Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕроблема рел€тивизма в современной эпистемологии




—егодн€ осознаетс€, что необходимо различать рел€тивность как свойство самого знани€, отражающее изменчивость объекта, обсто€тельств его существовани€, способов его интерпретации, и рел€тивизм как тенденцию абсолютизации рел€тивности знани€.

ќдновременно утверждаетс€, что необходимо предотвратить опасность постмодернизма, провозглашающего рел€тивность всего знани€, в том числе и научного, поскольку оно культурно обусловлено, а также кризис движени€ в защиту традиционных моральных норм и ценностей, природу рел€тивности которых никто не объ€сн€л эффективным образом. “аким образом, исследовани€ эпистемологического рел€тивизма показали, что фактически существуют различные его смыслы: во-первых, абсолютизируетс€ сам момент рел€тивности как изменчивости, неустойчивости, исход€щих из индивидуальных особенностей познающего. »менно в этом случае преобладают отрицательные оценки данного феномена как неплодотворной формы рел€тивизма. ¬о-вторых, рел€тивизм понимаетс€ как об€зательный учет обусловленности познавательной де€тельности многочисленными факторами различной природы, и в этом смысле он предстает об€зательным моментом как эмпирического, так и теоретического познани€.

»так, очевидно, что решение проблемы рел€тивности знани€, вы€вление законных источников рел€тивизма Ч это фундаментальна€ задача современной эпистемологии, философии познани€ в целом. ѕреодолева€ крайние представлени€ теории отражени€ и наивного реализма, следует признать, что вс€кое знание, которого достигает человек и которым он пользуетс€ в своей де€тельности, носит принципиально рел€тивный характер. Ёто не может оцениватьс€ отрицательно, поскольку €вл€етс€ не только характеристикой знани€, но и неотъемлемым свойством познавательной способности человека, результат применени€ которой может быть лишь относительно устойчивым, относительно истинным и посто€нным. ‘ундаментальность проблемы рел€тивизма очевидна, различное понимание этого феномена имеет достаточно глубокие традиции и предпосылки как в культуре, социуме, так и в самой европейской философии.

 

26.ƒ≥алектика €к ф≥лософська теор≥€ розвитку. —учасн≥ дискус≥њ про значенн€ д≥алектики.

—оциальна€ диалектика Ц это диалектика противоречий общественной жизни людей. „еловеческое общество Ц сложна€ диалектическа€ система разнообразных материальных и духовных отношений, как индивидов, так и социальных групп. ќ развитии общества нельз€ рассуждать, не учитыва€ потребностей, ценностных ориентаций, воли, разума людей, характера их практических действий. “.к. истори€ есть не что иное, как де€тельность преследующего свои цели человека. Ћюди сами со всеми своими особенност€ми €вл€ютс€ важнейшим фактором объективной диалектики общественного развити€. Ќаучное понимание социальных процессов требует изучени€ людей в их исторических действи€х. Ќужно учитывать содержание практической де€тельности людей, их субъектно-объектные взаимосв€зи, соотношение материальных и духовных факторов, сочетание стихийности и целенаправленности в жизни отдельных индивидов и сообществ. ¬ философском анализе исторических событий и общественных процессов нельз€ ограничиватьс€ только общими диалектическими представлени€ми, их надо соотносить с социальными реали€ми: интересами людей, их надеждами, верой, знани€ми и т.д. ¬се человеческие качества не могут не сказыватьс€ на содержании конкретных действий людей. „еловек живет в сложном сочетании производственных, политических, нравственных, познавательных и иных общественных отношений. ¬ одних событи€х он выступает как индивидуальный де€тель, в других Ц как часть социальной группы (класс, наци€). ѕрактические действи€ предпринимаютс€ людьми на основе сознательного выбора в конкретных социальных ситуаци€х.

ќсобо важно понимать специфику противоречий в обществе. ќдни из них индивидуальны, другие €вл€ютс€ сущностью общественных отношений, в которых реализуетс€ исторический прогресс. —оциальные противоречи€ возникают посредством де€тельности человека, развиваютс€ и разрешаютс€ также в этой де€тельности.

ќсобенности социальных противоречий:

1. „еловек сам включен в структуру социальных противоречий. ќни нос€т субъект - объектный характер. —оциальные противоречи€ собственной его жизни могут возникать и разрешатьс€ без его участи€; возникать без участи€, но разрешатьс€ только им; возникать и разрешатьс€ только им (социальные противоречи€ могут быть политическими, экономическими, религиозными и т.д.).

2. ќбъемность социальных противоречий: уровень объективных общественных отношений, различные интересы людей, практические действи€ (субъект Ц объектные и субъект Ц субъектные отношени€). ќбъекты Ц различные общественные образовани€.

3. јнтагонизм Ц установление диаметрально противоположных отношений людей.

4. —ознание людей, их отношение неодинаково к социальным противоречи€м: а) создают оптимальные формы функционировани€ противоречий; б) усиливают существующие противоречи€ и порождают новые; в) акцентируют внимание на одних и игнорируют другие; г) преп€тствуют разрешению противоречий; д) не допускают развитие антагонизма; е) обостр€ют до антагонизма; ж) разрешают противоречи€.

27.–оль синергетики в осмисленн≥ еволюц≥йних процес≥в. —хож≥сть та в≥дм≥нн≥сть системного та синергетичного п≥дход≥в. ƒ≥алектичн≥ протир≥чч€ у синергетичному п≥дход≥.

—инергетика Ц это концепци€ изучающа€ самоорганизованные, неустойчивые, нелинейные и неопределенные системы в единстве процесов хаоса и пор€дка.

—инергетический подход:

- ”пор€дочивание и структурирование из хаотического до упор€доченого состо€ни€.

—истемный подход:

-неустойчивые малые половые воздействи€.

-нелинейный

-неопределенный.

—инергетика

¬ фокусе внимани€ синергетики Ч вы€вление законов эволюции и самоорганизации в системах самой разной природы: физических, химических, биологических, социальных. —инергетика имеет открытую тенденцию к универсализации и пр€мо граничит с философией, предметом которой €вл€ютс€ всеобщие свойства и законы быти€.

ѕо мнению сторонников синергетики, источником развити€ €вл€етс€ не диалектическое противоречие, а случайность, необратимость и неустойчивость. ‘ундаментальным принципом самоорганизации служит возникновение нового пор€дка и усложнение систем через флуктуации (случайные отклонени€) состо€ний их элементов и подсистем. “акие флуктуации обычно нейтрализуютс€ во всех равновесных системах за счЄт отрицательных обратных св€зей, обеспечивающих сохранение структуры и близкого к равновесию состо€ни€ системы. Ќо в более сложных открытых системах, благодар€ притоку энергии извне и усилению неравновесности, отклонени€ со временем возрастают, накапливаютс€, вызывают эффект коллективного поведени€ элементов и подсистем и, в конце концов, привод€т к Ђрасшатываниюї прежнего пор€дка и через относительно кратковременное хаотическое состо€ние системы привод€т либо к разрушению прежней структуры, либо к возникновению нового пор€дка. ѕоскольку флуктуации нос€т случайный характер, то по€вление любых новаций в мире обусловлено действием суммы случайных факторов. ќб этом говорили античные философы Ёпикур (341Ч270 до н. э.) и Ћукреций  ар (99Ч45 до н. э.)

≈щЄ одна причина развити€ Ч Ђприт€жениеї. ѕри изучении процессов самоорганизации было зафиксировано то обсто€тельство, что среди возможных ветвей эволюции системы далеко не все €вл€ютс€ веро€тными, Ђчто природа не индифферентна, что у нее есть Двлечени€У по отношению к некоторым состо€ни€мї, Ч в св€зи с этим синергетика называет конечные состо€ни€ этих систем Ђаттракторамиї (лат. attractio Ч прит€жение). јттрактор определ€етс€ как состо€ние, к которому т€готеет система.

Ђ–езультаты синергетики как бы возвращают нас к иде€м древних о потенциальном и непро€вленном. ¬ частности, они близки к представлени€м ѕлатона о неких первообразцах и совершенных формах в мире идей, уподобитьс€ которым стрем€тс€ вещи видимого, всегда несовершенного мира. »ли же к представлени€м јристотел€ об энтелехии, о некой внутренней энергии, заложенной в материи, вынуждающей ее к обретению определенной формыї.

 

28.—усп≥льство €к система, що розвиваЇтьс€. —татична та динам≥чна складн≥сть систем. ѕроблема джерел ≥ руш≥йних сил соц≥альноњ динам≥ки.

—усп≥льство Ч це певною м≥рою в≥докремлена в≥д природи частина матер≥ального св≥ту, форма життЇд≥€льност≥ людей. ¬оно ≥сторично розвиваЇтьс€. …ого сутн≥сть становить ус€ сукупн≥сть сусп≥льних в≥дносин, тобто тих р≥зноман≥тних зв'€зк≥в м≥ж людьми, соц≥альними групами ≥ верствами населенн€, що формуютьс€ ≥ функц≥онують у њх сп≥льн≥й д≥€льност≥. ƒо таких зв'€зк≥в належать: матер≥альн≥ (виробнич≥ в≥дносини та в≥дносини в побут≥ створенн€ матер≥альних засоб≥в житт€); ≥деолог≥чн≥ (пол≥тичн≥, правов≥, моральн≥, естетичн≥, рел≥г≥йн≥); соц≥альн≥ (нац≥ональн≥, родинн≥, побутов≥, м≥ж сусп≥льством ≥ людиною, державами, народами та ≥н.) в≥дносини. —усп≥льство Ч цс сама людина у њњ сусп≥льних в≥дносинах.

—мысл проблемы источника исторического развити€ общества заключаетс€ в следующих вопросах:почему возможна историческа€ динамика общества? „то в обществе €вл€етс€ объективным источником, порождающим исторические событи€ и определ€ющим качественную смену его состо€ний? ћир соткан из противоположностей, свидетельствующих о его неоднородности и многообразии, между которыми существует посто€нна€ борьба, т. е. противоречие Ц это одно из основных положений диалектики как концепции универсального развити€. ќбщество также пронизано противоположност€ми, в качестве которых выступают отдельные люди, социальные общности и социальные институты с различными потребност€ми, интересами и цел€ми. ѕоэтому, можно сделать естественный вывод о том, что источником общественного развити€ выступает социальное противоречие, борьба между субъектами исторического процесса за реализацию своих интересов и достижение поставленных целей посредством предпринимаемых социальных действий.

ќднако такой вывод оказываетс€ далеко не очевидным дл€ обществознани€, о чем свидетельствуют три основные версии решени€ проблемы источника исторического процесса, представленные в теоретических концепци€х социодинамики.

I. ѕерва€ из них абсолютизирует роль социальных противоречий, придава€ им глобальный и решающий характер в развитии общества Ц Ђединство противоположностей (понимаемое как равнодействие и равновесие, гармони€ субъектов исторического процесса) Ц относительно (временно, преход€ще), борьба Ц абсолютнаї. Ётот подход основываетс€ на признании ведущей роли в обществе антагонистических отношений между субъектами истории, коренные интересы и цели которых в принципе несовместимы, и потому развитие социальных противоречий может идти только Ђпо возрастающейї и разрешатьс€ в острой, конфликтной форме. –еально этот подход получил теоретическое выражение в марксизме, который объ€сн€ет сущность исторического процесса как смены общественно-экономических формаций, субъектами которых выступают Ђосновные классыї (рабы Ц рабовладельцы, крепостные Ц феодалы, пролетариат Ц буржуази€). Ѕорьба между ними с объективной необходимостью ведет к социальной революции, означающей смену устоев общества, и к переходу к новой формации. ƒанный подход характерен также дл€ получившей широкую известность концепции немецкого политолога  . Ўмитта, рассматривающего политические процессы посредством противодействи€ Ђдрузь€ Ц врагиї, и р€да других концепций, в которых мир предстает как бипол€рна€ реальность, а оценочные характеристики действующих сил дифференцируютс€ на Ђчерное и белоеї, Ђхорошее и плохоеї, т. е. €вл€ютс€ радикальными. Ќе случайно политические, религиозные и экологические движени€ современности, раздел€ющие этот теоретический подход, отличаютс€ бескомпромиссностью и радикализмом своих действий (исламский фундаментализм, антиглобализм, экологический экстремизм).

II. ¬торое решение данной проблемы Ц св€зывает источник развити€ общества с их консолидацией и гармонизацией Ц Ђединство противоположностей абсолютно, а борьба относительнаї. “акже исходит из признани€ ценностно-нормативного единства общества и приоритетности дл€ всех субъектов общенациональных и общегосударственных целей, обеспечивающих стабильное и эффективное развитие общества в целом и каждого субъекта в отдельности. “акой подход типичен дл€ р€да социально-философских, социологических и политологических концепций, объединенных рамками Ђсолидаризмаї. ƒл€ них характерна исходна€ установка на достижение консенсуса всех участников социального взаимодействи€ на основе общего ориентира (прежде всего материального процветани€ общества, максимально использующего результаты научно-технического прогресса), что и составл€ет источник общественного развити€. ¬ XIX в. солидаризм получил развитие в концепци€х ќ.  онта, √. —пенсера, Ё. ƒюркгейма. ¬ ’’ в. его наиболее €рким выразителем стала школа структурного функционализма (“. ѕарсонс), √. —пенсер, €вл€ющийс€ одним из создателей социологии как науки, говорит о двух основных исторических типах общества Ц военном и промышленном, развитие которых определ€етс€ солидаристскими отношени€ми между составл€ющими их социальными общност€ми. ќднако если в первом случае интеграци€ основана на принуждении к солидарности, то во втором Ц на добровольном согласии при осознании членами этих сообществ его прогрессивного значени€. “. ѕарсонс абсолютизирует состо€ние гармонии между подсистемами социума и рассматривает любой конфликт как дисфункцию т.е. нарушение стабильного существовани€ общества и оцениваетс€ как неестественное и негативное €вление.

III. “ретье решение данной проблемы основано на стремлении избежать крайностей в объ€снении статуса социальных противоречий и порождаемых ими конфликтов, присущих первым двум вариантам Ц тотальности конфликта и полной бесконфликтности как естественных состо€ний динамики социума. ѕервые концептуальные разработки этого решени€ возникли в ’’ в. в рамках чикагской школы социальной экологии. ќдин из основателей этой школы –. ѕарк характеризует социальный конфликт не как определ€ющий и результирующий момент общественного развити€, а только как один, к тому же промежуточный, этап социального взаимодействи€. —огласно –. ѕарку в социодинамике можно выделить четыре вида социальных взаимодействий, которые св€заны временной последовательностью: соревнование (конкуренци€) как форма борьбы за существование в обществе (1) способно перерастать в социальный конфликт (2), который благодар€ ассимил€ции (3), разрешаетс€ и смен€етс€ приспособлением (4), означающим установление в обществе отношений сотрудничества и социального спокойстви€. “аким образом, у –. ѕарка социальный конфликт Ц частный случай социального взаимодействи€, а целью общественного развити€ €вл€етс€ гражданский мир.  онцепци€ социального конфликта (Ћ.  озер, –. ƒарендорф). ”тверждают то, что любое общество содержит элементы напр€жени€ и потенциального конфликта, квалифицирует социальный конфликт как важнейшее звено социального взаимодействи€, способствующее разрушению или укреплению социальных св€зей. ѕоследнее обсто€тельство зависит от типа общества. ¬ Ђзакрытыхї обществах конфликты раздел€ют общество на две враждебные группы и, разреша€сь через революционное насилие, ведут к разрушению сложившихс€ социальных св€зей. ¬ Ђоткрытыхї (плюралистических) обществах им дают выход, а социальные институты оберегают стабильность социальной системы. ÷енность конфликтов в Ђоткрытомї обществе заключаетс€ в предотвращении возможности окостенени€ социальной системы и открытии возможности дл€ нововведений, инноваций. Ќемецкий социолог –. ƒарендорф утверждает то, что конфликты имеют универсальный характер, но конфликт конфликту Ц рознь. ƒава€ развернутую характеристику различным типам конфликтов, –. ƒарендорф предостерегает против попыток подавл€ть конфликты, ибо будучи естественным дл€ общества €влением, они об€зательно про€в€т себ€, но в более острой форме. Ќужно контролировать и направл€ть их развитие, не дава€ возможности местному, локальному конфликту разрастись до глобального, всеобщего уровн€, гроз€щего Ђвзорватьї систему изнутри. ќтслеживание и рациональна€ регул€ци€ противоречий и конфликтов частного социально-группового характера €вл€етс€ условием контролируемой эволюции, сохран€ющей стабильность социальной системы в целом. “олько в этом случае конфликты (и их разрешение) имеют позитивное значение и станов€тс€ одним из двигателей социального прогресса. —огласие же Ц нормальное состо€ние общества, в котором единство общих интересов, целей и, главное, социальных действий различных противоборствующих субъектов исторического процесса составл€ет источник общественного развити€.

–ассмотрение данной проблемы и различных ее решений позвол€ет уточнить некоторые аспекты еще одной проблемы общественно-исторической динамики, имеющей социально-философский смысл, Ц соотношени€ эволюции и революции в развитии общества. ¬ литературе довольно часто их противопоставл€ют, св€зыва€ эволюцию с постепенными, в своей основе количественными изменени€ми, которые не ведут к качественному изменению всей системы, а революцию Ц с глубинными и коренными изменени€ми качества системы в целом. Ёто также выражаетс€ в противопоставлении двух путей изменени€ общества Ц эволюционного(оцениваемого его противниками как Ђплоскийї, реформаторский эволюционизм, чуждый социальному прогрессу) и революционного, рассматриваемого как социальный радикализм, основанный на насилии и дестабилизации общества.

 

29.ƒ≥алектичне протир≥чч€ €к джерело розвитку и его альтернатива Ђмехан≥зм смутиї за ё. Ћотманом.

ƒиалекти́ческое противоре́чие Ч философское пон€тие, примен€емое в диалектике √егел€ и в философии диалектического материализма.

–азличают следующие противоречи€:

¬нутренние противоречи€ Ч это взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта, например, внутри данного вида животных (внутривидова€ борьба). ѕроцесс развити€ объекта характеризуетс€ не только развертыванием внутренних противоречий, но и посто€нным взаимодействием его с внешними услови€ми, со средой.

¬нешние противоречи€ Ч это взаимодействие противоположностей, относ€щихс€ к разным объектам, например между обществом и природой, организмом и средой и т. п.

јнтагонистические противоречи€ Ч это взаимодействие между непримиримо враждебными социальными группами и силами. “ермин "антагонизм" распространен в биологии и медицине: антагонизм €дов, лекарств, микробов, антагонизм мышц, зубов и т. п. ћатематики рассматривают антагонизм как такую противоположность интересов (имеетс€ в виду теори€ игр), при которой выигрыш одной стороны равен проигрышу другой, то есть равенство по величине и противоположность по знаку. ¬ своем чистом виде антагонизм про€вл€етс€ редко Ч в ситуации рыночной конкуренции, войны, революции, спортивных сост€зани€х и т. п.

30. ќсновные концепции социального прогресса и их альтернативы.  ритерии прогресса. √уман≥зм €к м≥ра духовного та ц≥нн≥сного вим≥ру сусп≥льного прогресу.

Ћюбой человек, хот€ бы немного знакомый с историей. Ћегко обнаружит в ней факты, свидетельствующие о ее поступательно-прогрессивном развитии, о ее движении от низшего к высшему. ќчевидным €вл€етс€ прогресс техники: от каменных орудий к железным. ќт простых ручных орудий к машинам. ќт использовани€ мускульной силы человека и животных к паровым двигател€м, электрическим генераторам, атомной энергетики и т.д. ѕрогресс техники был св€зан с развитием знаний, а последние 400 лет Ц с прогрессом в первую очередь научного знани€.

 

ѕо марксистской теории, развитие общества закономерный процесс. ќбща€ направленность исторического процесса обусловлена развитием производительных сил общества, включающих в себ€ человека и созданные им средства труда. –азвитие производительных сил свидетельствует о степени овладени€ человеком силами природы, о возможност€х их использовани€ в качестве материальных основани€ человеческой жизнеде€тельности, определ€ет смену производственных отношений. „ем более широкими материальными возможност€ми обладает человек, в своей де€тельности, тем выше уровень развити€ общества. ѕоэтому именно в развитии производительных сил следует искать объективных критерий общественного прогресса.

 

ѕризнаки общественного прогресса могут быть сведены в две группы:

 

1. ’арактеризующие вооруженность человека дл€ овладени€ природой (оруди€ труда, развитие науки и техники). 2. ќпредел€ющие положение людей в обществе (отношени€ к средствам производства, формы эксплуатаци€ иди их отсутствие, степень участи€ масс в управлени€ делами общества, возможности развити€ личности).

 

¬ажнейшее значение дл€ вы€снени€ закономерностей общественного прогресса имеет установление его критери€. Ётим критерием выступает тот фактор, от которого в наибольшей степени зависит поступательное развитие всего общества. “аким фактором €вл€ютс€ производительные силы, которые определ€ют в и форму производственных отношений, и многие другие €влени€ общественной жизни. “ака€ роль производительных сил определ€етс€ тем, что они выражают момент непрерывности в развитии производства и €вл€ютс€ основой существовани€ общества.

31.ѕерспективи ≥ проблеми ≥нформац≥йного сусп≥льства.

√овор€чи про ≥нформац≥йне сусп≥льство, його сл≥д сприймати ≥ розгл€дати €к поетапний ор≥Їнтир, тенденц≥ю пост≥йних зм≥н в сучасному сусп≥льств≥. ѕо-перше, в ц≥лому ц€ модель ор≥Їнтована на побудову майбутнього, але в розвинених кап≥тал≥стичних крањнах вже зараз можна назвати ц≥лий р€д викликаних ≥нформац≥йними технолог≥€ми зм≥н, €к≥ п≥дтверджують концепц≥ю ≥нформац≥йного сусп≥льства





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1009 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потер€ть берег из виду. © ’ристофор  олумб
==> читать все изречени€...

1373 - | 1297 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.03 с.