Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 лассификаци€ по способу организации групп. 1 страница




ѕо способу организации группы дел€тс€ на формальные и неформальные. ‘ормальные группы Ч это объединени€, созданные дл€ осуществлени€ тех или иных функций и имеющие свои строго определенные цели. Ќапример, трудовые объединени€ (бригады, фирмы, цеха), политические организации, учебные группы, спортивные команды, театральные группы. ¬ таких группах имеетс€ определенна€ организационна€ структура, предписывающа€ права и об€занности членов групп и закрепл€юща€ систему руководства и подчинени€, что находит свое отражение в различного рода документах уставе, правилах, штатном расписании, инструкци€х и т.д.

‘ормальные группы отличаютс€ друг от друга по степени жесткости регламентации внутригрупповой жизни, об€зательности соблюдени€ внутригрупповых норм и дисциплины. ѕримерами групп со значительно большей свободой поведени€ могут быть самоде€тельный ансамбль, общество филателистов.

Ќеформальные группы возникают сами по себе, стихийно на основе взаимных интересов. ƒл€ них характерно отсутствие жестко фиксированной структуры руководства и подчинени€. ѕримерами таких групп могут служить компании друзей, игровые группы людей со сходными интересами и зан€ти€ми. Ќеформальные группы могут возникать как внутри формальных групп, так и существовать самосто€тельно. “ак можно представить себе работу группы по телесной терапии, по танцевальной терапии, по коллективному психоанализу.

√рупповое сознание - это особый феномен. —колько проводили экспериментов, интересу€сь мнением конкретного человека. „то он думает о том-то и том-то. ќн, разумеетс€, высказываетс€. „его таить? ѕотом этот же вопрос задают ему в классе, в группе, в коллективе. » мнение человека мен€етс€. ќн излагает его с огл€дкой на других, и вовсе не из-за лицемери€. √рупповые стандарты незаметно вход€т в наше сознание и в значительной степени определ€ют его.

¬от пример. ¬о врем€ второй мировой войны группова€ солидарность у немцев была очень сильной. Ћюди не могли думать вразрез с коллективом, потому что зависели от него. —траны, которые воевали с √ерманией, обратили внимание на тот факт, что их пропаганда на немцев совершенно не действует, да это и пон€тно.  огда все в группе думают одинаково, вс€ка€ друга€ точка зрени€ кажетс€ курьезной. ѕорой она воспринимаетс€ как нечто предельно далекое от правды.

ѕропаганда √еббельса утверждала, что Ћондон полностью стерт с лица земли Ч его разбомбили немецкие летчики. Ќа самом деле город усто€л. » вот когда пленных немецких асов вели по улицам города, они спрашивали:

Ч „то за город?

Ч Ћондон.

Ќо ведь Ћондона нет... ќн разбомблен...

Ч ¬ы же идете по улицам этого города. —мотрите, вот “ауэровска€ башн€...

Ч Ќе может быть...

»ногда сама реальность кажетс€ сомнительной, если она противоречит групповым стандартам. » только в конце войны, когда общие коллективные представлени€ стали разрушатьс€, пропаганда союзников обнаружила гораздо большие успехи.

ѕорой нам кажетс€, что мы независимы, самосто€тельны в своих суждени€х. ћы убеждены, что говорим только то, о чем давно знаем. ћнение группы дл€ нас неважно. Ќо на самом деле это не так. ѕроводилось огромное множество экспериментов, подтверждавших, что люди завис€т от группы и часто бездумно повтор€ют то, что прин€то говорить в коллективе.

Еѕсихолог показывает две палочки, одна из которых за ведомо длиннее другой. Ќо в группе все сговорились, чтобы проверить, как поведет себ€ один из них, которого не посв€тили в проводимый опыт. ¬се один за другим показывают на короткую палочку и за€вл€ют, что она длиннее. С„то за причуда? думает тот, кого разыгрывают. Ќо в конечном счете он отказываетс€ доверитьс€ собственному опыту и присоедин€етс€ к заведомо ложному мнению группы...

√руппа живет по своим законам. ¬ ней есть формальный лидер, то есть человек, занимающий некую должность, Ч староста группы, вожатый, мастер. Ќо есть и лидер неформальный, то есть официально не признанный. Ќо именно он и верховодит коллективом. ¬спомним эпизод из кинофильма Удоживем до понедельникаФ. –еб€та собираютс€ на пустыре, и секретарь бюро комсомола уговаривает подростков вернутьс€ в класс. ќднако группа слушает не ее, а того, кто реально определ€ет поступки школьников.

≈сли кто-то хочет воздействовать на класс, ему вовсе не об€зательно вести беседы с каждым членом группы. —тоит учителю найти общий €зык с неформальным лидером, и дело пойдет гораздо успешнее.

¬едь мальчик или девочка, которых уважают в классе, может легко повести за собой всех остальных. Ёти открыти€ современной психологии широко используютс€ сегодн€ в педагогике, пропаганде, политике.

¬ групповом сознании немало парадоксов. Ќесколько лет назад артист и режиссер ќлег “абаков создал студию молодого актера, она стала основой его театра. ќн пригласил мен€ прочитать несколько лекций о психологии творческого коллектива, » вот € рассказал реб€там, тогда еще безызвестным студентам ћарине «удиной, ≈вдокии √ермановой и другим, что если кто-то в группе объ€вит себ€ самым умным и талантливым, его могут осудить за зазнайство.

Ќо групповые стандарты незаметно входит в сознание. ѕридет человек со стороны и спросит: Ђ то тут у вас самый умный и талантливый?ї » все укажут на самозванца. ѕотом ќлег ѕавлович шутил: один студент пр€мо-таки вз€л на вооружение мои практические рекомендации.

»ндивид корректирует свое социальное поведение по групповым стандартам. Ќапомним, что группа Ч ограниченна€ в размерах общность людей, выдел€ема€ из социального целого на основе определенных признаков. “аковыми €вл€ютс€ цели, общие интересы, устремлени€, функции или опасени€, позвол€ющие как самим участникам, так и другим рассматривать подобное объединение в качестве коллективного образовани€ или группы.

√руппова€ психологи€ Ч это отрасль психологии, имеюща€ дело с поведением групп и с психологией членов группы. ќна мало чем отличаетс€ от социальной психологии. ќднако психоаналитический аспект в данном случае делает акцент на идентификации между членами группы, на идентификации членов группы со своим лидером и на отношени€х с общим врагом. ѕричем все три фактора играют важную роль в ослаблении разрушенных последствий, которые рождаютс€ в результате сотрудничества между членами группы.

»дентификаци€ (от лат. idem Ч тот же самый и facere Ч делать) Ч уподобление. ќдно из глубинных потребностей человека Ч стремление к уподоблению, поиск объекта поклонени€. »ндивид, заброшенный в мир таинственных вещей и €влений, оказываетс€ просто не в состо€нии самосто€тельно осознать назначение и смысл окружающего быти€. ќн нуждаетс€ в системе ориентации, котора€ дала бы ему возможность отождествить себ€ с неким признанным образцом.

¬первые такого рода механизмы были рассмотрены в психологической концепции ‘рейда, возникшей на основе патопсихологического наблюдени€, а затем были распространены на УнормальнуюФ духовную жизнь. ‘рейд рассматривал идентификацию как попытку ребенка (ила слабого человека) перен€ть силу отца, матери (или лидера) и таким образом уменьшить чувство страха перед реальностью.

—овременные исследовани€ позвол€ют значительно расширить представление об этом механизме. ћир человеческих переживаний чрезвычайно сложен. ¬ основе таких эмоциональных состо€ний, как любовь, нежность, сострадание, сочувствие, ответственность, лежит нечто такое, что неизменно предполагает взгл€д не только на самого себ€, но и на других. ¬се эти чувства по самому своему про€влению Ђоткрытыї, Ђнаправленыї на иной объект. —ледовательно, глубинна€ потребность человека состоит в том, чтобы посто€нно видеть перед собой какие-то персонифицированные образы.

–азумеетс€, человек прежде всего ищет их в ближайшем окружении. Ќо оно так знакомо и подчас однообразно. »ное дело- экран. «десь творитс€ необычный, иногда эксцентрический образ, в котором зримо воплощаютс€ мои собственные представлени€ о естественности, нежности, глубине чувств. ¬от, например, образ купринской колдуньи, созданной ћариной ¬лади (1955). —куласта€, с прозрачными глазами, она пронзила сердца телезрителей.

ѕсихологи€ исследует Ђсамоидентификациюї танца как элемент культа с демоном или животным, маска или регалии которого используютс€ в танце, а также идентификацию, стремление первобытных людей уподобитьс€ тотему своего рода. ѕодобно этому существует идентификаци€ актера с изображаемым им лицом, идентификаци€ зрител€ с героем драмы, фильма, идентификаци€ читател€ с персонажем романа, зрител€ с тем, что изображено на картине, со скульптурой и т.д. ”словием вс€кой идентификации €вл€етс€ то, что сущность вещи, €йца и т.д. резко выражена и быстро схватываетс€.

 .√. ёнг подчеркивал, что группа может оказывать двойственное действие на индивида: Ђ’от€ группа может придать индивиду смелость, манеру поведени€, чувство собственного достоинства, которые легко могут исчезнуть в изол€ции, существует опасность, что преимущества групповой жизни окажутс€ на столько соблазнительными и подавл€ющими, что в них утратитс€ индивидуальностьї. ќсновной теоретический вклад ёнга в групповую психологию заключаетс€ в утверждении, что именно вли€ние недостаточно интегрированных архетипических тенденций ведет к таким массовым феноменам, как фашизм, группова€ психотерапи€.

√руппова€ психотерапи€ - это люба€ форма психотерапии, в которой участвует более двух пациентов. ¬ большинстве видов групповой психотерапии группа представл€ет собой искусственное образование, создаваемое терапевтом. ќн делает отбор членов группы. ѕредполагаетс€, однако, что общее отношение к терапевту приведет к возникновению подлинно групповой ситуации. √руппова€ психотерапи€ Ђестественныхї групп, то есть семей в полном составе, представл€етс€ довольно редким €влением.

√рупповой анализ - группова€ психотерапи€, при которой терапевт ограничивает свою активность истолкованием групповой динамики. √рупповой или коллективный психоанализ Ч методика, рассчитанна€ на провоцирование предельной исповедальности. —пецифика коллективной психотерапии заключаетс€ в общности методики лечени€ и случайном объединении людей. ¬ отличие от группового анализа, где акцент ставитс€ на изучение группы и ее внутренних динамических процессов, коллективный психоанализ направлен на достижение катарсического эффекта.

ѕри групповой психотерапии отбираютс€ случайные люди, которые в течение определенного времени посто€нно наход€тс€ в процессе интенсивных контактов. ќни обсуждают различные проблемы без предварительного сценари€ и волевого участи€ психоаналитика. ¬ итоге на первой стадии общени€ возникает обмен аффектами, внутренними состо€ни€ми. ќднако постепенно по мере развити€ событий рождаетс€ эффект абсолютной исповедальности. Ќередко на таких сеансах дежурит карета Ђскорой помощиФ, поскольку можно вызвать из собственного бессознательного травматизируюшие воспоминани€.

—овременна€ культура во многом утратила религиозность. Ќет в ней романтического покрова. Ќаша эпоха стремительна€, расчетлива€, делова€. ≈стественно, многие люди испытывают потребность с кем-то поделитьс€, зафиксировать внимание на необычности собственных переживаний, найти душевный отклик. —вободный обмен впечатлени€ми репликами, мнени€ми в конечном счете рождает эффект исповедальности. Ћюди открывают друг другу собственные тайны. ћетодика коллективного психоанализа имеет огромный психотерапевтический эффект.

¬ небольших человеческих группах люди приобретают психологический опыт, учатс€ понимать себ€ и других, испытывают и раскрывают друг другу нестандартные переживани€, постигают принципы неформального и вдумчивого межличностного контакта.

—ам феномен группы, разумеетс€, не €вл€етс€ приметой только нашего времени. ѕервобытные племена участвовали в ритуалах и танцах. јнтичные философы создавали небольшие группы дл€ совместного поиска истины. —редневековые монахи объедин€лись в ордена, внутри которых очищалась душа и постигалась божественна€ сущность человека. –елигиозные де€тели стремились открыть уникальные конфессиональные объединени€ дл€ укреплени€ собственной веры. Ёзотерики всех времен тщательно охран€ли круг посв€щенных.

ћногие специалисты считают, что одним из первых в европейской культуре применил групповое воздействие на соматические и психические болезни австрийский психиатр ‘ранц јнтон ћесмер (1734Ч1815). ≈го пациенты собирались вокруг наполненного водой дерев€нного чана (Ђбакэї) со множеством ручек.  аждый из участников такой УгруппыФ держалс€ за одну из ручек или за своего соседа. ќблаченный в развевающуюс€ мантию, ћесмер прикасалс€ своим магическим жезлом к чану. “отчас же люди начинали сме€тьс€, плакать...

¬от как описывает процедуру терапии —тефан ÷вейг в книге о ћесмере: У—ерьезный и спокойный он входит медленно, с величавым выражением лица, излуча€ покой в общее беспокойство; и едва лишь он приблизилс€ к больным, как легкий трепет, словно от звен€щего издали ветерка, пробегает по цепи. Ќа нем длинна€ шелкова€ фиолетова€ манти€, вызывающа€ мысль о «ороастре или об оде индийских магов; сурово, сосредоточившись в себе наподобие укротител€ зверей, который, име€ лишь легкий хлыст в руке, единственно силою воли удерживает звер€ от прыжка, шагает он, со своим железным жезлом, от одного больного к другому (÷вейг —тефан. ¬рачевание и психика. ћесмер. Ѕеккер Ёдди. ‘рейд. ћ., 1992, с. 73).

ќднако, как уже отмечалось, создание групп дл€ психотерапии началось в —Ўј в ’’ столетии. –азумеетс€, работы ‘рейда оказали немалое воздействие на групповые методы исцелени€. ” австрийского психиатра интерес к таким экспериментам сочеталс€ с изучением психологии масс (‘рейд «, ћассова€ психологи€ и анализ человеческого Ђяї // ‘рейд «. ќсновной инстинкт. ћ., 1997, с. 250Ч320). „то касаетс€ јльфреда јдлера, то он пыталс€ охватить как можно больше людей при использовании индивидуальной терапии.

—реди основателей групповой терапии надо назвать им€ якоба ћорено (1892-1974). Ёто американский психиатр и социальный психолог, основатель социометрии, данное слово происходит от лат. societas общество и греч. metreo Ч измер€ю. “ак называетс€ прикладна€ микросоциологи€, отрасль социальной психологии изучающа€ межличностные отношени€ индивидов (симпатии, антипатии и пр.) и взаимоотношени€ в малых группах, удел€€ преимущественное внимание их количественному измерению.

“ермин Усоциометри€Ф по€вилс€ в ’I’ в. в св€зи с попытками примен€ть математические методы к изучению социальных €влений. —оциометрические тесты, ауто- и ретроспективна€ социометри€ позвол€ют описать положение индивида в группе так, как оно представл€етс€ самому индивиду, сопоставить и сравнить взгл€ды всех участников группы. √рупповые индексы показывают степень св€занности в группе, взаимность св€зей, объем и интенсивность взаимодействий и т. д.

¬ —Ўј существует школа ћорено в микросоциологии, котора€ рассматривает социометрию как средство достижени€ ћаксимальной общественной гармонии путем такой перегруппировки малых групп, в результате которой устанавливаетс€ единство желаний и чувств объединенных в них людей.

ћорено изучал психологические аспекты поведени€ малых социальных групп, удел€€ главное внимание эмоциональным отношени€м (чувствам симпатии, антипатии, безразличи€), поскольку считал, опира€сь на психоанализ и гештальтпсихологию, что психическое здоровье человека обусловлено его положением в малой группе, в системе межиндивидуальных влечений. ѕроцедуры социометрии, социометрические тесты и пр. позвол€ют вы€вл€ть невидимые эмоциональные союзы, измер€ть их и фиксировать результаты в специальных программах. ѕрименение социометрических методов позвол€ет достигать определенных практических результатов при лечении неврозов, см€гчении конфликтных ситуаций, повышении производительности труда на предпри€ти€х, ослаблении противоречий между структурами управлени€.

 

—ловарь основных пон€тий:

 

»сторические типы сознани€ Ц раскрываемые в истории психологии индивидуальный, общественный и групповой тип сознани€.

»ндивидуальное сознание Ц сознание отдельно вз€того индивида.

 оллективное, или общественное, сознание Ц сознание общества.

√рупповое сознание Ц сознание группы.

√руппа -ограниченна€ в размерах общность людей, выдел€ема€ из социального целого на основе определенных признаков.

 

–еальна€ группа Ц это совокупность взаимодействующих между собой индивидов, объединенных совместной де€тельностью или интересом.

 

”словна€ группа Ц классификационна€ или статистическа€ - группа, искусственно выдел€ема€ в цел€х теоретического анализа.

 

‘ормальные группы Ч объединени€, созданные дл€ осуществлени€ тех или иных функций и имеющие свои строго определенные цели.

 

Ќеформальные группы Ц группы, возникающие сами по себе, стихийно, на основе взаимных интересов. ƒл€ них характерно отсутствие жестко фиксированной структуры руководства и подчинени€.

 

‘ормальный лидер Ц человек, занимающий некую должность.

Ќеформальный лидер Ц неназначаемый лидер; человек, официально не признанный, но определ€ющий мнение группы.

√рупповые стандарты Ц нормы поведени€, прин€тые в группе, согласно которым индивид корректирует свое поведение.

√руппова€ психологи€ Ч это отрасль психологии, имеюща€ дело с поведением групп и с психологией членов группы.

 

√руппова€ психотерапи€ - люба€ форма психотерапии, в которой участвует более двух пациентов.

 

√рупповой анализ - группова€ психотерапи€, при которой терапевт ограничивает свою активность истолкованием групповой динамики.

 

√рупповой или коллективный психоанализ Ч методика, рассчитанна€ на провоцирование предельной исповедальности.

 

 атарсис Ц глубинное душевное очищение.

 

—оциометри€ -прикладна€ микросоциологи€, отрасль социальной психологии изучающа€ межличностные отношени€ индивидов (симпатии, антипатии и пр.) и взаимоотношени€ в малых группах, удел€€ преимущественное внимание их количественному измерению.

 

—оциометрический статус Ч положение человека в системе внутригрупповых межличностных отношений, определенное при помощи социометрического теста.

 

—оциометрический тест Ч распространенное название стандартизированной социометрической методики, предназначен≠ной дл€ вы€влени€, нагл€дно-графического изображени€ и индексного представлени€ межличностных отношений в малой группе.

 

Ћитература по теме:

јгеев ¬.—. ћежгрупповое взаимодействи€. ћ., 1990.

јндреева √.ћ. —оциальна€ психологи€. ћ., 1994.

ƒонцов ј.». ѕроблемы групповой сплоченности. ћ., 1979.

 ричевский –. Ћ., ƒубовска€ ≈.ћ. ѕсихологи€ малых групп. ћ., 1991.

–обер ћ.ј., “ильман ‘. ѕсихологи€ индивида и группы. ћ., 1988.

√уревич ѕ.—. ћетоды групповой терапии. ћ., 1998.

 

“ест є 4:

 лассический эксперимент Е. послужил первым €рким подтверждением феномена группового сознани€.

а) ј. ћаслоу;

б) «. ‘рейда;

в) √.ћ. јндреевой;

г) Ё. ћэйо.

¬ результате эксперимента Ё. ћэйо вы€снилось, что на рост производительности труда решающую роль оказывало Е.

а) улучшение условий труда;

б) сокращение рабочего дн€;

в) материальное поощрение;

г) чувство причастности к общему делу.

Е. Ц ограниченна€ в размерах общность людей, выдел€ема€ из социального целого на основе определенных признаков.

а) объединение;

б) группа;

в) формаци€;

г) толпа.

ѕсихологи, говор€ об исторических типах сознани€, выдел€ют Е сознание.

а) коллективное;

б) обособленное;

в) индивидуальное;

г) студенческое;

д) групповое.

√руппа, искусственно выдел€ема€ в цел€х теоретического анализа, называетс€ Е.

а) реальна€;

б) условна€;

в) формальна€;

г) неформальна€.

Е - это человек, занимающий определенную должность в группе.

а) формальный лидер;

б) общественный де€тель;

в) политический лидер;

г) неформальный лидер.

¬оздействовать на группу лучше всего через Е.

а) формального лидера;

б) эксперта;

в) неформального лидера;

г) Ђшутаї.

ѕо мнению  .√. ёнга, в группе человек часто обретает смелость, чувство собственного достоинства, но утрачивает Е.

а) индивидуальность;

б) альтруизм;

в) некритичность сознани€;

г) чувство меры.

—оциометри€ Ц это Е.

а) опрос общественного мнени€;

б) отрасль социальной психологии, изучающа€ межличностные отношени€ индивидов и взаимоотношени€ в малых группах;

в) метод групповой психотерапии;

г) способ лечени€ психологических и соматических заболеваний.

 

 

“ема 5. ѕолитика как сфера социальной психологии

 

ѕолитическа€ психологи€ Ц это сфера психологического осмыслени€ политики. ¬ нее вход€т самые общие вопросы осмыслени€ политики: раскрытие сущности политики, ее исторические судьбы, опыт психологической рефлексии по поводу исторической практики через призму конкретной политической де€тельности.

„еловек Ц существо социальное. ћы живем среди людей и поэтому зависим от них. ’очешь - не хочешь, а надо как-то согласовывать собственные действи€ с поступками своих сородичей, соплеменников, сограждан. ≈сли бы € жил на земном шаре один, €, безусловно, позволил бы себе абсолютную свободу. Ќо откуда вз€тьс€ своеволию, если вокруг столько людей, которые чего-то ждут от мен€, требуют, настаивают?Е

¬ своей фантазии € могу представить себ€ первобытным охотником.  о мне подходит глава рода и сообщает, что пора идти на охоту. ”мом € понимаю, что запасы съестного действительно истощились и если мы сегодн€ не добудем пищу, есть будет нечего. Ќо идти за добычей мне не хочетс€. ƒело это нелегко и притом опасное.

 роме того, мне ужасно нравитс€ лежать на куче хвороста и разгл€дывать облака. ќднако вождь неумолим. ќн смотрит на мен€ требовательно и непреклонно. ј кто он, собственно, такой? ѕочему € должен подчин€тьс€ его приказу? ћне вообще не нравитс€ его вид - надменный и суровый. ¬от сейчас, не поднима€сь с кучи хвороста, возьму и врежу его правду-матку. ¬прочем. ѕожалуй, не стоит. „лены рода прогон€т мен€ прочь, а без помощи других € мамонта не одолеюЕ

¬ы уже догадались, что такое мировоспри€тие скорее похоже на сознание современного человека.

»так, чтобы общество существовало, люд€м приходитс€ действовать согласованно. »наче говор€, нужен пор€док. Ёта иде€ родилась уже в древней космологии. —лово Ђкосмосї и означало Ђпор€докї.

ѕор€док Ц это относительна€ налаженность в мире, в сфере человеческой де€тельности.  аждый сознательный человек должен подчин€тьс€ воле других и следовать общим установлени€м. Ћегко сказатьЕ Ћюди все разные, и им вовсе не хочетс€ отказыватьс€ от собственных намерений, фантазий, личных интересов.

»нтерес Ц это осознание собственной выгоды, пользы или даже корысти. я, например, после окончани€ института хочу стать журналистом. ћожно поездить по разным странам. ѕома€чить перед телекамерамиЕ Ќо мой отец видит мен€ в будущем в роли юриста. ј бабушка почему-то считает, что во мне живет прирожденный и, безусловно, талантливый менеджер. я, может быть, и согласилс€ с бабушкой, но она сама не знает толком смысл этого нового словечкаЕ

 ак тут обеспечить пор€док?  то в лес, кто по дроваЕ   тому никто не хочет пон€ть душу молодого специалиста. “ак, наверное, было всегда.

 огда ѕлатон размышл€л об идеальном государстве, он, наверное, тоже думал о пор€дке. Ќо при такой разноголосице интересов не только в семье, но и во всем обществе обеспечить единомыслие просто невозможно. Ќедаром раздосадованный ѕлатон хотел укрепить общество, казн€ и изгон€€ определенные группы людейЕ (—м. об этом: ѕоппер  . ќткрытое общество и его враги.. “. 1, „ары ѕлатона, ћ., 1992).

 огда же возникла политическа€ психологи€? јнглийский политолог ƒж.  этлин Ђкрестным отцомї этой области социальной психологии называл —ократа (Catlin D. The Story of Political Philosophers. N.Y. and London. 1939, p. 33). »ной точки зрени€ придерживаетс€ английский политолог Ќ. Ѕерри. ќн считает Ђ√осударствої ѕлатона Ђсамым первым и самым известным политическим трактатом по политической философииї (Barry N. An Introduction to Modern Political Theory. London. 1982, p. 110). — этими взгл€дами был солидарен и крупный современный политический философ Ћ. —траус. (Strauss L. Introduction to Political Philosophy. N. Y. 1986, p. 64-65).

–азумеетс€, говор€ о политической психологии, важно различать по€вление собственно сочинений на темы политики (Ђѕолитикаї, Ђ√осударствої, Ђ«аконыї, Ђ–еспубликаї, Ђ√осударьї) и сам феномен политики. ’от€ уже в античной философии рождались политические представлени€, но еще не было живой преемственности во взгл€дах, не сложились зрелые политические отношени€ внутри общества. Ќе наблюдалось и €вление политизации широких слоев населени€.

ќднако уже в древности складывались взгл€ды на отношени€ не только внутри общества, но и между различными государствами и культурными мирами. “радиции трезвого, критического анализа этого феномена св€заны с такими мыслител€ми, как ѕлатон, јристотель, √оббс, Ў. ћонтескье, Ќ. ћакиавелли. ѕолитика представл€ет собой участие в делах государства, в определении направлени€ его функционировани€, в определении форм, задач и содержани€ де€тельности государства. ÷ель политики Ц сохранение или создание наиболее приемлемых дл€ определенных социальных слоев или классов, а также страны в целом условий и способов осуществлени€ власти. (—м. —пиркин ј.√. ‘илософи€. ћ, 2000, с. 163)

»так, политика Ц это сфера де€тельности, регулирующа€ социальные отношени€ и обеспечивающее завоевание, удержание и использование государственной власти. „тобы общество не распалось, чтобы не было кровопролити€, надо, очевидно, учитывать не только свои интересы, но и интересы других людей. ¬о что бы то ни стало надо добитьс€ согласи€. Ђ¬ключение категории согласи€ в исследование актуализировавшихс€ проблем глобализации человечества, диалога и взаимодействи€ культур, смены типов цивилизационного развити€ будет способствовать философскому обоснованию перспективных направлений развити€ человеческого общества, в его услови€х многопол€рности (¬.—. —тепин. ѕредисловие к книге ћ. јлиева —огласие. —оциально-философский анализ. ћ., 2001, с. 4). ¬от и вождь племени, который стоит надо мной, пока € наслаждаюсь блаженным покоем, призывает мен€ к благоразумию. ќднако он не пользуетс€ словом Ђполитикаї. “акого слова еще нет.

—огласно ѕлатону и јристотелю, политика- это едина€ наука об обществе и городе-государстве (полисе). “ермин получил распространение под вли€нием трактата јристотел€. ¬ самом общем виде политикой в то врем€ можно было бы назвать согласование интересов между государством и социальными группами.  огда племенное единство распалось, обнаружилось множество разнонаправленных человеческих устремлений. ѕоэтому некоторые античные мыслители считали вс€кое индивидуальное побуждение зловредным актом несправедливости, за который индивид должен страдать и приносить пока€ние.

ѕочти все древние мыслители ощущали болезненно переживаемое ими социальное напр€жение. ѕоэтому јристотель понимал под политикой разумную целенаправленную форму человеческой общности, котора€ служит достижению Ђобщего благаї и Ђсчастливой жизниї. ѕредположим, такой идеал оказываетс€ достижимым. ¬се люди отказываютс€ иметь только свой интерес и живут согласованно, цивилизованно, во всем ориентиру€сь на общее благо. Ёто, пожалуй, мало веро€тноЕ

ѕочему же родилась политика? ƒело в том, что в обществе всегда есть разные социальные группы. »х интересы не совпадают. “ак, предприниматели добиваютс€ свободы действий, рыночной экономики. ¬оенные озабочены тем, чтобы государство активно заботилось об обороне страны. ѕенсионеры хот€т, чтобы их жизнь была обеспечена, чтобы они своевременно получали пенсии, достаточные дл€ нормальной жизни. ¬ общественной жизни разность интересов рождает многочисленные политические действи€. –азные социальные группы пытаютс€ защитить свои интересы, создают группы давлени€ на власть, политические партии.

“ребовани€ социальных групп, как правило, несовместимы в полной мере. ≈сли государство станет укрепл€ть обороноспособность страны и тратить на это огромные суммы, пенсионерам нечем будет платить. ќстанутс€ без зарплаты учител€, врачи, де€тели культуры. —тоит увеличить расходы на культуру, котора€, безусловно, в этом нуждаетс€, - возникнут трудности с поддержкой перспективных отраслей промышленности.

ƒело, разумеетс€, не только в экономических требовани€х.  ому-то кажетс€, что в –оссии нужно опиратьс€ на свободный рынок. ƒругие, напротив, убеждены, что при огромных масштабах страны и самобытности русской истории следует укрепл€ть государство. Ќо как обеспечить их согласование?  ак вы€вить приоритеты, то есть преимущественное право на что-то, наиболее важное направление развити€, самое эффективное решение? ѕрежде всего, важно использовать рычаги государственной власти. ¬от это и порождает политические действи€, их направленность и содержание.

¬ласть - это способность и реальна€ возможность правителей или народа оказывать радикальное и всеобъемлющее вли€ние на де€тельность, поведение, сознание и помыслы людей, распор€жатьс€ их судьбами. ¬ласть Ц это выражение общественных отношений, которые обнаруживаютс€ в нав€зывании социальным субъектом собственной воли другим лицам или сообществам. ¬ласть отличаетс€ от физического насили€ тем, что она оказывает воздействие на тело, душу, ум, подчин€ет других закону своей воли. ¬ политических науках власть рассматриваетс€ как центральное, организационное и регул€тивно контрольное начало политики.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 505 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

1408 - | 1238 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.087 с.