Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕротестантска€ этика и дух капитализма




ћакс ¬ебер

„асть перва€*

ѕ–≈ƒ¬ј–»“≈Ћ№Ќџ≈ «јћ≈„јЌ»я**

—овременный человек, дит€ европейской культуры, не≠избежно и с полным основанием рассматривает универ≠сально-исторические проблемы с вполне определенной точки зрени€. ≈го интересует прежде всего следующий вопрос: какое сцепление обсто€тельств привело к тому, что именно на «ападе, и только здесь, возникли такие €влени€ культуры, которые развивались Ч по крайней мере как мы склонны предполагатьЧв направлении, получившем универсальное значение.

“олько на «ападе существует наука на той стадии развити€, Ђзначимостьї которой мы признаем в насто€≠щее врем€. Ёмпирические знани€, размышлени€ о проб≠лемах жизни и мироздани€, философска€, а также глубо≠ка€ теологическа€ мудрость жизни, познание и наблюде≠ни€ поразительной тонкости Ч все это существовало и в других странах, прежде всего в »ндии,  итае, ¬авилоне и ≈гипте (хот€ полное развитие систематической теоло≠гии св€зано с христианством, находившимс€ иод вли€≠нием, эллинизма, подступы к ней обнаруживаютс€ в исла≠ме и в р€де индийских сект). ќднако ни вавилонска€, ни кака€-либо ина€ культура не знали математического обосновани€ астрономии, его дали лишь эллины (что де-

[44]

дает, в частности, развитие вавилонской астрономии еще более поразительным). ¬ индийской геометрии отсут≠ствовало рациональное Ђдоказательствої Ч оно также €вл€етс€ продуктом эллинского духа, как, впрочем, и ме≠ханика, и физика. ≈стественным наукам »ндии, чрезвы≠чайно развитым с точки зрени€ эмпирического знани€, не известны ни рациональный эксперимент (начатки его относ€тс€ к античности, а полное развитие Ч к эпохе ¬озрождени€), ни современные лаборатории, поэтому в высокоразвитой по своим эмпирическим наблюдени€м и техническим методам медицине »ндии отсутствует биологическа€, и прежде всего биохимическа€, основа. Ќи одна культура, кроме западной, не знает рациональной химии. ¬ысокоразвита€ китайска€ историографи€ лишена праг≠матизма, укоренившегос€ на «ападе со времен ‘укидида. ” ћакиавелли есть предшественники в »ндии. ќдна≠ко ни в одном учении о государстве, возникшем в стра≠нах јзии, нет ни систематики, подобной јристотелевой, ни рациональных пон€тий вообще. Ќесмотр€ на все то, что сделано в области права в »ндии (школа ћиман≠сы), несмотр€ на р€д обширных кодификаций, созданных преимущественно в ѕередней јзии, и на по€вившиес€ в »ндии и других странах сборники обычного права, здесь нет того, что позволило бы говорить о рациональной теории права, нет строго юридических схем и форм юри≠дического мышлени€, присущих римскому и сложившему≠с€ на его основе западному праву. ‘еномен, подобный каноническому праву,Ч также порождение «апада.

јналогично обстоит дело и в области искусства. ћу≠зыкальный слух у других народов был, пожалуй, тоньше. чем у современных народов «апада, и, уж во вс€ком слу≠чае, не менее тонким. ѕолифони€ различных типов была широко распространена во всем мире, сочетание р€да инструментов, ведение мелодической линии мы находим повсюду. ¬се наши рационально вычисленные интервалы известны были и за пределами «апада. ќднако рацио≠нальна€ гармоническа€ музыка Ч как контрапункт, так и аккордово-гармоническа€ фактура,Ч оформление зву≠кового материала на основе трех главных трезвучий и гармонической терции, наш хроматизм и энгармонизм, которые со времен ¬озрождени€ получили (вместо преж≠него толковани€ в пространственных представлени€х) свое гармоническое рациональное обоснование, наш ор≠кестр с его струнным квартетом в качестве главного

[45]

стержн€ и с организацией группы духовых инструментов, генерал-бас, наше нотное письмо, введение которого и сделало, собственно говор€, возможным композицию и заучивание современных музыкальных произведений, то есть вообще их существование во времени, сонаты, симфонии, оперы (хот€ программна€ музыка, тембр, альтераци€ звука и хроматизм как выразительные сред≠ства музыки были известны многим народам) и необхо≠димые дл€ их исполнени€ инструменты: орган, форте≠пиано, скрипка Ч все это существовало только на «а≠паде.

—трельчата€ арка как декоративный элемент была из≠вестна многим народам јзии и античного мира; небе≠зызвестен был, веро€тно, на ¬остоке и стрельчатый кре≠стовый свод. ќднако рациональное использование готи≠ческого свода как средства распределени€ т€жести и перекрыти€ любых пространственных форм Ч прежде всего в качестве конструктивного принципа монумен≠тальных строений,Ч как основы стил€, включающего в себ€ в виде декоративного элемента скульптуру и живо≠пись и созданного в средние века, не встречаетс€ нигде, кроме «апада. Ќе известны вне «апада и решение проб≠лемы купола (хот€ технические основы его заимствованы у народов ¬остока), и тот вид Ђклассическойї рациона≠лизации искусства в целомЧ в живописи посредством рационального использовани€ линейной и воздушной перспективы,Ч который был создан у нас ¬озрождением.  нигопечатание существовало в  итае. ќднако печатна€. литература, то есть литература, рассчитанна€ только на печать, возможна€ только с момента по€влени€ печат≠ного станка, прежде всего пресса, периодика, возникла на «ападе. ¬севозможные высшие учебные заведени€, в том числе и такие, которые формально напоминают наши университеты и академии, существовали у разных народов ( итай, страны ислама). Ќо лишь «ападу из≠вестна рациональна€ и систематическа€, то есть профес≠сиональна€, научна€ де€тельность, специалисты-ученые в том специфическом современном смысле, который предполагает их господствующее в данной культуре по≠ложение, прежде всего в качестве специалистов-чиновников Ч опоры современного западного государства и сов≠ременной западной экономики. ¬ других культурах обна≠руживаютс€ лишь начатки этого €влени€, но нигде не обрело оно столь конститутивного дл€ социального

[46]

устройства значени€, как на «ападе.  онечно, Ђчинов≠никї, даже специализировавшийс€ в определенной обла≠сти, издавна известен различным культурам. ќднако полной зависимости всей жизни, всех ее политических, технических и экономических предпосылок от организа≠ции профессионально подготовленных чиновников, подчи≠нени€ всего человеческого существовани€ технически, коммерчески и прежде всего юридически образованным государственным чиновникам, которые €вл€ютс€ носите≠л€ми основных повседневных функций социальной жизни. не было ни в одной стране, кроме современного «апада. ќрганизаци€ политических и социальных групп в сосло≠ви€ была широко распространена. ќднако уже сослов≠ное государство Ч rex et regnum* в западном понима≠нии Ч известно только «ападу. » наконец, парламенты с их периодически избираемыми Ђнародными представите≠л€миї, с их демагогией и господством партийных лиде≠ров в качестве ответственных перед парламентом Ђми≠нистровї возникли на «ападе, хот€ Ђпартииї как органи≠зации, направленные на захват политической власти и общественно-политического вли€ни€, безусловно, были известны во всем мире. ¬ообще Ђгосударствої как поли≠тический институт с рационально разработанной Ђкон≠ституциейї, рационально разработанным правом и ори≠ентированным на рационально сформулированные прави≠ла, на Ђзаконыї, управлением чиновников-специалистов в данной существенной комбинации решающих признаков известны только «ападу, хот€ начатки всего этого были и в других культурах.

“ак же обстоит дело с самым могучим фактором на≠шей современной жизни Ч с капитализмом.

Ђ—тремление к предпринимательствуї, Ђстремление к наживеї, к денежной выгоде, к наибольшей денежной вы≠годе само по себе ничего общего не имеет с капитализ≠мом. Ёто стремление наблюдалось и наблюдаетс€ у офи≠циантов, врачей, кучеров, художников, кокоток, чиновни≠ков-вз€точников, солдат, разбойников, крестоносцев, по≠сетителей игорных домов и нищих Ч можно с полным правом сказать, что оно свойственно all sorts and condi≠tions of men** всех эпох и стран мира, повсюду, где дл€ этого существовала или существует кака€-либо объектив-

[47]

на€ возможность. ѕодобные наивные представлени€ о сущности капитализма принадлежат к тем истинам, от которых раз и навсегда следовало бы отказатьс€ еще на заре изучени€ истории культуры. Ѕезудержна€ алчность в делах наживы ни в коей мере не тождественна капита≠лизму и еще менее того его Ђдухуї.  апитализм может быть идентичным обузданию этого иррационального стремлени€, во вс€ком случае, его рациональному регла≠ментированию.  апитализм безусловно тождествен стремлению к наживе в рамках непрерывно действую≠щего рационального капиталистического предпри€ти€, к непрерывно возрождающейс€ прибыли, к рентабельно≠сти. » таковым он должен быть. »бо в рамках капита≠листической системы хоз€йств предпри€тие, не ориенти≠рованное на рентабельность, неминуемо осуждено на гибель. ѕопытаемс€ дать рассматриваемому €влению более точное определение, чем это обычно делаетс€. Ђ апиталистическимї мы здесь будем называть такое ве≠дение хоз€йства, которое основано на ожидании прибыли посредством использовани€ возможностей обмена, то есть мирного (формально) приобретательства. ќснован≠ное на насилии (как формально, так и по существу), приобретательство следует своим особым законам, и не≠целесообразно (хот€ это и нельз€ воспретить) подводить его под одну категорию с той де€тельностью, котора€ в конечном итоге ориентирована на возможность получе≠ни€ прибыли посредством обмена1. “ам, где существует рациональное стремление к капиталистической прибыли, там соответствующа€ де€тельность ориентирована на учет капитала (Kapitalrechnung). Ёто значит, что она направлена на планомерное использование материальных средств или личных усилий дл€ получени€ прибыли таким образом, чтобы исчисленный в балансе конечный доход предпри€ти€, выраженный материальными благами в их денежной ценности (или, если речь идет о посто€нно действующем предпри€тии, периодически исчисл€ема€ в балансе стоимость материальных благ в денежной цен≠ности), превышал Ђкапиталї, то есть стоимость использо≠ванных в предпри€тии материальных средств (в посто€н≠но действующем предпри€тии превышал бы их при каж≠дом составлении баланса). ѕри этом не имеет значени€, идет ли речь о товарах in natura, переданных в форме комменды купцу, отправл€ющемус€ в путешествие, Ч доход в этом случае может быть выражен только в това-

[48]

pax in natura, полученных в результате торговых сде≠лок,Ч или о промышленном предпри€тии, чьи компонен≠ты в виде строений, машин, капитала, сырь€, полуфабри≠катов и готовых продуктов €вл€ютс€ как бы воплоще≠нием требований, ответом на которые должны быть опре≠деленные об€зательства. –ешающим дл€ всех этих типов приобретательства €вл€етс€ учет капитала в денежной форме, будь то в виде современной бухгалтерской отчет≠ности, будь то в форме самого примитивного и поверх≠ностного подсчета. “акого рода исчислени€ совершаютс€ на начальной стадии при составлении баланса, предшест≠вуют каждому меропри€тию в виде калькул€ции, служат средством контрол€ и проверки целесообразности от≠дельных действий и помогают установить размер Ђпри≠былиї при завершении меропри€ти€. ѕри заключении торговой сделки типа комменды первоначальный учет сводитс€ к установлению стоимости переданных товаров, котора€ должна быть признана всеми ее участниками (это, разумеетс€, не относитс€ к тем случа€м, когда дол€ участников комменды выражена в денежной форме). «авершающа€ стади€ Ч оценка наличных товаров, на основании которой устанавливаетс€ дол€ прибыли или убытка отдельных участников комменды.  алькул€ци€ же при рациональном ведении дел лежит в основе каж≠дого действи€ торговца, получившего комменду. ќтсут≠ствие точного расчета и оценки (обычно они производ€т≠с€ приблизительно в соответствии с традицией и привыч≠кой) наблюдаетс€ и по сей день в тех случа€х, когда нет пр€мой необходимости производить точный расчет. ќд≠нако это характеризует лишь степень рациональности капиталистического предпри€ти€.

ƒл€ определени€ пон€ти€ важно лишь то, что хоз€й≠ственна€ де€тельность действительно ориентирована из сопоставление дохода и издержек в денежном выраже≠нии, как бы примитивно это ни совершалось. ¬ этом смысле Ђкапитализмї и Ђкапиталистическиеї предпри€≠ти€ с достаточно рациональным учетом движени€ капи≠тала существовали во всех культурных странах земного шара Ч насколько мы можем судить по сохранившимс€ источникам их хоз€йственной жизни: в  итае, »ндии, ¬авилоне, ≈гипте, в средиземноморских государствах древности, средних веков и нового времени. —уществова≠ли не только отдельные изолированные предпри€ти€, но и целые хоз€йства, полностью ориентированные на бес-

[49]

прерывное возникновение новых капиталистических пред≠при€тий, и посто€нные Ђпромыслыї, хот€ именно торгов≠л€ долгое врем€ не носила характер нашего посто€нно действующего предпри€ти€, а была, по существу, только серией торговых сделок; лишь постепенно в отдельных отрасл€х установилась та внутренн€€ св€зь, котора€ стала характеризовать именно де€тельность крупных торговцев. ќчевидно, что капиталистические предпри€ти€ и капиталистические предприниматели, зан€тые не только временно, но и посто€нно на данном предпри€тии, суще≠ствуют издавна и имели повсеместно весьма широкое распространение.

ќднако возникший на «ападе капитализм приобрел новое значение, и, что особенно важно, по€вились такие его типы, формы и направлени€, которых ранее нигде не было. ¬о всем мире существовали торговцы, крупные и розничные, зан€тые местной торговлей и торговлей ино≠земной, производились ссудные операции всех видов, были банки с самыми различными функци€ми, по суще≠ству напоминающими западные банки XVI в., морска€ ссуда, комменда и подобные им сделки и ассоциации были широко распространены и в виде посто€нно дейст≠вующих предпри€тий. ѕовсюду, где государственные учреждени€ нуждались в денежных средствах, по€вл€л≠с€ заимодавец Ч так было в ¬авилоне, Ёлладе, »ндии,  итае и –име. ќн финансировал войны и морской раз≠бой, всевозможные поставки и строительство при освое≠нии заморских стран, выступал в качестве колонизатора, плантатора, использующего труд рабов или рабочих (подвергавшихс€ пр€мой или скрытой эксплуатации), по≠лучал на откуп домены, должности и в первую очередь налоги, финансировал вождей партий, чтобы они могли быть избраны, и кондотьеров Ч чтобы они могли вести гражданские войны. » наконец, заимодавец выступал в качестве Ђспекул€нтаї во всевозможных денежных опе≠раци€х. ѕредставители такого рода предприниматель≠ства Ч капиталистические авантюристы Ч существовали во всем мире. »х шансы на успех (вне торговых, кредит≠ных и банковских операций) либо носили обычно чисто иррационально-спекул€тивный характер, либо были ори≠ентированы на насилие, прежде всего на добычу; эта добыча могла извлекатьс€ непосредственно в ходе воен≠ных действий или посредством длительной фискальной эксплуатации государственных подданных.

[50]

 апитализм грюндеров, крупных спекул€нтов, коло≠низаторов и финансистов часто сохран€ет р€д подобных черт и в современной действительности «апада даже в мирное врем€; особенно же близок к нему капитализм, ориентированный на войну. ќтдельные Ч лишь отдель≠ные Ч черты крупной международной торговли в наши дни, как, впрочем, и в прошлом, также родственны аван≠тюристическому капитализму. ќднако нар€ду с этим ти≠пом капитализма «ападу нового времени известен и дру≠гой, нигде более не существовавший, Ч рациональна€ капиталистическа€ организаци€ свободного (формально) труда. ¬ других странах существовали лишь отдельные предпосылки подобной организации. “ак, организаци€ несвободного труда достигла известной рационализации на плантаци€х, в очень ограниченной степени Ч в ан≠тичных эргастери€х и, пожалуй, в еще меньшей Ч в фео≠дальных поместь€х и мастерских феодалов или на заре нового времени в домашнем ремесле, где работали кре≠постные и зависимые от феодалов люди. „то касаетс€ свободного труда, то за пределами «апада мы лишь в отдельных случа€х располагаем данными о наличии Ђдо≠машней промышленностиї, повсеместно же применение труда наемных работников не только не привело к соз≠данию мануфактур, но даже не создало рациональной организации дл€ обучени€ ремеслу наподобие средневе≠ковых цехов «апада. »сключение составл€ют очень немногочисленные и совершенно специфические, во вс€≠ким случае, в корне отличные от современных предпри€≠ти€, прежде всего в рамках государственных монополий. ќднако ориентированна€ на товарный рынок, а не на политическую борьбу или иррациональную спекул€цию рациональна€ организаци€ предпри€ти€ Ч не единствен≠на€ особенность западного капитализма. —овременна€ рациональна€ организаци€ капиталистического пред≠при€ти€ немыслима без двух важных компонентов: без господствующего в современной экономике отделени€ предпри€ти€ от домашнего хоз€йства и без тесно св€зан≠ной с этим рациональной бухгалтерской отчетности. ќт≠деление места производства и продажи товаров от местожительства производителей встречаетс€ и в других странах и в другие эпохи (примером может служить как восточный базар, так и античные эргастерии).  апи≠талистические ассоциации, осуществл€ющие калькул€≠цию в рамках отдельного предпри€ти€, мы также нахо-

[51]

дим в р€де стран ¬остока и античного мира. ќднако по сравнению с современной автономией промышленных предпри€тий это не более чем начатки. ѕрежде всего потому, что в них полностью отсутствуют (или лишь на≠мечаютс€) внутренние средства этой автономии: рацио≠нальна€ бухгалтерска€ отчетность и юридически офор≠мленное разделение капитала предпри€ти€ и личного имущества предпринимател€2. “енденци€ развити€ по≠всюду вела здесь к тому, чтобы в рамках крупного земле≠владени€, в домохоз€йстве (Ђойкосеї) правителей и фео≠далов возникали ремесленные предпри€ти€, и тенденци€ эта, как показал уже –одбертус, носит совершенно иной, даже пр€мо противоположный характер, несмотр€ на не≠которое поверхностное сходство с описываемой нами.

ќднако свое нынешнее значение все особенности за≠падного капитализма в конечном итоге обрели лишь бла≠годар€ капиталистической организации труда. — этим св€зана и так называема€ Ђкоммерциализаци€ї, то есть по€вление ценных бумаг и биржи, рационализировавшей спекул€цию. »бо без рациональной капиталистической организации труда все особенности капитализма, в том числе тенденци€ к коммерциализации, и в отдаленной степени не получили бы того значени€, которое они обре≠ли впоследствии (если они вообще были бы возможны). ѕрежде всего они не оказали бы такого вли€ни€ на со≠циальную структуру общества и все св€занные с ней специфические проблемы современного «апада. “очна€ калькул€ци€ Ч основа всех последующих операций Ч возможна лишь при использовании свободного труда. ѕоскольку за пределами «апада не было рациональной организации труда, постольку (и потому) остальные страны мира не знали и рационального социализма. Ѕезусловно, что так же, как всему миру известны были городское хоз€йство, продовольственна€ политика горо≠дов, меркантилизм, социальна€ политика правителей, ра≠ционирование, регулирование хоз€йства, протекционизм и теории laissez-faire (в  итае), известны были и ком≠мунистические, и социалистические хоз€йства самых раз≠личных видов: коммунизм, обусловленный семейными, религиозными или военными причинами; государственно-социалистические (в ≈гипте), монополистически-картельные и потребительские организации всевозможных ти≠пов. ќднако так же, как пон€ти€ Ђбюргерї не существо≠вало нигде, кроме «апада, а пон€ти€ Ђбуржуази€ї нигде,

[52]

кроме современного «апада, Ч несмотр€ на то что повсю≠ду существовали когда-то привилегии городского рынка, цехи, гильдии и прочие юридически оформленные раз≠личи€ города и деревни Ч нигде, кроме «апада, не было и не могло быть Ђпролетариатаї как класса, поскольку не было рациональной организации свободного труда в форме предпри€ти€. »здавна в самых различных фор≠мах существовала Ђклассова€ борьбаї между кредитора≠ми и должниками, землевладельцами и обезземеленными кресть€нами, зависимыми людьми или арендаторами, представител€ми торговых слоев и потребител€ми или землевладельцами. ќднако даже та борьба, котора€ велась в средние века на «ападе между скупщиками и ремесленниками, в других странах существовала лишь в зачаточном состо€нии. «а пределами «апада полностью отсутствует характерна€ дл€ современного мира противо≠положность между крупными промышленниками и сво≠бодными наемными рабочими. ѕоэтому нигде, кроме «апада, не могла сложитьс€ та проблематика, котора€ свойственна современному социализму.

—ледовательно, дл€ нас в чисто экономическом аспек≠те главной проблемой всемирной истории культуры €вл€≠етс€ не капиталистическа€ де€тельность как такова€, в разных странах и в различные периоды мен€юща€ только свою форму; капитализм по своему типу может высту≠пать как авантюристический, торговый, ориентированный на войну, политику, управление и св€занные с ними возможности наживы. Ќас интересует возникновение буржуазного промышленного капитализма с его рацио≠нальной организацией свободного труда, а в культурно-историческом аспекте Ч возникновение западной буржу≠азии во всем ее своеобразии, €вление, которое, правда, находитс€ в тесной св€зи с возникновением капиталисти≠ческой организации труда, но не может считатьс€ пол≠ностью идентичным ему. ЂЅуржуази€ї в сословном смыс≠ле существовала и до возникновени€ специфически за≠падного капитализма. ѕравда, только на «ападе. —овер≠шенно очевидно, что специфический современный капи≠тализм в значительной степени св€зан с развитием тех≠ники и созданными ею новыми возможност€ми. ¬ насто€≠щее врем€ его рациональность в большой мере обуслов≠лена исчисл€емостью решающих технических факторов, которые образуют основу точной калькул€ции, а это, в сущности, означает, что така€ рациональность зиждетс€

[53]

на своеобразии западной науки, прежде всего естествен≠ных наук с их рациональным математическим обоснова≠нием и точными экспериментальными методами. –азви≠тие этих наук и основанной на них техники в свою оче≠редь стимулировалось и стимулируетс€ поныне теми преимуществами, которые предоставл€ютс€ в ходе прак≠тического применени€ в капиталистической экономике результатов естественнонаучного исследовани€. ѕравда, возникновение западноевропейской науки обусловлено не этими €влени€ми. ”же в »ндии был известен пози≠ционный принцип, индийцы знали и алгебру, они же изобрели дес€тичную позиционную систему счислени€, котора€ была использована развивающимс€ капитализ≠мом «апада, тогда как в »ндии она не привела к внедрению методов современной калькул€ции и составлени€ баланса. –азвитие математики и механики также не было обусловлено капиталистическими интересами. ќд≠нако техническое применение научного знани€, которое стало решающим фактором в преобразовании жизненно≠го уклада народных масс, возникло благодар€ тому, что определенные начинани€ получали на «ападе экономи≠ческое поощрение. Ёто было тесно св€зано со своеобра≠зием социального устройства западного общества. Ќеиз≠бежно возникает вопрос: с какими же компонентами от≠меченного своеобрази€ было св€зано это поощрение? »бо все они не могут быть одинаково значимыми.   без≠условно важным компонентам следует отнести рацио≠нальную структуру права и управлени€. »бо современ≠ный рациональный промышленный капитализм в такой же степени, как в исчисл€емых технических средствах производства, нуждаетс€ в рационально разработанном праве и управлении на основе твердых формальных пра≠вил, без которых может обойтись авантюристический, спекул€тивно-торговый капитализм и политически обу≠словленный капитализм всевозможных видов, но не ра≠циональное частнохоз€йственное предпри€тие с его ос≠новным капиталом и точной калькул€цией. ѕодобное право и подобное управление в требуемой юридической и формальной законченности предоставл€л хоз€йственной сфере лишь «апад, ≈стественно возникает вопрос: где истоки этого права?  ак показывает изучение данной проблемы, капиталистические интересы нар€ду с другими факторами, безусловно, также способствовали утвержде≠нию и господству в области права и управлени€ сослови€

[54]

профессионально обученных в нормах рационального права юристов. ќднако никоим образом нельз€ считать, что создали это сословие только такие интересы или пре≠имущественно они. » не они создали это право. ¬ ходе развити€ действовали и совсем иные силы. ѕочему, в са≠мом деле, капиталистические интересы не привели к ана≠логичным результатам в  итае или »ндии? ѕочему в этих странах вообще не вступили на характерный дл€ «апада путь рационализации ни наука, ни искусство, ни государство, ни экономика?

¬о всех приведенных выше своеобразных €влени€х речь, очевидно, идет о специфическом Ђрационализмеї, характеризующем западную культуру. ћежду тем в это пон€тие можно вкладывать самый различный смысл (на это мы неоднократно будем указывать в. ходе нашего дальнейшего изложени€). —уществует, например, Ђрацио≠нализаци€ї мистического созерцани€ (то есть такого от≠ношени€ к жизни, которое с иных точек зрени€ представ≠л€етс€ специфически Ђиррациональнымї), но также и рационализаци€ хоз€йства, техники, научного исследова≠ни€, воспитани€, войны, права и управлени€. Ѕолее того, и в рамках каждой подобной области Ђрационализаци€ї может быть проведена с самых различных позиций при различной целенаправленности, причем то, что с одной точки зрени€ €вл€етс€ Ђрациональнымї, с другой, может оказатьс€ Ђиррациональнымї. ѕоэтому во всех культурах существовали самые различные рационализации в самых различных жизненных сферах. ’арактерным дл€ их культурно-исторического различи€ €вл€етс€ то, какие культурные сферы рационализируютс€ и в каком на≠правлении. —ледовательно, вопрос вновь сводитс€ к тому, чтобы определить своеобразие западного, а внутри него современного западного рационализма и объ€снить его развитие. Ћюба€ подобна€ попытка толковани€ должна ввиду фундаментального значени€ экономики принимать во. внимание прежде всего экономические услови€. ќдна≠ко нельз€ упускать из виду и обратную каузальную св€зь. »бо в такой же степени, как от рациональной тех≠ники и рационального права, экономический рациона≠лизм зависит и от способности и предрасположенности людей к определенным видам практически-рационально≠го жизненного поведени€. “ам, где определенные психо≠логические факторы служат ему преп€тствием, развитие хоз€йственно-рационального жизненного поведени€ так-

[55]

же наталкиваетс€ на серьезное внутреннее противодей≠ствие. ¬ прошлом основными формирующими жизненное поведение элементами повсюду выступали магические и религиозные идеи и коренившиес€ в них этические пред≠ставлени€ о долге. ќ них и пойдет речь в последующем изложении, в основу которого положены опубликованные ранее и переработанные дл€ насто€щего издани€ статьи.

¬ первых двух более ранних по времени написани€ стать€х делаетс€ попытка подойти к наиболее трудному дл€ воспри€ти€ аспекту рассматриваемой проблемы под одним чрезвычайно важным углом зрени€: речь идет об обусловленности Ђхоз€йственного мышлени€ї, Ђэтосаї данной формы хоз€йства определенной религиозной на≠правленностью. »ллюстрацией этой обусловленности должна служить св€зь современного хоз€йственного Ђэтосаї с рациональной этикой аскетического протестан≠тизма. «десь рассматриваетс€, следовательно, лишь одна сторона определенного каузального отношени€. ¬ последующих стать€х, посв€щенных Ђхоз€йственной этике мировых религийї*, делаетс€ попытка на основа≠нии обзора взаимосв€зи между наиболее важными рели≠ги€ми, с одной стороны, хоз€йством и социальным рас≠слоением Ч с другой, проанализировать обе стороны кау≠зального отношени€ в той мере, в какой это необходимо дл€ того, чтобы установить элементы, допускающие сравнение с западным развитием. ¬едь лишь таким обра≠зом возможно сколько-нибудь однозначное каузальное сведение** тех моментов религиозной хоз€йственной этики «апада, которые свойственны только ей и отличают ее от других. ¬ насто€щих стать€х автор ни в коей мере не претендует на то, чтобы дать общий анализ различных культур, пусть даже в самой сжатой форме. ¬ каждой культурной сфере намеренно подчеркиваетс€ только то, что находилось и находитс€ в противоречии с западным культурным развитием. —татьи эти полностью ориентиро≠ваны лишь на то, что €вл€етс€ важным дл€ анализа за-

[56]

ладного развити€ именно под этим углом зрени€. »ной метод дл€ достижени€ нашей цели не представл€етс€ нам возможным. ќднако дл€ устранени€ недоразумений необходимо со всей решительностью указать на границы поставленной нами задачи. „итател€, недостаточно зна≠комого с данной проблематикой, следует предостеречь еще в одном отношении, а именно от переоценки значе≠ни€ данного исследовани€. —овершенно очевидно, что ни синолог, ни индолог, ни семитолог или египтолог не най≠дет здесь дл€ себ€ ничего нового по существу интересую≠щих его вопросов. ’отелось бы наде€тьс€ на то, что спе≠циалисты не обнаружат никаких фактических неправиль≠ностей в той части нашего исследовани€, котора€ суще≠ственна дл€ нашей концепции. ¬ какой степени автору удалось в границах, доступных неспециалисту, прибли≠зитьс€ к этому идеалу, не ему судить. —овершенно оче≠видно, что исследователь, вынужденный пользоватьс€ переводами и прибегать дл€ правильного понимани€ громадного количества документов и нарративных источ≠ников к специальной, очень противоречивой литературе (значение этих контроверз он также не может самосто€≠тельно оценить), имеет все основани€ весьма скромно оценивать свои работы. “ем более что и количество пере≠водов подлинных Ђисточниковї (то есть надписей и гра≠мот) в некоторых случа€х (особенно дл€  ита€) очень невелико по сравнению с тем, что имеетс€ в наличии и что важно. »з всего вышесказанного €сно. что упом€ну≠тые статьи нос€т чисто предварительный характер, осо≠бенно в той части, где речь идет о странах јзии3. ќкон≠чательное суждение надлежит вынести специалистам. Ёти статьи вообще были написаны лишь потому, что вплоть до насто€щего времени нет таких специальных исследований, которые ставили бы себе подобную цель и рассматривали бы материал под таким специфическим углом зрени€. » если любое научное исследование в ко≠нечном итоге устаревает, то к насто€щей работе это отно≠ситс€ в первую очередь. ¬ исследовани€х такого рода неизбежно приходитс€ прибегать к сравнени€м, в ходе которых, несмотр€ на все св€занные с этим сомнени€, автор вынужден привлекать материал, выход€щий за рамки его непосредственной специализации. ѕри этом приходитс€ иметь в виду все проистекающие из этого последстви€ и отдавать себе отчет в том, что проделан≠на€ работа в данном случае отнюдь не €вл€етс€ гаран-

[57]

тией успеха. ¬ наши дни мода и литературные склонно≠сти породили уверенность, что можно обойтись без спе≠циалиста или свести его роль к вспомогательной де€≠тельности на службе Ђсозерцател€ї, интуитивно воспри≠нимающего действительность. ѕочти все науки об€заны кое-чем дилетантам, часто даже весьма ценной поста≠новкой вопросов. ќднако возведение дилетантизма в научный принцип было бы концом науки. ѕусть тот, кто ищет созерцаний, отправл€етс€ в кино. ¬прочем, ему в громадном количестве предоставл€етс€ на данном уровне решение интересующих его проблем и в литературной форме4. Ќичто не €вл€етс€ более чуждым нашим, в выс≠шей степени трезвым и строго эмпирическим по своему замыслу исследовани€м, чем такого рода настроени€. » еще мне хотелось бы прибавить следующее: тот, кто ждет Ђпроповедиї, пусть идет в собрание сектантов. ћы ни одним словом не упоминаем о ценностном соотношении сравниваемых здесь культур. Ќе подлежит сомнению, что человек, обозревающий какой-либо отрезок того бес≠конечного движени€, которому подвластны судьбы людей, ощущает оглушительные удары рока. Ќо ему следовало бы воздержатьс€ от своих ничтожных комментариев; они здесь так же неуместны, как выражение восторга при виде мор€ или гор, разве что человек чувствует себ€ спо≠собным воплотить свои ощущени€ в произведении искус≠ства или выразить их в пророческом обращении к люд€м. ¬о всех остальных случа€х бесконечные толки об Ђинту≠ицииї означают обычно не что иное, как неспособность ощущать должную дистанцию по отношению к объекту, а это достойно такого же осуждени€, как аналогична€ позици€ по отношению к человеку.

ћы считаем необходимым по€снить, почему мы дл€ достижени€ нашей цели не привлекли этнографический материал в той степени, в которой это было бы необхо≠димо дл€ подлинно глубокого исследовани€ поставленной проблемы, особенно там, где речь идет о религиозности народов јзии. ѕроизошло это не только потому, что человеческа€ работоспособность имеет свои границы, но и потому, что речь здесь идет о воздействии именно религиозно обусловленной этики тех слоев, которые были Ђкультуртрегерамиї в каждой из изучаемых стран. –ечь идет о вли€нии, оказываемом именно их жизненным по≠ведением. —праведливо, конечно, что и это жизненное поведение может быть пон€то во всем своем своеобразии

[58]

только в том случае, если сопоставить его с данными этно≠графии и фольклора. ћы вполне осознаем этот пробел, который будет неминуемо обнаружен этнографом, и на≠деемс€ в какой-то мере восполнить его при системати≠ческом изучении материала в работе по социологии ре≠лигии*. ѕодобна€ задача вышла бы, однако, за рамки насто€щего исследовани€ с его определенным образом ограниченными цел€ми. «десь мы вынуждены были удов≠летворитьс€ попыткой вы€вить те черты различных рели≠гий, которые допускают сравнение с религи€ми западных культур.

¬ заключение следует остановитьс€ на антропологическом аспекте проблемы. ѕоскольку определенные типы рационализации мы посто€нно обнаруживаем на «ападе, и только там, даже в тех сферах жизненного поведени€, которые (как будто) развиваютс€ независимо друг от друга, легко может сложитьс€ впечатление, что основой этого служат наследственные качества. јвтор признает, что лично, по своим субъективным воззрени€м, он скло≠нен придавать большое значение биологической наслед≠ственности. ќднако, несмотр€ на значительные успехи антропологии, он в насто€щее врем€ не видит пути дл€ того, чтобы точно определить или даже предположитель≠но вы€снить вклад антропологии в намеченном здесь направлении Ч ни степень ее возможного вли€ни€, ни характер и форму ее воздействи€. ќдной из задач буду≠щего социологического и исторического исследовани€ должно быть прежде всего вы€вление всех тех вли€ний и каузальных р€дов, которые могут быть удовлетвори≠тельно объ€снены как реакции на судьбы человечества и среду. “олько в этом случае (если к тому же сравни≠тельна€ расова€ неврологи€ и психологи€ выйдут из сво≠ей начальной стадии, а в этих науках уже обнаруживает≠с€ р€д многообещающих направлений) можно наде€тьс€ на удовлетворительные результаты такой постановки проблемы5. ¬ насто€щее врем€ подобна€ необходима€ предпосылка, по нашему мнению, отсутствует, поэтому ссылка на Ђнаследственностьї означала бы опрометчи≠вый отказ от той степени познани€, котора€ может быть доступна сегодн€, и попытку свести проблему к неизвест≠ным еще (в насто€щее врем€) факторам.

[59]

 

ѕ–»ћ≈„јЌ»я

1. ¬ этом, как и в р€де других пунктов, € расхожусь с нашим уважае≠мым ученым Ћ. Ѕрентано (см.: Brentano L. Die Anfange des modernen Kapitalismus. Munchen, 1916) прежде всего терминологи≠чески, но также и по существу. ћне не представл€етс€ целесообраз≠ным подводить под одну категорию столь различные €влени€, как нажива, приобретенна€ в виде добычи, и нажива, полученна€ в ре≠зультате управлени€ предпри€тием; еще менее целесообразно счи≠тать Ђдухомї капитализма Ч в отличие от других форм наживы Ч вс€кое стремление к получению денег. ≈сли последнее, как нам пред≠ставл€етс€, не оставл€ет места дл€ пон€тий в их точном значении, то первое лишает западный капитализм той его специфики, котора€ отличает его от других форм капитализма. ¬ Ђ‘илософии денегї √. «иммел€ (1900) также в ущерб объективному изложению слишком сближаютс€ Ђденежное хоз€йствої и Ђкапитализмї. ¬ работах ¬. «омбарта, ч прежде всего в последнем издании его прекрасной работы Ђ—овременный капитализмї (2-е изд., 1916Ч1917), специфике западного капитализма Ч рациональной организации труда Ч также не уделено должного внимани€; подчеркиваютс€ те факторы, которые существовали во всем мире (так по крайней мере представл€етс€ мне при моей постановке проблемы).

2. Ёту противоположность не надо, конечно, понимать как абсолютную. ¬ рамках ориентированного на политику (прежде всего фискального) капитализма уже в средиземноморских и восточных государствах древности, а также в  итае и »ндии возникали длительно действую≠щие предпри€ти€, где ведение бухгалтерских книг (до нас дошли лишь небольшие их отрывки), по всей видимости, носило Ђрацио≠нальныйї характер. “еснейшим образом св€зан ориентированный на политику авантюристический капитализм с рациональным промыш≠ленным капитализмом в период возникновени€ современных банков, в частности јнглийского банка, основой которых обычно €вл€лись деловые операции, обусловленные политическими и военными моти≠вами. ¬ этом смысле показательно противопоставление такой инди≠видуальности, как, например, ѕатерсон,Ч типичного promoter Ч тем членам правлени€, которым ѕатерсон был об€зан своим дли≠тельным вли€нием и которых очень скоро стали называть Ђthe Puritan usurers of the Grocers' Hallї (пуританскими поставщиками из Grocers' Hall), так же как и крах политики этого Ђсолиднейшегої бан≠ка в св€зи с основанием ёжноокеанской компании. √раницы выше≠указанного противопоставлени€ не могут быть точно обозначены, но они существуют.  рупные promoters (грюндеры) и financiers (финан≠систы) не создали рациональной организации труда, так же как (в целом и с отдельными исключени€ми) не создали ее типичные пред≠ставители финансового и политического капитализма Ч евреи. —де≠лали это совсем другие люди (вернее, тип людей!).

3. ћоих знаний в области гебраистики совершенно недостаточно.

4.¬р€д ли есть необходимость указывать на то, что под эту категорию не подход€т такие работы, как: Jaspers  . Psychologie der Weltanschauungen, 1919; Klages L. Prinzipien der Characterologie, 1910, и им подобные,Ч все они исход€т из иных отправных пунктов, чем насто€щее исследование. «десь не место приводить наши сооб≠ражени€ по этому вопросу.

5.ѕодобную точку зрени€ несколько лет назад высказал в разговоре со мной один очень известный психиатр.

[60]





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 469 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1408 - | 1369 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.051 с.