Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


”чет постепенности и очередность приоритетов




“ому, что сказано о типах призываемых, натурах людей, о внимании к поводам, противополагаетс€ рассмотрение того, к чему призывают. Ќесомненно, мудрость требует рассмотрени€ постепенности в делах призыва, чтобы люди шаг за шагом усваивали их. “ак, проблемы догматики, основы шариата и вероисповедани€ выступают на первый план. ≈сли они не истинны у раба Ѕожьего, то ему не пригод€тс€ хорошие поступки и добрые дела, ибо јллах ¬севышний сказал:

Ђ—кажи: ЂЌе поведать ли вам о тех, кто в де€ни€х своих потерпел наибольший убыток? “ех, чьи усили€ в этой жизни были тщетны, а ведь они думали, что поступают наилучшим образом. “ех, которые отвергли знамение √оспода своего и то, что они предстанут пред Ќим. “щетны их де€ни€, и в ƒень воскресени€ ћы не отпустим [на весах справедливости] им никакого весаї

(—ура Ђѕещераї, а€ты 103 Ч105)

¬ призыве есть общие вещи и частности, об€зательное и одобр€емое, запрещаемое и порицаемое, большие проблемы и маленькие.  аждую вещь ты должен знать и поместить еЄ в соответствующее место.

ћне представл€етс€ это дело настолько очевидным, что не нуждаетс€ в рассмотрении. ¬озьмите в качестве примера курс, которого придерживалс€ представитель призыва, посланный в …емен, ћуСаз бин ƒжабаль, . Ётот курс ему определил посланник, , сказав:

Ђ“ы приезжаешь к люд€м, имеющим ѕисание. ƒа будет первым, к чему ты их призовЄшь, Ч свидетельство о том, что Унет бога, кроме јллаха и ћухаммад Ч посланник јллахаФ. » если они послушаютс€ теб€ в этом, то сообщи им, что јллах об€зал их совершать п€ть молитв ежедневно. ≈сли они послушаютс€ теб€ и в этом, то сообщи, что јллах предписал им Ђсадакаї в виде того, что забираетс€ у их богатых и возвращаетс€ к их бедным [2] ї.

 

ѕризнаки мудрости в методах призыва

 

ѕод методами здесь имеютс€ в виду пути и формулировки, используемые призывающим, благодар€ которым он добиваетс€ донесени€ до людей истины, их просвещени€ в том, что им полезно, и удержани€ от того, что им вредно.

¬ своей совокупности эти методы св€заны с речью и словами или пр€мым деликатным и располагающим к себе обращением с призываемыми, когда призывающий не обращает внимани€ на их упущени€ и использует обе методики: вызов желани€ и устрашение, непримиримость и расположение к себе.

ƒалее речь пойдЄт об этих методах.

ѕризнак первый.

ƒоброе слово.

≈сли призывающий хорошо владеет речью и обладает правильным произношением, то тем самым ему дарована огромна€ часть мудрости. јллах, ¬семогущий и ¬еликий говорит:

Ђ» говорите люд€м при€тноеї.

(—ура Ђ ороваї, а€т 83)

“альха бин ќмар говорит: Уя сказал Сјта: Ђ“ы человек, у которого собираютс€ люди с различными прихот€ми, а € резкий человек и. могу сказать им что-нибудь резкоеї. » он ответил: ЂЌе делай этого. јллах ¬севышний сказал:

У » говорите люд€м при€тное Фї, Ч и добавил: ЂЁтот а€т включает в себ€ иудеев и христиан. “ак что же тогда говорить об истинных мусульманах!їФ

 омментиру€ этот а€т, аль- уртуби, да смилуетс€ над ним јллах, приводит хадис со слов јиши, котора€ поведала, что пророк, , сказал:

Ђќ јиша, не делай ничего непристойного. ≈сли бы непристойность была человеком, то это был бы плохой человекї.

¬ своЄм комментарии аль- уртуби отмечает: ЂЁто Ч побуждение придерживатьс€ благонрави€. Ќужно, чтобы речь у человека была м€гкой, лицо Ч приветливым и открытым, независимо от того, общаетс€ ли он с добропор€дочным или распутным человеком, близким или чужим. » со всеми ему следует разговаривать без лести, не прибега€ к словам, которые, как он думает, могли бы соответствовать мазхабу собеседникаї.

–ечь хороша и пронизана мудростью в зависимости от того, насколько она конкретна и не от€гощена излишествами, а еЄ течение определ€етс€ биением живого сердца и искренними помыслами души.

–ечь хороша, когда она умеренна по своей продолжительности Ч не очень кратка€, что может помешать еЄ пон€ть, и не слишком длинна€, способна€ наскучить. »менно такими были проповеди пророка, , как об этом говоритс€ в достоверном хадисе, который приводит ћуслим со слов ƒжабира бин —амуры, .

¬думайтесь в этот спокойный диалог, в доброе слово, в добрый спор. ѕеред нами ’усайн аль-’узаСи Ч отец »мрана.  урейшиты, которые возвеличивали и превозносили его, обратились к нему, чтобы он поговорил с ћухаммадом, , о их богах, которых ћухаммад, помина€, поносил. ’усайн пришЄл с курейшитами, которые сели вблизи двери пророка, , и вошЄл в дверь.  огда пророк, , увидел его, он сказал: Ђƒайте пройти шейху!ї » ’усайн сказал:

Ч  ак понимать то, что дошло до нас? “ы хулишь наших богов.

Ч ќ ’усайн! —кольким богам ты поклон€ешьс€?

Ч —емерым на земле и одному на небе.

Ч ј если теб€ постигло несчастье, кого ты призываешь?

Ч “ого, кто на небесах.

Ч ј если ты лишилс€ средств, кого призываешь?

Ч “ого, кто на небесах.

Ч ќн ќдин внимает тебе, а ты уподобл€ешь ≈го другим?

ќ ’усайн! ѕрими ислам и ты спасЄшь себ€!

» он прин€л ислам, после чего к нему подошЄл его сын »мран и поцеловал его голову, руки и ноги.  огда ’усайн захотел уйти, посланник јллаха, , сказал: Ђѕроводите его до дома!ї

”дивительно: он вошЄл богохульником, злым, помышл€ющим о мести, а вышел искренним мусульманином! ќ, если бы знать, как обошлись курейшиты со своим ставленником и знаменитостью!

—юда же относитс€ располагающа€ к себе речь, затрагивающа€ самые тонкие человеческие струны и узы родства, и высказывани€, полные нежности и сострадани€. “ак, »брагим, мир ему, обращаетс€ к своему отцу со словами, полными сострадани€:

ЂЂ«ачем ты, отче, поклон€ешьс€ тому, кто не слышит и не видит и не избавит теб€ от какой-либо [беды]? ѕоистине, отче, даровано мне знание, коего нет у теб€; следуй же за мной, и € поведу теб€ по пр€мому правильному пути. ќтче, не поклон€йс€ шайтану, ибо шайтан ослушалс€ ћилостивого! ќ отче, поистине, € боюсь, что теб€ постигнет наказание ћилостивого и что ты станешь подручным шайтана!ї [ќтец] сказал: УЌеужели ты отвергаешь моих богов, »брагим? ≈сли ты не перестанешь, то € непременно побью теб€ камн€ми! ќставь же мен€ на некоторое врем€!Ф [»брагим] ответил: Ђћир тебе! я буду просить √оспода моего ниспослать тебе прощение, так как ќн милостивї

(—ура Ђћарйамї, а€ты 42 - 47)

 

 аждый пророк говорил своим сородичам:

Ђќ, мои соплеменники!ї, Ч напомина€ об узах родства, о любви и жалости к ним. » ћухаммад, , говорит западающие в душу слова своим соплеменникам о призыве своего √оспода:

Ђѕредводитель не обманывает своих.  л€нусь јллахом, если бы € лгал всем, то вам бы € не лгал. » если бы € обманывал всех, то вас бы не обманывалї.

ѕризнак второй.

ѕр€мое высказывание

» использование намеков.

  добрым речам относитс€ стремление обойтись намЄком, дать пон€ть опосредованно, не высказыва€сь в открытую.

ќткрытое высказывание лишает другого человека авторитета, побуждает перейти в наступление и порождает хвастовство нарушени€ми, упорство и упр€мство. »спользование же намЄков располагает к тебе благородные души, умные головы, блест€щий разум.

” »брагима бин јдхама спросили: Ђ≈сли человек заметил что-то у другого или ему сообщили что-то о нЄм, должен ли он ему сказать об этом?ї » он ответил: ЂЁто может быть восприн€то как оскорбление. Ќужно намекнутьї.

¬сЄ это делаетс€, чтобы не поставить людей в затруднительное положение и чтобы призывающий мог вызвать у них положительные эмоции, ведь использование намЄков Ч традици€, заложенна€ пророком, , который, обраща€сь к своим сподвижникам, говорил:

Ђќ чЄм думают люди, когда делают (так-то), и говор€т (так-то)?!ї

ѕризнак третий.

—овет, а не позор

я хотел бы здесь отдельно упом€нуть совет, хот€ он содержитс€ во всЄм, что было сказано ранее. Ѕолее того, под советом имеетс€ в виду величайша€ составл€юща€ призыва, если не весь призыв к јллаху.

ќднако здесь хотелось бы указать на этику советовани€ как на одно из про€влений мудрости в призыве, и, особенно, если мы хотим, чтобы оно не стало причиной дискредитации и позора.

Ёто видно из того, что нам оставил аль-’афиз ибн аль- айим, да смилуетс€ над ним јллах: Ђ—ове-тование Ч это благоде€ние по отношению к тому, кому ты советуешь из жалости, сострадани€ к нему и пережива€ за него. ј посему оно €вл€етс€ чистым благоде€нием из жалости и доброты душевной, которое совершаетс€ ради Ћика јллаха, ради того, чтобы вызвать ≈го удовлетворение, помочь ≈го создани€м...ї

ќно представл€ет собой призыв к исправлению, в котором јллаху должна быть €влена искренность, щад€ чувства того, кому советуют так, как об этом говорилось в св€зи с предыдущими признаками, чтобы советование не превратилось в противосто€ние, спор, зло, конфликт.

“о, что нужно быть весьма деликатным в этом деле, подтверждаетс€ тем, что напоминание человеку того, что ему непри€тно, относитс€ к разр€ду запрещаемого. ќдного праведного предшественника спросили: Ђ’отелось бы тебе, чтобы кто-то сказал тебе о твоих недостатках?ї » он ответил: Ђ≈сли этим он хочет причинить мне боль, то нетї.

≈два ли что-нибудь другое, кроме намерени€, мотива, стремлени€ скрыть у€звимость другого, отдел€ет друг от друга совет и желание пристыдить. ѕророк, , запретил господину поносить свою рабыню (т.е. упрекать еЄ за грехи). “ак он, , сказал:

Ђ≈сли рабын€ прелюбодействовала и еЄ прелюбоде€ние стало очевидным, то пусть он накажет еЄ плетьми, но не поносит...ї.

јль-‘удайль в этой св€зи говорит: Ђ¬ерующий прикрывает и советует, а распутный порочит и поноситї. Ќа этот счЄт также говаривали: Ђ то посоветовал что-либо своему брату на люд€х Чопозорил егої.

Ёто св€зано с тем, что искренне советующий не преследует цель разнести по белу свету пороки того, кому он советует. ≈го цель Ч исправить плохой поступок и спасти своего брата от его последствий.

» до чего же больша€ разница между тем, кто стремитс€ дать совет, и тем, кто стремитс€ опозорить Ч их не спутаешь!

» как сказала об этом ”мм ад-ƒарда: Ђ то увещевал своего брата скрыто от других, тот украсил его, а кто увещевал его на люд€х, тот опозорил егої.

ѕризнак четвертый.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 300 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

1438 - | 1395 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.024 с.