Души по своей природе предрасположены любить того, кто внимателен к ним, встречает их по-доброму, доставляет удовольствие своим общением. Суровость же может вызвать упрямство, неприятие, настаивание на своём, и душу может обуять гордыня, как на это указывалось ранее. Обращение с людьми, оказывающее на них влияние, если оно мягкое, открывает сердца и наполняет грудь радостью. Так, для Мухаммада, , его сподвижников и правоверных характерно понимание в их взаимоотношениях друг с другом.
Муавия бин аль-Хакам ас-Салями, , сказал: «Однажды во время молитвы, которую возглавлял посланник Аллаха, , кто-то чихнул, и я сказал: “ Ярхамука-лла! (да помилует тебя Аллах!)” Люди посмотрели на меня, и я сказал: “ Уж лучше ему было не являться на этот свет! Что вы смотрите?!” Тогда они стали бить руками по коленям, и я понял, что они велят мне замолчать. И когда мне стало ясно это, я замолчал. А когда посланник Аллаха, , закончил молитву, да станут отец мой и мать выкупом за него, он не ударил меня и не обругал».
По другой версии, Муавия сказал: «Я не знаю более мягкого учителя, чем посланник Аллаха, », а пророк сказал:
«Поистине, во время молитвы люди должны не разговаривать, а должны восхвалять, возвеличивать и читать Коран».
Об этом же говорит и история с одним бедуином, который справлял малую нужду в мечети. Рассказывают, что завидев это, сподвижники вскочили, чтобы наброситься на него. Но пророк, , запретил им его трогать. И когда тот закончил своё дело, пророк, , подозвал его и сказал:
«Мечети существуют не для этого. Они для того, чтобы поминать Аллаха и молиться». Покидая мечеть, бедуин сказал: «О Аллах! Помилуй меня и Мухаммада и больше никого!» И пророк, , сказал, смеясь:
«Ты слишком сузил круг людей».
Комментируя подобные факты аль-Хафиз сказал: «Речь здесь идёт о необходимости вызвать расположение того, кто недавно принял ислам и не наказывать его вначале строго. Так же удержание от ослушания должно быть доброжелательным, чтобы оно было принято. Равным образом и обучение знаниям должно быть постепенным, поскольку то, что вначале является лёгким, вызывает любовь к себе и воспринимается с удовольствием, результатом чего по большей части, является стремление к большему. И наоборот, а Аллах лучше знает.
На этот счёт имам Ахмад говорит: «Когда сторонники Ибн Мас‘уда проходили мимо тех, кто встречал их тем, что им очень не нравилось, они говорили: “Не нужно так делать, да смилуется над вами Аллах”».
Аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, был позван на свадьбу. Было принесено нечто серебряное (чаша или блюдо) с хабисом (еда из фиников и масла). Он принял это блюдо, затем вывернул содержимое на лепёшку и поел. И тогда кто-то сказал: «Это означает запрет без слов»[3].
Рассказывают, что один увещеватель увещевал халифа аль-Мамуна в суровых тонах. И тот сказал ему: «О человек! Смягчись! Аллах посылал тех, кто лучше тебя к тем, кто хуже меня, и повелел им говорить мягко. Сказал Всевышний:
«Идите оба к Фир‘ану, ибо он разошёлся в ослушании. Говорите с ним мягко, быть может, он одумается или устрашится»
(Сура «Таха», аят 43-44)
Признак пятый.
Любезность
Любезность — одна из форм обращения с людьми, свидетельствующая о мудрости и ведущая к цели, при сохранении достоинства и благородства как призывающим, так и призываемым.
Имам аль-Бухари выделил её в своём “Сахихе” в специальный раздел, назвав его “Любезность с людьми”, и поместил в него следующий хадис Аиши, :
«Один человек попросил, чтобы ему разрешили войти к пророку, . И он сказал:
“Пусть войдёт! Как некстати этот сородич (или: соплеменник )! ” Когда же тот вошёл, он смягчил тон». Аиша продолжает: «Я сказала: “ О посланник Аллаха! Не ты ли сказал то, что сказал, а затем смягчил тон?” И он ответил:
“О Аиша, на худшем счету у Аллаха тот, кого оставили или с кем распрощались люди из-за его резкости“».
Ибн Батталь сказал: «Любезность относится к числу необходимых нравственных качеств правоверного. Она подразумевает собой проявление смирения по отношению к людям, располагающую к себе речь, отсутствие сурового тона. Всё это в наибольшей мере способствует возникновению симпатии». Им же сказано: «Некоторые полагают, что любезность — это лесть. Они ошибаются, поскольку любезность относится к тому, к чему следует побуждать, а лесть — к тому, что запрещается. Разница между ними заключается в том, что лесть — как краска, которая, выделяя что-то, скрывает суть. Улемы трактуют её как соучастие с нечестивцем и высказывание удовлетворения его поведением, не порицая его.
Любезность же состоит в мягком обращении с невежественным человеком в ходе его обучения, а с нечестивцем — в запрещении ему соответствующего поведения, не прибегая к суровому тону и доброжелательно порицая его словом и действием, особенно, если есть надобность в его расположении».
Если этот смысл является устоявшимся, то именно его имел в виду аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, говоря: «Говорят: “ Любезность — это половина ума ”. Я же говорю: “ Весь ум ”».
Любопытным представляется высказывание Абу Йусуфа, да смилуется над ним Аллах, перечисляющее тех, с кем надлежит быть любезным. К ним он отнёс: судью, трактующего какое-то положение, больного, женщину, учёного, чтобы воспользоваться его знаниями.
Чаще всего к любезности прибегают во избежание зла и порицаемого. В мудрых наставлениях Лукмана говорится: «О сынок, лжёт тот, кто говорит, что зло гасится злом. Если он правдивый человек, то пусть разведёт два огня и посмотрит, гасит ли один другой. Лишь добро побеждает зло, как вода гасит огонь».
Обращение к любезности — вещь разрешённая, поскольку человек создан, чтобы общаться, а не пребывать в изоляции, знакомиться с другими, а не игнорировать их, сотрудничать, а не обособляться. Человеку свойственны психологические и естественные проявления, как-то: любовь, ненависть, удовлетворённость, гнев, одобрение, порицание. И если бы он всегда по любому поводу раскрывался перед людьми, показывая, что он испытывает из вышеперечисленного, то распалось бы общение, не закрепилось знакомство, не было рукопожатий, символизирующих сотрудничество. Мудрость Аллаха в отношении Его созданий была явлена в том, что он подготовил человека к восприятию этики, оберегающей его от всего, что вызывает разрыв или расслабление. Это и есть любезность, которую мы имеем в виду.
Следовательно, любезность — это хорошая встреча, располагающая к себе речь, отказ от всего, что вызывает чувство ненависти, гнева, осуждения, за исключением тех случаев, когда их вызов предпочтительнее сокрытия и является более правильным и верным.
Оригинальным примером поведения предшественников, которым мы подражаем, является то, что говорится в наставлении Сахнуна своему сыну Мухаммаду: «...и приветствуй своего врага и будь с ним любезен. Самое главное в вере Аллаха — любезность с людьми». Мухаммад бин Абу аль-Фадль аль-Хашими рассказывает: «Я сказал отцу: “ Почему ты подсаживаешься к такому-то, хотя знаешь, что он относится к тебе враждебно?” И он ответил: “ Я гашу огонь и высекаю искру симпатии ”». Души по природе своей склонны к любезности. Они понимают, что люди созданы для того, чтобы пребывать в согласии как одно тело, по аналогии со здоровыми органами, которые должны быть спаяны и соединены между собой до тех пор, пока в них теплится жизнь, когда ни один орган тела не удаляется, кроме как будучи поражённым недугом, справиться с которым медицина может лишь с помощью ампутации.
Под любезностью понимается соединение людей на основании, вызывающем удовлетворение, согласие в границах того, что должно иметь место. Она не препятствует тому, чтобы судили по справедливости и мягко давали советы. Должно быть ясно, что сообразительность человека и его мудрость представляют собой коренные предпосылки для понимания любезности, правильного её использования и извлечения из неё пользы.
Возможно, что разнообразию типов людей соответствует разнообразие любезного обращения с ними. Так, любезность с человеком, отклонившимся от истины из-за непонимания или ошибочного представления должна быть больше, чем с тем, кто воюет с истиной и добродетелью, если он встал на твоём пути и ситуация требует любезного обращения с ним. Любезность с тем, кого надеются наставить и помочь исправиться должна быть больше, чем с тем, кто с детства держался ошибочных позиций и так низко пал, что у тебя почти нет надежды исправить его и выправить его положение.
Из всего этого ты понимаешь, что любезность — это благородный образ действия, которым в совершенстве владеют мудрые и умные люди и рамками которого не пренебрегают достойные мужи.
Если тебе хочется узнать что-либо о лести, чтобы отличать её от любезности, то знай, что лесть — это выказывание удовлетворения от ошибки в виде несправедливости и распутства, несостоятельных речей и запрещённых действий.
Лесть — это достойный порицания тип поведения, вбирающий в себя и ложь, и нарушение обещания.
Что касается лжи, то она присутствует здесь в силу того, что льстец даёт такую характеристику человеку, которая не совпадает с тем, что о нём известно. И кто внедрил ложь через главную дверь, легко внедряет её через боковые двери. Что же касается нарушения обещания, то это связано с тем, что льстец стремится вызвать сиюминутное удовлетворение у другого человека и легко ему обещает, поскольку не собирается исполнять обещанное.
Льстецы ставят свои языки на службу знатного человека и говорят то, что он хочет, чтобы они сказали.
Аль-Маварди, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Человек, хотя бы ему было велено общаться с врагами и сблизиться с ними, не должен полагаться на них и верить им. Более того, он должен быть осторожен с ними и остерегаться их козней, поскольку враждебность, если она укрепилась в человеке, становится его второй натурой, сущностью, которая не меняется. И через общение нужно выявить эту враждебность и отвести её зло, подобно тому, как вода не позволяет огню обуглить пищу и помогает использовать его для доведения её до готовности, хотя огонь и сжигает в силу своей природы, которая не исчезает, и сущности, которая не изменяется.
И как сказал один поэт:
Если ты слаб перед врагом, то будь любезен с ним.
Шути с ним. Шутка — это согласие.
Огонь, благодаря воде, которая является его антиподом,
Позволяет сготовить [пищу], хотя природа его — сжигание.
Из вышесказанного становится очевидной обязанность людей, занимающихся исправлением, а именно: призывающих к Аллаху, улемов, воспитателей, заботиться об искоренении лести, пока она не исчезнет с лица земли, о том чтобы родной край, педагогические учреждения были тем местом, где воспитываются молодые люди, отличающие лесть от любезности — тогда они будут мягко, деликатно и смело обращаться с людьми и уважать тех, кто не пачкает их слух лживой лестью и не скрывает от них реалии, если есть возможность говорить открыто.
Признак шестой.