Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќбщее то ,что все они изучают методы научного познани€




 

6. «наченн€ еп≥стемолог≥њ дл€ наукового п≥знанн€.

≈п≥стемолог≥€ (грец. επιστήμη Ч знанн€, λόγος Ч вченн€) Ч ф≥лософсько-методолог≥чна дисципл≥на, у €к≥й досл≥джуЇтьс€ знанн€ €к таке, його будова, структура, функц≥онуванн€ ≥ розвиток. “радиц≥йно ототожнюЇтьс€ з теор≥Їю п≥знанн€. ќднак у некласичн≥й ф≥лософ≥њ може бути заф≥ксована тенденц≥€ до розр≥зненн€ еп≥стемолог≥њ ≥ гносеолог≥њ, що ірунтуЇтьс€ на вих≥дних категор≥альних опозиц≥€х. якщо гносеолог≥€ розгортаЇ своњ у€вленн€ навколо опозиц≥њ Ђсуб'Їкт Ч об'Їктї, то дл€ еп≥стемолог≥њ базовою Ї опозиц≥€ Ђоб'Їкт Ч знанн€ї.

 лассическа€ обща€ теори€ познани€ сформировалась в истории философии как некоторое абстрактно-пон€тийное учение, предписывающее видеть и интерпретировать де€тельность людей в субъектно-объектном ракурсе, опира€сь на метафоры ума и зеркала (гл. 1, І 3), исход€ из идей отражени€ и репрезентации.

—егодн€ пришла пора осознать, что введение традиционной теорией познани€ субъектно-объектного мира в философию и научное познание €вилось в свое врем€ высоко продуктивным приемом абстрагировани€, рационалистического идеального представлени€ познавательной де€тельности и самого знани€. ¬месте с тем очевидна неполнота субъектно-объектных отношений и также €сно, что создание этих предельных абстракций несет на себе отпечаток идеалов, критериев, представлений классического естествознани€. Ќеобходимо принимать во внимание и не менее фундаментальное субъектно-субъектное отношение в познании, де€тельности вообще, в котором воплощаетс€ иде€ целостности человека, происходит преодоление того частичного гносеологического субъекта, который представлен в субъектно-объектном отношении.

 

7.ѕринципи дов≥ри субТЇкту; ц≥л≥сност≥ людини, що п≥знаЇ, прагненн€ людини до ≥стини у методолог≥њ.

»стина Ч это адекватное отражение объекта познающим субъектом, соответствие содержани€ наших знаний объективной реальности самой этой реальности. Ёто верное знание о предмете.

—тремление использовать темпоральные и исторические параметры познавательной де€тельности, обратитьс€ к Ђчеловеческой истинеї, эмпирическому, в отличие от трансцендентального, субъекту, невозможность полностью формализовать знание привели к необходимости сформулировать и обосновать принцип довери€ субъекту как целостному человеку познающему. Ётот принцип заключаетс€ в том, что анализ познани€ должен исходить из живой исторической конкретности познающего, его участного мышлени€ и строитьс€ на доверии ему как ответственно поступающему в получении истинного знани€ и в преодолении заблуждений. ”стремленность субъекта познани€ к истине Ч это своего рода Ђпрезумпци€ї, котора€ имеет серьезные онтологические основани€ в когнитивной, социокультурной и личностно-индивидуальной сферах его жизнеде€тельности.  освенно здесь присутствует требование ƒекарта иметь в виду не эгоистическое я, твор€щее произвол, а сущностное выражение человека познающего, которое и будет позже обозначено категорией Ђсубъектї. ¬пр€мую же в формулировке этого принципа и в используемых пон€ти€х Ђживой исторической конкретностиї познающего, Ђучастного ответственного мышлени€ї учтен опыт отечественной философии, и прежде всего положений и принципов Ђфилософии поступкаї Ѕахтина, его фундаментальной программы, предполагающей разработку систематической философии познани€ в контексте экзистенциально-антропологической традиции. »спользуетс€ также опыт герменевтической философии в целом, примен€емый не только к текстовым реальност€м, но и к человеку познающему. ѕравомерность прин€ти€ принципа довери€ субъекту находит существенную поддержку в основных положени€х эволюционной теории познани€, или эволюционной эпистемологии. ќбширные исследовани€ в первую очередь зарубежных, а также отечественных ученых в этой области позвол€ют вычленить главные аргументы в пользу принципа довери€ человеку познающему, одновременно подчеркнув их относительный характер. јргументаци€ эволюционной теории познани€ базируетс€ на следующих исходных посылках: человек принадлежит природному миру и должен рассматриватьс€ нар€ду с другими его составл€ющими; само приспособление к этому миру и вс€ жизнь человека есть процесс познани€; модели эволюции и самоорганизации сложных систем необходимо примен€ть и к познавательной де€тельности человека.

 

Ќа основе этих предпосылок и родились аргументы, поддерживающие правомерность постановки самого вопроса о доверии познающему человеку. ƒоверие познающему субъекту подкрепл€етс€ существованием эволюционно сформированных и определенным образом развитых у человека познавательных возможностей (органов и способностей), ориентирующихс€ на объективные свойства, структуры и закономерности действительности.  . Ћоренц и √. ‘оллмер многократно повтор€ют мысль о том, что наши истины Ч это не Ђабсолютные истиныї, но Ђрабочие гипотезыї, которые мы должны быть готовы сменить, отбросить, если они противоречат новым фактам. Ѕлагодар€, а не вопреки этому познающий человек каждый раз продвигаетс€ вперед, углубл€€ и уточн€€ свои знани€ о реальном мире. ѕри таком подходе снимаютс€ неоправданные ожидани€ полного совпадени€ или полного несовпадени€ реального мира и нашего представлени€ о нем и, соответственно, познавательна€ де€тельность субъекта и доверие ему не оцениваютс€ эталоном Ђабсолютной истиныї, но предполагают гипотетическое, в дальнейшем уточн€емое знание.

8.≤дењ герменевтики та сучасна еп≥стемолог≥€.

√ерменевтика - искусство и теори€ истолковани€ текстов, одно из основных направлений современной философии науки и методологии.

‘ормирование герменевтики как философско-методологической теории понимани€ и истолковани€ (интерпретации) начато немецким теологом протестантом и филологом-классиком ‘. Ўлейермахером. ќн поставил вопрос об общих чертах филологической, теологической и юридической герменевтик и задачу создани€ универсальной герменевтики, принципы которой не завис€т от правил и приемов истолковани€, цель которого - пон€ть автора и его труд лучше, чем он сам понимал себ€ и свое творение.

ѕредметом герменевтики Ўлейермахер считает прежде всего тексты

≈сли познание имеет дело с текстами (соответственно контекстами и подтекстами), символами, €зыком (естественным и искусственным) в целом, то в современной теории познани€, или эпистемологии, необходимо использовать опыт герменевтики, задача которой Ч понимание, интерпретаци€ текстов, знаковых систем, символов.

9. „уттЇве та лог≥чне п≥знанн€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 674 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

1235 - | 1084 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.