Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—редневековый взгл€д на человека и природу




<...>

“о, как люди обращаютс€ со своим окружением, зависит от то≠го, что они думают о самих себе и о своих св€з€х с вещами вокруг себ€. Ёкологические отношени€ человека глубоко обусловлены его веровани€ми относительно своей природы и судьбы, то есть религией...

ѕобеда христианства над €зычеством €вилась величайшей ре≠волюцией сознани€ в истории нашей культуры. Ќыне же мы все уже живем - независимо от того, хорошо это или плохо, - в Ђпостхристианскую эпохуї.  онечно, формы нашего мышлени€ и €зыка в значительной мере перестали быть христианскими, но, на мой взгл€д, их суть часто остаетс€ удивительно сходной с той, ка≠ка€ им была свойственна в прошлом. “ак, например, привычные дл€ нас образцы каждодневной де€тельности определ€ютс€ не€в≠ной верой в неуклонный прогресс, о котором ничего не знали как в греко-римской античности, так и на ¬остоке. Ёта вера укорене≠на в иудейско-христианской телеологии, и невозможно доказать, что у нее независимый источник...

„то же христианство говорит люд€м об их отношении с окру≠жением?

ћногие из мифов народов мира дают описани€ истории творе≠ни€. √реко-римска€ же мифологи€ в этом плане совершенно ина€. ћыслители древнего «апада отрицали, как и јристотель, что ви≠димый мир когда-то имел начало. ѕросто невозможно ввести на≠чало в их схему циклического понимани€ времени. –езкий кон≠траст этому дает ’ристианство, которое унаследовало от »уда≠изма не только представление о времени как линейном и неповто≠р€ющемс€, но и удивительную в своем роде историю творени€. ¬семогущий и люб€щий Ѕог шаг за шагом создавал свет и тьму, небесные тела, землю со всеми ее растени€ми, животными, птица≠ми и рыбами. » в завершение Ѕог сотворил јдама, а после неко≠торых раздумий - ≈ву, чтобы мужчина не был одинок. „еловек дал имена всем животным, установив таким способом над ними свое господство. Ѕог предусмотрел и спланировал все это исклю≠чительно дл€ пользы человека и чтобы он управл€л миром: вс€ка€ природна€ тварь не имеет никакого иного предназначени€, кроме как служить цел€м человека. » хот€ тело человека создано из праха земного, он не просто часть природы - он создан по образу Ѕожию.

’ристианство, особенно в своей западной форме, - наиболее антропоцентрическа€ из всех мировых религий... ќтношение че≠ловека к природе определ€етс€ во многом тем, что он, как и Ѕог, трансцендентен по отношению к миру. ѕолностью и непримири≠мо противосто€ древнему €зычеству и азиатским религи€м, за ис≠ключением, возможно, зороастризма, ’ристианство не только установило дуализм человека и природы, но и насто€ло на том, что вол€ Ѕожи€ именно такова, чтобы человек эксплуатировал природу ради своих целей...

¬ эпоху античности каждое дерево, каждый ручей, каждый водный поток, каждый холм имели своего genius loci, своего духа-защитника... ѕрежде чем срубить дерево, вырыть шахту, перекрыть речку, важно было расположить в свою пользу того духа, кото≠рый владел определенной ситуацией, и позаботитьс€ о том, чтобы и впредь не лишитьс€ его милости. –азрушив €зыческий анимизм, ’ристианство открыло психологическую возможность эксплуа≠тировать природу в духе безразличи€ к самочувствию естествен≠ных объектов.

<...>

’ристианский догмат о творении, который можно найти в на≠чале всех символов веры, имеет особый смысл дл€ нашего понима≠ни€ современного экологического кризиса. Ѕог дал люд€м через откровение Ѕиблию, книгу —в€щенного ѕисани€. Ќо поскольку Ѕог сотворил природу, она тоже должна нести в себе про€влени€ божественной ментальности. –елигиозное исследование природы в цел€х лучшего понимани€ Ѕога известно как натуральна€ теоло≠ги€. ¬ ранней церкви, а особенно на греческом ¬остоке, природа постигалась прежде всего как символическа€ система, через кото≠рую Ѕог обращаетс€ к люд€м и говорит: жизнь муравь€ - это по≠учение бездельнику о трудолюбии, поднимающеес€ плам€ - сим≠вол стремлени€ души ввысь. ѕо сути своей - это художественное, а не научное видение природы...

Ќа латинском «ападе с начала XIII века натуральна€ теологи€ стала развивать совершенно иное: отказавшись расшифровывать смысл природных символов, данных Ѕогом дл€ общени€ с челове≠ком, она пыталась пон€ть премудрость Ѕожию путем раскрыти€ того, как устроено и как действует его творение. –адуга перестала быть символом надежды, когда-то данной Ќою после потопа, ре≠лигиозное понимание переориентировалось на другие задачи, ре≠ша€ которые –оберт √россетест, –оджер Ѕэкон и “еодорик из ‘рейберга осуществили удивительно тонкую работу по исследо≠ванию оптических свойств радуги. — XIII века и далее любой крупный ученый, включа€ Ќьютона и Ћейбница, объ€сн€л моти≠вы своей работы в религиозных терминах. ѕоистине, если бы √алилей не претендовал на роль эксперта в теологических вопросах, где он не мог быть иначе как любителем, его беды были бы на≠много меньшими: теологи-профессионалы просто отразили его вторжение в свою область. » Ќьютон, как вы€снилось теперь, считал себ€ больше теологом, чем ученым-естественником. ¬плоть до конца XVIII века гипотеза о Ѕоге дл€ многих ученых вовсе не была ненужной...

¬ течение долгих веков формировани€ западной науки ученые настойчиво и последовательно утверждали, что дело их жизни и награда за труд - суметь Ђвслед за Ѕогом мыслить ≈го мысл€миї. —ама настойчивость подобных за€влений убеждает в том, что именно эти слова и выражают действительные мотивы труда этих ученых. ≈сли так, то современные западные естественные науки просто €вл€ютс€ отпечатком с матрицы христианской теологии. »удейско-христианский догмат о творении сформировал на≠столько действенную религиозную веру, что она смогла дать сильный внутренний импульс развитию естественных наук.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 372 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

1368 - | 1201 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.