, детальная проработка, виртуозный рисунок.….
В 17 веке система образования в общегосударственном масштабе давала начальное образование, которое носило церковный характер. Тем самым обеспечивалось решение двуединой задачи – усвоение основ грамоты и воспитание христианской нравственности. Так знание и нравственность не находились в конфликте, а дополняли друг друга в образовательном процессе. Он, в свою очередь, включал чтение, пение, счёт.
Однако к научному знанию церковь относилась враждебно, о чём свидетельствуют проповеди и поучения церковников. В школьных “прописях” можно было встретить поучения для тех, кто учился читать: “Не ищи, человече, мудрости, ищи кротости”, “не тот мудр, кто много грамоте умеет, а тот мудр, кто много добра творит”. Невежество, негативное отношение к научному знанию, философствованию церковь рассматривала как добродетель, достоинство правоверного христианина.
Важным фактором, способствовавшим организации высшего образования, явилось книгопечатание. Начало этому было положено Иваном Фёдоровым, который в 1563 г. издал первую в России печатную книгу – “Апостол”. Почему именно печатные книги? Единообразие.
В отличие от архитектуры 16 века (шатровый стиль – храм Василия Блаженного), в 17 веке происходит переосмысление древней трактовки крестово-купального храма как символического отражения мироздании. Храм уже мыслится как ”дом Божий”, который должен быть более замысловатым, богатым и красивым, чем самое представительное жилище человека, будь то даже царский дворец. В архитектуре начинают преобладать светские мотивы, художественные приёмы и формы. К концу века “дом Божий ” все более создаётся не во славу заказчика (”сданные храмы щедрую руку прославят”). Завершающим в архитектуре 17 века явился стиль “русского барокко”, в котором нашли выражение принципы создания единого по стилю и декоративным формам ансамбля (т.е. “регулярность” архитектурных построек – по направляющим осям, по единству приёмов убранства.).
Новодевичий монастырь в Москве, объединяющий шестиярусную колокольню, по оси которой размещались древний собор, трапезная, надвратные храмы.
В баню заходят вместе мужчины и женщины (вход один), разгорожена бревнами, чтобы мужчины и женщины сидели раздельно. Однако входят и выходят через одну и ту же дверь без передника, некоторые прикрываются вениками. После парилки – холодная вода, зимою – валяются в снегу. Купаться могут вместе (не возбраняется), следовательно, выносливы, хорошо переносят холод и жару.
8 - 10-летние мальчишки в тонких холщовых кафтанах, босоногие, точно гуси, с полчасика ходили и стояли на снегу, не замечая мороза.
Народ – здоровый и долговечный. Лучшие лекарства – водка и чеснок.
О свадьбах договариваются родители (следовательно, часто живут как кошка с собакой). Жених видит невесту только на брачном ложе (но вначале кушают там же). После свадьбы, жен держат взаперти (вышивают золотом, так как всю работу делает прислуга).
За супружеские измены – наказание кнутом, несколько дней в монастыре на хлебе и воде, дома - снова кнут, за запущенную работу. Развод - только тогда, когда один уходит в монастырь (многих женщин специально отдавали). Высшая образованность - читать и красиво писать.
Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию.
Адам Олеарий (1599-1671) – плебейского происхождения, выучился благодаря тому, что сёстры пряли на продажу.Учёные степени (Германия). В Москву прибыл с посольством в 1643 году.
Патриарх благословлял, но немцы в русских одеждах не делали поклонов и крестного знамения, следовательно, недостойно, чтобы иностранцы случайным образом получали благословение, следовательно, запретили им носить русские одежды. И они, сердечные, вынуждены были доставать ещё дедушкины, давно вышедшие из моды кафтаны, вызывавшие немало смеха (то малы, то велики). Чтобы можно было отличить их от русских. В общем, русские живут плохо. Дорогие дворцы вельмож построены только в последние 30 лет. Основная часть – в плохих помещениях. У большинства не более 3 или 4 глиняных горшков и столько же глиняных и деревянных блюд. Мало видать оловянной и ещё меньше серебряной посуды (разве чарки для водки и меда). Везде – голые стены (у знати заставлены цыневками и иконами).У очень немногих имеются перины, следовательно, спят на соломе, подстилках или одежде, коей укрывают лавки. Зимой на печи (мужчины, женщины, дети, слуги). У некоторых под лавками куры и свиньи. К нежным кушаньям непривычны. Пища: крупа, репа, капуста, огурцы, свежая или солёная рыба. Рыбный рынок узнаётся по запаху (так как экономят соль).Поразили пироги и икра(идёт во Францию).Квас. Пиво готовят весною. Готовят ледники. Снизу лед - бочки с пивом – мёд – пиво и т.д. Все сверху закрывается соломою и досками, так как у ледника нет крыши. В течение лета открывают бочку за бочкой.
Высокая часть – поцелуй жены (чарка водки, поклон). Купцы умудряются покупать сукно по 4 талера за локоть, перепродают за 3 талера и остаются в выгоде, так как берут наличные которые вкладывают через полгода или год, а у лавочников берут наличные которые вкладывают в товары, то есть “крутятся на чужих деньгах”.
Ремесленники моментально подражают тому, что видели у немцев.
Все привыкли отдыхать и спать после еды в полдень. (Лавочники лежат и спят перед закрытыми лавками). Лжедмитрий не спал после обеда и не ходил в баню, следовательно, сразу поняли, что не русский.