Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Партнерство как освобождение




Эдна, я должен, к сожалению, с тобой расстаться. Куда же мне идти?

Изречение года

Склонность сожалеть о завоеванной свободе

История: «Ты не можешь убежать от самого себя»

«Один муэдзин, который несколько раз в день созывал ве­рующих на молитву, бежал по улицам города Шираз и кри­чал что есть мочи. Удивленные прохожие спрашивали его, зачем он так спешит. Запыхавшийся муэдзин отвечал: «Мне говорили, что мой голос очень хорошо звучит издали, и те­перь я бегу, чтобы опередить его и убедиться самому».

Разъяснение

Способность к расставанию и освобождению на разных этапах жизни - очень важный признак зрелости личнос­ти. Расставание неизбежно, когда человек уходит из своей семьи, где вырос, и создает новую, но при этом могут также возникать проблемы.

В юношеском возрасте: ради избавления от опеки ро­дителей молодые люди ищут кратковременного партнер­ства зачастую с первым встречным. В сексуальные отно­шения вступают, чтобы получить подтверждение своего освобождения от родителей, а иногда действуют так из упрямства.

Во взрослом возрасте: чтобы избавиться от надоевше­го партнерства, очертя голову вступают в новую сексу­альную связь: «Жизнь дома меня доконала. Мне необхо­димо было найти выход, и я переспала с одним из моих коллег. Теперь все стало гораздо хуже. Мой коллега не хочет жить со мной, так как он женат, а я не хочу боль­ше жить со своим мужем».

Осложнения, связанные с такими конфликтами, могут быть гораздо серьезнее, чем польза от подобных связей. Из многочисленных случаев мы выбрали такой, который характерен для «СПИДофобии», но для нас он интересен определенными представлениями о ценностях и правилах поведения.

Случай: «Я захотела почувствовать себя свободной»

Замужняя женщина 38 лет, научный работник, на курорте завязала интимные отношения с интересным мужчиной, чтобы «освободиться» от своего мужа. Она забыла бы об этой встрече, если бы несколько месяцев спустя не прочла в газете о том, что СПИД передается при сексуальной связи. Это ее настолько взволновало, что она «совершенно потеряла всякий покой», от страха у нее появилась бессонни­ца, внутренняя тревога мешала ей сосредоточиться на работе.

В таком состоянии она призналась мужу в своем «грехопадении». Против ожидания, он отнесся к этому спокойно и с полным понима­нием. «Все это не так страшно, успокойся сначала». Проверка на СПИД дала отрицательный результат, однако это не освободило па­циентку от ее тревог и неуверенности. Страх перед заболеванием СПИДом пролил свет на ее супружеские проблемы.

Следующие вопросы передают мысли этой женщины. Какими были супружеские отношения, как относились друг к другу муж и жена? Было ли спокойствие и объек­тивность мужа во время ее «покаяния» признаком глубо­кой, всепрощающей любви, проявлением отстраняющего равнодушия или притворством? Был ли страх перед СПИДом «отвлекающим маневром», который помог бы забыть о неотступных сомнениях, связанных с вернос­тью, и о трещинах в супружеских отношениях? И муж, и жена были воспитаны в христианских традициях. Паци­ентка воспринимала свой страх перед СПИДом как «кару Божию», которую она заслужила, и как кающаяся грешница надеялась на прощение. Муж невольно вклю­чился в эту игру и полностью простил ее. Постоянный страх перед СПИДом побудил ее обратиться к помощи психотерапии. Пациентка проработала сферы конфлик­та, касающиеся этой проблематики.

Толкование

Можно выделить три типа партнерства.

1. Жизненный принцип — верность.

Для человека та­кого типа самым главным является длительность супру­жеских отношений. Он готов ради партнерства на боль­шие жертвы. Его девиз: «Я не могу жить в одиночестве, мне нужен партнер». Он согласен переносить педантичные придирки, ненадежность, финансовые (материаль­ные) трудности, измены и т.д. От него едва ли можно ожидать, что он первый захочет расстаться, однако чаще всего он становится жертвой расставания, сильно страда­ет и впадает в глубочайшую депрессию. Его проблемы — страх перед расставанием (контакт), страх перед само­стоятельностью (доверие, прилежание/достижение) и мысли о том, «что скажут люди?» (вежливость).

Два партнера, живущие вместе в соответствии с кон­цепцией верность, считают своим основным правилом избегать каких бы то ни было конфликтов, которые могли бы даже заронить мысль о расставании. Проблем не замечают, их отметают, даже если они могут превра­тить жизнь этих людей в ад. Единственное, на чем дер­жится партнерство, это обоюдное желание зависимости. Если появляются проблемы, сразу вступают в действие сопротивления. Либо трудности переносят на других, либо находят козла отпущения, обычно ребенка или близкого родственника, которому приписывают роль на­рушителя спокойствия в такой всегда мирной супружес­кой жизни. Третья возможность стабилизации такого партнерства - это физические или психические недуги, требующие взаимной поддержки.

2. Жизненный принцип — справедливость. Человек такого типа ориентируется на вторичные способности и зависит в сильной степени от налаженного функциони­рования совместной жизни, похожей на игру в ансамбле. Такие актуальные способности, как преуспевание, точ­ность, порядок, бережливость, надежность и т.д., явля­ются необходимыми критериями совместной жизни.

Если для первого типа характерны скорее депрессив­ные черты, то здесь доминируют навязчивые структу­ры. При разногласиях для человека такого типа легче расстаться или развестись, чем переносить отступление от идеальной нормы. Соответственно и отделение про­исходит быстро, и возможные страхи подавляются, обо­рачиваются агрессивностью или перерабатываются пси­хосоматически. Характерен дефицит в сфере первич­ных способностей. Оба партнера все свои усилия на­правляют на то, чтобы налицо было оптимальное соот­ветствие актуальных способностей, прежде всего вто­ричных.

Кажущаяся легкость, с которой люди такого типа рас­стаются, не должна вводить в заблуждение, так как и в этих случаях участвуют сильные страхи перед расстава­нием. Они часто меньше связаны с реальным партнером, чем с усвоенными идеалами, и тем самым с той семьей, в которой этот человек вырос.

3. Жизненный принцип - безответственность. Че­ловек такого типа ищет возможность отделения и пыта­ется всеми доступными ему способами помешать усили­ям партнера сохранить привязанность. Он пользуется для решения партнерских проблем наивностью, неопыт­ностью, инфантильностью другого, чтобы оправдать себя. Для человека с главным жизненным принципом верность тип безответственного человека, склонного к истерии, - его полная противоположность. Единствен­ное, чем отличается депрессивный тип человека, для ко­торого верность прежде всего, это его все усиливающая­ся привязанность, которая может приводить к мыслям о самоубийстве.

Иную динамику дает сочетание в партнерстве двух безответственных типов. Один делает все для того, чтобы его партнер попал в зависимость. Как только эта цель достигнута, он отстраняется и пытается отделаться от своего партнера. Это продолжается до тех пор, пока его партнер борется за него, но с того момента, когда, наконец, все затраченные усилия привели к желанной цели, т.е. к расставанию, человек безответственного типа начинает вновь находить причины для того, чтобы про­должать партнерские отношения. Он оказывает давление на партнера, чтобы тот взял назад свое решение, исполь­зуя для этого самые разные способы вплоть до угрозы самоубийства.

Другие культуры

Партнерство как освобождение не типично для Востока. В партнерство не вступают ни ради того, чтобы уйти из родительского дома, ни ради того, чтобы освободиться от уже существующих отношений. И то, и другое немыс­лимо, так как противоречит традициям и религиозным нормам. «Освобождение», под которым подразумевается уход из расширенной семьи с утратой всех связей с ней, породило бы неуверенность в завтрашнем дне и страхи. Каждый член расширенной семьи включен в этот соци­альный организм, и все должны заботиться о нем, если ему придется плохо.

Взаимопомощь действует безотказно. Так, например, бизнесмену помогают все члены расширенной семьи в слу­чае его неплатежеспособности, отцу семейства - преодо­леть материальные трудности. Если умирает кормилец, то члены расширенной семьи берут на себя обязанности по материальному обеспечению его семьи. Точно так же при всевозможных психических нарушениях, таких как, на­пример, депрессии, конфликты или беспомощность пожи­лых людей, близкие чувствуют себя ответственными. Так возникает солидарность: женщины стоят друг за друга, а мужчины предлагают свою помощь. Эта солидарность проявляется во всех случаях жизни: не только после смер­ти кого-либо из родственников, во время вынужденной разлуки супругов в связи с профессиональным обучением, но и в случаях неразделенной любви и связанных с этим страданий. Ответственность несут все члены семьи сооб­ща. Роль семейного коллектива можно, пожалуй, сравнить только с ролью организации по социальному обеспечению в Германии, где посредством инвестиций создаются учреж­дения, куда могут обращаться граждане в случае нужды. Всего этого лишается на Востоке человек, который решил «освободиться».

Если тем не менее по каким-либо причинам дело до­ходит до развода, инициатор которого, как правило, мужчина, то это не может оставаться личным делом суп­ружеской пары, а касается всей большой семьи. Муж, оставляющий семью, должен позаботиться о щедрой де­нежной помощи детям. Он не хочет, чтобы о нем плохо отзывались, но семья жены принимает на себя основное бремя забот. Отец жены обеспечивает прожиточный ми­нимум. Традиция не предусматривает того, что женщина сама может позаботиться о себе.

Практические выводы

Партнеры могут попытаться с помощью методов и приемов позитивной психотерапии решить свои про­блемы в рамках программы самопомощи. Приняв такое решение, они смогут придти к заключению, что, несмотря на все трудности, можно жить вместе. Но даже если главное для партнеров - совместная жизнь, не следует, однако, упускать из виду, что рас­ставание может быть одним из возможных вариантов решения конфликтов, ибо так же, как мы стремимся к возможности жить вместе с партнером, мы стремимся и к возможности расстаться.

Тип человека с жизненным принципомверность.

Терапия в таких случаях направлена на расширение системы целей: контакт, самостоятельность, желание достигнуть успехов в деятельности и сделать собствен­ную жизненную программу активной, чтобы стать более независимым и способным к расставанию. Эти содержательные аспекты ближайшего будущего про­думываются и прорабатываются с помощью специа­листа. Другая цель терапевтической стратегии направ­лена на осознание тех событий прошлого, которые на­ложили отпечаток на характер пациента. Это — осо­знание стремлений к зависимости, колебаний и двой­ственности, чувства вины и тех критериев, по которым был выбран партнер.

Тип человека с жизненным принципом — справед­ливость.

Позитивная семейная психотерапия направ­лена прежде всего на то, чтобы развить у пациента недостающие или слабовыраженные актуальные способ­ности и включить их развитие в его жизненную про­грамму. Помимо этого, мы пытаемся вызывать те чув­ства пациента, которые связаны со слабо развитыми у него первичными актуальными способностями, и по­могаем ему осознать, какую роль они выполняют в жизни. Таким образом он учится пробуждать в себе эти чувства и давать им волю в жизненных обстоя­тельствах.

Тип человека с жизненным принципом — безот­ветственность.

Для человека этого типа бывает иног­да невыносимым желание другого расстаться. Он по­нимает это только тогда, когда инициатива исходит от него самого. Эта непоследовательность, которая менее свойственна другим типам, уходит своими корнями в детство и в условия семейной жизни, где пациент вос­питывался. Парадоксально то, что и у таких людей на­блюдается сильный страх изоляции, т.е. расставания, от которого они защищаются, следуя принципу «напа­дение - лучший вид обороны». Задача терапевта в том, чтобы довести до сознания пациента смысл и важность партнерства и вывести его из описанного выше заколдованного круга.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 327 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2286 - | 1976 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.