Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 ак возникла классическа€ теори€ 2 страница




Ќегативные оценки как показатель предрассудка могут быть св€заны с эмоциональными ассоциаци€ми, потребностью оправдать собственное поведение или негативные убеждени€, которые называютс€ стереотипами. ћыслить стереотипно Ц значит обобщать. ћы прибегаем к обобщени€м, чтобы сделать мир проще и пон€тней: англичане Ц замкнутые, американцы Ц общительные, профессора Ц рассе€нные. Ќиже перечисл€ютс€ некоторые широко распространенные стереотипы, ставшие предметом недавно проведенных исследований.

Ц ¬ 1980-е гг. женщины, которые пользовались титулом Ms. (миз) [ Ms. Ц употребл€етс€ перед фамилией женщины, если неизвестно еЄ семейное положение или если она сознательно подчеркивает свое равноправие с мужчиной. Ц ѕримеч. перев. ], воспринимались как более настойчивые и амбициозные, чем называющие себ€ Ђмиссї или Ђмиссисї (Dion, 1987; Dion & Cota, 1991; Dion & Schuller, 1991). ќднако в наши дни стереотипным стало воспри€тие этого титула как доказательства того, что женщина в браке сохранила свою девичью фамилию (Crawford et al., 1998; Etaugh et al., 1999).

Ц ” 19 народов пожилые люди воспринимаютс€ как более при€тные, но менее сильные и активные, чем молодые (Williams, 1993).

Ц –езультаты опросов общественного мнени€ позвол€ют говорить о том, что европейцы имеют определенное мнение о других европейцах. «а немцами закрепилась репутаци€ Ђтрудоголиковї (в известном смысле), за французами Ц любителей удовольствий, за англичанами Ц холодных и невозмутимых людей, за италь€нцами Ц влюбчивых, а за голландцами Ц надежных. (ѕоскольку эти данные получены в 1996 г. ¬иллемом  ооменом и ћишелем ЅЄхлером в јмстердамском университете, нет оснований не довер€ть им!)

Ц ∆ители стран —еверной ≈вропы считают Ђюжныхї европейцев более эмоциональными и менее квалифицированными, чем они сами (Linssen & Hagendoorn, 1994). —тереотипное представление о южанах как о более эмоциональных люд€х существует и внутри отдельных стран: по данным ƒжеймса ѕеннбейкера и его коллег, жители 20 стран северного полушари€ считают что их сограждане, выходцы с юга, более экспрессивны, чем уроженцы северных регионов, чего, однако, нельз€ сказать о жител€х 6 стран южного полушари€ (Pennebaker et al., 1996).

ѕодобные обобщени€ могут быть более или менее оправданными (и они не всегда негативны). ѕожилые люди действительно менее активны. ¬ странах, расположенных на юге северного полушари€, на самом деле выше уровень преступности, св€занной с про€влени€ми насили€. ∆ители южных регионов этих стран действительно более эмоциональны, чем жители северных регионов. ѕодходы учителей к объ€снению мотивационных различий и различного отношени€ к достижени€м учеников, принадлежащих к разным классам, расам и полам, Ц стереотипы, которые в известной мере отражают реальность (Madon et al., 1998). Ђ—тереотипы могут быть позитивными или негативными, верными или ошибочнымиї (Jussim, McCauley & Lee, 1995). ¬ерный стереотип даже может быть желательным. ћы называем его Ђчувствительностью к многообразиюї или Ђкультурным осознанием в мультикультурном миреї. –аздел€ть стереотипное представление о британцах как о люд€х, более озабоченных пунктуальностью, нежели мексиканцы, значит, понимать, чего можно ожидать от представителей каждой из этих культур и как следует вести себ€ с ними, чтобы трени€ были минимальными.

{ѕорой стереотипы отражают реальность. ѕредставители народов, предки которых жили в јфрике, составл€ют не более 12% населени€ «емли, но в 2000 г. именно им принадлежали 15 мировых рекордов в беге на разные дистанции Ц от стометровки до марафона (DiPietro, 2000). “ем не менее, даже если стереотипы относительно точно описывают действительность, причинно-следственных св€зей они не объ€сн€ют. (“екст на обложке книги:ѕочему чернокожие спортсмены доминируют в легкой атлетике и почему мы боимс€ говорить об этом? ƒжон Ёнтайн)}

ѕроблемы со стереотипами возникают тогда, кода они либо отражают чрезмерное обобщение,либо совершенно неверны. —читать, что большинство клиентов социальных служб јмерики Ц афроамериканцы, Ц €вное преувеличение, поскольку на самом деле это не так. ¬ стереотипных представлени€х студентов университетов о том, что члены определенных клубов предпочитают иностранные €зыки экономике или софтбол [—офтбол Ц широко распространенна€ в —Ўј спортивна€ игра, похожа€ на бейсбол. »гра проходит на поле меньшего размера с использованием более крупного, чем в бейсболе, м€ча. Ц ѕримеч. перев. ] Ц теннису, есть не только рациональное зерно, но и €вное преувеличение. »ндивиды внутри любой группы, в отношении которой действует укоренившийс€ стереотип, отличаютс€ друг от друга больше, чем можно было бы ожидать (Brodt & Ross, 1998).

ѕредрассудок Ц это негативна€ установка; дискриминаци€ Ц негативное поведение. Ќередко источником дискриминационного поведени€ станов€тс€ установки, основанные на предрассудках (Dovidio et al., 1996). ќднако, как подчеркивалось в главе 4, св€зь между установками и поведением нередко слаба; отчасти это св€зано с тем, что наше поведение отражает не только наши внутренние убеждени€.  ак нельз€ сказать, что все базирующиес€ на предрассудках установки об€зательно привод€т к совершению враждебных действий, так нельз€ и утверждать, что любое угнетение есть следствие предрассудка. –асизм и сексизм Ц институционализированна€ дискриминационна€ практика, и она остаетс€ таковой даже тогда, когда не св€зана с предрассудками.  огда практика приема на работу, основанна€ на устных рекомендаци€х, во всех компани€х, которыми руковод€т белые американцы, перекрывает доступ в них потенциальным работникам из числа национальных меньшинств, еЄ можно назвать расистской даже в том случае, если сам работодатель и не помышл€ет о дискриминации.

Ќасколько распространены предрассудки?

Ќеизбежны ли предрассудки? ƒавайте рассмотрим те из них, которые изучены наиболее основательно, Ц расовые и гендерные.

–асовые предрассудки

¬ мировом масштабе кажда€ раса €вл€етс€ меньшинством. Ќапример, люди с белой кожей неиспанского происхождени€ сейчас составл€ют не более одной п€той всего населени€, а спуст€ полвека их численность уменьшитс€ и составит не более одной восьмой. Ѕлагодар€ мобильности людей и миграционным процессам, которыми были отмечены два последних столети€, расы, насел€ющие мир, перемешались, и их взаимоотношени€ порой бывают враждебными, а порой Ц дружескими.

ƒл€ специалиста в области молекул€рной биологии цвет кожи Ц тривиальнейша€ характеристика человека, котора€ зависит от ничтожно малой генетической разницы между расами. Ѕолее того, природа не подраздел€ет людей на строго определенные категории по расовому принципу. Ёто ведь мы, а не природа, называем “айгера ¬удса Ђафроамериканцемї (он на одну четверть африканец), Ђамериканцем азиатского происхождени€ї (он также на одну четверть таец и на одну четверть Ц китаец) или даже индейцем или голландцем (в нем Ц по одной восьмой и той и другой крови).

Ђѕсихологи обычно пишут термины Ђбелыеї и Ђчернокожиеї с прописной буквы, подчеркива€ этим, что используют их не дл€ буквального обозначени€ цвета кожи лиц европейского и африканского происхождени€, а дл€ того, чтобы подчеркнуть их социальное использование в качестве названий рас.ї

»счезают ли расовые предрассудки? Ѕольшинство наших современников считают предрассудки живучими и вид€т их про€влени€Е в поведении других люд€х. ѕо результатам общенационального опроса общественного мнени€, проведенного »нститутом √эллапа в 1997 г., 44% американцев считают, что предрассудки в высшей степени свойственны их ближайшему окружению (Ђ5ї или выше по 10-балльной шкале). ј многие ли столь же высоко оценили собственную Ђприверженностьї предрассудкам? ¬сего лишь 14% (Whitman, 1998). “ак чему же верить: тому, что за каждым углом нас подстерегает нетерпимость, или тому, что есть определенное количество людей, полагающих, что они Ђне без грехаї? » можно ли сказать, что јмерика изживает расовые предрассудки?

’орошо изученные —Ўј Ц иллюстраци€ того, насколько быстро могут измен€тьс€ расовые установки. ¬ 1942 г. большинство американцев считали, что Ђв городских трамва€х и в автобусах дл€ чернокожих должны быть отведены отдельные местаї (Hyman & Sheatsley, 1956). —егодн€ этот вопрос показалс€ бы по меньшей мере странным, поскольку подобного вульгарного расизма уже практически нет. ¬ 1942 г. менее одной трети белых (а в южных штатах лишь 1 из 50) поддерживали идею совместного школьного обучени€ белых и чернокожих детей, к 1980 г. в поддержку этой идеи высказывались уже 90% белых. ≈сли учесть, как мало времени (в масштабах истории) прошло не только между 1942 и 1980 г., но даже и после отмены рабства в —Ўј, изменени€ кардинальные. ¬  анаде за последние дес€тилети€ тоже заметно улучшилось отношение к представител€м разных этнических групп и к эмигрантам из разных стран (Berry & Kalin, 1995).

{“айгер ¬удс, 1997. ќн называет себ€ Ђгибридомї, име€ в виду всех своих предков: выходцев из јзии и с  авказа, а также африканцев и индейцев}

— 1940-х гг., т. е. с того времени, когда  еннет и ћэйми  ларк писали о расовых предрассудках белых американцев (Clark & Clark, 1947), установки афроамериканцев тоже изменились. ¬ 1954 г., принима€ свое историческое решение, признававшее антиконституционным раздельное обучение белых и чернокожих детей, ¬ерховный —уд посчитал заслуживающим внимани€ и такой факт: когда супруги  ларк предложили чернокожим дет€м на выбор Ђчерныхї и Ђбелыхї кукол, они выбрали Ђбелыхї. »з результатов исследований, проведенных в период с 1950-х по 1970-е гг., следует, что в это врем€ т€га чернокожих детей к Ђчернымї куклам стабильно возрастала. ј взрослые афроамериканцы пришли к пониманию того, что такие качества, как интеллект, леность и зависимость, в одинаковой степени присущи и им, и белым (Jackman & Senter, 1981; Smedley & Bayton, 1978).

¬ наши дни у представителей разных рас много общих установок и устремлений (Etzioni, 1999). Ѕолее 90% белых и чернокожих избирателей утвердительно отвечают на вопрос: Ђћогли бы вы проголосовать за чернокожего кандидата в президенты?ї Ѕолее 80% представителей обеих групп населени€ согласны с тем, что Ђусловием получени€ аттестата о среднем образовании должно быть знание молодым человеком общей истории и идей, объедин€ющих всех американцевї, и с тем, что Ђснижение молодежной преступности и незаконного потреблени€ наркотиков Ц чрезвычайно важна€ стать€ расхода налоговых поступленийї. ќт 80 до 90% опрошенных в обеих группах высказываютс€ Ђза равные права и возможности дл€ всех, без предрассудков и дискриминацииї. ј от 20 до 30% респондентов в обеих группах признают факт снижени€ моральных и этических стандартов. Ѕлагодар€ этой идейной общности, —Ўј и большинство западных демократий избежали этнических конфликтов, подобных тем, от которых пострадали  осово и –уанда (Etzioni, 1999).

—оциальна€ психологи€ в моей жизни

»ме€ хорошую подготовку по социальной психологии, € смог не только разобратьс€ в ситуации на Ѕлижнем ¬остоке (благодар€ книге моего однофамильца “омаса ‘ридмана Ђќт Ѕейрута до »ерусалимаї), но и в самом себе. —оциальна€ психологи€ помогла мне пон€ть, что предрассудки есть преимущественно результат невежества. —уд€ по всему, именно таким € и был Ц невежественным.

ћои представлени€ о ближневосточном кризисе ничем не отличались от представлений, раздел€емых большинством молодых американских евреев: € считал необходимым его мирное разрешение, но не учитывал интересов палестинского народа. „то мы знали о палестинцах, кроме того, что они Ц террористы, преисполненные ненависти к евре€м и к »зраилю? ѕрочитанна€ книга помогла мне взгл€нуть на проблему с другой стороны, € пон€л корни ненависти и старую, как мир, истину, что все мы люди и что между нами очень много общего.

ќсознавать собственное невежество страшно, потому что при этом ты начинаешь подвергать сомнению те усто€вшиес€ взгл€ды, которые раньше казались тебе бесспорными. ј это болезненный процесс. «а понимание приходитс€ платить. Ќо за непонимание приходитс€ платить неизмеримо большую цену.

Ёрик ј. ‘ридман,Yale University, 1999.

---

«начит ли это, что в таких странах, как —Ўј и  анада, больше нет места расовым предрассудкам? Ќет. ќб их живучести свидетельствуют и 7489 преступлений, совершенных на почве расовой нетерпимости в 1998 г. (FBI, 1997), и то небольшое количество белых американцев, которые открыто демонстрируют свое презрительное отношение к чернокожим согражданам (рис. 9.1).

–ис. 9.1. –асовые установки белых американцев (1963-1997 гг.). »сточники:»нститут √эллапа и Schuman et al., 1998

ЂЌа скоростных шоссе, св€зывающих северные штаты —Ўј, большинство дисциплинированных и недисциплинированных водителей Ц белые, однако полицейские чаще останавливают и обыскивают машины чернокожих водителей (Lamberth, 1998; Staples, 1999а, 1999b). ѕо данным одного из специальных исследований, проведенных в штате Ќью-ƒжерси, при том, что общее количество чернокожих водителей составило 13,5%, а количество водителей-лихачей Ц 15%, среди остановленных водителей их было 35%.ї

Ќаличие подобных индивидов помогает объ€снить, почему во врем€ проведени€ очередного опроса »нститутом √эллапа половина чернокожих респондентов утвердительно ответили на вопрос Ђ—талкивались ли вы в течение последних 30 дней с дискриминацией?ї, причем у 30% это произошло в магазинах, когда они делали покупки, а у 20% Ц либо в ресторанах или в кафе, либо на работе (Gallup, 1997).

¬опросы, касающиес€ близких отношений, и сегодн€ вы€вл€ют людей, не лишенных предрассудков. —огласие или несогласие с утверждением Ђя, скорее всего, буду чувствовать себ€ неловко, танцу€ с чернокожим кавалером (с чернокожей дамой) в общественном местеї дает более верное представление о расовых установках белого человека, чем согласие или несогласие с утверждением Ђя, скорее всего, буду испытывать неловкость, если вместе со мной в автобусе окажетс€ чернокожий (чернокожа€)ї. ћногие люди, вполне благосклонно относ€щиес€ к Ђнациональному разнообразиюї на работе или в учебном заведении, тем не менее провод€т свободное врем€ в обществе людей своей расы, среди них выбирают себе возлюбленных и спутников жизни. Ёто помогает пон€ть, почему, по данным опроса студентов 390 колледжей и университетов, 53% афроамериканцев ощущают себ€ исключенными из Ђсоциальных контактовї (Hurtado et al., 1994). (ќб этом сообщили 24% американцев азиатского происхождени€, 16% американцев мексиканского происхождени€ и 6% американцев европейского происхождени€.) » проблема этих отношений большинства и меньшинства не только в том, что большинство Ц белые, а меньшинство Ц цветные. ¬ баскетбольных командах ЌЅј белые игроки (а в данном случае именно они и составл€ют меньшинство) ощущают аналогичную оторванность от своих товарищей по команде (Schoenfeld, 1995).

{’от€ в сфере интимных социальных отношений предрассудки особенно живучи, в большинстве стран количество смешанных браков возрастает. Ќапример, в —Ўј в период между 1980 и 1998 г. количество браков между представител€ми разных рас увеличилось более чем вдвое. (»сточник:Bureau of the Census, 1996)}

Ёто €вление Ц наибольша€ живучесть предрассудков в сфере самых интимных социальных отношений Ц представл€етс€ универсальным. ¬ »ндии люди, признающие систему каст, впускают представителей низших каст в свои дома, но о браках с ними не может быть и речи (Sharma, 1981). ¬ результате проведени€ общеамериканского опроса оказалось, что на вопрос: Ђ—тали бы вы делать покупки в магазине, принадлежащем гомосексуалисту?ї Ц утвердительно ответили 75% респондентов, но на вопрос: Ђ—тали бы вы лечитьс€ у врача-гомосексуалиста?ї Ц утвердительно ответили только 39% респондентов (Henry, 1994).

—крытые формы предрассудков. ¬спомните: в главе 4 было рассказано об эксперименте, в ходе которого белые студенты, дума€, что их контролирует детектор лжи, признавались в том, что не лишены предрассудков. ƒругие исследователи предлагали испытуемым оценить поведение белого или чернокожего человека. ”частникам эксперимента Ѕирта ƒункана, белым студентам  алифорнийского университета, демонстрировали видеозапись спора между двум€ мужчинами, в результате которого один из них несильно толкал другого (Duncan, 1976).  огда белый толкал чернокожего, только 13% испытуемых назвали его поведение Ђпро€влением насили€ї. ќстальные сочли поступок белого Ђигройї или Ђшуткойї. ќднако если чернокожий толкал белого, оценка была совершенно иной: 73% испытуемых посчитали его действи€ Ђнасильственнымиї.

»звестны и результаты экспериментов, оценивающих поведение испытуемых по отношению к белым и к чернокожим.  ак станет €сно из главы 13, белые одинаково склонны к оказанию помощи и тем и другим; исключение составл€ют ситуации, когда нуждающийс€ в помощи человек находитс€ где-то далеко (например, когда испытуемому звонил человек с негрит€нским акцентом, который хотел оставить сообщение, но оказывалось, что он ошибс€ номером). јналогичные результаты получены и при проведении экспериментов с наказанием Ђучениковї электрическим током: белые испытуемые не только не про€вл€ли по отношению к чернокожим большей жестокости, но, может быть, даже были несколько более милосердными по отношению к ним. »сключени€ составл€ли ситуации, когда Ђучительї либо был очень рассержен, либо знал, что Ђученикї не может ни отплатить за агрессию, ни узнать, кто именно про€вил еЄ (Crosby et al., 1980; Rogers & Prentice-Dunn, 1981) (рис. 9.2).

–ис. 9.2. —пособен ли гнев Ђпривести в действиеї скрытый предрассудок?  огда испытуемые, белые студенты, использовали электрошок €кобы как часть Ђэксперимента по изменению поведени€ї, по отношению к сговорчивой чернокожей Ђжертвеї они вели себ€ менее агрессивно, чем по отношению к белой. ќднако если Ђжертвыї оскорбл€ли их, они отвечали более агрессивно в том случае, если Ђжертвамиї были чернокожие. (»сточник:Rogers & Prentice-Dunn, 1981)

—ледовательно, предрассудки и дискриминационное поведение могут быть не только открытыми, но и скрытыми за какими-нибудь другими мотивами. ¬о ‘ранции, ¬еликобритании, √ермании, јвстралии и в Ќидерландах на смену вульгарному расизму приход€т замаскированные расовые предрассудки в виде преувеличени€ этнических различий, менее благожелательного отношени€ к эмигрантам Ц представител€м национальных меньшинств и их дискриминации по соображени€м €кобы нерасового характера (Pettigrew, 1998; Pedersen & Walker, 1997). Ќекоторые исследователи называют этот скрытый расизм Ђсовременным расизмомї, или Ђкультурным расизмомї. —овременные предрассудки зачастую про€вл€ютс€ в завуалированном, не€вном виде в наших предпочтени€х того, что уже знакомо, похоже на нас и не доставл€ет неудобств (Dovidio et al., 1992; Esses et al., 1993a).

—овременные предрассудки про€вл€ютс€ даже в форме некой Ђрасовой чувствительностиї, котора€ приводит к неадекватным реакци€м на действи€ отдельных представителей меньшинств Ц как в форме неоправданных восхвалений их достижений, так и в форме чрезмерной критики их ошибок (Fiske, 1989; Hart & Morry, 1997; Hass et al., 1991). –асова€ чувствительность про€вл€етс€ и в форме покровительства. “ак,  ент ’арбер предлагал белым студентам —тэнфордского университета оценить плохо написанное эссе (Harber, 1998). ≈сли студенты думали, что его автор Ц чернокожий, они ставили ему более высокую оценку, чем когда думали, что он Ц белый, и реже подвергали работу разгромной критике. —туденты, возможно, из нежелани€ быть обвиненными в предвз€тости, демонстрировали покровительственное отношение к чернокожему автору, предъ€вл€€ к нему более низкие требовани€. ’арбер считает, что подобна€ Ђнеобоснованна€ похвала в сочетании с нетребовательностьюї способна помешать представител€м меньшинств реализовать все свои возможности.

ƒаже если €вное про€вление предрассудков идет на убыль, автоматические эмоциональные реакции все ещЄ дают о себе знать. –езультаты недавно проведенных исследований говор€т о том, что осознание предрассудка способно повли€ть на наши импульсивные реакции (Macrae & Bodenhausen, 2000). ¬прочем, по данным ѕатриции ƒевайн и еЄ коллег, и люди с сильными предрассудками, и люди, не имеющие предрассудков, иногда демонстрируют сходные автоматические реакции (Devine et al., 1989, 2000). ќтличие между ними в том, что последние сознательно стараютс€ подавл€ть в себе те мысли и чувства, к которым их подталкивают предрассудки. ƒевайн сравнивает такое поведение с поведением человека, который стараетс€ избавитьс€ от дурной привычки. ќднако как бы мы ни старались отогнать непрошеные мысли Ц о еде, о романе с избранницей друга, суждени€ о группе, к которой сами не принадлежим, Ц порой они просто отказываютс€ покидать нас (Macrae et al., 1994; Wegner & Erber, 1992). —казанное в первую очередь относитс€ к пожилым люд€м, в определенной степени утратившим способность подавл€ть нежелательные мысли, а значит и старые стереотипы (von Hippel et al., 2000). ¬ывод, касающийс€ нас всех: от нежелательных (диссонантных) мыслей и чувств не так легко избавитьс€.

—казанное выше Ц ещЄ одна иллюстраци€ двойственности нашей системы установок (глава 2). ќтносительно одного и того же предмета у нас могут быть разные €вные (осознанные) и не€вные (автоматические) установки. ј это значит, что с детства у нас может сохранитьс€ привычный, автоматический страх перед теми (или непри€знь к тем), кому мы сейчас демонстрируем уважение и одобрение. ’от€ €вные установки могут кардинально измен€тьс€ под вли€нием просвещени€, не€вные установки способны сохран€тьс€, и измен€ютс€ они только тогда, когда благодар€ тренировке у нас формируютс€ новые привычки (Kawakami et al., 2000).

ќгромное количество экспериментов, проведенных в последние годы в …ельском университете (Banaji & Bhaskar, 2000), в университетах штатов »ндиана (Fazio et al., 1995) и  олорадо (Wittenbrink et al., 1997), а также в ¬ашингтонском (Greenwald et al., 2000) и в Ќью-…оркском университетах (Bargh & Chartrand, 1999), подтверждают факт существовани€ такого феномена, как автоматические стереотипы и предрассудки. ¬о всех этих экспериментах группам испытуемых разного возраста, пола и расовой принадлежности предъ€вл€ли (в режиме мелькани€) разные слова и лица, которые автоматически активизировали (эффект прайминга) их стереотипы. јктивизированные стереотипы испытуемых в дальнейшем могли повли€ть на их поведение и сделать его пристрастным, хот€ сами они и не осознавали этого. “ак, если в качестве активаторов использовались изображени€, которые ассоциировались у испытуемых с афроамериканцами, они в дальнейшем могли более враждебно реагировать на назойливые просьбы экспериментатора. ¬ своем остроумном эксперименте Ёнтони √ринвальд и его коллеги показали, что 9 испытуемым из 10 требовалось больше времени дл€ идентификации таких слов, как Ђмирї и Ђрайї, в качестве Ђхорошихї, если они ассоциировались не с лицами белых, а с лицами афроамериканцев. Ќе забудьте, что речь идет об испытуемых, считавших, что они лишены или практически лишены предрассудков; тем не менее и они способны про€вл€ть их в виде неосознанных, непреднамеренных реакций.

(Ц ƒавайте на минуту забудем о том, что вы Ц чернокожий.)

ѕредрассудки порой про€вл€ютс€ автоматически и бессознательно, чего €вно не понимает эта дама, занимающа€с€ оформлением ссуд

¬ реальной жизни любое столкновение с представителем меньшинства может аналогичным образом Ђдать ходї подсознательному стереотипу. » те, кто, уважает права гомосексуалистов, и те, кто относитс€ к ним с презрением, могут одинаково неловко чувствовать себ€ в автобусе р€дом с геем (Monteith, 1993). —лучайна€ встреча с незнакомым афроамериканцем может насторожить даже тех, кто гордитс€ своей толерантностью. ¬ одном из экспериментов белым испытуемым показывали слайды с изображением белых и чернокожих людей. »спытуемые должны были вообразить, что общаютс€ с ними, и оценить веро€тность возникновени€ симпатии к ним (≈. J. Vanman et al., 1990). ’от€ испытуемым и казалось, что они больше симпатизируют чернокожим, чем белым, их лицевые мускулы говорили совсем о другом. ќценка их состо€ни€ с помощью специальных инструментальных методов показала, что в момент по€влени€ лица афроамериканца больше напр€гаютс€ те лицевые мускулы испытуемых, которые передают не позитивные эмоции, а негативные. јналогично реагирует и центр мозга, Ђответственныйї за эмоции: он функционирует более активно в тот момент, когда участник эксперимента видит изображение незнакомого человека, принадлежащего к другой расе (Hart et al., 2000). ќсознава€ несоответствие того, что они должны чувствовать, тому, что они на самом деле чувствуют,люди, и в первую очередь те, у кого развито самоосознание, нередко испытывают чувство вины и стараютс€ побороть реакцию, на которую Ђтолкаетї предрассудок (Bodenhausen & Macrae, 1998; Macrae et al., 1998; Zuwerink et al., 1996).

ћораль: справитьс€ с тем, что ƒевайн называет Ђавтоматическим предрассудкомї, нелегко. ≈сли и вы обнаруживаете в себе нечто подобное, не отчаивайтесь: в этом нет ничего необычного. ¬ажно лишь то, что вы будете делать после того, как осознаете это. ¬ы допустите, чтобы ваше поведение полностью определ€лось именно такими чувствами? »ли попытаетесь это предотвратить, дл€ чего станете в дальнейшем следить за собой и корректировать свои поступки?

Ђћногие признавались мне в том, что хот€ у них больше нет никаких предрассудков в отношении чернокожих, они, тем не менее не могут пожать руку афроамериканцу без чувства брезгливости. Ёти ощущени€ Ц пережиток того, что они усвоили в детстве в своих семь€х. “омас ѕеттигрю,1987, с. 20ї

ѕо мнению Ёнтони √ринвальда и Ёрика Ўуха, даже сами социальные психологи, изучающие предрассудки, не свободны от них (Greenwald & Schuh, 1994). ќни проанализировали, кого из своих коллег преимущественно цитируют социальные психологи с нееврейскими фамили€ми (Ёриксон, ћакбрайд и т. д.) и с еврейскими (√ольдштейн, —игал и т. д.). ѕроанализировав около 30 000 цитат, в том числе 17 000 цитат из работ, посв€щенных предрассудкам, авторы пришли к поразительному выводу: в работах авторов с нееврейскими фамили€ми было на 40% больше цитат из работ авторов с нееврейскими фамили€ми, чем в работах их коллег с еврейскими фамили€ми. (√ринвальд и Ўух не смогли определить, чем именно это вызвано: избыточным ли цитированием авторами-евре€ми своих коллег-евреев, или избыточным цитированием авторами-неевре€ми своих коллег-неевреев, или тем и другим).

√ендерные предрассудки

Ќасколько распространены предрассудки в отношении женщин? ¬ главе 5 мы уже обсуждали гендерно-ролевые нормы Ц представлени€ людей о том, как должны вести себ€ мужчины и женщины. —ейчас же мы переходим к рассмотрению гендерных стереотипов Ц представлению о том, как на самом деле ведут себ€ и те и другие. Ќормы предписывают, а стереотипы Ц описывают.

√ендерные стереотипы. –езультаты изучени€ стереотипов позвол€ют сделать два неоспоримых вывода: существуют €рко выраженные гендерные стереотипы, и, как это часто случаетс€, члены группы, в отношении которой они действуют, принимают их. » мужчины и женщины согласны с тем, что о человеке можно судить на основании того, что Ђна нем надето Ц брюки или юбкаї. Ќа основании результатов своего исследовани€ ћэри ƒжэкмен и ћэри —ентер пришли к выводу о том, что гендерные стереотипы значительно сильнее расовых (Jackman & Senter, 1981). Ќапример, только 22% мужчин полагали, что мужчины и женщины одинаково Ђэмоциональныї. —реди остальных 78% тех, кто считал женщин более эмоциональными, оказалось в 15 раз больше, чем тех, кто приписывал большую эмоциональность мужчинам. ј что же думали по этому поводу женщины? ѕрактически то же самое: разница между Ђмужскимиї и Ђженскимиї показател€ми не превышала 1%.

ЂЋюбое дело, которое по плечу мужчине, по плечу и женщине, и в любом из них женщина Ц всего лишь физически менее сильный мужчина. ѕлатон,–еспубликаї

«аслуживают внимани€ и результаты другого исследовани€, проведенного Ќатали ѕортер, ‘лоренс √ейс и ƒжойс ƒженнингс ”олстедт (Porter, Geis & Walstedt, 1983). ќни показывали студентам фотографии Ђаспирантов, сообща работающих над исследовательским проектомї (рис. 9.3), и интересовались их первым впечатлением, спрашива€, кто, по их мнению, вносит наибольший вклад в работу.

–ис. 9.3.  ак вы думаете, кто из членов этой группы вносит наибольший вклад в общую работу? —туденты колледжа, посмотрев на эту фотографию, обычно отвечали: ЂЁто один из двух мужчинї.  огда же им показывали фотографию, на которой были изображены либо группа мужчин, либо группа женщин, они признавали лидером человека, сидевшего во главе стола

≈сли группа, представленна€ на снимке, была однородной (только мужчины или только женщины), то подавл€ющее большинство студентов Ђотдавали пальму первенстваї человеку, сидевшему во главе стола.  огда предъ€вл€лась фотографи€ смешанной группы, с не менее значительным преимуществом называли лидером мужчину во главе стола. ќднако женщину, сидевшую на том же самом месте, систематически игнорировали.  аждый из двух мужчин на рис. 9.3 признавалс€ лидером значительно чаще, чем все три женщины, вместе вз€тые! —тереотипное представление о том, что лидер Ц это всегда мужчина, про€вл€лось не только одинаково безотказно у мужчин и у женщин. ” феминисток оно Ђсрабатывалої столь же Ђуспешної, как и у тех женщин, которые не раздел€ли их взгл€дов. –езультаты более поздних исследований позвол€ют говорить, что особенности поведени€, которые ассоциируютс€ с лидерством, воспринимаютс€ менее благосклонно, если лидер Ц женщина (Eagly & Karau, 2000). ”веренность в себе воспринимаетс€ как качество, более приличествующее мужчине, нежели женщине (что затрудн€ет женщине путь к лидерству и к достижению успеха в этом качестве). Ќасколько распространены гендерные стереотипы? „резвычайно.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 287 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1543 - | 1201 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.036 с.